Автор: Муратова Лия Рифатовна Должность: преподаватель теории музыки Учебное заведение: АОУ ДОД "ДШИ № 17" МО "Икрянинский район" Населённый пункт: Астраханская область, с. Икряное Наименование материала: методическая разработка Тема: Чтение с листа на уроках сольфеджио Раздел: дополнительное образование
АУ ДО «ШИ № 17» МО «Икрянинский район»
ЧТЕНИЕ С ЛИСТА НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО
Методическая разработка
филиал с.Бахтемир АУ ДО «ШИ № 17»
МО «Икрянинский район»
преподаватель Муратова Л.Р.
2013 год
Содержание
1
Введение.
Аннотация
I.
Приемы и техника чтения с листа на разных этапах обучения.
II.
Характеристика учебника по чтению с листа.
III.
Заключение. Рекомендации из опыта собственной работы.
ВВЕДЕНИЕ
2
В системе эстетического воспитания велика роль музыкального
образования. В них учащиеся приобретают навыки игры на инструменте,
знакомятся с шедеврами классической музыки, учатся любить и понимать
истинно прекрасное в искусстве. Сольфеджио является одной из важнейших
дисциплин в системе воспитания музыканта. Полученные на уроках сольфеджио
знания и навыки должны помочь учащемуся в его занятиях на инструменте, по
слушанию музыки, музыкальной литературе, хору, вокальному ансамблю.
Одной из основных проблем обучения музыкантов является развитие
музыкального слуха до профессионального уровня. Данная проблема
осложняется тем, что из-за групповых занятий трудно учесть индивидуальные
способности музыкального слуха каждого учащегося. Еще одна проблема, с
которой сталкиваюсь лично я – недостаточность времени, которое отпускается
на занятия по сольфеджио, ведь есть еще и другие не менее важные формы
занятия, которые должен охватить преподавать на каждом занятии.
АННОТАЦИЯ
3
Данная методическая работа посвящена проблеме развития музыкального
слуха и предназначена для преподавателей теоретических дисциплин в детских
музыкальных школах и может быть использоваться как одним из аспектов
системы развития музыкального слуха. В работе поставлены цели, определены
формы и методы работы, предоставлен опыт проведения занятий.
В основе данной работы – источник многолетнего, проверенного практикой
творческого и учебно-методического опыта работы.
Необходимыми условиями успешного развития слуха являются: системность
и последовательность в работе, индивидуальный подход к каждому учащемуся,
правильный подбор упражнений и постепенное их усложнение
Программа курса сольфеджио включает следующие разделы:
Вокально-интонационные навыки;
Сольфеджирование и пение с листа;
Воспитание чувства метроритма;
Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух);
Теоретические сведения.
Основной целью курса сольфеджио является обучение, воспитание и
развитие разных сторон музыкального слуха. И в процессе занятий учащиеся
должны приобрести так же целый ряд навыков, в первую очередь – чтение и
записи музыки, что является одним из важнейших практических навыков.
Чтение с листа на уроках сольфеджио предполагает способность ученика
петь по нотам незнакомой мелодии, или 2хголосия без предварительного
разучивания.
Цель данной формы – научить учащихся ориентироваться в ладу,
удерживать лад, тональность. Ведущим в занятиях должно являться развитие
внутреннего слуха, способности видя записанные ноты, слышать их, способности
мысленного представления звучания элементов музыкальной речи,
мелодических оборотов, мелодии в целом.
Естественно, что такая способность может появиться только на основе
музыкально-слухового опыта. Этот опыт легче накапливается и прочнее
4
закрепляется, если приобретается в исполнительской практике. На уроке
сольфеджио ею служит главным образом, хоровое и сольное пение.
Для того, чтобы петь по нотам и играть на каком-нибудь инструменте,
необходимо быть музыкально грамотным. Надо научить детей читать ноты так,
как мы читаем книги.
Прежде чем начать петь с листа, ученики должны хорошо знать ноты в
пределах первой октавы, ощущать разницу длительностей четвертей и восьмых,
слышать тонику в знакомой песне и уметь завершить тоникой незнакомую
мелодию. Нужно дать представление о нотном тексте, как о записи конкретной
мелодии, песни определенного характера, определенной выразительности.
Дети часто смотрят на нотный текст как на что-то скучное и неинтересное,
что приходится преодолевать, чтобы иметь возможность играть новую пьесу,
такое представление складывается у учащихся, плохо читающих с листа на
уроках по специальности. Исполняя с названием нот даже знакомую песню, эти
ученики часто нарушают темп, мелодическую линию, ритмический рисунок,
поют с грязной интонацией. Чтобы преодолеть это формальное отношение к
нотному тексту, полезно исполнять знакомую песню, чередуя пение со словами
и без слов (называть только ноты), но соблюдая ту же выразительность.
В практике часто встречаются дети, которые даже при наличии хорошего
звуковысотного слуха интонируют нечисто. Они могут повторить за голосом
учителя или вслед за фортепиано отдельные звуки, но не в состоянии спеть
простейшую мелодию. Даже у детей с абсолютным слухом иногда отсутствует
координация между слухом и голосом.
Успешность работы по развитию навыков чтения с листа, записи диктанта
всецело зависит от качества развития внутреннего слуха, ощущения метроритма,
умения петь без сопровождения (инструмента), то есть научить учащихся
ориентироваться в ней и воспроизвести; приучать смотреть вперед по нотному
тексту и петь без остановок, удерживая лад
I.
ПРИЕМЫ И ТЕХНИКА
Естественно, что способность петь по нотам незнакомую мелодию может
появиться
только
на
основе
музыкально-слухового
опыта.
Этот
опыт
легче
5
накапливается,
если
приобретается
в
исполнительской
практике.
На
уроках
сольфеджио ею служит, главным образом, хоровое и сольное пение.
Но, чтобы пение действительно обогащало музыкальный опыт ученика, оно
должно быть выразительным. Работу над чистой интонацией у всех учеников
необходимо связать с выработкой вокальных навыков.
Хорошее
звукоизвлечение
зависит
от
правильного
положения
корпуса:
плечи
должны
держаться
спокойно;
шея,
голова,
лицо
–
находиться
в
свободном, не напряженном состоянии.
Первый вокальный навык, который дети должны усвоить – это медленное,
распевное, связное пение. Медленное пение заставляет учеников вслушиваться
в собственное исполнение. При слиянии звуков легче удерживать тональность и
осознавать ладовые связи мелодии. При исполнении быстрых песен ученикам
труднее вести мелодию, а, следовательно, труднее чисто интонировать. Поэтому,
первый вокальный навык вырабатывается на песнях медленных, кантиленных.
Плавность мелодии требует, чтобы дети связали каждый последующий звук с
предыдущим (на эти исполнительские моменты нужно указать).
При осознанном исполнении необходимый навык образуется быстрей и
естественней.
Все
внимание
детей
должно
быть
направлено
на
мелодию,
поэтому песню лучше исполнять без сопровождения инструмента.
Чем прочнее становятся вокальные навыки, тем больше можно знакомить с
песнями различного характера.
Трудность чтения с листа в том, что дети должны выполнить одновременно
несколько задач:
o
интонировать мелодию,
o
соблюдать ритмический рисунок, сохранять темп,
o
слушать свое пение.
И
при
этом
все
время
смотреть
вперед.
Это
дается
не
сразу,
поэтому
примеры
для
чтения
с
листа
должны
быть
легкими,
состоять
из
знакомых
интонаций и ритмических фигур.
Педагогу следует обратить особое внимание на равномерность пульсации,
на соблюдение начального темпа. Можно помочь ученику, подпевая в трудных
местах
или
указать
на
дальнейший
ход
мелодии,
желательно
не
прерывая
течения мелодии.
На ошибки при пении можно указать после исполнения мелодии, так как
частые остановки, поправки приводят к искажению темпа, нарушению цельности
исполнения мелодии.
ТЕХНИКА
6
(технические трудности)
Проговаривание нотного текста (название звуков, сольмизация);
Простукивание ритмического рисунка данного номера;
Ритмическое чтение с листа;
Дирижирование или тактирование;
Чередование пения вслух и про себя;
Пение поочередно по фразам;
Пение «цепочкой»
Пение индивидуально или по группам (2-3);
Освоение канона и 2хголосия.
ПЕВЧЕСКИЙ ДИАПАЗОН
(удобные тональности)
При воспитании чистой интонации совершенно необходимо учитывать на
каждом этапе диапазон детских голосов.
Для детей младшего возраста (7-8 лет) – D dur ,d moll в пределах сексты
ре-си первой октавы. Хорошо интонируются песни в тональности F dur,
если мелодия вьется вокруг тоники. Добившись чистого интонирования в
D dur и F dur, можно постепенно вводить в репертуар учащихся песни,
записанные в других тональностях. (G dur).
В старших классах в период мутации (как у мальчиков, так и у девочек),
мальчики могут петь песни в пределах квинты-сексты от фа малой
октавы до до-ре первой октавы. Девочки с трудом поют ми второй
октавы. Поэтому удобная тональность в этих классах является H dur, h moll
с низкой тесситурой.
Чтобы добиться чистой интонации, необходимо учитывать и вокальность
мелодии. Надо избегать песни, содержащие неудобные мелодические обороты,
которые обычно интонируются учениками.
Жанр так же имеет большое значение: легче всего поются народные песни,
мелодии для голоса (песни, романсы, арии). Труднее для исполнения
инструментальная музыка.
ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ С ЛИСТА
1)
Определить лад (тональность);
7
2)
Размер (основные размеры
2
/
4
,
3
/
4
,
4
/
4
);
3)
Особенности ритмического строения мелодии;
4)
Разучивание мелодий (без текста) с помощью инструмента;
5)
Разбор выученных примеров;
6)
Ладовый, метро-ритмический анализ, прежде чем исполнить пример при
чтении с листа, ученик должен обратить внимание на лад, тональность,
размер, особенности ритмического строения мелодии, определенные
интонации;
7)
Мысленно (внутренним слухом) пропевание первой фразы;
8)
Развитие у учащихся чувства определенных ступеней лада и тоники
(тонического центра);
9)
Интонирование тона и полутона.
Начиная с 1го класса, необходимо проводить с учениками наиболее часто
используемую форму работы над внутренним слухом: пение знакомой песни
частично вслух, частично про себя. По знаку педагога дети начинают петь про
себя, затем по его же знаку поют вслух.
Если ученикам знакомы понятия запев, припев, дается задание петь запев
вслух, а припев про себя, при этом начинать петь про себя, дети должны
самостоятельно и вовремя.
Когда ученики научатся разграничивать на слух музыкальные фразы, им
можно предложить чередовать таким же образом пение фраз.
В песнях, имеющих вступление, педагог играет первый аккорд, или первый
звук вступления, остальную часть ученики должны прослушать внутренним
слухом, и, по окончании вступления, вовремя запеть вслух. Песни, имеющие
отыгрыши после каждой фразы, должны петься без сопровождения, и каждый
отыгрыш прослушиваться внутренним слухом.
Успешно вырабатываются внутренние представления, если ученики всю
песню поют про себя, воспроизводя ритмический рисунок.
К моменту, когда дети начнут петь с листа, навык пения без поддержки
инструмента должен быть уже выработан. Целесообразнее выбирать те песни, у
которых сопровождение не дублирует мелодию (белорусская народная песня в
обработке Полонского «Перепелочка», Аренский «Кукушка», «Лошадка» )
Можно также использовать прием, при котором верхний звук мелодии был
бы одновременно верхним звуком аккорда (на сильную долю).
Задания на выработку внутренних музыкальных представлений нужно
усложнять по мере развития слуховых навыков: с помощью внутреннего слуха
переключиться с мажора на минор и наоборот. В одноименных и параллельных
8
тональностях спеть мелодию пройденного интервала или аккорда, не называя
звуков. После выучить по нотам мелодию и спеть ее, называя звуки. Перед
каждым заданием дается соответственная установка и время на обдумывание и
внутреннее слушание.
Желательно на каждом уроке отводить время работе над чтением с листа,
используя разные приемы и формы. Петь в основном группой, а для контроля
спросить несколько учеников индивидуально.
На контрольные уроки в конце четверти следует предложить пение одного
или двух выученных примеров, и одного, более легкого для пения с листа. В
оценке музыкальных данных и успеваемости ученика уровень чтения с листа
должен быть одним из основных критериев.
II.
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНИКА ФРИДКИНА Г. «ЧТЕНИЕ С ЛИСТА НА УРОКАХ
СОЛЬФЕДЖИО»
Пособие «Чтение с листа на уроках сольфеджио» Григория Абрамовича
Фридкина рассчитано на учащихся детских музыкальных школ.
9
Мелодии, помещенные в сборнике, заимствованы из произведений
русских, зарубежных композиторов и из народно-певческого творчества.
Народные примеры даны без текста (для концентрации внимания).
Данное пособие состоит из 7ми разделов, и материал расположен в каждой
части в порядке постепенного нарастания трудностей.
В 1-ом разделе (№№ 1-116 – I- II классы) сгруппированы примеры в
тональностях C, F, G и в соответствующих им параллельных минорных
тональностях.
Примеры изложены в
2
/
4
,
3
/
4
,
4
/
4
и в них использованы простейшие
ритмические фигуры без шестнадцатых (
♩
,
♫,
♩,
♩
.
). Паузы
,
,
.
Затакт
♩,
♫.
Здесь даны простейшие мелодии, включающие в себя движение вверх и
вниз, поступенные ходы, повторяющие звуки, скачки на тонику. Для начала
можно назвать ноты и исполнить с тактированием.
Во 2-ом разделе (№№ 117-208 – III-I
v
классы) представлены примеры на
диатонику в тональностях с 2мя, 3мя знаками при ключе. Размеры – те же, что и
в 1-ом разделе (
2
/
4
,
3
/
4
,
4
/
4
). Ритмические фигуры
о,
♩.♩,
Как и в 1ом разделе,
здесь
предлагаются
простейшие мелодии,
включающие в себя движение вверх и
вниз, поступенное движение, скачки на тонику.
В 3-ем разделе (№№ 209-253–
v
класс) представлены мелодии в
пройденных тональностях (до 3х знаков), но даны ритмические фигуры с
шестнадцатыми. Движение по звукам тонического трезвучия и его обращений,
включаются интонации пройденных интервалов.
Задание на выработку внутренних музыкальных представлений нужно
усложнять по мере развития слуховых навыков, предлагать более сложные
задания:
с помощью внутреннего слуха переключиться с мажора на минор (или с
минора на мажор), в одноименных и параллельных тональностях;
спеть мелодически какой-либо пройденный интервал, не называя звуков;
по внутреннему представлению (после предварительной настройки)
выучить по нотам мелодию спеть ее, не называя звуков;
спеть выученную по внутреннему представлению песню со словами.
Перед каждым заданием дается соответствующая установка и время на
обдумывание и внутреннее слушание.
В 4-ом разделе (№№ 254-306 –
v
-
v
I
классы) использованы примеры в более
сложном ритмическим рисунком, включающие триоли и синкопы. Дан новый
10
размер -
6
/
8..
Движение по звукам трезвучий главных ступеней, Д
7 .
Длительности
♫,
♩♩♩, ♩♩♩.
В 5-ый раздел (№№ 307-387–
v
I
класс) вошли примеры, содержащие
хроматизм, модуляцию, отклонение. Движение по звукам Д
7,
ум.
3
/
5
v
II ступени;
интонации ув.2, ум.5, ув.4, ум.7.
В 6-ой раздел (№№ 338-442–
v
II
класс ) вошли примеры для пения с листа с
сопровождением аккордов главных ступеней. Указанные в мелодии аккорды
играются 3хголосно в среднем регистре фортепиано и одновременно поется
мелодия. Аккордовое сопровождение не заглушает пение, а лишь гармонически
поддерживает исполняемый голос.
Чистота интонации зависит в значительной мере от того, насколько
учащиеся глубоко освоили ладогармоническую основу отдельных ступеней.
Поэтому для развития навыков чистого интонирования при чтении с листа очень
ценным является способ гармонического сопровождения мелодии (на опорных
пунктах) аккордами главных трезвучий. Этому и посвящается 6-ой раздел
данного пособия.
В 7-ом разделе (№№ 443-452–
v
II-
v
III
классы) даются примеры для пения с
листа с фортепианным сопровождением. Аккомпанемент исполняется
педагогом, в более легких вариантах его можно поручить учащемуся.
Хорошие результаты даст разучивание песен, которые легко поются без
инструментального сопровождения. В этом отношении наиболее благодарным
являются народные песни. Используя песни с аккомпанементом,
целесообразнее выбирать из них те, у которых сопровождение не дублируют
мелодию. Пение песни с таким аккомпанементом требует от учеников
активного внимания к мелодии и способствует воспитанию гармонического
слуха.
III.
РЕКОМЕНДАЦИИ ИЗ ОПЫТА СОБСТВЕННОЙ РАБОТЫ.
Успешных результатов по чтению с листа по сольфеджио можно достигнуть
лишь после длительной и упорной работы. Навык чтения с листа зависит от
многих обстоятельств: от систематической и сознательной планомерной работы
в классе сольфеджио, от разучивания большого количества грамотно
11
подобранных примеров, от развития умения читать с листа в классе по
специальности при игре на музыкальном инструменте.
Сольфеджио – дисциплина практическая, предполагающая выработку ряда
практических навыков. И урок сольфеджио – это урок всестороннего развития
музыкальных качеств ребенка.
Чтение с листа – важнейший практический навыков и одна из самых
сложных форм в курсе сольфеджио. И поэтому хотелось бы больше
специальных пособий по чтению с листа, более адаптированных к
современному уровню и возможностям педагога, который поставлен в очень
жесткие рамки по времени.
Данный раздел имеет своей целью раскрыть взаимосвязь двух дисциплин, а
именно – специальность (пианисты) и сольфеджио.
В начале учебного года преподаватель по специальности дает
полифоническое произведение. Они изучаются в течение 2х-3х месяцев (чтобы
ученики свободно владели нотным текстом). На занятиях можно использовать
эти произведения в качестве 2хголосного (3хголосного) чтения с листа. Сам
ученик играет музыкальное произведение и поет один из голосов (или поет вся
группа). Затем голоса меняются. На занятиях по специальности эти произведения
лучше усваиваются (проверено на личном опыте!)
Чтение с листа – одна из важнейших целей, которую необходимо достичь в
процессе музыкального образования.
И самое важнейшее условие успеха – процесс в воспитании ребенка должен
строиться на формах и методах, которые принесут радость общения с музыкой и
доставят ему эстетическое удовольствие. Залог успешной работы педагога –
любовь к детям и любовь к любимому делу.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Биркенгоф А. «Интонируемые упражнения на занятиях сольфеджио» – М.,
изд. «Музыка», 2009г.
12
Вахромеев В. «Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ»– М.,
изд. «Музыка», 1978г.
Давыдова Е. «Методика преподавания сольфеджио» – М., изд. «Музыка»,
1986год
Русяева И. «Одноголосные примеры для чтения с листа на уроках
сольфеджио»– М., изд. «Музыка», 1989г.
Середа В. «Музыкальная грамота. Сольфеджио. Учебное пособие для 6
классов музыкальных школ. Теоретические сведения, практические,
аналитические и творческие задания»– М., изд. «Классика-XXI», 2004г.
Серединская В. «Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио» – М,
изд. «Музыка», 1962г.
Оськина С. «Музыкальный слух: Теория и методика развития и
совершенствования» – М., ООО «Издательство АСТ», 2003г.
Фридкин Г. «Чтение с листа на уроках сольфеджио» Москва 1982, изд.
«Музыка»
13