"Локомотивы истории, или..." - пути развития общества на примере событий первой русской революции
Автор: Костина Оксана Васильевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ СОШ № 15 Населённый пункт: с. Казинка Шпаковского района Ставропольского края Наименование материала: конспект Тема: "Локомотивы истории, или..." - пути развития общества на примере событий первой русской революции Раздел: среднее образование
ЦЕЛИ :
Образовательные: сформировать у учащихся представление о том, что первая
российская
революция
была
обусловлена
неразрешенностью
основных
социально-экономических
и
политических
противоречий,
которые
обострились на фоне неудач русской армии в войне с Японией; подвести
учащихся к пониманию того, что революция 1905 – 1907 гг. стала попыткой
решить
коренные
проблемы
российской
действительности;
раскрыть
характер
и
итоги
революции,
а
также
определить
ее
значение
для
дальнейшего развития страны.
Развивающие: способствовать формированию умений и навыков учащихся:
- по систематизации, обобщению и анализу исторического материала;
-
самостоятельной
работы
с
материалами
учебника,
документами
и
дополнительной литературой;
- по выявлению причинно-следственных связей и делать самостоятельные
логические выводы;
-
преодолевать
трудности
в
учении,
используя
проблемные
ситуации
и
творческие задания
Воспитательные:
- патриотическое воспитание на материале урока;
- научное понимание исторического процесса.
Ход проведения урока:
1.Леймотив
урока
–
видеоролик
«Фрагмент
из
авторской
программы
Феликса Разумовского «Кто мы».
2. Вступительное слово учителя:
Революция – это слово прочно вошло в жизнь общества. Из курса
обществознания
8
класса
вам,
ребята
уже
известны
основные
пути
общественного развития. Давайте их вспомним.
СЛАЙД 1 Вы правы, действительно учёные выделяют два основных
пути общественного
развития. Развитие общества может происходить как
эволюционным,
та
и
революционным
путём.
Эволюция
предполагает
плавные
изменения
в
обществе,
которые
постепенным
и
естественным
образом
вырастают
из
существующих
в
нём
исторических
условий.
Эволюционный путь – это путь реформаторский, то есть осуществляющийся
с
помощью
реформ.
Революция
отличается
резкими
и
глубокими
изменениями во всей общественной жизни, в результате которых общество
переходит из одного качественного состояния в другое. Так, представители
марксизма
говорят
о
том,
что
революции
–
это
полезные
ускорители
общественного
прогресса.
Они
представляют
собой
«движущую
силу»,
«локомотив истории».
3. Постановка учебной задачи урока:
СЛАЙД
2
На
сегодняшнем
уроке,
я
предлагаю
вам,
ребята,
поразмышлять
над
проблемой
эволюционного
и
революционного
путей
развития общества на примере событий революции 1905-1907 гг.
4. Сообщение темы урока. СЛАЙД 3
Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Локомотивы истории», или…? На
примере событий 1 русской революции.
5. Актуализация знаний учащихся – выделение основных причин 1 русской
революции.
Давайте
вспомним,
какие
проблемы
стояли
перед
Россией
в
начале XX века. Данные проблемы и являются основными причинами первой
русской революции. Обобщим ваши мысли в ОС
Причины 1 русской революции СЛАЙД 4
А)
самодержавная
форма
правления
(отсутствие
политических
свобод
и
парламента)
Б) аграрный вопрос (малоземелье крестьян, выкупные платежи, помещичье
землевладение)
В)
рабочий
вопрос
(тяжёлое
положение
рабочих,
отсутствие
у
них
гражданских прав и свобод)
Г) поражение России в русско-японской войне
Д) национальный вопрос
6. Видеофрагмент «Кровавое воскресенье» - начало революции
Слова
учителя:
Кровавое
воскресенье,
состоявшееся
9
января
1905
года
явилось
сигналом
для
начала
революционных
действий.
Предлагаю
вам
окунуться
в
рассматриваемую
эпоху
и
познакомиться
с
основными
событиями 1 русской революции.
7. Организация дифференцированной групповой деятельности учащихся
по теме урока
Группа 1 (ГПВ – группа повышенного внимания) СЛАЙД 5
Задание: представьте, что вы пропустили урок и вам необходимо переписать
его.
Для
этого
вы
берёте
тетрадь
у
одноклассника,
но
в
ней
всё
законспектировано, многие слова зашифрованы или сокращены. Ваша задача
восстановить эту запись и оформить её в развёрнутом варианте.
1.
Всероссийская октябрьская стачка.
Осень 1905 г. – центр М.
19. 09. – нач. забаст. печатники→раб. моск . предпр. (эк. треб.)
Нач. октября - + моск. железнодорожники + раб. всех ж/д
Стачка = 120 городов, 2 млн раб. и служащих
50 городов и раб. поселков - Советы раб. депутатов
13.10. – Петербургский Совет раб.деп. ☼ Г.С. Хрусталев-Носарь
Лозунги – «Долой цар. пр-во!», «Да здравствует дем. респ-ка !»
Окт. выступления → сплочение населения Р.
Верховная власть – уступки → «Мнифест…»
2.
Декабрьское вооруженное восстание.
Ц: воор. попытка свержения власти
Нач. дек.: Моск. Совет - всеобщ. полит. забаст.
→ 100 тыс. раб. в М не работ. + 110 тыс. раб в С – П
Пр-во = войска, рабочие = за оружие
10.12. – стачка в М → воор. вос-е
Вос-е = ок. 6 тыс. чел. Всего – 7 дней сраж.
15.12. – из С-П в М → Семеновский полк и др. войска
Центр – Пресня Но силы ≠
19.12.1905 - вос-е б. прекращено (Совет решил)
Итого: тысячи жертв (аресты, расстрелы).
Группа 2 (ОГУ – основная группа учащихся) СЛАЙД 6
Графически изобразите ход революции 1905 – 1907 гг., указав наиболее
значимые события, прикрепив их изображения. Объясните, почему именно
эти события вы рассматриваете как важные.
Группа 3 (ГУО – группа ускоренного обучения) СЛАЙД 7
Анализ
исторического
документа
«Манифест
17
октября
1905
г.»
с
разнообразных позиций:
белая шляпа - нейтральная: выявление фактов: содержание каждого из трех
пунктов документа.
желтая
шляпа
–
позитивная:
выявляет
положительные
моменты
данного
документа.
черная шляпа – критическая: выявить негативные стороны: почему многие
участники революции считали Манифест явно недостаточным?
красная
шляпа
–
эмоциональная:
выразить
собственное
отношение
к
Манифесту;
синяя шляпа – аналитическая: определить, почему Манифест воспринимался
как частичная победа революции?
зеленая шляпа – творческая: определить, как могли развиваться события,
если бы Манифест не был бы принят?
8. Защита групповой деятельности учащихся
Группа
1
–
дайте
развёрнутый
ответ
–
основные
события
1
русской
революции
Группа 2 – представить мини-проект «1 русская революция в графическом
изображении»
Группа 3 – представить результаты своей деятельности в устной форме
9. Рассказ учителя об основных итогах революции СЛАЙД 8
Вывод:
1
русская
революция
не
решила
основные
проблемные
вопросы
российского общества и это подготовило почву и основание для дальнейших
революционных потрясений.
10. Решение учебной задачи урока
Предлагаю
вам,
вернуться
к
учебной
задаче
урока
и
определиться
с
собственной точкой зрения по проблеме СЛАЙД 9
«Локомотивы истории», или…
Приведите 2 аргумента в защиту данной точки зрения и два аргумента,
которые бы её опровергали. – Отработка задания С5 ЕГЭ СЛАЙД 10
11. Видео революций сегодняшнего времени (Сирия, Египет, Ливия)
12. Слова учителя: Прошло более 100 лет после революционных событий,
которые
проходили
в
России.
Мы
с
вами
являемся
непосредственными
свидетелями революционных событий в Египте, Сирии, Ливии, Украине и
других
странах.
И
сегодня,
остается
открытым
вопрос:
какой
же
путь
предпочтительнее для развития общества: эволюционный и революционный.
Выскажите свою точку зрения – использование метапредметной технологии
СЛАЙД 11
13. Завершение урока - Как бы сложилась судьба нашего государства, если
бы не данные события. Каким бы путём пошла Россия, кто бы стоял у
власти? История не знает сослагательного наклонения. На эти вопросы уже
не найти ответа.