Образовательная область "Речевое развитие". Тема: Звук [щ] и буква Щ.
Автор: Никифорова Елена Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 17 Детский сад "Золотая рыбка" Населённый пункт: г. Салехард, ЯНАО Наименование материала: НОД с детьми в подготовительной группе. Тема: Образовательная область "Речевое развитие". Тема: Звук [щ] и буква Щ. Раздел: дошкольное образование
Цель:
Знакомство со звуком [Щ], и буквой Щ.
Задачи:
О бразовательные:
Познакомить детей со звуком и буквой Щ.
Учить детей четко и правильно произносить звук [Щ] в слогах, словах,
фразовой речи.
Дифференцировать этот звук на слух в ряду слов.
Совершенствовать
навыки
аналитико-синтетической
деятельности
(определять место звука в слове, составление схем, слов и предложений).
Развивающие задачи:
Развивать
фонематические
восприятие
и
слух,
внимание
память,
воображение, мелкую моторику.
Развивать координацию речи с движением.
Воспитательные:
Воспитывать умение слышать и слушать сверстников и педагога.
Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование: интерактивная доска, звуковые линейки, фишки красного, зеленого
и синего цвета, игрушка Незнайка, конверт с заданиями, набор картинок, палочки
Куизнера, памятки для педагогов.
Ход занятия:
1.
Организационный момент. (Стоим в кругу)
В: Ребята, я желаю вам сегодня хорошего, рабочего настроения.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел сказочный герой. Хотите узнать кто? Тогда
попробуйте отгадать:
В городке цветочном этом
целый год сияет лето.
И народ весёлый тут --
коротышками зовут.
Среди них Пилюлькин есть,
Лютик - всех не перечесть.
Самый главный, угадай-ка.
Ну конечно же... ( Незнайка )
- Правильно. Молодцы! А вот и он.
- Смотрите ребята, Незнайка пришел к нам с конвертом, ну-ка посмотрим, что там.
- Ой, а там разные задания , которые надо выполнить Незнайке. Оказывается
Незнайка все прослушал на уроке Грамоты, и теперь не может выполнить
домашнее задание. И поэтому он пришел к вам, просить вашей помощи. Ну
поможем Незнайке ?
- А чтобы скорее начать работу и пройти вам на свое рабочее место, надо назвать
первый звук в слове, которое я назову (форма, вода, зонт, торт, собака, шар, жаба,
ком, бубен, гамаши, поезд, дом).
- Молодцы, все справились!
2. Мотивация. Постановка проблемы.
- Ребята, а сейчас послушайте внимательно стихотворение:
«Мы вчера считали вещи:
Ящик, щетка, два леща,
Щит и два больших плаща».
- Так вот Незнайка затрудняется, и не может определить какой же звук здесь
встречается чаще всего? А вы услышали?
- Какой звук вы слышите чаще всего?
Д. : Мы слышим чаще всего звук [щ].
В: Да, правильно. Давайте познакомимся со звуком [щ]?
3. Включение нового знания в систему знаний ребёнка. Аккустика.
Давайте все вместе произнесем звук [щ] вслух. При произношении этого звука:
губы вытягиваются вперед и округляются;
широкий язык поднимается к верху, кончик языка свободен;
сильная теплая струя идет по середине языка.
Характеристика звука.
- Как вы считаете звук [щ] гласный или согласный? Почему?
Д: Звук [щ] согласный.
Потому что воздушная струя встречает преграду при
произнесении звука.
В: Звук [щ] мягкий или твердый? (Ответы детей).
В: Особенность этого звука, в том, что он всегда мягкий.
Фишкой какого цвета мы будем обозначать звук [щ]? (зеленой фишкой) .
В: Звонкий или глухой это звук? (глухой).
4. Фонематика.
Игра «Хлопушка»
-Дети, давайте поиграем, как услышите
звук «щ» хлопайте в ладоши, будьте
внимательны:
Щ- з -щ – с- щ – ф - щ-щ- ж-щ
Ща – со - щу- жи- ищ - ку – ще
Щит- шило- клещ- жара- щука- сова- ящерица.
- Молодцы!
Игра " Поймай правильное слово"
Как услышите правильное слово, вытягивайте руки и как будто ловите это слово.
- Будьте внимательны: ящик, ясик, ячик, ящик, яцик, ящик.
щетка, тетка, сетка, щетка, четка, щетка.
Задание №1. Определение места звука [щ] в слове.
В: Ребята, у вас на столе лежат картинки, в названиях слов, есть звук «Щ». Надо
найти место звука «Щ» в слове, воспользуйтесь для этого звуковой линейкой и
фишкой. Какого цвета, мы будем использовать фишку? Почему? (овощи,прищепка,
я щ и к ,
п л а щ ,
щ у к а ,
щ и т ,
щ а в е л ь ,
щ и п ц ы ,
щ е к о л д а ,
щ е т к
Задание №2. Знакомство с буквой Щ.
В: Скажите мне пожалуйста, чем отличаются звук и буква?
Ребята, а какой буквой на письме обозначается звук «Щ»? (буквой Щ)
На что она похожа? (На расческу)
Я знаю стихотворение про эту букву. Послушайте.
На расческу
«Щ» похожа.
Три зубца всего?
Ну что же!
Физминутка.
(Выходим на ковер).
Ребята, я предлагаю вам отдохнуть.
Волны плещу в океане. (машут руками, изображая волны.)
Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперед.)
Это мачты кораблей. (вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем (ходьба на месте,
Ищем ракушки в песке (наклоны)
И сжимаем в кулачке (дети сжимают кулачки) .
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать (приседания) .
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (потянуться)
Задание №3. Звуковой анализ слов.
- Ребята, следующее для вас задание, это составить схему слов. А каких слов, вы
узнаете, если сложите буквы в слова (На интерактивной доске "разбросаны" буквы,
складываются в слова ЩУКА, ЩИТ).
В: Проводим звуковой анализ слов ЩУКА, потом ЩИТ. Все работают за столами,
ребенок, который первым выполнит звуковой анализ своего слова, записывает его
схему на интерактивной доске.
Задание №4. Составить предложение и его схему.
- Ребята составьте предложения с теми словами, что у вас на картинках. Кто первый
составит, запишет на доске его схему.
- Молодцы!
Задание №5. Аналитико-синтетическая деятельность.
В: Ребята, вы запомнили из каких элементов состоит буква Щ? Попробуйте сейчас
с помощью палочек Куизенера выложить букву Щ на столе.
Задание №6. Измени слова: преврати маленький предмет в огромный.
В: Ребята, давайте поиграем в мяч (дети встают в круг) .
Ребята, щенок это маленькая или большая собака? (маленькая). Давайте назовем
его части тела, какими они будут, когда он вырастет. Сейчас у щенка маленькие
лапы, а будут (дети помогают) лапищи, сейчас маленькие глаза, а будут глазищи,
сейчас маленькие зубы, а будут зубище, сейчас маленький нос, а будет носище,
сейчас маленькие усы, а будут усищи, сейчас маленькие когти, а будут когтищи,
сейчас маленький хвост, а будет хвостище.
- Молодцы!
- Ну вот ребята мы и выполнили все задания. Помогли мы Незнайке?
В: - Надеемся, что ты Незнайка все понял, и теперь домашнее задание выполнишь с
легкостью. Ну, а если будут еще сложности, приходи к нам, ребята тебя научат. Да
дети?
Итог.
- Ребята, чем мы сегодня занимались, что делали?
- С каким новым звуком мы познакомились? Какой он? Какая особенность у этого
звука есть? А какой буквой на письме мы его обозначаем?
Рефлексия .
В: Вам понравилось помогать Незнайке?
Что вам понравилось больше всего?
-Молодцы, вы отлично потрудились.
Спасибо за внимание!