Напоминание

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Театральный салон"


Автор: Сергей Лилия Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска детский сад №15 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Театральный салон"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Сод


ержание

1.
Паспорт программы 3
2.
Пояснительная записка 4 2.1 Цели и задачи программы 8 2.2. Объем образовательной нагрузки 8
3.
Содержание программы для детей 3-4 лет 9
4.
Организационно-педагогические условия 15 5.1. Учебный план 15 5.2. Расписание занятий 15 5.3. Календарный учебный график 16 5.4. Программно-методическое обеспечение 16 5.5. Материально-техническое обеспечение 17 6. Мониторинг 18 7. Список литературы 20
1.

Паспорт образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности « Театральный салон » Страница 2
Наименование Программы Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Театральный салон» Основания д л я разработки Программы
- Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании»;

- Устав учреждения МАДОУ города Нижневартовска ДС №15 «Солнышко»;

- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26«Об

утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы в дошкольных организациях";

-

«Подготовка

и

проведение

театрализованных

игр

в

детском

саду»

Т.И

Петровой,

Е.Л.

Сергеевой,

Е.С.

Петровой (допущено Министерством образования РФ).
Заказчик Программы
Родители (законные представители) воспитанников
Цель Программы
Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства
Задачи
- Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов;

- Обогащать театральный опыт ребёнка;

- Совершенствовать артистические навыки детей, а также их исполнительские умения.
Планируемые результаты
- умеют манипулировать с театральными куклами;

- владеют (интонационным проговариванием, мимической выразительностью, навыками имитации);

- ориентируются в выборе артистических навыков, исполнительских умений.
Система организации контроля за исполнением Программы Заведующий МАДОУ ДС№15«Солнышко» Ольга Евгеньевна Проконина, Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МАДОУ ДС№15 «Солнышко» Оксана Сергеевна Тарасенко. Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности « Театральный салон » Страница 3

2.

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Театральный салон
»
разработана на основе авторской технологии развития ребёнка – дошкольника в театрализованной деятельности «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» Т.И Петровой, Е.Л. Сергеевой, Е.С. Петровой (допущено Министерством образования РФ). Программа составлена с учётом требований, предъявляемых к дополнительному образованию. В программе заложено сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, строится с учётом специфических для дошкольников видов деятельности. Программа осуществляет театрализованное развитие детей 3-4 лет в процессе разнообразной художественной деятельности – изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и др. Театр – это самый доступный вид искусства для детей, раскрывающий духовный и творческий потенциал ребенка и дающий реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Воспитать привычку к выразительной публичной речи путем привлечения его к выступлениями перед аудиторией. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам. 1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, же - стами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. 2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей. 3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. 4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей). 5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения. Воснову образовательной программы положены следующие подходы: 1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности « Театральный салон » Страница 4
изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с маленькими детьми рассматривается, как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда. 2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании, обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий. 3. Деятельностный подход. Это основа, средства и решающее условие развития личности. Это в свою очередь, предполагает организацию, регулирование, контроля, самоанализу и оценке результатов деятельности. 4. Полусубъектный подход. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми. 5. Культурологический подход. Обусловлен, объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и во-вторых, становление его как творческой личности. Реализация Программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному. Систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности. Занятия проводит воспитатель первой категории во второй половине дня, по специально составленному расписанию в соответствии СанПиН
2.4.1.3049-13.
Количество занятий - 1 занятие в неделю. Продолжительность занятий для детей 3-4 лет – 20 минут. Количество детей в группе не более 10 человек. Учебный план состоит из 36 занятий. Предполагаемые результаты: Дети 3 – 4 лет: 1. Способны к обыгрыванию отрывков из художественного произведения; 2. Умеют подражать образу героев; 3. Обладают умением работать в коллективе. Программа рассчитана на 1 год обучения и представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на реализацию поставленной цели и задач. На 1 этапе дети последовательно знакомятся с различными видами кукольных театров. Для этого используются этюды, обучающие детей приемам управления куклами различных систем. Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности « Театральный салон » Страница 5
Когда дети освоят приемы кукловождения, приступаем к постановке кукольного спектакля – 2 этап. На 3 этапе идет объединение кукольного спектакля с театрализованной игрой в единое целое. Этот вид деятельности интересен тем, что в одно и то же время часть детей играет с театральными куклами, а другая часть участвует в драматизации. Дети сами выбирают вид деятельности (кукольный театр или драматизацию). Параллельно идет обучение детей «основам актерского мастерства». Прививаются навыки, необходимые для отображения различных эмоций и настроений, черт характера. 1 этап (подготовительный) - знакомство с собой. Этот этап позволяет открыть в себе свое творческое "я", свободно и естественно выражать эмоции. Первоначально ведётся работа с голосом. Взволнованный голос выдает внутреннее состояние ребёнка. Педагог помогает зазвучать голосу в полную силу, расширят его диапазон, улучшат тембр. Затем следует работа с речью, где разрабатываются органы речи с целью чёткого произношения. Это делают через различные пословицы, поговорки, скороговорки, чистоговорки и т.д. Важную роль в речи играет интонация, придающая неповторимую окраску предложению. Затем следуют упражнения по пластике тела, помогающие избавиться от зажимов, которые мешают свободно ощущать себя в пространстве. Но тело всего лишь отображает состояние души человека. Поэтому на курсе идёт глубокая проработка этого аспекта. 2 этап (основной) на этом этапе изучается импровизация. Ведь невозможно общаться и жить по шаблону. Импровизация учит ребёнка искренне реагировать на события. Психотехника поможет понять, откуда берутся страхи, негативные эмоции, даст человеку вдохновение и переступить через страх. Большое значение в работе с детьми придаётся развитию воображения и внимания
.
Ведь, как правило, дети слушают, но не слышат, смотрят, но не видят. Содержание Программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления детей о художественных стилях и направлениях в искусстве, формирует чувство гармонии. В основе Программы лежит интеграция областей «Художественно-эстетического развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Эти области направлены на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное. Каждый ребенок одарен природной способностью творить, теми или иными наклонностями. А интегрированное обучение позволяет наиболее полно раскрыть и развить в ребенке эти способности. Программа состоит из трёх образовательных блоков: (теория, практика, проект). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности « Театральный салон » Страница 6
На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом. На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Педагог создает условия для того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание. Занятия по развитию театральных способностей включают в себя:  упражнение на артикуляцию;  упражнения на развитие речи;  развитие мимики;  творческие упражнения;  упражнения на воображение;  упражнения на развитие пластической выразительности;  актерские этюды;  развитие мелкой моторики, снятие мышечного напряжения. На каждом занятии (независимо от темы раздела) обязательны: ряд упражнений на развитие артикуляции, дикции, дыхания, выразительности речи; вокально-хоровая работа; слушание музыки. Примерная структура занятия по актерскому мастерству. I. Завязка. (Начало занятия) (5 минут) 1. Приветствие. 2. Разминка:  Упражнение на расслабление мышц тела: развитие мелкой моторики, снятие мышечного напряжения;  Упражнение для голоса: артикуляционная гимнастика; II. Развитие действия (7 Минут)  Упражнения на развитие речи;  Творческие упражнения;  Упражнения на воображение;  Упражнения на развитие пластической выразительности; III. Кульминация (3 минут)  Актерские этюды; IV. Развязка (3 минуты) Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности « Театральный салон » Страница 7
 Упражнения на развитие мимики; V. Финал (окончание занятия) (2 минуты) Итоги

программы «Театральный салон» предоставляются в результативных участиях детей в городских конкурсах, показательных выступлениях для родителей и детей детского сада (разыгрывании мини - сценок, сказок, басен, песенок, потешек, стихов и т.д.) 2.1.
Цель и задачи Программы:

Цель программы:
развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
1.Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.). 2. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Нижневартовска. 3. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности. 4. Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимики, жестов, движений). 5. Развивать творческую активность детей, участвующих в театрализованной деятельности. 6. Формировать навыки совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими, приглашение ребят из других дошкольных учреждений.).
2.2. Объем образовательной нагрузки
Срок реализации программы: один учебный год включает 36 занятий, 1 раз в неделю: для детей 3-4 лет - 20 минут. Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности « Театральный салон » Страница 8

3.

Содержание программы «Театральный салон» для детей 3-4 лет
месяц неделя Содержание мероприятий СЕНТЯБРЬ 1 Мониторинг 2 «Давайте познакомимся» Цель: формировать интерес к театрализованной игре при помощи сказок, потешек. «Лошадка» Цель: развитие имитационных способностей. 3 «Пойми меня!» Цель: учить отгадывать загадки, развивать речь, умение строить диалог. «Для деда, для бабы Курочка-Ряба яичко снесла золотое» Цель:развитие двигательной активности детей. 4 «Ходит осень по дорожке» (по сказке «Теремок») Цель: пополнение словаря, учить выражать эмоции с помощью мимики. «Прогулка по лесу» Цель: учить детей эмоционально проговаривать фразы; видеть красоту осеннего леса; развивать фантазию, ассоциативное мышление. ОКТЯБРЬ 5 «Колобок не тот, а другой» Цель: Отгадывание загадок, с изображением их героев. Показ и рассказывание сказки воспитателем, затем детьми. «Колобок – наш колобок, колобок – колючий бок» Цель: Драматизация сказки «Колобок – колючий бок» 6 «Овощи» Цель: учить сочетать движения и речь. «Овощи» Цель: учить отождествлять себя с театральным персонажем, закреплять знания об окружающем. Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности « Театральный салон » Страница 9
7 Чтение стихов А.Барто Цель: помогать детям находить средства выражения образа в движении. Игровая викторина по стихам А.Барто Цель: развивать имитационные навыки, фантазию, эмоциональную память. 8 «Во садочке я была…». Цель: учить детей свободно двигаться, используя все окружающее пространство; воспитывать эмоционально- образное восприятие содержания небольших стихотворений. «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить». Цель:учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность; учить сочетать движения и речь. НОЯБРЬ 9 Мы водили хоровод”. Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми; развивать подражательные навыки и фантазию; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений. «Быстро времечко пройдет, и Цыпленок подрастет». Цель: продолжать учить слушать сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительские умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным и желание ими любоваться. 10 «Виды транспорта» Цель: развивать способность работать с воображаемыми предметами, развивать фантазию и память. «Виды транспорта» Цель: развивать умения четко произносить звуки, фразы, воспитывать умения эмоционально и выразительно общаться. 11 «Мы водили хоровод». Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми; развивать подражательные навыки и фантазию; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений. «Веселые зайчата» Цель: познакомить детей с пиктограммами, развивать мимическую выразительность. 12 «Быстро времечко пройдет, и цыпленок подрастет». Цель:продолжать учить слушать сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительские умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным и желание ими любоваться. «Зеркало, зеркало – скажи…». Цель: воспитывать умение владеть своим вниманием, развивать фантазию и воображение детей. Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности « Театральный салон » Страница 10
13 Театрализованная игра «Кто в гости пришел?» Цель: развивать подражательные навыки и фантазию, формировать необходимый запас эмоций и впечатлений. ДЕКАБРЬ «Игры с бабушкой Загадушкой» Цель: учить детей отгадывать загадки, развивать ассоциативное мышление. 14 «Потеряли котятки по дороге перчатки» Цель: развивать умение следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей. «Встали детки в кружок – закружились как снежок» Цель: продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений. 15 «К нам пришло письмо» Цель: развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве. «Мешок с сюрпризом». (театр на картоне) Цель: побуждать интерес к театральной игровой деятельности; обеспечивать более яркое восприятие литературного произведения; развивать пространственное и образное восприятие. 16 Разыгрывание стихотворного текста Цель: учить детей с помощью средств интонационной выразительности передавать различные эмоции, развивать пантомимические навыки. «Заходите в гости к нам» Цель: развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве; формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству; развивать навыки имитации; учить выражать свои эмоции. 17 Игры на имитацию движений Цель: учить длинному выдоху, способствовать возникновению партнерских взаимоотношений в игре. ЯНВАРЬ «Волшебная палочка» Цель: продолжать учить детей импровизировать под музыку, развивать фантазию, ассоциативное мышление. 18 «Сказка о глупом мышонке» Цель: побуждать детей к активному участию в театральной игре; учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. Игра с чистоговорками Цель: учить делать интонационное ударение на нужном слове, произносить слова с различной интонацией. Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности « Театральный салон » Страница 11
19 «Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один» Цель: познакомить детей со сказкой «Лиса, заяц и петух»; формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания. «Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!» Цель: учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения; учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре. ФЕВРАЛЬ 20 «Звери в гостях у Снегурочки». Цель: вызвать желание участвовать в играх-драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения. «Заюшкина избушка» Цель: учить детей слушать сказки, побуждать к участию в театрализованной игре. 21 «Без друзей нам не прожить ни за что на свете» Цель: учить детей отгадывать загадки; развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; воспитывать любовь к животным. «Сказка о глупом мышонке» Цель: побуждать детей к активному участию к театрализованной игре, учить четко проговаривать слова, сочетая движение и речь. 22 «В гости к ежику и лисе» Цель: учить детей интонационно выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса; формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; развивать воображение и способности к творчеству; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания. «Мы актеры» Цель: формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми. 23 «Прогулка» Цель: развивать память физических ощущений, развивать пантомимические навыки. «В гости пальчики пришли» Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; познакомить с театром рук; воспитывать партнерские отношения между детьми; учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу. МАРТ 24 «Весна» Цель: воспитывать коммуникативные навыки общения, учить сочетать напевную речь с пластическими движениями. Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности « Театральный салон » Страница 12
«Пришла весна» Цель: учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения. 25 «Смоляной бычок» Цель: развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей. Игра с чистоговорками Цель: учить детей логически выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса. 26 «Представьте себе…». Цель: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение. Разыгрывание мини-сценки «Еж и лиса» Цель: развивать воображение и способность к творчеству, воспитывать дружеские, партнерские взаимоотношения. 27 «Воробей и кот». Цель: учить детей слушать сказку; рассказывать ее вместе с воспитателем; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение. Разыгрывание сказки «Колобок» Цель: учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного персонажа, развивать артикуляционный аппарат. АПРЕЛЬ 28 Показ сказки «Колобок» Цель: воспитывать доброжелательные отношения и партнерские качества, формировать живой интерес к русскому фольклору. «В тесноте, да не в обиде». Цель: учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества; учить сочетать речь с движением; развивать воображение. 29 Пальчиковые игры Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью, познакомить детей с театром рук. «Игры с бабушкой Загадушкой» Цель: учить детей отгадывать загадки, развивать ассоциативное мышление. 30 «Свет мой зеркальце скажи». Цель: развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности « Театральный салон » Страница 13
Пальчиковые игры Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью, продолжать знакомить детей с театром рук, интонационно выразительно произносить заданную фразу. 31 «На болоте две подружки, две зеленные лягушки». Цель: развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью; учить детей использовать в игре все пространство; воспитывать коммуникативные качества; формировать необходимый запас эмоций. Игры на имитацию движений Цель: учить длинному выдоху, способствовать возникновению партнерских взаимоотношений в игре. 32 «Дайте только срок, построим теремок!». Цель: продолжат учить детей отгадывать загадки; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить сочетать движения и речь; развивать воображение. МАЙ «Хомка-хомячок» Цель: развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции, учить сочетать движения и речь, развивать воображение. 33 «Без друзей нам не прожить ни за что на свете» Цель: учить детей отгадывать загадки; развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; воспитывать любовь к животным. «Ладушки-ладошки» Цель: учить воспроизводить текст знакомой сказки в театральной игре; развивать память; учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя: воспитать доброжелательные отношения и партнерские качества; развивать артикуляционный аппарат; формировать живой интерес к русскому фольклору. 34 «Пчелки-детки, полетели!» Цель: развивать артикуляционный аппарат посредством проговаривания чистоговорки; развивать творческие способности детей; побуждать к активному участию в театральном действии; учить интанционно-выразительно проговаривать фразы из стихотворного текста. «Веселые лягушки» Цель: развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью, учить детей использовать в игре все пространство. 35 «Два веселых гуся» Цель: развить память физических ощущений; учить интанционно-выразительно проговаривать фразы; воспитать бережное отношение к окружающему миру; развить пантомимические навыки. «Пчелки и медведь» Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности « Театральный салон » Страница 14
Цель: развивать артикуляционный аппарат посредством проговаривания чистоговорки, развивать творческие способности детей. 36 Мониторинг
4. Организационно-педагогические условия

4.1.Учебный план

Наименование

услуги

Количество часов в неделю, возрастная группа

младший дошкольный возраст
1.
«Театральный салон»

20 мин/ 1 занятие

4.2.

Расписание занятий
Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности « Театральный салон » Страница 15

Дни недели

Возрастная

группа

Длительность

(мин.)

Время

Место проведения
Вторник
3-4 лет

20 минут

15.30 – 15.50

16.00 - 16.20
Музыкальный зал
4.3.

Календарный учебный график

Темы
Сентябрь
Октябр

ьь
Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май совершенствование кукловождения 1 1 1 1 1 основы кукольного театра 1 1 о с н о в ы а к т е р с к о г о мастерства 1 1 1 1 1 1 1 проведение игр на развитие мимики, жестов 2 2 1 1 1 1 2 2 1 проведение досугов 1 1 1 1 1 1 1 1 Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности « Театральный салон » Страница 16

4.4.

Программно - методическое обеспечение

Наименование

услуги

Наименование программы

На основании какой программы разработана и

кем утверждена, рекомендована
«Театральный салон» «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова (допущено Министерством образования РФ) 4.5.
Материально-техническое обеспечение
Для развития театральных способностей в учреждении оформлена театральная студия.
№ п/п

Наименование оборудования

Примечание

1.
Настольный театр игрушек. На подгруппу детей
2.
Настольный театр картинок. На подгруппу детей
3.
Стенд-книжка. 1
4.
Фланелеграф. 1
5.
Теневой театр. На подгруппу детей
6.
Пальчиковый театр. На подгруппу детей
7.
Театр Би-ба-бо. На подгруппу детей
8.
Театр Петрушки. На подгруппу детей
9.
Детские костюмы для спектаклей. На подгруппу детей
10.
Взрослые костюмы для спектаклей.
11.
Элементы костюмов для детей и взрослых. На подгруппу детей Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности « Театральный салон » Страница 17

12.
Атрибуты для занятий и для спектаклей. На подгруппу детей
13.
Ширма для кукольного театра. 2
14.
Музыкальный центр, видеоаппаратура 1
15.
Медиотека (аудио- и CD диски). 10
16.
Музыкальные инструменты На подгруппу детей
17.
Декорации к спектаклям 10
18.
Методическая литература В наличии 5.
Мониторинг реализации программы

К концу обучения дети овладеют:
Восприятие музыки: - эмоциональная отзывчивость на музыку; - соотнесение мелодии музыки с ее эмоционально-образным содержанием. Танцевальное творчество: - способность импровизировать в свободном танце; - умение самостоятельно подобрать движения в соответствии с эмоционально-образным содержанием музыки. Основные принципы драматизации: - владение выразительностью речи; - умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле; - способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое. Основные навыки театрального мастерства: - способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц; Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности « Театральный салон » Страница 18
- умение вживаться в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения. Кукольные спектакли: - желание участвовать в кукольном спектакле - умение создать образ с помощью куклы.
Тематический

раздел

Требования к знаниям, умениям

Формы

контроля

Система

оценки

Предметные

результаты

Метапредметные результаты

Личностны

е

результаты

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные
Основы театральной культуры проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности знает правила поведения в театре называет различные виды театра, знает их различия Вступает в контакт со взрослым Может рассказать о видах театра Наблюде ние Игровые задания Речевая культура понимает главную идею литературного произведения поясняет свое высказывание дает подробные словесные характеристики своих героев С желанием участвует в речевой деятельности творчески интерпретиру ет единицы сюжета на основе литературного произведения. Наблюде ние Открытые занятия Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности « Театральный салон » Страница 19
Эмоционально- образное развитие использует различные средства выразительности творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстриров ать Проявляет активное участие в инсценировках использует мимику, жест, позу, движение. Наблюде ние Игры Навыки кукловождения импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем творчески применяет в спектаклях и инсценировках различных кукол владеет знаниями о различных куклах Проявляет активное участие в инсценировках использует навыки кукловождени я в работе над спектаклем Наблюде ние Театральные постановки Основы коллективной творческой деятельности творчески активен на всех этапах работы над спектаклем Включается в деятельность на любом этапе подготовки Проявляет интерес к ходу подготовки спектакля Проявляет активное участие в инсценировках, спектаклях проявляет инициативу, согласованнос ть действий с партнерами Наблюде ние Концерты, фестивали Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
6.

Список используемой литературы.
1. Афанасенко Е.Х., Клюнеева С.А. и др., Детский музыкальный театр. Программы, разработки занятий. Волгоград, «Учитель», 2008. 2. Белинская Е.В., Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. СПб.,2006. 3. Вечканова И.Г.,Театрализованные игры в реабилитации дошкольников: Учебно-методическое пособие. СПб, 2006. 4. Вопросы режиссуры детского театра. М., 1998. 5. Выготский Л.С., Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности « Театральный салон » Страница 20
6. Голубков В.В., Мастерство устной речи. М., 1965. 7. Гринер В.А., Ритм в искусстве актера. М., 1992. 8. Губанова Н.Ф., Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М., 2007. 9. Дополнительное образование //Научно-методический журнал, 2001-2009 г.г. 10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М.Грабенко. Игры в сказкотерапии. Спб., 2006. 11. Карнеги Д., Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. М., 1998. 12. Качурин М.Г., Организация исследовательской деятельности учащихся. М., 1988. 13. Клюева Н.В., Учим детей общению. Ярославль, 1996. 14. Колокольцев Е.Н., Искусство на уроках театра. Киев, 2006. 15. Котельникова Е. А., Биомеханика хореографических упражнений. ( «Я вхожу в мир искусств»). М., 2008. 16. Кудряшев Н.И., Взаимосвязь методов обучения. М., 1997. 17. Методика выразительного чтения / Под общей ред. Т.В.Завадской. М., 1985. 18. Михальская А.К., Педагогическая риторика. М., 1998. 19. Никитина А.Б., «Дети - театр - образование». М., 2008. 20. Основы актерского мастерства по методике З.Я.Корогодского. М., 2008. 21. Першин М.С., Пьесы-сказки для театра. М., 2008. 22. Погосова Н.М., Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. Спб, 2008. 23. Попов П.Г., Жанровое решение спектакля. М., 2008. 24. Сакович Н.А., Практика сказкотерапии. Спб., 2007. 25. Сальникова Н., Работа с детьми: школа доверия. СПб., 2003. 26. Скрипник И.С., Театр теней. – М., 2005. 27. Субботина Л.Ю., Развитие воображения у детей. Ярославль, 1996. 28. Танникова Е.Б., Формирование речевого творчества дошкольников (обучение сочинению сказок). М., 2008. 29. Тюханова Е.Л., Театр и дети. М., 2007. 30. Чурилова Э.Г., Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. – М., 2004. 31. Я познаю мир: Театр: Дет.энцикл./И.А.Андриянова-Голицина. – М., 2002. Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности « Театральный салон » Страница 21


В раздел образования