Автор: Назарова Любовь Николаевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 Населённый пункт: город Константиновск Ростовской области Наименование материала: эссе Тема: "Размышления под звуки школьного звонка" Раздел: среднее образование
г. Константиновска Ростовской области
Размышления под звуки школьного звонка
В детстве я никогда не задумывалась над вопросом: «Кем стать?» -
всегда
четко
отвечала:
«Учителем».
Мои
родители
по
комсомольским
путевкам
вместе
со
всей
страной
«поднимали
целину».
Работая
механизаторами на бескрайних хлеборобных полях Кокчетавской области,
видели во мне воплощение своей мечты: «дочь – агроном». Но я настояла на
своем – и выбрала совсем другой путь. Да – трудный, да – во многом, как
принято сейчас
считать, неблагодарный, но интересный, переполненный
событиями, эмоциями, впечатлениями, общением с разными, но по-своему
интересными и неповторимыми людьми. И я стала учителем. Но, как поняла
позже, диплом педагогического вуза – всего лишь документ, дающий право
на приобщение к большому и необыкновенно сложному труду.
Бесконечно благодарна судьбе, что именно во вторую среднюю школу
нашего города я пришла работать совсем юной.
Коллектив учителей, как
заботливые родители, встретил меня, готовый в любую минуту протянуть
руку помощи, подсказать, посоветовать или просто выслушать. Неумолимо
быстро летит время, отсчитывая секунды, минуты, часы, годы… И вот уже
35 Первосентябрьский звонок прозвучит для меня и моих учеников в стенах
любимой
школы.
В
масштабах
математической
бесконечности
–
это,
конечно, очень малая величина, но в рамках человеческой жизни – это Дата.
А ещё это пора переосмыслить очень многое, проанализировать: что–то в
корне изменить, а что–то, наоборот, принять для себя как «норму жизни».
Звенят школьные звонки.
В 2013 году мне как классному руководителю предстояло выпускать в
жизнь пятое поколение своих учеников и встречаться с новым поколением . С
каждым выпуском мы вместе проживаем пять-семь лет. Но помнится каждый
год так живо, как будто это было только вчера.
Встречая своих выпускников на улицах нашего города, горжусь ими и
их успехами, достижениями, сопереживаю их неудачам. Понимаю: усилия
потрачены
не
зря
–
те
ростки,
которые
мы
с
коллективом
учителей
и
родителями пестовали в детстве, укоренились и развились, радуя и их самих,
и окружающих.
Конечно, каждый выпуск помнится мне своей неповторимостью. Но
свой первый выпуск, как первого ребенка, помню особо. И одному Богу
известно, каким бы я стала учителем и классным руководителем в будущем,
будь у меня другой класс. Еще неизвестно, кто кого больше воспитывал – я
их или они меня. Это они научили меня искать выход, казалось бы, из
безвыходных
ситуаций:
стойко
выдерживать
шквал
неприятностей
и
не
падать духом; в первую очередь быть дисциплинированной самой, прежде
чем спрашивать с других; быть оптимисткой и верить во все хорошее; быть
убежденной в том, что мои «дети» все равно лучшие, несмотря ни на что.
Второй
выпуск
был,
можно
сказать,
полной
противоположностью
первому:
спокойные,
добросовестные,
принимающие
участие
во
всех
школьных
делах,
все
понимающие.
Они
оставили
в
памяти
след
стабильности и уравновешенности.
Третий выпускной класс учился в непростое для страны время, когда
разрушали все, а взамен еще не знали, что бы «такое» детям дать. Это не
могло не сказаться на них. И они уже тогда искали себя, искали возможность
самовыражения – в учебе, труде, спорте. И пусть каждый больше думал и
делал лично для себя, а потом уже для коллектива – что ж, таково было
веяние времени.
И еще одна «семилетка» прожита – уже с четвертым выпуском. Какие
они?
Конечно
же,
неповторимые,
с
большой
жаждой
знаний
и
уже
определившие, чего хотят от жизни. Индивидуальности, заявляющие о своих
правах,
но
твердо
убежденные,
что
существуют
еще
и
обязанности.
Неравнодушные, пытающиеся отстаивать свое мнение по любому вопросу.
Заботящиеся о своем здоровье, что очень актуально в современной жизни, и
идущие в ногу со временем информационных технологий.
Мои сегодняшние
ученики полны сил, в них много задора, смелых
дерзаний. Сейчас они стоят перед выбором: «Кем
быть? Каким быть? Как
найти свое призвание?» Убеждаю их в том, что в жизни есть все, что хочет
найти каждый. Но только убежденным, сильным и целеустремленным дано
создать то, чего пока ещё нет.
Я
счастливый
человек,
потому
что
всю
свою
жизнь
занимаюсь
любимым делом, вокруг меня – интересные люди, любимые дети, и в чем
меня нельзя упрекнуть – это в безразличии ко всему окружающему. Сколько
себя помню, девизом моей жизни были слова: «Не позволяй душе лениться!»
Опыт прожитых лет подсказывает мне: это именно то, что я правильно
пропагандирую
среди
всех
своих
учеников.
Ведь
ещё
великий
педагог
В.А.Сухомлинский утверждал, «чем больше человеку даётся, тем больше с
него надо спрашивать. Эту педагогическую мудрость необходимо претворить
в нормы и правила школьной жизни». Я согласна с классиком педагогики, что
учителю надо быть не только добрым, чутким, но и строгим, непримиримым
к лени, лжи, лицемерию, бесчеловечности. Убеждена, что верный способ
испортить человека – это дать ему всё и не требовать с него ничего. Эти
догмы
педагогики
не
дают
мне
самой
почувствовать
расслабленность
и
довольство жизнью.
Каждый год канун очередного Первосентябрьского звонка для меня
является временем размышлений, поиска истины. Я задаю себе вопросы:
«Смогу ли я войти во внутренний мир ребенка без предрассудков? Смогу ли я
принять учеников такими, какие они есть? Сумею ли в каждом ученике
обнаружить
уникальную
личность?
Смогу
ли
я
помочь
моим
детям
сохранить живой интерес, любопытство по отношению к себе, миру, который
их окружает, сохранить и поддержать желание познания этого мира? И,
наконец, в достаточной ли степени сама являюсь творческим человеком,
который сможет повести за собой других в неизвестную, загадочную страну
Знаний?»
Эти вопросы заставляют меня искать, придумывать, творить. За 35 лет
поняла, что сложность учительского труда и состоит в том, чтобы найти путь
к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных
в каждом ребёнке.
Всякий раз Последний звонок приводит меня к необходимости оценить
результаты своего труда. И мне, впрочем, как и каждому учителю, известно
чувство постоянной неудовлетворенности результатами своего дела. Ведь в
деле обучения и воспитания – бездна непредсказуемости, разочарований,
взлетов и падений творческой энергии, физических и моральных сил. Но
всякий раз выход из трудных ситуаций я нахожу в объединении совместных
усилий со своими учениками. Силы идти все время вперед я нахожу в своих
подопечных.
Это
взаимосвязанный
процесс
движения
к
общей
цели,
к
постижению смысла жизни. Я осознаю себя в своих учениках и никогда не
отделяю собственные успехи от их достижений. Понимаю, что эти успехи
тогда будут весомыми, значимыми, когда свою лепту в процесс познания
жизни вносят и родители. Лишь в этом тандеме я вижу результаты своего
труда. Критерий моей собственной оценки – в моем внутреннем ощущении
успехов
и
неудач
своих
учеников.
Такой
критерий
не
всегда
доступен
внешнему наблюдателю, но именно он поддерживает меня, дает физические
и нравственные силы следовать по бесконечному пути к совершенствованию.
Для меня каждый школьный звонок звучит особенно: то задорно и
заливисто, то требовательно и призывно, а в какие–то мгновения
даже
предостерегающе. Многие считают, что учитель – это актер, а его сцена –
урок. Для меня же урок – это жизнь от одного призывного звонка до другого.
Мне кажется, что дать интересный урок, глубоко знать свой предмет – это
минимум. Максимум же –
учитель должен помочь ребенку открыть все
стороны жизни, найти своё место в постоянно меняющемся мире.
Ученик и учитель. Мы встретились: ты и я. Зачем мы встретились,
зачем живем на этой Земле? Не просто ответить самому себе, а тем более
детям, на эти вопросы. И всё же мы ищем ответы, осмысливая окружающую
действительность, вглядываясь в судьбы тех, кто рядом с нами. Отвечая на
вопрос «зачем?», мы найдем непременно ответы на тысячи других, поймем,
что «человек – звено в цепи поколений, соединяющее прошлое, настоящее и
будущее». Так можем ли мы, учитель и ученик, стоять у обочины жизни?
Уверена – нет! Ведь именно в школе многие дети постигают науку жизни, и
именно
в
школе
проживают
свою
жизнь
учителя,
каждый
год
слушая
заливистый Первый звонок и грустный Последний.
Спасибо тебе, школьный звонок!