Автор: Кузнецова Мария Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МК ДОУ "Детский сад № 1 "Звездочка" г.Калач-на-Дону", Волгоградской области Населённый пункт: г.Калач-на-Дону Наименование материала: Проект Тема: "Звенит капель в весенний день" 2 младшая группа Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 1
«Звездочка»
г.Калач-на-Дону» Волгоградской области
Тема проекта:
«
Звенит капель в весенний
день»
(вторая младшая группа)
Воспитатель
Кузнецова
Мария
Геннадьевна
Тема проекта : «Звенит капель в весенний день»
Участники проекта:
-дети второй младшей группы;
-родители детей второй младшей группы;
-педагоги детского сада.
Вид проекта: информационно -практико- ориентированный
По продолжительности: среднесрочный (2 недели)
Срок реализации проекта: с 01.03 по 11.03
Место проведения проекта:
г.Калач-на-Дону Волгоградской области, улица Краснознаменская, дом 103
МКДОУ « Детский сад №1 « Звездочка» г.Калач-на-Дону»
Вторая младшая группа №2
Организация проекта
1 этап. Целеполагание
На прогулках с детьми я обратила внимание на то что ранняя весна привлекает
внимание детей, бурными изменениями, красками, запахами, пением птиц. В
пробуждающейся природе царит оживление. Каждый день приносит малышам новое
открытие. Желая понять причины наблюдаемых явлений, дети часто обращаются ко
мне с вопросами.
Определился ряд проблемных вопросов:
- Почему тает снег?
- Что такое ручьи?
- Почему сосульки тают?
- Что такое проталины? На что они похожи?
- Откуда появилась первая травка?
- Что происходит с деревьями ?
Передо мной встала задача : помочь детям выбрать наиболее актуальные и
посильные для них задачи на определенном отрезке времени.
Научить детей наблюдать, замечать изменения в природе;
расширять знания о признаках весны;
обратить внимание на небо и солнце ;
познакомить с народными традициями которые отмечают с наступлением
весны?
В ранний период весны трудно рассчитывать на разнообразие движений во время
прогулок-походов из-за распутицы. Тем не менее нужно использовать
специфические для этого времени года возможности, чтобы обогатить двигательный
опыт детей, научить предвидеть неприятности на дороге, предупреждать и
преодолевать их. Не менее важно поощрять самостоятельную активность ,
инициативу, эмоциональную заинтересованность малышей.
Актуальность
Актуальность проблемы состоит в том , что дети не знают ответы на вопросы
которые они задавали воспитателю. Они не имеют представление о природных
изменениях в целом и на разных ее этапах.
Знакомство с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями,
формирует у малышей такие качества, как любознательность, умение наблюдать,
логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Ввести ребёнка в мир
природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и
явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное
и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи каждого педагога.
Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в
действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет
знания, способствует формированию характера и интересов.
Ознакомление младших дошкольников с природой – это средство образования в их
сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном
опыте.
Цель проекта:
- Формировать систему осознанно правильных представлений о явлениях природы
у детей младшего дошкольного возраста.
Развивать познавательную активность детей.
- Формировать и расширять представление детей о времени года «весна»;
- Воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к её отдельным
явлениям;
- Создавать у детей радостное настроение посредством привлечения к праздничным
мероприятиям.
-Связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями в жизни ребенка,
заинтересовать, вовлечь в проектную деятельность.
-развивать субъективность ребенка.
Задачи проекта:
Для детей
- конкретизировать и расширять представления детей о первых признаках весны
(состоянии погоды, неба, растительности, характерных осадках); особенности жизни
животных и птиц в период наступления весны;
- учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего
времени года и поведением животных, состоянием растительности;
- развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
- формировать потребности в слушании художественных произведений, как
источнике новых знаний об окружающем;
- развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному,
вести диалоги;
-познакомить детей с народными традициями, обычаями связанными с народным
развлечением «Встреча весны»
- развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные
навыки;
- развивать продуктивнуюдеятельность детей, совершенствовать навыки и умения в
рисовании, лепке, аппликации, развивать творческие способности;
- формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки, её
способности передавать различные эмоции, настроения.
Для педагогов:
- создание предметно- развивающей среды для ознакомления воспитанников с
признаками весны: особенностями жизни диких животных и птиц в период
наступления весны( дидактические и сюжетно-ролевые игры, наглядные пособия,
картины ,настольные игры).
-создание информационной базы, разработка сценариев экскурсий и наблюдений с
детьми за явлениями природы, характерными для наступления весны; подбор
методической и художественной литературы; разработка сценариев развлечений
праздников, театрализованной деятельности.
- подбор материала для продуктивной деятельности.
Для родителей :
-
Информированность родителей по теме проекта;
-привлечение родителей к подготовке и проведению экскурсий , прогулок;
- участие в подготовке музыкальных развлечений;
- привлечение родителей к составлению альбома « Весенние пейзажи».
Принципы реализации проекта:
- целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к природе;
- научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (наблюдение, игры,
труда, занятий);
- единства содержания форм и методов работы;
- личностно – ориентированного подхода в процессе воспитания положительного,
бережного, отношения к природе;
- сотрудничества детей, педагогов и родителей;
- доступности;
- системности и последовательности.
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей:
- Обобщение полученных ранее знаний, проявление творческой активности в
процессе деятельности;
Для педагогов:
- Продолжение освоение метода проектирования- метод организации насыщенной
детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное
пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и
познавательное мышление дошкольников.
Для родителей
;
-Расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные
знания, закрепляя их совместно с детьми в ходе выполнения предложенных
педагогом заданий.
2 этап. Разработка проекта
План мероприятий реализации проекта
«Звенит капель в весенний день»
Тема и форма проведения мероприятия; участники
Педагоги ДОУ
Дети
Родители
создание предметно-
развивающей среды для
ознакомления
воспитанников с
признаками весны;
особенностями жизни
диких животных и птиц в
период наступления
весны( дидактические и
сюжетно-ролевые игры);
Наблюдение за состоянием
погоды; за небом; за
снегом; за деревьями;
птицами; за явлениями
природы, характерными
для наступления весны –
сосульки, ледоход,
прогалины.
Опыты: изучение трёх
состояний воды: вода,
снег, лёд.
Беседа с родителями на
тему « проектная
деятельность в д.саду»
(помощь, сотрудничество,
участие в мероприятиях,
проводимых в группе, в
саду).
подобрать методическую
литературу по теме
Рассматривание картинок:
«Встречаем птиц»;
«Прощай, Зима!»;
Составление
описательных рассказов
по картинкам.
Заучивание стихотворений
о весне, объяснение
смысла
подобрать
художественную
литературу для чтения
детям
В.Берестов «Март»
Е.Авдоленко «Воробей»
Г.Ладонщиков
«Подснежники»
Л.Аграчев «Ау»
Л.Плещеев «Весна» (в
сокр.)Л.Толстой «Пришла
весна…»
Консультация для
родителей «Готовимся к
прогулкам»
подобрать дидактический
материал, наглядные
пособия (альбомы для
рассматривания, картины,
Д/и: «Времена года»
«Когда это бывает?»
«Кто где живёт?»
«Кого разбудило
солнышко?»
Выставка детских
рисунков «Здравствуй,
солнышко»
настольные игры)
«Назови дерево»
«Назови птиц»
«К дереву беги»
Наст./игры: «Разрезные
картинки»
«Времена года»
«Подбери картинку»
«Чей малыш?»
«Чей домик?»
«Дикие и домашние
животные» «Найди пару»
создание информационной
базы, разработка
сценариев экскурсий и
наблюдений с детьми за
явлениями природы,
характерными для
наступления весны
Беседа на тему: «Опасный
лёд».
Наблюдение за сосульками
(длинные, острые,
тяжёлые, состоящие изо
льда); нельзя подходить к
домам, на крышах которых
висят большие сосульки.
Консультация для
родителей «Увлекательные
наблюдения на прогулке»
подбор материала для
опытов, изучения трех
состояний воды
Опыты: изучение трёх
состояний воды: вода,
снег, лёд.
разработка сценариев
развлечения,
театрализованной
деятельности
Развлечение «Встреча
весны»
Драматизация сказки
«Заюшкина избушка»
Разучивание песен:
«Солнечные лучики»,
«Маму поздравляют
малыши»
Привлечь родителей в
участии развлечении
«Встреча весны»
подбор материала для
продуктивной
деятельности
Работы по аппликации:
«Цветок для мамы»
Работы по рисованию:
«Солнышко, здравствуй!»
« В о т
к а к и е
у
н а с
Оформление
фотовыставки «Встреча
весны»
сосульки»
Работы по лепке:
«Вот какие у нас сосульки
Сложенные картины на
весеннюю тематику;
Альбомы для
рассматривания: «Времена
года», «Красавица Весна»,
«Дикие животные».
Книжки-раскраски:
«Птицы», «Времена года»,
Привлечение родителей к
созданию альбома
«Весенние пейзажи»
Выставка детских
рисунков «Здравствуй,
солнышко»;
Результаты проекта
Дети:
- Научились конкретизировать и расширять представления о первых признаках
весны, особенностях жизни животных и птиц в период наступления весны;
- Научились устанавливать простейшие связи между условиями наступающего
весеннего времени года и поведением животных и птиц, состоянием
растительности;
-развилось стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
- сформировались потребности в слушании художественных произведений , как
источнике новых знаний об окружающем;
- развились умения общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному,
вести диалоги;
- ознакомились с народными традициями, обычаями связанными с развлечением
«Встреча весны».
– сформировались первичные представления о выразительных возможностях
музыки, ее способности передавать различные эмоции, настроения.
Педагоги:
- Пополнилась информационная база и предметно - развивающая среда;
- усовершенствовалось педагогическое мастерство;
- -появилась новая форма работы с родителями.
Родители:
-Родители стали более информированными о работе педагога ДОУ ;
- более компетентными в вопросах воспитания в детях бережного и заботливого
отношения к живой и неживой;
- повысился интерес в организации и участии совместных прогулок ,экскурсий, к
совместным праздникам и развлечениям.
ОБОСНОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ:
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены,
дети и родители приняли активное участие в реализации проекта.
Разработанный проект ,основанный на взаимодействии воспитателей ,родителей
позволил успешно сформировать у младших дошкольников представления о
явлениях природы, побудил детей к совместной поисковой деятельности ,расширил
представления о народных традициях .Данный проект является эффективным и дал
хорошие результаты:
В оснащении предметно-развивающая среды: оформление уголка природы,
физкультурного уголка для родителей по сезону.
В совершенствовании педагогического мастерства: создание новых пособий,
разработок.
Новая форма работы с родителями, введенная в рамках проекта, позволила
увеличить
количество
родителей,
активно
участвующих
в
педагогическом
процессе детского сада и своей группы
5 этап. Информационные ресурсы
1.
Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной
культуре // Дошк. воспитание. -1992. -№5-6. -С. 5-8.
2.
Боголюбская М. К. , Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в
детском саду. -М. : Просвещение, 1970 -148с.
3.
Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 1981 - 255с.
4.
Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в природе/ Н.Ф.Виноградов. -
М., 1984.
5.
Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с
природой». - М.: Просвещение, 1988 г
6.
Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание.
-1985 - №11. -С. 21-24.
7.
Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения», №7, 2011 г.
8.
Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского
сада / Под редакцией П.Г. Саморуковой. – 2-е изд., - М.: Просвещение, 1983. –
207с.
9.
Зенина Т.Н «Наблюдение дошкольников за растениями и животными .Учебное
пособие .-М.,Педагогическое общество России 2010 год
10.Колодина, Л. Воспитание бережного отношения к природе // Дошкольное
воспитание. – 1981- №10.-с.34.
11.Князева.О. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» 2006 г.
12.Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. Пособие для
пед. училищ по спец. «Дошк. Воспитание»/ Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.:
Просвещение, 1991. - 240с.
13.Николаева С.Н, «Ознакомление дошкольников с неживой природой.М .: Педаго-
гическое общество России.2003.
14.Николаева С.Н. «Как приобщить ребенка к природе». М., 1993 г.
15.Петрова Н.А “Живая душа природы”-Мзырь: Издательский дом «Белый ветер».
2003 год.
16.Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», «Волшебница вода». М., 1997 г.
17.Тарабарина Т. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки» 2004 г.
18.
В.А Шишкин, М.НДедулевич “
Прогулки в природу” Москва»Просвещение
2002 год.