Автор: Волковская Екатерина Александровна Должность: воспитатель ГСВ №6 Учебное заведение: МБДОУ №5 Населённый пункт: Краснодарский край Крыловский район станица Крыловская Наименование материала: Педагогический проект Тема: "Маленькие садоводы" Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5
Педагогический проект
Тип проекта: краткосрочный
Сроки реализации проекта: 01.06.2016 – 01.07.2016 г.г.
Автор проекта:
Воспитатель ГСВ №6 МБДОУ№5
Волковская Е.А.
Ст. Крыловская
2016 год
Тема проекта: «Маленькие садоводы»
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель группы, родители.
Возраст детей
:
старшая группа (6 лет)
Срок реализации проекта: 01.06.2016 – 01.07.2016 г.г.
Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий, краткосрочный (1 месяц).
Проблема: «Какие они – растения?». Поверхностные знания детей о растениях.
Недостаточное внимание родителей и детей к посадке каких – либо растений.
Цель
проекта:
сформировать
у
детей
представление
о
разнообразии растений ,
и
использовании их человеком в целях украшения.
Задачи проекта:
- дать детям знания о растениях;расширить представления о декоративных растениях;
- познакомить детей с приемами посадки растений; вызвать интерес к посадке;
- упражнять ребят в умении описывать растения и сравнивать их между собой;
- развивать речь, память, внимание, восприятие и мышление;
- учить детей замечать красоту, воспитывать чувство восхищения; вызвать радость от
красоты растений;
- воспитывать интерес и любовь, бережное отношение к растениям, желание длительно
наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия роста и развития;
- осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе проекта, включать
родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
Объектом исследования являются дошкольники старшей группы, а также их знания о
растениях.
Предметом исследования являются растения, а также условия их жизни.
Гипотеза исследования : если конкретизировать представления детей об условиях жизни
растений, тогда:
- дети познакомятся с жизнью и условиями растений;
- дети усвоят правила бережного отношения к окружающим их растениям;
- детям привьётся любовь к растениям, желание заботиться и ухаживать за ними.
Новизна:
о
богащение представлений дошкольников о растениях с учетом интеграции
образовательных областей.
Ожидаемые результаты:
- сформированы глубокие знания детей о растениях и уходе за ними;
- сформировано
понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе;
- повышение активности участия родителей в педагогическом процессе группы.
Методы, используемые в реализации проекта:
1.Исследовательские:
опыты,
проблемные
вопросы,
наблюдения
(самостоятельное,
коллективное).
2.Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, живые объекты.
3.Технологии моделирования.
4.Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных областей).
Формы организации по реализации проекта:
1.Игровая деятельность: дидактические, экологические, настольные и др. игры.
2.Детское экспериментирование (опыты, наблюдения, исследования).
3.Художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (рисование,
творческие конкурсы, поделки из бросового материала и пр.).
4.Трудовая деятельность (посадка, уход за растениями).
Актуальность выбранной темы исследования
Потребность в новых впечатлениях –
одна из самых важных для ребенка.
Мир
вокруг
нас
стремительно
меняется.
Изменения
эти
вызваны
научно-
техническим
прогрессом,
новыми
технологиями,
новыми
материалами.
Человек
всё
активнее
влияет
на
окружающую
среду
своей
жизнедеятельностью,
поэтому
многие
происходящие изменения носят экологический характер.
Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к
природе,
определяет
допустимые
пределы
её
преобразования,
усвоение
природных
закономерностей
и
нормативов
поведения,
при
которых
возможно
дальнейшее
существование и развитие человека. Поэтому наша основная задача - создать у детей,
прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической
культуры, сформировать экологическое сознание.
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание экологической
культуры, т.е. выработка навыков гуманно - действенного и эмоционально - чувственного
взаимодействия
с
природными
объектами,
понимание
детьми
элементарных
взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и
общества.
Известный психолог Л. С. Выготский, подчеркивая творческий характер
деятельности ребенка, писал: «Чем больше ребенок видел, слышал или переживал, тем
значительнее
и
продуктивнее
при
прочих
равных
условиях
будет
деятельность
его
воображения».
В соответствии с этим, мой проект направлен на расширение чувственного опыта и
развития органов чувств. Пробуждение в растущем человеке способности к созерцанию
невозможно
без
развития
привычки
всматриваться
и
вслушиваться
в
мир
природы,
наслаждаться ее ароматом.
Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие
потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической
грамотности.
Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет
практическая и исследовательская деятельность. Проведение собственных исследований,
наблюдений позволяет обобщать, анализировать и способствует экологически грамотному,
безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Данный проект поможет детям больше узнать окружающий их растительный мир на
примере
разнообразия
растений,
проявить
свою
творческую
активность,
испытать
ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации. В ходе реализации данного
проекта я предполагаю, что дети не только узнают названия растений и их внешний вид,
но также и полезные качества. Путем исследования мы познакомимся с растениями,
особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста. Дети узнают много новых
слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить
развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть
коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей
друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом. Организация труда
дошкольника на участке создаст условия для сознательного применения ими знаний, для
формирования прочих навыков гуманного отношения к живому. Кроме того, деятельность
должна
сопровождаться
положительными
эмоциями.
Обязательно
увлечение
самим
процессом деятельности.
Вывод:
Проблема, решаемая в процессе реализации проекта не нова, но актуальна и
значима.
Важным
приоритетом
в
дошкольном
образовании
является
экологическое
и
эстетическое воспитание подрастающего поколения.
Этапы реализации проекта
I Подготовительный этап
Задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания
старших дошкольников, в частности о растениях.
2.Разработать
план
работы
с
детьми
по
формированию
экологических
знаний
и
представлений о растениях.
3.Определить уровень знаний детей по теме проекта.
4.Подбрать опыты и эксперименты.
5.Создать мультимедийные презентации по теме проекта.
6.Создать
развивающую
среду:
дидактические
игры,
пособия,
демонстрационный
материал.
II Практический этап
Задачи:
1.Осуществить
апробацию
разработанного
плана
работы
с
детьми
по
формированию
экологических знаний и представлений о растениях.
2.Использовать интеграцию образовательных областей при ознакомлении воспитанников с
растениями.
3.Провести
практические
занятия
и
трудовые
процессы
с
детьми
(посадка
растений,
рыхление земли, полив, удаление сорняков).
4. Провести цикл познавательных бесед.
5. Просмотреть мультимедийные презентаций по теме проекта.
6.Отразить результаты познавательной деятельности через художественно – творческую
деятельность детей.
III Заключительный этап
Задачи:
1.Выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме.
2.Обобщить результаты деятельности по теме проекта.
3.Определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта.
4.Проанализировать
и
обобщить
результаты
познавательно
–
исследовательской
деятельности детей.
План проектных мероприятий
Образовательная область
Виды детской деятельности
Социально – коммуникативное
развитие
1.Игровая деятельность:
Сюжетно – ролевые игры:
- «Цветочный магазин»,
- «Экологи»,
- «Садоводы»,
- «Аптека».
Дидактические игры:
- «Что растениям необходимо для роста?»,
- «Угадай по описанию»,
- «Найди растение по описанию»,
- «Найди и опиши»,
- «Собери цветок»,
- «Какого цветка не стало»,
- «Четвертый лишний»,
- «Найди такой же»,
- «Найди растение по названию»,
- «Что изменилось?».
Словесные игры :
«Я садовником родился»,
«Опиши цветок»,
«Загадай, мы отгадаем».
Подвижные игры:
- «Солнышко и дождик»,
- «Цветы и ветер»,
- «Растения».
Пальчиковые игры:
- «Алые цветы»,
- «Посадим цветы»,
- «Цветок».
Настольные игры:
- Мозаика «Выложи цветы»,
- «Собери растение»,
- «Собери букет»,
- «Цветочное лото»,
- Домино «Наш сад».
2.Труд:
- Посадим садовые цветы.
- Ухаживаем за цветами.
- Сбор лекарственных растений.
- Трудовые поручения – индивидуальные и
коллективные.
3.Безопасность:
- Формирование основ экологической
культуры.
- Знакомство с Красной книгой.
- Продолжение знакомства с правилами
поведения на природе.
Познавательное развитие
1.Ознакомление с природой:
- Наблюдение за садовыми цветами.
- Наблюдение «Чем пахнет хвоя?».
- Наблюдение «В царстве лекарственных
растений».
- Наблюдение «Муравьи – санитары леса».
- Наблюдение «Что было сначала – что стало
потом?».
2.Исследовательская деятельность:
- «Посадим садовые цветы».
- « Нужен ли корешкам воздух?».
- «Как вода поступает к листьям?».
- «Потребность растений в воде».
- «Как передвигается вода в почве?».
Речевое развитие
1.Коммуникация:
- Беседа «Что мы знаем о растениях?».
- Беседа «Цветы – какие они?».
- Беседа «Хвойные и лиственные растения».
- Беседа «В царстве лекарственных
растений?».
- Беседа «Муравьи – санитары леса».
2.Чтение художественной литературы:
1.Сказки, стихи :
- «Дюймовочка».
- «Как поссорились растения».
- С.Караулис «Фея с волшебной поляны».
- М.Пришвин «Золотой луг».
- А.Толстой «Колокольчики».
- У.Благинина «Ромашка».
- Е.Трутнева «Цветы» и др.
2.Словотворчество (стихи, загадки, заклички).
3.Работа в книжном уголке с энциклопедиями
о растениях.
4.Составление описательных рассказов.
5.Составление рассказов совместно с
родителями о своём любимом растении.
Художественно – эстетическое
развитие
Рисование:
- «Мой любимый цветок» (по выбору детей).
Лепка:
- «Волшебные цветы».
- «Красивый цветочный горшок».
Аппликация:
- «Ромашка» (Цветная бумага).
Музыка:
- «Вальс цветов» П.И.Чайковский.
- «Цветы» В.Моцарт.
- «Вальс цветов» Шопен.
Физическое развитие
- Здоровье.
- Физическая культура.
Итоги проекта.
Экологическая культура дошкольника может быть сформирована в постоянном
общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и
развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему природному миру.
В
ходе
работы
над
проектом
предполагаемые
результаты
были
достигнуты:
я
обобщила и обогатила опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения
научных методов и приемов. Мы с ребятами собрали бесценный материал о целебных
растениях клумбы детского сада и растениях в целом, систематизировали его и обобщили,
как опыт работы в данном проекте. В период работы над проектом дети обогатили словарь
и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия
растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности я у детей
развивала
воображение,
мышление,
сформировала
навыки
элемент арной
исследовательской деятельности. Мы с ребятами познакомились с растениями, научились
за ними ухаживать и передавать свои чувства в рисунках и поделках. В ходе проектной
деятельности
сформировалась
взаимосвязь,
между
мной,
детьми
и
родителями,
увлеченными данной темой.