Напоминание

Чем легче учителю учить..


Автор: Терентьева Наталья Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Новосёловская СОШ"
Населённый пункт: Томская
Наименование материала: статья
Тема: Чем легче учителю учить..
Раздел: среднее образование





Назад




«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик.» Л. Н. Толстой Если бы каждый учитель взял себе за правило слова Л. Н. Толстого, то у скольких бы учащихся вновь вспыхнули искорки радости и увлечения в глазах. Сколько бы ребят вновь поверили в свои силы.... Ведь, как известно, что до момента изучения школьного предмета, в том числе иностранного языка, у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке со сверстниками, заманчивой представляется возможность декламировать стихотворения и петь песни на иностранном языке; читая, узнавать о других странах. Многие ребята усматривают в изучении иностранного языка что-то «приключенческое», проникновение в новый незнакомый мир. Но вот начинается про цесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию неизбежно примитивно содержания, преодоление разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате пропадает встречная активность учащихся, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком. Столкнувшись с такой проблем о й в с в о е й
педагогической деятельности, я прочитала много методической литературы, изучила' многие передовые педагогические опыты учителей и пришла к выводу, что вызвать и поддержать интерес учащихся к изучению иностранного языка, повысить качество успеваемости можно с помощью двух основных принципов, один из которых дифференцированный подход в обучении иностранному языку. Он предполагает построение учебно-воспитательного процесса с учетом реальных возможностей учащихся. Особенно остро я ощутила потребность данного подхода в обыкновенных (не гимназических) классах, в которых я работаю. В них наряду с двумя-тремя учениками, которые « налету» схватывают и хорошо усваивают материал за короткое время, находится большинство детей, которым изучение немецкого языка дается с трудом. В этих классах я составляю задания с учетом возможностей отдельных групп учащихся (сильных, средних, слабых), чтобы обеспечить развитие каждого по высокому для него уровню. Кроме внутри группового дифференцированного подхода в обучении иностранному языку, я применяю и межгрупповой, руководствуясь показателем среднего уровня возможностей всех учащихся в группе. В зависимости от этого показателя я составляю поурочные планы работы на уроках. Этот принцип требует от учителя наблюдательности, умения увидеть в кажд о м р е б ё н к е
Л и ч н о с т ь ,
с определенными возможностями и способностями. Умение увидеть мудрость, правильно преподнести дифференцированный материал, ни в коем случае не унизить ученика перед д р у г и м и , а т а к ж е т е р п е н и е . Д л я э т о г о н е о б хо д и м п о д б о р дифференцированного материала, на который уходит много времени и кропотливой работы (составление карточек, наглядных пособий). Но и даёт радость и удовлетворение полученными результатами (100% вы-
полнение'домашнего задания, высокая активность на уроках и желание детей учить немецкий язык). Как говорят немцы (Без труда не вынешь и рыбку из пруда) . Другой основополагающий принцип обучения иностранному языку, которым я руководствуюсь в моей педагогической деятельности, это коммуникативная направленность уроков немецкого языка с элементами нетрадиционного обучения. Коммуникативная направленность уроков выражается в хорошо продуманной системе упражнений, вовлекающих детей в устную и письменную коммуникацию, т. е. в общение на изучаемом языке в разных жизненных ситуациях, что является "основной целью в обучении иностранному языку, а также в использовании системы контроля знаний посредством объективных тестов различных уровней. Нетрадиционные элементы обучения вовлекают учащихся в речевую деятельность, повышают уровень самостоятельности, повышают уровень самостоятельной работы учащихся, развивают интерес к обучению, позволяют использовать разные формы работы (коллективную, групповую, индивидуальную). В своей работе я использую коммуникативные игры типа «Лото», «Интеллектуальное казино», игра-тренинг в умении задавать вопросы, игра на словообразование «Грамматические фанты», различные тесты. Стараясь использовать аутентичные тексты, связанные с реалиями жизни изучаемого языка, иногда посвящаю целые уроки реалиям и безэквивалентной лексики немецкого языка, которые проходят всегда с большим интересом. Результатом этих уроков стало предложение учащихся разработать словарь аутентичной лексики. И наиболее популярном разделом в этом словаре является раздел разговорной лексики в повседневной жизни немцев. Внеклассная работа по развитию лингвострановедческого аспекта обучения способствует развитию коммуникации учащихся. «Страноведческий
пейзаж», «Праздник веселого Рождества», «День святого Валентина», «Шекспировский сонет» - знакомят учащихся с национальными традициями, историческими событиями, расширяют представление и кругозор учащихся о странах изучаемого языка. Использование этих двух принципов, как основополагающих в моей работе, нисколько не умаляет достоинства остальных принципов обучения иностранному языку. Выбор тех или иных принципов, методов и приемов обучения зависит от индивидуального педагогического стиля учителя, от его творческого воображения и от того главного, к чему он стремится в своей учительской деятельности. Для меня же главное - увидеть радость в глазах детей от общения со мной на немецком языке, почувствовать ту самую незримую связь, которая так тесно соединяет учителя и ученика в единое целое. А называется эта связь интерес: к языку, к стране, к людям той страны, в конце концов, интерес просто к познанию мира.


В раздел образования