Автор: Пикушина Татьяна Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Звёздочка" Населённый пункт: посёлок Борисоглебский, Ярославская область Наименование материала: конспект Тема: экскурсия в парк "Золотая осень" Раздел: дошкольное образование
- Конспект экскурсии в парк "Золотая осень»
средняя группа.
Программное содержание:
Обобщить и конкретизировать представления о лете, о парке в период
"золотой осени".
Стоят теплые и ясные дни, но солнце светит и греет слабее, температура
воздуха понижается; листья деревьев и кустарников изменяют свою окраску.
С понижением температуры трава желтеет, вянет, уменьшается число
насекомых, начинается отлет птиц.
Развивать умение устанавливать связь между изменениями в неживой
природе и состоянием (приспособлением) растений и животных к этим
изменениям
Развивать потребность передавать впечатления в образной речи.
Воспитывать интерес к явлениям, происходящим в природе осенью.
Ход экскурсии:
Воспитатель: Ребята! Куда мы с вами пришли?
Дети:
Мы пришли в наш любимый парк.
Воспитатель: Мы снова в гостях у нашего старого доброго друга. Я предлагаю
вам поприветствовать парк.
(Дети приветствуют парк.)
Воспитатель: Ребята! Вспомните, на что похож парк?
Дети:
На многоэтажный дом.
Воспитатель: Перечислите, какие этажи парка вы знаете, и какие растения
располагаются на этих этажах.
Дети:
На первом этаже находятся трава и цветы, на втором этаже —
кустарники, на третьем —деревья.
Воспитатель: Я предлагаю вам стать юными исследователями и определить,
какие изменения произошли в парке на каждом его этаже. Для этого нужно
быть очень внимательными, чтобы увидеть изменения, а самое главное —
ответить на вопрос: почему эти изменения произошли?
(Дети проводят наблюдения за растительным миром парка.
Можно предложить им объединиться в микрогруппы и выбрать объект для
наблюдения.)
Воспитатель: Что изменилось на самом верхнем этаже парка?
Дети:
Пожелтели листья на деревьях, деревья начали сбрасывать
листву, начался листопад.
Воспитатель: Почему листья становятся желтыми? Давайте посмотрим на
этот листочек (все рассматривают лист, в котором есть и зеленый и желтый
пигменты). В нем содержится зеленое и желтое вещество, которое называют
пигментом. С наступлением осени, когда заметно холодает, зеленое
вещество в листьях разрушается. А вот желтому веществу холод не страшен,
поэтому листья постепенно меняют свою окраску с зеленой на желтую. Ино-
гда вместо желтой окраски появляется красная или малиновая, как у рябины.
Ребята, а каких листьев больше на деревьях — зеленых или желтых? Почему?
Дети:
На деревьях больше зеленых листьев, потому что на улице еще
не холодно, сейчас теплая пора осени.
Воспитатель : Что изменилось на втором этаже?
Дети:
На кустарнике также появились желтые листья, как и у деревьев,
они тоже начинают сбрасывать листву.
Воспитатель: Какие изменения произошли на самом нижнем этаже парка?
Дети:
Трава покрывается желтыми опавшими листьями, постепенно
увядает и засыхает.
Воспитатель: Ребята, вы увидели цветущие растения?
Дети:
Нет, цветущих растений не видно.
Воспитатель: Как вы думаете, с чем это связано?
Дети:
Стало меньше тепла, сократился световой день.
(Воспитатель предлагает детям сравнить траву под деревьями и на
луговой полянке и отметить, чем она отличается.)
Воспитатель: Посмотрите на траву под деревьями? Что вы можете о ней
сказать?
Дети:
Траву не видно, она пожелтела и покрыта слоем листьев.
Воспитатель : А если обратить внимание на луг? Что можно сказать о траве на
лугу?
Дети:
Трава зеленая, но видна и желтая травка, листьев значительно
меньше.
Воспитатель: Почему трава такая разная? Как вы думаете?
Дети:
Под деревьями трава засыпана листьями, ей не хватает света, она
засыхает и увядает.
На лугу меньше листьев, траве достаточно света и тепла, поэтому она стоит
зеленая.
Воспитатель : Как попали листья на луг, ведь деревья расположены
достаточно далеко?
Дети:
На луг листья принес ветер.
Воспитатель : Вы знаете, ребята, как называют листья, которые лежат на
земле?
Дети:
Листья называют золотым ковром.
Воспитатель: Почему опавшие листья назвали ковром?
Дети:
Ковром их называют потому, что листьев много, они мягкие
пружинистые и очень красивые.
Воспитатель: Почему назвали не простым ковром, а золотым?
Дети:
Листья желтого цвета, похожие на золото.
Воспитатель: Ребята, мы с вами увидели удивительную и необычную осень в
парке. Как называют такую осень?
Дети:
Осень называют золотой.
Воспитатель: Почему осень золотая?
Дети:
Много желтого цвета: деревья стоят с золотыми листьями, под
ногами золотой ковер,
светит теплое осеннее солнце и добавляет желтого цвета.
Воспитатель : Ребята, у каждого из вас есть любимое дерево в парке.
Подойдите к нему, побеседуйте с ним. Какие добрые слова вы сказали
дереву? Вы заметили, как оно отреагировало на ваши слова?
Дети:
Закачались веточки, зашелестели листочки.
Воспитатель : А вы знаете, что каждый из вас похож на любимое дерево?
Детям предлагается изобразить свое любимое дерево в осеннюю пору: когда
светит солнышко, тихо и плавно падают листочки; когда дует сильный ветер и
идет осенний холодный дождик.
Воспитатель:
Мы с вами гуляли по парку, разговаривали со своими
любимыми деревьями. А каких насекомых вы увидели?
Дети:
Насекомых стало еще меньше, их почти не видно.
Воспитатель :
с чем это связано?
Дети:
Насекомые спрятались, многие уже заснули до будущей весны.
Воспитатель:
Почему насекомые прячутся?
Дети:
Стало холодно, уменьшился световой день.
Воспитатель:
Прислушайтесь к звукам парка. Что вы слышите?
Дети:
Слышны звуки машин, голоса прохожих, совсем не слышно
голосов птиц.
Воспитатель :
Почему не видно и не слышно птиц?
Дети:
Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель:
Зачем птицы улетают так далеко?
Дети:
Становится холодно, корма все меньше.
Воспитатель:
Заканчивается наша экскурсия в парк. Каким вы увидели
парк золотой осенью?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Мы прощаемся с парком до следующего времени года. Что это
будет?
Дети:
Наступит зима.
Воспитатель: Вы увидели много интересного. Осень подарила нам красивые
краски, недаром ее называют "очей очарованье". Обратите внимание на
красоту парка и постарайтесь ее запомнить. В группе мы с вами превратимся
в художников и попробуем нарисовать картину "Краски осени". А теперь нам
пора возвращаться в детский сад!