Напоминание

"Маленькие садоводы"


Автор: Волковская Екатерина Александровна
Должность: воспитатель ГСВ №6
Учебное заведение: МБДОУ №5
Населённый пункт: Краснодарский край Крыловский район станица Крыловская
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Маленькие садоводы"
Раздел: дошкольное образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5
Педагогический проект
Тип проекта: краткосрочный

Сроки реализации проекта: 01.06.2016 – 01.07.2016 г.г.

Автор проекта:

Воспитатель ГСВ №6 МБДОУ№5

Волковская Е.А.

Ст. Крыловская

2016 год

Тема проекта:
«Маленькие садоводы»

Участники проекта:
дети старшей группы, воспитатель группы, родители.
Возраст детей
: старшая группа (6 лет)
Срок реализации проекта:
01.06.2016 – 01.07.2016 г.г.
Тип проекта:
познавательно – исследовательский, творческий, краткосрочный (1 месяц).
Проблема:
«Какие они – растения?». Поверхностные знания детей о растениях. Недостаточное внимание родителей и детей к посадке каких – либо растений.
Цель

проекта:
сформировать у детей представление о разнообразии растений
,
и использовании их человеком в целях украшения.
Задачи проекта:
- дать детям знания о растениях;расширить представления о декоративных растениях; - познакомить детей с приемами посадки растений; вызвать интерес к посадке; - упражнять ребят в умении описывать растения и сравнивать их между собой; - развивать речь, память, внимание, восприятие и мышление; - учить детей замечать красоту, воспитывать чувство восхищения; вызвать радость от красоты растений; - воспитывать интерес и любовь, бережное отношение к растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия роста и развития; - осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе проекта, включать родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
Объектом исследования
являются дошкольники старшей группы, а также их знания о растениях.
Предметом исследования
являются растения, а также условия их жизни.
Гипотеза исследования
: если конкретизировать представления детей об условиях жизни растений, тогда: - дети познакомятся с жизнью и условиями растений; - дети усвоят правила бережного отношения к окружающим их растениям; - детям привьётся любовь к растениям, желание заботиться и ухаживать за ними.
Новизна:
о богащение представлений дошкольников о растениях с учетом интеграции образовательных областей.
Ожидаемые результаты:
- сформированы глубокие знания детей о растениях и уходе за ними; - сформировано понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе; - повышение активности участия родителей в педагогическом процессе группы.
Методы, используемые в реализации проекта:
1.Исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельное, коллективное). 2.Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, живые объекты. 3.Технологии моделирования. 4.Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных областей).
Формы организации по реализации проекта:
1.Игровая деятельность: дидактические, экологические, настольные и др. игры. 2.Детское экспериментирование (опыты, наблюдения, исследования). 3.Художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (рисование, творческие конкурсы, поделки из бросового материала и пр.). 4.Трудовая деятельность (посадка, уход за растениями).
Актуальность выбранной темы исследования
Потребность в новых впечатлениях – одна из самых важных для ребенка.
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменения эти вызваны научно- техническим прогрессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек всё активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы её преобразования, усвоение природных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Поэтому наша основная задача - создать у детей, прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры, сформировать экологическое сознание. Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно - действенного и эмоционально - чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества. Известный психолог Л. С. Выготский, подчеркивая творческий характер деятельности ребенка, писал: «Чем больше ребенок видел, слышал или переживал, тем значительнее и продуктивнее при прочих равных условиях будет деятельность его воображения». В соответствии с этим, мой проект направлен на расширение чувственного опыта и развития органов чувств. Пробуждение в растущем человеке способности к созерцанию невозможно без развития привычки всматриваться и вслушиваться в мир природы, наслаждаться ее ароматом. Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности. Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать и способствует экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Данный проект поможет детям больше узнать окружающий их растительный мир на примере разнообразия растений, проявить свою творческую активность, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации. В ходе реализации данного проекта я предполагаю, что дети не только узнают названия растений и их внешний вид, но также и полезные качества. Путем исследования мы познакомимся с растениями, особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста. Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом. Организация труда дошкольника на участке создаст условия для сознательного применения ими знаний, для формирования прочих навыков гуманного отношения к живому. Кроме того, деятельность должна сопровождаться положительными эмоциями. Обязательно увлечение самим процессом деятельности.
Вывод:
Проблема, решаемая в процессе реализации проекта не нова, но актуальна и значима. Важным приоритетом в дошкольном образовании является экологическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.
Этапы реализации проекта

I Подготовительный этап
Задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания старших дошкольников, в частности о растениях. 2.Разработать план работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о растениях. 3.Определить уровень знаний детей по теме проекта. 4.Подбрать опыты и эксперименты. 5.Создать мультимедийные презентации по теме проекта. 6.Создать развивающую среду: дидактические игры, пособия, демонстрационный материал.
II Практический этап
Задачи: 1.Осуществить апробацию разработанного плана работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о растениях. 2.Использовать интеграцию образовательных областей при ознакомлении воспитанников с растениями. 3.Провести практические занятия и трудовые процессы с детьми (посадка растений, рыхление земли, полив, удаление сорняков). 4. Провести цикл познавательных бесед. 5. Просмотреть мультимедийные презентаций по теме проекта. 6.Отразить результаты познавательной деятельности через художественно – творческую деятельность детей.
III Заключительный этап
Задачи: 1.Выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме. 2.Обобщить результаты деятельности по теме проекта. 3.Определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта. 4.Проанализировать и обобщить результаты познавательно – исследовательской деятельности детей.
План проектных мероприятий

Образовательная область

Виды детской деятельности

Социально – коммуникативное

развитие

1.Игровая деятельность:

Сюжетно – ролевые игры:
- «Цветочный магазин», - «Экологи», - «Садоводы», - «Аптека».
Дидактические игры:
- «Что растениям необходимо для роста?», - «Угадай по описанию», - «Найди растение по описанию», - «Найди и опиши», - «Собери цветок», - «Какого цветка не стало», - «Четвертый лишний», - «Найди такой же», - «Найди растение по названию», - «Что изменилось?».
Словесные игры
:
«Я садовником родился», «Опиши цветок», «Загадай, мы отгадаем».
Подвижные игры:
- «Солнышко и дождик», - «Цветы и ветер», - «Растения».
Пальчиковые игры:
- «Алые цветы», - «Посадим цветы», - «Цветок».
Настольные игры:
- Мозаика «Выложи цветы», - «Собери растение», - «Собери букет», - «Цветочное лото», - Домино «Наш сад».
2.Труд:
- Посадим садовые цветы. - Ухаживаем за цветами. - Сбор лекарственных растений. - Трудовые поручения – индивидуальные и коллективные.
3.Безопасность:
- Формирование основ экологической культуры. - Знакомство с Красной книгой. - Продолжение знакомства с правилами поведения на природе.
Познавательное развитие

1.Ознакомление с природой:
- Наблюдение за садовыми цветами. - Наблюдение «Чем пахнет хвоя?». - Наблюдение «В царстве лекарственных растений». - Наблюдение «Муравьи – санитары леса». - Наблюдение «Что было сначала – что стало потом?».
2.Исследовательская деятельность:
- «Посадим садовые цветы». -
«
Нужен ли корешкам воздух?». - «Как вода поступает к листьям?». - «Потребность растений в воде». - «Как передвигается вода в почве?».
Речевое развитие

1.Коммуникация:
- Беседа «Что мы знаем о растениях?». - Беседа «Цветы – какие они?». - Беседа «Хвойные и лиственные растения». - Беседа «В царстве лекарственных
растений?». - Беседа «Муравьи – санитары леса».
2.Чтение художественной литературы:
1.Сказки, стихи : - «Дюймовочка». - «Как поссорились растения». - С.Караулис «Фея с волшебной поляны». - М.Пришвин «Золотой луг». - А.Толстой «Колокольчики». - У.Благинина «Ромашка». - Е.Трутнева «Цветы» и др. 2.Словотворчество (стихи, загадки, заклички). 3.Работа в книжном уголке с энциклопедиями о растениях. 4.Составление описательных рассказов. 5.Составление рассказов совместно с родителями о своём любимом растении.
Художественно – эстетическое

развитие

Рисование:

-
«Мой любимый цветок» (по выбору детей).
Лепка:
- «Волшебные цветы». - «Красивый цветочный горшок».
Аппликация:
- «Ромашка» (Цветная бумага).
Музыка:
- «Вальс цветов» П.И.Чайковский. - «Цветы» В.Моцарт. - «Вальс цветов» Шопен.
Физическое развитие
- Здоровье. - Физическая культура.
Итоги проекта.
Экологическая культура дошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему природному миру. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: я обобщила и обогатила опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы с ребятами собрали бесценный материал о целебных растениях клумбы детского сада и растениях в целом, систематизировали его и обобщили, как опыт работы в данном проекте. В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности я у детей развивала воображение, мышление, сформировала навыки элемент арной исследовательской деятельности. Мы с ребятами познакомились с растениями, научились за ними ухаживать и передавать свои чувства в рисунках и поделках. В ходе проектной деятельности сформировалась взаимосвязь, между мной, детьми и родителями, увлеченными данной темой.

Наблюдение за кустарником

«Чем пахнет хвоя?»


«Можжевельник – какой он?»

Рисуем с родителями

«Мой любимый цветок»


«Потребность растений в воде»

«Сбор лекарственных растений»

«В царстве лекарственных растений»


«Муравьи – санитары леса»

«Цветы – какие они?»

«Нужен ли корешкам воздух?»


«Сажаем цветы»


В раздел образования