Напоминание

"Как помочь ребенку стать внимательным"


Автор: Ефимова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №65 с углублённым изучением английского языка"
Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: "Как помочь ребенку стать внимательным"
Раздел: начальное образование





Назад





"Как помочь ребенку стать внимательным"
Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна. Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но, выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Охарактеризуем основные
свойства внимания
, к которым относятся концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение.
Концентрация внимания
- умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство. Бывает рассеянным, несобранным.
Объём внимания
характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточный объём внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.
Устойчивость внимания
– это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим и т.п. легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.
Переключение внимания
- это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли
быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях. Внимание – это не раз и навсегда данное качество
. Внимание

можно и

нужно развивать!
Младшему школьнику это сделать очень трудно. Если необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребёнку могут стать мама и папа. К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них я предлагаю, познакомиться на нашем родительском собрании.
Игры и упражнения на развитие внимания

Упражнение 1


Для развития произвольного внимания ребёнку предлагается переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их. ирм, аворок, алокш, кинечу, адогоп, алкук, теломас, анишам, рофотевс, ьлибомотва.
Упражнение 2
Предложите ребёнку переписать без ошибок следующие строчки и представить себе, что могли бы обозначать эти слова: 1) аммадама реберге ассамаса гесклалла ессанессас даталатта 2) ретаберта норасотанна дебаруга каллихарра филитадера клатимор. 3) ретатерта груммопд лайоносандера 4) остимера остимаре
Упражнение 3
Корректурная проба. Ребёнку можно предложить выполнить следующую работу: в таблице предложенных букв необходимо вычёркивать вертикальной чертой буквы А, М, К, З. Эта таблица называется таблицей Бурдона. зонеафюстжмпсвюкчффложбюр мфдлитгедишафялзихоюнзкиш твюфгрвкдуекбжяапрсоютбге мснбшрмфитявулкибюшлчбднх пгонбижюазбовехчюиелфвамю эмждектбшлмхпзиарвшудолбх диомгрлязткежпсактднвтпрш
гмюнхдксунфмюлтпсрзшафчхд спояюиаждясуаенлжоячмжиеу ахрсфсфяухиюкгепвхсфхчовтя
Упражнение 4
В приведенных ниже рядах букв найди «спрятавшиеся» там слова: аврогазетаатмнивслшктдомрвмевнгмшь (газета, дом). шаонсрвикеымочкивлгмлгстимснпакетд (очки, пакет) Авмлберёзавлнгстрыиченсщкнигамшва (берёза, книга) Вонгарсиыпчьлшдаткошкаавеснауекымчся (кошка, весна). Звнкпеналваскшнмтвлдчбювнлесвнаоств (пенал, лес).
Упражнение 5
Ребёнку предлагается разделить «склеенные» между собой слова. шаркорзинаботинкибинокльедаобезьяна книгарукаельчасытрамвайсамоварлучиграокно
Упражнение 6
Ребёнку предлагается разделить «склеенные» предложения: Былазимазимойхолодноморозщиплетщёкипогодахоршаясветитсолнцед етирадуютсятёплымлучам
Упражнение 7
Ребёнку предлагается расставить числа в порядке возрастания: 5, 8, 1, 6, 4, 12, 7, 2, 1, 8, 10, 4, 3, 2, 0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 20, 11, 16, 8, 13, 8, 6, 19, 11, 15, 17, 12, 14,17, 13, 6, 4, 8, 19, 0, 9
Упражнение 8
Ребёнку предлагается найти 6 ошибок в приведенных ниже примерах: 3 + 4=7 4 + 5= 8 10 – 2= 7 2 + 3=5 8 – 4= 4 9 – 6=2 12- 2=9 20-1=19 13+1=14 6 + 3=9 17-10=7 11+1=14 7 + 2=8 19+1=20 7 – 3=4
Задача

Мама попросила сына купить в магазине хлеб, молоко, пельмени. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, пельмени. Что он забыл купить и что купил лишнее?
Игровые упражнения.
Даны напечатанные тексты (для упражнений дома можно взять старые газеты, журналы). 1. - Зачеркните первую букву каждого слова в заданном тексте (1 мин.). 2. - Зачеркните только букву “а” в тексте линией в одном направлении (1 мин.). 3. Зачеркните две буквы “а”, “у” в каждом слове линиями в разных направлениях (2 мин.). 4. На столе лежали книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось на столе лежат ручка, тушь, ластик, книга, краски. 5. Что убрали со стола и что положили на стол?
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- помогите вашим детям стать внимательными; - приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания; - играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания; - научите играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания»; - не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления; - учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом.


В раздел образования