Движение как познавательный компонент и как реализация возможностей инвалидов по зрению функционировать в окружающей среде.
Автор: Цой Люсьена Григорьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ГБОУ РХ "Школа-интернат для детей с нарушениями зрения" Населённый пункт: г. Абакан Наименование материала: статья Тема: Движение как познавательный компонент и как реализация возможностей инвалидов по зрению функционировать в окружающей среде. Раздел: среднее образование
Движение как познавательный компонент и как реализация возможностей инвалидов
по зрению функционировать в окружающей среде.
Цой Люсьена Григорьевна
учитель русского языка и литературы
«Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»
г. Абакан
«... Социальное воспитание победит дефективность...».
Лев Семенович Выготский
Общеизвестно, что, начиная с самого раннего возраста, слепота является самым
сильным
препятствием
нормального
развития
человека.
Зрительные
нарушения
отрицательно
сказываются
на
развитии
у
детей
движений,
у
них
наблюдаются
неправильная
осанка,
скованность,
нарушения
координации,
статического
и
динамического равновесия.
Ограниченность
двигательной
деятельности
слепых
не
способствует
формированию моторной сферы, сенсорных и двигательных навыков, в значительной
мере ограничивает контроль и саморегулирование движений. В связи с этим движения
слепых замедлены , малокоординированы и требуют постоянного усилия произвольного
внимания
и
опоры
на
различные
сенсорные
функции
(слуховые,
тактильные,
мышечные).
Исходя из этого, большое значение в формировании жизнедеятельности слепых
придается проблеме развития и совершенствования двигательной сферы.
Одним
из
частных,но
наиболее
важных
аспектов
проблемы
инвалидности
является подготовка незрячих к жизни, формирование у них необходимых способностей
и навыков, становление социально-активной личности. Целью реабилитации инвалидов
по зрению является восстановление социального статуса инвалида, достижение ими
материальной
независимости
и
социальной
адаптации.
Наибольшая
доля
решения
реабилитационных
вопросов
выпадает
на
процессы
воспитания,
образования
и
развития, где процесс физического воспитания по многим параметрам деятельности
имеет приоритетное значение. Практика подтверждает, что если для здоровых людей
физическая
культура
и
спорт
являются
обычной
потребностью,
реализуемой
в
повседневной жизни,то для инвалидов по зрению занятия физическими упражнениями
жизненно
необходимы,
тк
являются
естественным
и
одновременно
единственным
методом физической, медицинской и социальной реабилитации.
В настоящее время понимание необходимости широкого использования средств
физической культуры в значительном воздействии на двигательную активность слепого
уже не вызывает сомнения. При
этом используется широкий спектр двигательной
активности.
Так,
ТС
Смурова
отмечает,
что
занятия
слепых
танцами
(плаванием)
способствуют повышению работоспособности, укреплению и сохранению здоровья ,
коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития. Они придают
обычным бытовым движениям целесообразность, стройность, уверенность, точность,
экономичность и в целом повышают моторную культуру человека.
Т.О. широта диапазона двигательной активности слепых определяется умением
выполнять
большой
набор
двигательных
действий.
Обучение
и
освоение
целесообразных
движений
у
слепых
осуществляется
в
основном
через
создание
представлений
о
кинематических
и
динамических
характеристиках.
Для
незрячего
человека основным инструментом создания
представления о параметрах движения
является
само
движение.
Исходя
из
этого
в
системе
обеспечения
двигательной
деятельности слепого человека движение выполняет две самостоятельные функции:
движение как познавательный компонент и движение как реализация возможностей
незрячего функционировать в окружающей среде.
Литература:
1.
Ершова ЕН. Динамика показателей моторно-психического обеспечения
двигательной
деятельности
в
процессе
элементарной
реабилитации
инвалидов
по
зрению// Социально-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению средствами
физического воспитания.-Волколамск, 1995.- С. 80-86.
2.
Литвиненко
АИ.
Некоторые
вопросы
развития
компенсаторных
особенностей инвалидов по зрению в спорте. -Минск, 1991.С 117-120.
3.
Смурова
ТС.
К
вопросу
о
формировании
специальной
физической
подготовленности в процессе танцевальных занятий с людьми с нарушением зрения .-
Волколамск, 1995.- С.111-115.