Напоминание

Классификация игрушки


Автор: Белая Виктория Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ"Детский сад №8 "Сказка"
Населённый пункт: г.Семёнов
Наименование материала: Статья
Тема: Классификация игрушки
Раздел: дошкольное образование





Назад




Классификация игрушки по
В.С. Мухиной
и Классификация игрушек
по Е.А. Флериной

1.Классификация игрушки по
В.С. Мухиной

игрушки, направленные на

познавательное развитие ребенка

игрушки, воздействующие на

нравственную сферу личности

ребенка
(погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий); (куклы, мягкие игрушки - изображения зайца, обезьяны, собаки и др.). Среди игрушек, направленных на познавательное развитие ребенка, в первую очередь следует назвать погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. Ребенок внимательно рассматривает подвешенные перед его глазами игрушки, что упражняет его восприятие (происходит запечатление формы и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение). Все куклы, по мнению
В.С. Мухиной
, также можно разделить на несколько групп, отличающихся по своему внешнему виду, который определяет направление общения ребенка с игрушкой и тем самым выполняет
различные функции
: -
«прекрасные куклы»,
имеющие большие глаза, обрамленные ресницами, короткий носик, маленький яркий рот, обязательно густые и блестящие - белые, золотистые, рыжие, черные - волосы. Среди них выделяются куклы для любования - в рост человека и средних размеров;
- характерные куклы
(кукла-мальчик или кукла-девочка) с ярко выраженными определенными качествами: наивность, глупость, озорство и т.п.;
- куклы эмоциональной рефлексии
изображают мальчика или девочку в разных эмоциональных состояниях (покой, улыбка, печаль, злость, страх, удивление). Ребенок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие его настроению;
- этнографические куклы
, внешний вид которых отражает национальные черты того или иного народа
2.Классификация игрушек
по Е.А. Флериной
Первый вид:
Сюжетно-образные игрушки
(игрушки-куклы, игрушки- звери, игрушки-домашние животные, посуда, мебель и т.д.; они определяют сюжет игры). Второй вид:
Технические игрушки
(заводные игрушки, игрушки с дистанционным управлением, фильмоскопы; они отражают используемую человеком технику). Третий вид:
Игрушки-забавы
(смешные фигурки животных, человечков; в их основе - движение, сюрприз, неожиданность; назначение - развеселить, позабавить детей; например, танцующий поросенок, прыгающий лягушонок и др.). Четвертый вид:
Спортивно-моторные игрушки
(предназначены для осуществления задач физического воспитания: 1) Игрушки, развивающие сенсомоторный аппарат, укрепляющие мелкие мышцы, развивающие ловкость, глазомер: волчки, бусинки; 2) Игрушки для укрепления мышц предплечья и плеча, развития силы: серсо, обручи, мячи, кегли, кольцебросы; 3) Игрушки, содействующие развитию основных движений, укрепляющие мышцы ног и туловища: каталки, скакалки, кони-палочки, велосипеды, педальные автомобили; 4) Игрушки для групповых игр: настольные крокеты, баскетбольные мячи. В детском саду должны быть подобранны спортивно- моторные игрушки всех групп; только при этом условии игры могут проводиться в известной системе. Пятый вид:
Музыкально-озвученные игрушки
(погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, органчики, детское пианино и др.; они удовлетворяют интерес дошкольников к звукам, мелодии, побуждают их воспроизводить) Шестой вид:
Театральные игрушки
(Петрушка, куклы-марионетки, костюмы и их элементы, маски; по содержанию они являются образными, но имеют свое специально педагогическое назначение - служат задачам эстетического воспитания, развития речи, мышления, воображения, способности воспроизведения). Седьмой вид:
Дидактические игрушки
(предназначены для умственного развития дошкольников: пирамиды, матрешки, вкладыши, мозаика). Восьмой вид:
Маскарадно елочные игрушки
(они связаны с празднованием Нового года; дети с ранних лет понимают, что эти игрушки - дар елке и делают ее красивой и нарядной).
Девятый вид:
Строительные игрушки-материалы
(кубики, кирпичики, конус, цилиндр, доски, перекладины, наборы «Конструктор»; с их помощью дети возводят интересные постройки, вокруг которых организуют игры). Десятый вид:
Игрушки самоделки
(они делаются родителями, воспитателем, самими детьми; при изготовлении даже самой простой игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху).
Вывод:
при подборе игрушек в группу важно учитывать классификацию Е.А. Флериной и стараться собрать все виды игрушек с целью гармоничного развития дошкольников.


В раздел образования