Автор: Журбенко Дарья Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с № 71 Населённый пункт: город Белгород, Белгородская область Наименование материала: статья Тема: Роль развития мелкой моторики рук ребенка Раздел: дошкольное образование
Под мелкой моторикой понимается комплекс скоординированных
действий, направленных на точное выполнение мелких движений кистями, а
также пальцами рук и ног. При этом включаются в работу такие системы как:
нервная, мышечная, костная, а также зрительная. Область мелкой моторики
включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов
(например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и
рисовать).
Следует знать, что двигательные проекции кисти руки в коре больших
полушарий головного мозга находятся недалеко от зоны, отвечающей за речь.
Из этого следует простая зависимость: чем больше развита мелкая моторика
у ребенка 3-5 лет, тем лучше развиты речевые навыки, успехи в школьном
обучении, благополучная социализация ребёнка
Известно, что в дошкольном возрасте в норме моторные навыки по
сравнению с 2-3 годами становятся разнообразнее и сложнее. Количество
манипуляций, которые требуют согласованных действий рук, увеличивается.
По мнению специалистов (педагогов, психологов, физиологов),
развитие моторики у детей 4 лет и даже 5 должно соответствовать
следующим нормативным требованиям:
1.
Стучит предметом о предмет.
2.
Берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь)
двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный
пальцы.
3.
Рисует на листе бумаги, а потом перечёркивает рисунок.
4.
Вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки.
5.
По аналогии строит мостик из 3 кубиков.
6.
Самостоятельно строит башню не менее чем из 3 кубиков.
7.
Старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна
превышать 30°.
8.
Перерисовывает крестик, круг, квадрат.
9.
Рисует человечка с не менее чем 3 элементами.
Именно к таким нормам должно стремиться развитие мелкой моторики
рук у детей 4-5 лет: если большую часть навыков из этого списка ребёнок
усвоил, формирование его мышления и двигательных способностей не
требует коррекции. Когда наблюдается частичная задержка (и даже
опережение) по 1 или 2 показателям, говорят о негармоничной динамике
функций мышления, речи и мелкой моторики. В том случае, когда ребёнком
не усвоена большая часть перечисленных навыков, необходима более точная
диагностика на отставание в той или иной степени.
Если развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет недостаточное для этого
возраста, у ребёнка будут наблюдаться характерные отклонения от нормы:
нарушена техника движений;
страдают двигательные качества: ловкость, быстрота, сила,
координация, точность;
диагностируются недостатки психомоторики;
плохо сформированы элементарные навыки самообслуживания;
слабые технические навыки в рисовании, лепке, конструировании,
аппликации;
неумение правильно держать кисточку или карандаш, регулировать
силу нажима на них;
затруднения при использовании ножниц.
Если развитие моторики у детей 4-5 лет происходит по данному плану (5-6
нарушений), это отклонения. Несмотря на отсутствие у них грубых
двигательных расстройств, уровень физического и моторного прогресса
гораздо ниже, чем у нормально развивающихся малышей дошкольного
возраста. Поэтому важно организовать помощь коррекционно-
педагогического характера.
Для того, чтобы степень развития мелкой моторики была в пределах нормы,
существуют различные методики ее стимулирования. Сюда обязательно
должны быть включены те игры, где нужно собирать мелкие части в единое
целое (вкладыши, мозаика, конструктор и др.)
Данные виды игр не только способствуют развитию мелкой моторики,
но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве.
Эффективным средством для развития мелкой моторики в дошкольных
образовательных учреждениях являются пальчиковые игры – своеобразные
упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Данный вид игр
тренирует точность двигательных реакций, развивает координацию
движений, помогает концентрировать внимание («Замок», «Капустка»,
«Улитка» и др.). Формирование навыков осязания и мелкой моторики также
происходит в различных видах предметно-практической деятельности, таких
как рисование, аппликация, работа с ножницами, конструирование, лепка.
Следовательно, развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура
пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются
навыки осязательного обследования. Очень полезны игры с мячом,в
процессе которых происходит стимуляция кистей рук.
Работа по развитию мелкой моторики должна происходить уже в раннем
детстве. Грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем
самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и
младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения,
сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии
элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать
пуговицы, завязывать шнурки и т.д. В старшем дошкольном возрасте работа
по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать
важной частью подготовки к школе. Следовательно, перед педагогами встают
следующие задачи: разъяснение родителям роли игр на развитие мелкой
моторики рук, проведение обучения в игровой форме. Также необходимо
хвалить детей за проделанную работу.