Автор: Белая Виктория Валериевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ"Детский сад №8 "Сказка" Населённый пункт: г.Семёнов Наименование материала: Статья Тема: Классификация игрушки Раздел: дошкольное образование
Классификация игрушки по В.С. Мухиной
и
Классификация игрушек по Е.А. Флериной
1.Классификация игрушки по В.С. Мухиной
игрушки, направленные на
познавательное развитие ребенка
игрушки, воздействующие на
нравственную сферу личности
ребенка
(погремушки, матрешки, пирамидки,
игрушки-заместители реальных
предметов человеческой культуры,
орудий);
(куклы, мягкие игрушки -
изображения зайца, обезьяны, собаки
и др.).
Среди игрушек, направленных на
познавательное развитие ребенка, в
первую очередь следует назвать
погремушки, которые определяют
содержание его поведенческой
активности, его манипулирования.
Ребенок внимательно рассматривает
подвешенные перед его глазами
игрушки, что упражняет его
восприятие (происходит
запечатление формы и цветов,
возникает ориентировка на новое,
появляется предпочтение).
Все куклы, по мнению В.С. Мухиной ,
также можно разделить на несколько
групп, отличающихся по своему
внешнему виду, который определяет
направление общения ребенка с
игрушкой и тем самым выполняет
различные функции :
- «прекрасные куклы», имеющие
большие глаза, обрамленные
ресницами, короткий носик,
маленький яркий рот, обязательно
густые и блестящие - белые,
золотистые, рыжие, черные - волосы.
Среди них выделяются куклы для
любования - в рост человека и
средних размеров;
- характерные куклы (кукла-мальчик
или кукла-девочка) с ярко
выраженными определенными
качествами: наивность, глупость,
озорство и т.п.;
- куклы эмоциональной рефлексии
изображают мальчика или девочку в
разных эмоциональных состояниях
(покой, улыбка, печаль, злость, страх,
удивление). Ребенок строит с каждой
из них свои отношения,
соответствующие его настроению;
- этнографические куклы , внешний
вид которых отражает национальные
черты того или иного народа
2.Классификация игрушек по Е.А. Флериной
Первый вид:
Сюжетно-образные игрушки (игрушки-куклы, игрушки-
звери, игрушки-домашние животные, посуда, мебель и т.д.;
они определяют сюжет игры).
Второй вид:
Технические игрушки (заводные игрушки, игрушки с
дистанционным управлением, фильмоскопы; они отражают
используемую человеком технику).
Третий вид:
Игрушки-забавы (смешные фигурки животных, человечков;
в их основе - движение, сюрприз, неожиданность; назначение
- развеселить, позабавить детей; например, танцующий
поросенок, прыгающий лягушонок и др.).
Четвертый
вид:
Спортивно-моторные игрушки (предназначены для
осуществления задач физического воспитания:
1) Игрушки, развивающие сенсомоторный аппарат,
укрепляющие мелкие мышцы, развивающие ловкость,
глазомер: волчки, бусинки;
2) Игрушки для укрепления мышц предплечья и плеча,
развития силы: серсо, обручи, мячи, кегли, кольцебросы;
3) Игрушки, содействующие развитию основных движений,
укрепляющие мышцы ног и туловища: каталки, скакалки,
кони-палочки, велосипеды, педальные автомобили;
4) Игрушки для групповых игр: настольные крокеты,
баскетбольные мячи.
В детском саду должны быть подобранны спортивно-
моторные игрушки всех групп; только при этом условии игры
могут проводиться в известной системе.
Пятый вид:
Музыкально-озвученные игрушки (погремушки,
колокольчики, бубенцы, дудочки, органчики, детское пианино
и др.; они удовлетворяют интерес дошкольников к звукам,
мелодии, побуждают их воспроизводить)
Шестой вид:
Театральные игрушки (Петрушка, куклы-марионетки,
костюмы и их элементы, маски; по содержанию они являются
образными, но имеют свое специально педагогическое
назначение - служат задачам эстетического воспитания,
развития речи, мышления, воображения, способности
воспроизведения).
Седьмой
вид:
Дидактические игрушки (предназначены для умственного
развития дошкольников: пирамиды, матрешки, вкладыши,
мозаика).
Восьмой
вид:
Маскарадно елочные игрушки (они связаны с
празднованием Нового года; дети с ранних лет понимают, что
эти игрушки - дар елке и делают ее красивой и нарядной).
Девятый
вид:
Строительные игрушки-материалы (кубики, кирпичики,
конус, цилиндр, доски, перекладины, наборы «Конструктор»;
с их помощью дети возводят интересные постройки, вокруг
которых организуют игры).
Десятый
вид:
Игрушки самоделки (они делаются родителями,
воспитателем, самими детьми; при изготовлении даже самой
простой игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения,
радуется успеху).
Вывод:
при подборе игрушек в группу важно учитывать классификацию Е.А.
Флериной и стараться собрать все виды игрушек с целью гармоничного
развития дошкольников.