Напоминание

"Размышления под звуки школьного звонка"


Автор: Назарова Любовь Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Константиновск Ростовской области
Наименование материала: эссе
Тема: "Размышления под звуки школьного звонка"
Раздел: среднее образование





Назад





Эссе на тему «Моя педагогическая философия»

Назаровой Л.Н., учителя математики МОУ СОШ № 2

г. Константиновска Ростовской области
Размышления под звуки школьного звонка В детстве я никогда не задумывалась над вопросом: «Кем стать?» - всегда четко отвечала: «Учителем». Мои родители по комсомольским путевкам вместе со всей страной «поднимали целину». Работая механизаторами на бескрайних хлеборобных полях Кокчетавской области, видели во мне воплощение своей мечты: «дочь – агроном». Но я настояла на своем – и выбрала совсем другой путь. Да – трудный, да – во многом, как принято сейчас считать, неблагодарный, но интересный, переполненный событиями, эмоциями, впечатлениями, общением с разными, но по-своему интересными и неповторимыми людьми. И я стала учителем. Но, как поняла позже, диплом педагогического вуза – всего лишь документ, дающий право на приобщение к большому и необыкновенно сложному труду. Бесконечно благодарна судьбе, что именно во вторую среднюю школу нашего города я пришла работать совсем юной. Коллектив учителей, как заботливые родители, встретил меня, готовый в любую минуту протянуть руку помощи, подсказать, посоветовать или просто выслушать. Неумолимо быстро летит время, отсчитывая секунды, минуты, часы, годы… И вот уже 35 Первосентябрьский звонок прозвучит для меня и моих учеников в стенах любимой школы. В масштабах математической бесконечности – это, конечно, очень малая величина, но в рамках человеческой жизни – это Дата. А ещё это пора переосмыслить очень многое, проанализировать: что–то в корне изменить, а что–то, наоборот, принять для себя как «норму жизни». Звенят школьные звонки. В 2013 году мне как классному руководителю предстояло выпускать в жизнь пятое поколение своих учеников и встречаться с новым поколением . С каждым выпуском мы вместе проживаем пять-семь лет. Но помнится каждый год так живо, как будто это было только вчера. Встречая своих выпускников на улицах нашего города, горжусь ими и их успехами, достижениями, сопереживаю их неудачам. Понимаю: усилия потрачены не зря – те ростки, которые мы с коллективом учителей и родителями пестовали в детстве, укоренились и развились, радуя и их самих, и окружающих. Конечно, каждый выпуск помнится мне своей неповторимостью. Но свой первый выпуск, как первого ребенка, помню особо. И одному Богу известно, каким бы я стала учителем и классным руководителем в будущем, будь у меня другой класс. Еще неизвестно, кто кого больше воспитывал – я их или они меня. Это они научили меня искать выход, казалось бы, из безвыходных ситуаций: стойко выдерживать шквал неприятностей и не падать духом; в первую очередь быть дисциплинированной самой, прежде чем спрашивать с других; быть оптимисткой и верить во все хорошее; быть убежденной в том, что мои «дети» все равно лучшие, несмотря ни на что.
Второй выпуск был, можно сказать, полной противоположностью первому: спокойные, добросовестные, принимающие участие во всех школьных делах, все понимающие. Они оставили в памяти след стабильности и уравновешенности. Третий выпускной класс учился в непростое для страны время, когда разрушали все, а взамен еще не знали, что бы «такое» детям дать. Это не могло не сказаться на них. И они уже тогда искали себя, искали возможность самовыражения – в учебе, труде, спорте. И пусть каждый больше думал и делал лично для себя, а потом уже для коллектива – что ж, таково было веяние времени. И еще одна «семилетка» прожита – уже с четвертым выпуском. Какие они? Конечно же, неповторимые, с большой жаждой знаний и уже определившие, чего хотят от жизни. Индивидуальности, заявляющие о своих правах, но твердо убежденные, что существуют еще и обязанности. Неравнодушные, пытающиеся отстаивать свое мнение по любому вопросу. Заботящиеся о своем здоровье, что очень актуально в современной жизни, и идущие в ногу со временем информационных технологий. Мои сегодняшние ученики полны сил, в них много задора, смелых дерзаний. Сейчас они стоят перед выбором: «Кем быть? Каким быть? Как найти свое призвание?» Убеждаю их в том, что в жизни есть все, что хочет найти каждый. Но только убежденным, сильным и целеустремленным дано создать то, чего пока ещё нет. Я счастливый человек, потому что всю свою жизнь занимаюсь любимым делом, вокруг меня – интересные люди, любимые дети, и в чем меня нельзя упрекнуть – это в безразличии ко всему окружающему. Сколько себя помню, девизом моей жизни были слова: «Не позволяй душе лениться!» Опыт прожитых лет подсказывает мне: это именно то, что я правильно пропагандирую среди всех своих учеников. Ведь ещё великий педагог В.А.Сухомлинский утверждал, «чем больше человеку даётся, тем больше с него надо спрашивать. Эту педагогическую мудрость необходимо претворить в нормы и правила школьной жизни». Я согласна с классиком педагогики, что учителю надо быть не только добрым, чутким, но и строгим, непримиримым к лени, лжи, лицемерию, бесчеловечности. Убеждена, что верный способ испортить человека – это дать ему всё и не требовать с него ничего. Эти догмы педагогики не дают мне самой почувствовать расслабленность и довольство жизнью. Каждый год канун очередного Первосентябрьского звонка для меня является временем размышлений, поиска истины. Я задаю себе вопросы: «Смогу ли я войти во внутренний мир ребенка без предрассудков? Смогу ли я принять учеников такими, какие они есть? Сумею ли в каждом ученике обнаружить уникальную личность? Смогу ли я помочь моим детям сохранить живой интерес, любопытство по отношению к себе, миру, который их окружает, сохранить и поддержать желание познания этого мира? И, наконец, в достаточной ли степени сама являюсь творческим человеком,
который сможет повести за собой других в неизвестную, загадочную страну Знаний?» Эти вопросы заставляют меня искать, придумывать, творить. За 35 лет поняла, что сложность учительского труда и состоит в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом ребёнке. Всякий раз Последний звонок приводит меня к необходимости оценить результаты своего труда. И мне, впрочем, как и каждому учителю, известно чувство постоянной неудовлетворенности результатами своего дела. Ведь в деле обучения и воспитания – бездна непредсказуемости, разочарований, взлетов и падений творческой энергии, физических и моральных сил. Но всякий раз выход из трудных ситуаций я нахожу в объединении совместных усилий со своими учениками. Силы идти все время вперед я нахожу в своих подопечных. Это взаимосвязанный процесс движения к общей цели, к постижению смысла жизни. Я осознаю себя в своих учениках и никогда не отделяю собственные успехи от их достижений. Понимаю, что эти успехи тогда будут весомыми, значимыми, когда свою лепту в процесс познания жизни вносят и родители. Лишь в этом тандеме я вижу результаты своего труда. Критерий моей собственной оценки – в моем внутреннем ощущении успехов и неудач своих учеников. Такой критерий не всегда доступен внешнему наблюдателю, но именно он поддерживает меня, дает физические и нравственные силы следовать по бесконечному пути к совершенствованию. Для меня каждый школьный звонок звучит особенно: то задорно и заливисто, то требовательно и призывно, а в какие–то мгновения даже предостерегающе. Многие считают, что учитель – это актер, а его сцена – урок. Для меня же урок – это жизнь от одного призывного звонка до другого. Мне кажется, что дать интересный урок, глубоко знать свой предмет – это минимум. Максимум же – учитель должен помочь ребенку открыть все стороны жизни, найти своё место в постоянно меняющемся мире. Ученик и учитель. Мы встретились: ты и я. Зачем мы встретились, зачем живем на этой Земле? Не просто ответить самому себе, а тем более детям, на эти вопросы. И всё же мы ищем ответы, осмысливая окружающую действительность, вглядываясь в судьбы тех, кто рядом с нами. Отвечая на вопрос «зачем?», мы найдем непременно ответы на тысячи других, поймем, что «человек – звено в цепи поколений, соединяющее прошлое, настоящее и будущее». Так можем ли мы, учитель и ученик, стоять у обочины жизни? Уверена – нет! Ведь именно в школе многие дети постигают науку жизни, и именно в школе проживают свою жизнь учителя, каждый год слушая заливистый Первый звонок и грустный Последний. Спасибо тебе, школьный звонок!


В раздел образования