Автор: Ефимова Ольга Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Школа №65 с углублённым изучением английского языка" Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону Наименование материала: статья Тема: "Как помочь ребенку стать внимательным" Раздел: начальное образование
"Как помочь ребенку стать внимательным"
Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за
недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик,
словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В
старших классах ему становится труднее, так как поступающая и требующая
запоминания информация обильна и разнообразна.
Что же такое внимание? Внимание – это способность человека
сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего
мира на нас одновременно воздействует большое количество источников
информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не
нужно. Но, выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную
для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию
психической деятельности и выполняет внимание. Охарактеризуем основные
свойства внимания , к которым относятся концентрация, объём,
устойчивость, распределение и переключение.
Концентрация внимания - умение сосредоточиться на нужном объекте,
отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему,
задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается
хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у
которого слабо развито это свойство. Бывает рассеянным, несобранным.
Объём внимания характеризуется количеством одновременно
воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет
число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объёме
внимания ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения,
классификации. Если у ребенка недостаточный объём внимания, то ему
трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей
или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи
весьма вероятны.
Устойчивость внимания – это одновременное внимание к двум или
нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или
наблюдения за ними. Об особенностях распределения внимания судят по
тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно:
писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы,
заниматься работой и наблюдать за окружающим и т.п. легко ли
воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые
замечания учителя и родителей.
Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на
другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой
задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно
судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к
другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли
быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в
своих мыслях или действиях.
Внимание – это не раз и навсегда данное качество . Внимание
можно и
нужно развивать! Младшему школьнику это сделать очень трудно. Если
необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными
помощниками ребёнку могут стать мама и папа.
К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных
процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые
упражнения. С некоторыми из них я предлагаю, познакомиться на нашем
родительском собрании.
Игры и упражнения на развитие внимания
Упражнение 1
Для развития произвольного внимания ребёнку предлагается переписать без
ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их.
ирм, аворок, алокш, кинечу, адогоп, алкук, теломас, анишам,
рофотевс, ьлибомотва.
Упражнение 2
Предложите ребёнку переписать без ошибок следующие строчки и
представить себе, что могли бы обозначать эти слова:
1) аммадама реберге ассамаса гесклалла ессанессас даталатта
2) ретаберта норасотанна дебаруга каллихарра филитадера клатимор.
3) ретатерта груммопд лайоносандера
4) остимера остимаре
Упражнение 3
Корректурная проба.
Ребёнку можно предложить выполнить следующую работу: в таблице
предложенных букв необходимо вычёркивать вертикальной чертой буквы А,
М, К, З. Эта таблица называется таблицей Бурдона.
зонеафюстжмпсвюкчффложбюр
мфдлитгедишафялзихоюнзкиш
твюфгрвкдуекбжяапрсоютбге
мснбшрмфитявулкибюшлчбднх
пгонбижюазбовехчюиелфвамю
эмждектбшлмхпзиарвшудолбх
диомгрлязткежпсактднвтпрш
гмюнхдксунфмюлтпсрзшафчхд
спояюиаждясуаенлжоячмжиеу
ахрсфсфяухиюкгепвхсфхчовтя
Упражнение 4
В приведенных ниже рядах букв найди «спрятавшиеся» там слова:
аврогазетаатмнивслшктдомрвмевнгмшь (газета, дом).
шаонсрвикеымочкивлгмлгстимснпакетд (очки, пакет)
Авмлберёзавлнгстрыиченсщкнигамшва (берёза, книга)
Вонгарсиыпчьлшдаткошкаавеснауекымчся (кошка, весна).
Звнкпеналваскшнмтвлдчбювнлесвнаоств (пенал, лес).
Упражнение 5
Ребёнку предлагается разделить «склеенные» между собой слова.
шаркорзинаботинкибинокльедаобезьяна
книгарукаельчасытрамвайсамоварлучиграокно
Упражнение 6
Ребёнку предлагается разделить «склеенные» предложения:
Былазимазимойхолодноморозщиплетщёкипогодахоршаясветитсолнцед
етирадуютсятёплымлучам
Упражнение 7
Ребёнку предлагается расставить числа в порядке возрастания:
5, 8, 1, 6, 4, 12, 7, 2, 1, 8, 10, 4, 3, 2, 0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 20, 11, 16, 8, 13, 8,
6, 19, 11, 15, 17, 12, 14,17, 13, 6, 4, 8, 19, 0, 9
Упражнение 8
Ребёнку предлагается найти 6 ошибок в приведенных ниже примерах:
3 + 4=7 4 + 5= 8 10 – 2= 7
2 + 3=5 8 – 4= 4 9 – 6=2
12- 2=9 20-1=19 13+1=14
6 + 3=9 17-10=7 11+1=14
7 + 2=8 19+1=20 7 – 3=4
Задача
Мама попросила сына купить в магазине хлеб, молоко, пельмени. Сын купил
по просьбе мамы масло, сало, пельмени. Что он забыл купить и что купил
лишнее?
Игровые упражнения.
Даны напечатанные тексты (для упражнений дома можно взять старые
газеты, журналы).
1.
- Зачеркните первую букву каждого слова в заданном тексте (1 мин.).
2.
- Зачеркните только букву “а” в тексте линией в одном направлении (1
мин.).
3.
Зачеркните две буквы “а”, “у” в каждом слове линиями в разных
направлениях (2 мин.).
4.
На столе лежали книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет
убрали и заменили другим. И оказалось на столе лежат ручка, тушь,
ластик, книга, краски.
5.
Что убрали со стола и что положили на стол?
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- помогите вашим детям стать внимательными;
- приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти
упражнения и игры, способствующие развитию внимания;
- играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства
внимания;
- научите играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой
внимания»;
- не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно
развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту
мышления;
- учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения,
происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном,
незнакомое в знакомом.