Напоминание

"Локомотивы истории, или..." - пути развития общества на примере событий первой русской революции


Автор: Костина Оксана Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 15
Населённый пункт: с. Казинка Шпаковского района Ставропольского края
Наименование материала: конспект
Тема: "Локомотивы истории, или..." - пути развития общества на примере событий первой русской революции
Раздел: среднее образование





Назад





Урок истории в 9 классе

Тема урока: «Локомотивы истории»: или…?

(на примере событий первой русской революции)

ЦЕЛИ
: Образовательные: сформировать у учащихся представление о том, что первая российская революция была обусловлена неразрешенностью основных социально-экономических и политических противоречий, которые обострились на фоне неудач русской армии в войне с Японией; подвести учащихся к пониманию того, что революция 1905 – 1907 гг. стала попыткой решить коренные проблемы российской действительности; раскрыть характер и итоги революции, а также определить ее значение для дальнейшего развития страны. Развивающие: способствовать формированию умений и навыков учащихся: - по систематизации, обобщению и анализу исторического материала; - самостоятельной работы с материалами учебника, документами и дополнительной литературой; - по выявлению причинно-следственных связей и делать самостоятельные логические выводы; - преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации и творческие задания Воспитательные: - патриотическое воспитание на материале урока; - научное понимание исторического процесса.
Ход проведения урока:

1.Леймотив

урока



видеоролик
«Фрагмент из авторской программы Феликса Разумовского «Кто мы».
2. Вступительное слово учителя:
Революция – это слово прочно вошло в жизнь общества. Из курса обществознания 8 класса вам, ребята уже известны основные пути общественного развития. Давайте их вспомним.

СЛАЙД
1 Вы правы, действительно учёные выделяют два основных пути общественного развития. Развитие общества может происходить как эволюционным, та и революционным путём. Эволюция предполагает плавные изменения в обществе, которые постепенным и естественным образом вырастают из существующих в нём исторических условий. Эволюционный путь – это путь реформаторский, то есть осуществляющийся с помощью реформ. Революция отличается резкими и глубокими изменениями во всей общественной жизни, в результате которых общество переходит из одного качественного состояния в другое. Так, представители марксизма говорят о том, что революции – это полезные ускорители общественного прогресса. Они представляют собой «движущую силу», «локомотив истории».
3. Постановка учебной задачи урока:

СЛАЙД

2
На сегодняшнем уроке, я предлагаю вам, ребята, поразмышлять над проблемой эволюционного и революционного путей развития общества на примере событий революции 1905-1907 гг.
4. Сообщение темы урока. СЛАЙД 3
Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Локомотивы истории», или…? На примере событий 1 русской революции.
5. Актуализация знаний учащихся
– выделение основных причин 1 русской революции. Давайте вспомним, какие проблемы стояли перед Россией в начале XX века. Данные проблемы и являются основными причинами первой русской революции. Обобщим ваши мысли в ОС
Причины 1 русской революции СЛАЙД 4
А) самодержавная форма правления (отсутствие политических свобод и парламента) Б) аграрный вопрос (малоземелье крестьян, выкупные платежи, помещичье землевладение) В) рабочий вопрос (тяжёлое положение рабочих, отсутствие у них гражданских прав и свобод) Г) поражение России в русско-японской войне Д) национальный вопрос
6. Видеофрагмент «Кровавое воскресенье» - начало революции

Слова учителя: Кровавое воскресенье, состоявшееся 9 января 1905 года явилось сигналом для начала революционных действий. Предлагаю вам окунуться в рассматриваемую эпоху и познакомиться с основными событиями 1 русской революции.
7. Организация дифференцированной групповой деятельности учащихся

по теме урока

Группа 1 (ГПВ – группа повышенного внимания) СЛАЙД 5
Задание: представьте, что вы пропустили урок и вам необходимо переписать его. Для этого вы берёте тетрадь у одноклассника, но в ней всё законспектировано, многие слова зашифрованы или сокращены. Ваша задача восстановить эту запись и оформить её в развёрнутом варианте. 1. Всероссийская октябрьская стачка. Осень 1905 г. – центр М. 19. 09. – нач. забаст. печатники→раб. моск . предпр. (эк. треб.) Нач. октября - + моск. железнодорожники + раб. всех ж/д Стачка = 120 городов, 2 млн раб. и служащих 50 городов и раб. поселков - Советы раб. депутатов 13.10. – Петербургский Совет раб.деп. ☼ Г.С. Хрусталев-Носарь Лозунги – «Долой цар. пр-во!», «Да здравствует дем. респ-ка !» Окт. выступления → сплочение населения Р. Верховная власть – уступки → «Мнифест…» 2. Декабрьское вооруженное восстание. Ц: воор. попытка свержения власти Нач. дек.: Моск. Совет - всеобщ. полит. забаст. → 100 тыс. раб. в М не работ. + 110 тыс. раб в С – П Пр-во = войска, рабочие = за оружие 10.12. – стачка в М → воор. вос-е Вос-е = ок. 6 тыс. чел. Всего – 7 дней сраж. 15.12. – из С-П в М → Семеновский полк и др. войска Центр – Пресня Но силы ≠ 19.12.1905 - вос-е б. прекращено (Совет решил)
Итого: тысячи жертв (аресты, расстрелы).
Группа 2 (ОГУ – основная группа учащихся) СЛАЙД 6
Графически изобразите ход революции 1905 – 1907 гг., указав наиболее значимые события, прикрепив их изображения. Объясните, почему именно эти события вы рассматриваете как важные.
Группа 3 (ГУО – группа ускоренного обучения) СЛАЙД 7
Анализ исторического документа «Манифест 17 октября 1905 г.» с разнообразных позиций: белая шляпа - нейтральная: выявление фактов: содержание каждого из трех пунктов документа. желтая шляпа – позитивная: выявляет положительные моменты данного документа. черная шляпа – критическая: выявить негативные стороны: почему многие участники революции считали Манифест явно недостаточным? красная шляпа – эмоциональная: выразить собственное отношение к Манифесту; синяя шляпа – аналитическая: определить, почему Манифест воспринимался как частичная победа революции? зеленая шляпа – творческая: определить, как могли развиваться события, если бы Манифест не был бы принят?
8. Защита групповой деятельности учащихся
Группа 1 – дайте развёрнутый ответ – основные события 1 русской революции Группа 2 – представить мини-проект «1 русская революция в графическом изображении» Группа 3 – представить результаты своей деятельности в устной форме
9. Рассказ учителя об основных итогах революции СЛАЙД 8
Вывод: 1 русская революция не решила основные проблемные вопросы российского общества и это подготовило почву и основание для дальнейших революционных потрясений.
10. Решение учебной задачи урока
Предлагаю вам, вернуться к учебной задаче урока и определиться с собственной точкой зрения по проблеме
СЛАЙД 9
«Локомотивы истории», или… Приведите 2 аргумента в защиту данной точки зрения и два аргумента, которые бы её опровергали. – Отработка задания С5 ЕГЭ
СЛАЙД 10


11. Видео революций сегодняшнего времени (Сирия, Египет, Ливия)

12. Слова учителя:
Прошло более 100 лет после революционных событий, которые проходили в России. Мы с вами являемся непосредственными свидетелями революционных событий в Египте, Сирии, Ливии, Украине и других странах. И сегодня, остается открытым вопрос: какой же путь предпочтительнее для развития общества: эволюционный и революционный. Выскажите свою точку зрения – использование метапредметной технологии
СЛАЙД 11

13. Завершение урока
- Как бы сложилась судьба нашего государства, если бы не данные события. Каким бы путём пошла Россия, кто бы стоял у власти? История не знает сослагательного наклонения. На эти вопросы уже не найти ответа.


В раздел образования