Напоминание

Движение как познавательный компонент и как реализация возможностей инвалидов по зрению функционировать в окружающей среде.


Автор: Цой Люсьена Григорьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ РХ "Школа-интернат для детей с нарушениями зрения"
Населённый пункт: г. Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Движение как познавательный компонент и как реализация возможностей инвалидов по зрению функционировать в окружающей среде.
Раздел: среднее образование





Назад





Движение как познавательный компонент и как реализация возможностей инвалидов

по зрению функционировать в окружающей среде.
Цой Люсьена Григорьевна учитель русского языка и литературы «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения» г. Абакан «... Социальное воспитание победит дефективность...».
Лев Семенович Выготский
Общеизвестно, что, начиная с самого раннего возраста, слепота является самым сильным препятствием нормального развития человека. Зрительные нарушения отрицательно сказываются на развитии у детей движений, у них наблюдаются неправильная осанка, скованность, нарушения координации, статического и динамического равновесия. Ограниченность двигательной деятельности слепых не способствует формированию моторной сферы, сенсорных и двигательных навыков, в значительной мере ограничивает контроль и саморегулирование движений. В связи с этим движения слепых замедлены , малокоординированы и требуют постоянного усилия произвольного внимания и опоры на различные сенсорные функции (слуховые, тактильные, мышечные). Исходя из этого, большое значение в формировании жизнедеятельности слепых придается проблеме развития и совершенствования двигательной сферы. Одним из частных,но наиболее важных аспектов проблемы инвалидности является подготовка незрячих к жизни, формирование у них необходимых способностей и навыков, становление социально-активной личности. Целью реабилитации инвалидов по зрению является восстановление социального статуса инвалида, достижение ими материальной независимости и социальной адаптации. Наибольшая доля решения реабилитационных вопросов выпадает на процессы воспитания, образования и развития, где процесс физического воспитания по многим параметрам деятельности имеет приоритетное значение. Практика подтверждает, что если для здоровых людей физическая культура и спорт являются обычной потребностью, реализуемой в повседневной жизни,то для инвалидов по зрению занятия физическими упражнениями жизненно необходимы, тк являются естественным и одновременно единственным методом физической, медицинской и социальной реабилитации. В настоящее время понимание необходимости широкого использования средств физической культуры в значительном воздействии на двигательную активность слепого уже не вызывает сомнения. При этом используется широкий спектр двигательной активности. Так, ТС Смурова отмечает, что занятия слепых танцами (плаванием) способствуют повышению работоспособности, укреплению и сохранению здоровья , коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития. Они придают обычным бытовым движениям целесообразность, стройность, уверенность, точность, экономичность и в целом повышают моторную культуру человека. Т.О. широта диапазона двигательной активности слепых определяется умением выполнять большой набор двигательных действий. Обучение и освоение
целесообразных движений у слепых осуществляется в основном через создание представлений о кинематических и динамических характеристиках. Для незрячего человека основным инструментом создания представления о параметрах движения является само движение. Исходя из этого в системе обеспечения двигательной деятельности слепого человека движение выполняет две самостоятельные функции: движение как познавательный компонент и движение как реализация возможностей незрячего функционировать в окружающей среде. Литература: 1. Ершова ЕН. Динамика показателей моторно-психического обеспечения двигательной деятельности в процессе элементарной реабилитации инвалидов по зрению// Социально-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению средствами физического воспитания.-Волколамск, 1995.- С. 80-86. 2. Литвиненко АИ. Некоторые вопросы развития компенсаторных особенностей инвалидов по зрению в спорте. -Минск, 1991.С 117-120. 3. Смурова ТС. К вопросу о формировании специальной физической подготовленности в процессе танцевальных занятий с людьми с нарушением зрения .- Волколамск, 1995.- С.111-115.


В раздел образования