Напоминание

Использование тестового контроля на уроках немецкого языка


Автор: Крайникова Ольга Анатольевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МКОУ Таловская СШ
Населённый пункт: с.Таловка Камышинский район Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование тестового контроля на уроках немецкого языка
Раздел: среднее образование





Назад





Использование тестового контроля на уроках немецкого языка
Как известно, человеческое восприятие и мышление имеют вероятностную структуру, а поэтому с помощью теории вероятности удаётся более полно предвидеть, как будет протекать процесс усвоения учебного материала, заранее определять необходимые управляющие воздействия на ход этого процесса. За последнее время контроль усвоения учебного материала при помощи тестов всё больше привлекает к себе внимание педагогов, в том числе преподавателей иностранных языков.
Тест
рассматривается как форма контрольно-тренировочного задания, предназначенного для определения (диагностики)
уровня

обученности
и характеризующаяся следующими чертами: а) простотой процедуры выполнения; б) стандартностью структуры; в) мелкой дозировкой учебного материала; г) легкостью осуществления обратной связи; д) возможностью непосредственной фиксации результатов; е) квалиметрическими качествами, т.е. удобством количественного выражения качества выполнения задания. Перечисленные характерные черты тестов делают их особенно пригодными для проведения как текущего, так и итогового контроля, в значительной мере
устраняя

субъективизм

в

оценк
а х и резко
снижая

время,

затрачиваемое

учителем

на

проверку
выполнения заданий. Для определения уровня обученности существуют различные виды тестов, в зависимости от характера учебного материала (аспекта языка). Исследователи тестовой методики применительно к чтению иноязычных текстов доказали, что те сты являются не только эффективным инструментом контроля, но и адаптации. Специфика тестов для контроля чтения заключается в следующем:
• прежде всего, тесты помогают сосредоточиться на извлечении информации с нужной полнотой и глубиной; • стимулируя интеллектуальную активность учащихся, тест требует минимального применения продуктивных форм; • тест - хороший инструмент адаптации, так как самый материал теста служит подкреплением; • облегчая и убыстряя понимание, тест дает возможность предъявить большие требования к объему чтения. Для контроля понимания в процессе чтения целесообразно использовать как наиболее адекватные избирательные тесты множественного выбора в следующих разновидностях: а) выбор правильного ответа на вопрос; б) завершение начатого высказывания на основе предложенных тезисов; в) расположение по порядку, группировка фактов; г) перекрёстный выбор, установление соответствий; д) вычеркивание специально вставленных лишних слов; е) заполнение пробелов специально пропущенными словами. Важно, что функциональный стиль и связанный с ним вид чтения сказываются на количестве тестовых заданий; для изучающего чтения их требуется больше, чем для просмотрового и ознакомительного. Есть и качественное различие в тестах. Оно кроется в сущности предлагаемых альтернатив, характер которых должен видоизменяться в зависимости от функционального стиля и связанного с ним видами чтения. Тесты для контроля понимания фрагментов художественных произведений, являющихся предметом для изучающего чтения, должны содержать альтернативы, касающиеся фактического содержания, стиля произведений, идейного замысла. При тестировании научно-популярных текстов, связанных с ознакомительным видом чтения, следует пользоваться альтернативными, направленными на выявление фактического содержания и основной идеи.
В процессе контроля понимания чтения используются различные виды тестов: 1) тесты на выбор правильного ответа из двух предложенных вариантов; 2) тесты на выбор правильного ответа из нескольких предложенных вариантов; 3) тесты на группировку фактов. Самая популярная разновидность - это тесты на выбор правильного ответа из нескольких вариантов. Сочетание правильной формы и неправильных альтернативных призвано «провоцировать» размышления читающего, стимулируя для этого необходимые мыслительные операции. Эффективны тесты на определение действующих лиц, встречающихся в тексте, по их действиям и поступкам, а контроль понимания текста, содержащего прямую речь, лучше всего проводить путем определения действующих лиц по их высказываниям. Эти тесты помогают учащимся глубже понять текст, его детали. Главным требованием методики составления теста является пригодность (соблюдение принципов адекватности теста характеру тестируемой речевой деятельности). При составлении теста нужно обязательно учитывать общий характер текста (чаще всего используются повествовательные тексты, богатые фактическим материалом, деталями, существенными для понимания текста), стремиться к тому, чтобы задания теста излагались ясно, просто, обеспечивали только однозначные ответы на них. Кроме того, задания должны быть посильными для учеников: 1. Объём тестовой основы должен быть таким, чтобы учащиеся смогли удержать в памяти прочитанное; 2. Текст должен быть законченным по содержанию отрывком; 3. Вопросы должны содержать изученный лексико-грамматический материал; 4. Каждое тестовое задание должно быть автономно.
Тест стимулирует интеллектуальную активность учащихся: чтобы выбрать правильную альтернативу, они должны: 1) прочитать текст с общим охватом содержания; 2) осмыслить альтернативы; 3) соотнести каждую из них с содержанием текста; 4) принять нужную альтернативу. Тестирование как метод состоит из целого ряда приемов, среди которых особого внимания заслуживает так называемый клоуз-тест . Этот вид, теста описан в методической литературе ещё как тест дополнения или тест восстановления. Клоуз-тест был разработан и предложен американским ученым В. Тейлором для определения того, насколько труден тот или иной текст для чтения и понимания, а также того, насколько этот текст интересен для читающего. В. Тейлор получил достаточно высокий коэффициент корреляции (0,76) между результатами выполнения теста и результатами ответов на вопросы по содержанию того же текста. С тех пор клоуз-тест находит широкое применение в зарубежной практике обучения родному и иностранному языкам в качестве эффективного приёма контроля, выполняемого преимущественно в письменной форме. Особенность клоуз-теста состоит в том, что ситуация в нем представляется в виде связного текста (как монолога, так и диалога). Таким образом, информация подобной тестовой ситуации относится, с одной стороны, к организации языка, а с другой — к внеязыковой действительности. Сочетание лингвистических и экстралингвистических особенностей текста дает возможность преодолеть абстрагированность моделей проверяемого языкового материала. Отсюда следует, что успешность выполнения клоуз-теста находится в прямой зависимости от того, насколько быстро испытуемый может понять весь текст и восстановить связи между событиями или состояниями персонажей, описанными в тексте. Это в свою очередь определяется тем, как хорошо он владеет лексикой изучаемого языка,
в какой степени у него развита языковая догадка и как адекватно он понимает текст каждой конкретной тестовой ситуации. Сказанное выше позволяет сделать вывод, что клоуз-тест может быть использован как форма контроля в средней школе на продвинутом этапе обучения, когда у учащихся сформирована соответствующая языковая база, на которой строится догадка. Методика составления клоуз-теста не представляет особых трудностей. При разработке этого теста преподаватель должен руководствоваться следующими проверенными на практике рекомендациями. Для основы клоуз-теста необходимо выбрать отрывок прозы объемом не менее 100 и не более 300—400 слов, в котором пропускается каждое п-е (т. е. 5-е, 7-е и т. д.) слово, независимо от того, структурное оно или знаменательное. Отрывок прозы должен представлять законченное по смыслу, логически обоснованное изложение фактов или событий, в котором пропущенные слова достаточно легко восстанавливаются за счет контекста. Приведу пример подобного теста, разработанного на основе текста из учебника немецкого языка для VIII класса средней школы И.Л. Бим . (М. 2014, с. 160): Der Rhein kommt aus der Schweiz. Er (1) durch den Bodensee und dann von Basel (Schweiz) nach Norden
.
Zur Schweiz und zu Frankreich (2) er die Grenze. Er (3) an Straßburg, Mainz, Köln und Düsseldorf vorbei und durch Holland zur Nordsee. Bei Mannheim fließt der Neckar in den Rhein, bei Wiesbaden der Main, bei Koblenz die Mosel und bei Duisburg die Ruhr. Die (4) am Rhein ist für Touristen (5) attraktiv. Für Europas Wirtschaft ist der Rhein als Verkehrsader von großer Bedeutung. Und für Millionen (6) kommt das Trinkwasser aus dem Rhein, nachdem esgründlich gereinigt wird. Ключ: 1- fließen; 2- bilden; 3- fließen; 4- Landschaft; 5- sehr; 6- Mensch.
Подготовленный таким способом текст заготавливается в количестве, соответствующем числу испытуемых, и распределяется между ними. Учащиеся читают текст про себя дважды. При первом чтении они знакомятся с его общим содержанием, при втором — заполняют пропуски теми словами, которые они находят необходимыми для восстановления содержания всего текста. Учащиеся вписывают слова в клоуз-теста или записывают свои ответы на специальных опросных листках. Правильность заполнения пропусков свидетельствует о точном понимании текста во всей взаимосвязи лингвистических и экстралингвистических факторов, представленных в нем, а также о владении лексическим материалом в процессе чтения. Таким образом, с помощью данного клоуз-теста достаточно точно и объективно устанавливаются степень сформированности навыков чтения и уровень владения лексикой при чтении. Государственный образовательный стандарт по иностранному языку указывает минимальный уровень обученности, который должен быть достигнут каждым учеником к окончанию основной (девятилетней) школы. Государственным стандартом по иностранному языку предусмотрено овладение учащимися основными коммуникативными умениями в чтении, устной речи и письме. Для определения достижения государственного стандарта обученности по иностранному языку предусмотрены проверочные работы по четырем коммуникативным умениям: чтению, говорению, пониманию на слух и письму по
стандартизированным

тестам
для измерения базового уровня обученности иностранным языкам. С т а н д а р т и з и р о в а н н ы е т е с т ы д о л ж н ы о бл а д ат ь с л едующими характеристиками: • они основываются на фиксированном (стандартном) содержании, которое в свою очередь может, или точнее должно быть основано на теории языковой компетенции; • наличие стандартных процедур проведения тестирования и оценки результатов, которые должны выполняться при каждом
администрировании (проведении теста); стандартизированные тесты тщательно проверены в ходе эмпирического исследования и их статистические характеристики надежно определены. Особенно четко должны быть установлены их измерительные качества. В Государственном образовательном стандарте по иностранному языку чтение является доминирующим видом речевой деятельности и в качестве ведущего коммуникативного умения оно выступает в трех его видах: с пониманием основного содержания, с полным пониманием и с извлечением выборочной (нужной или интересующей информации). В связи с этим решающая роль при выведении суммарной оценки уровня обученности по иностранному языку будет принадлежать результатам, достигнутым в области чтения. Формы проверки коммуникативных умений в разных видах речевой деятельности обусловлены характером деятельности. При проверке рецептивных коммуникативных умений (чтение и понимание на слух) отдается преимущество тестам. Проверочные задания (тесты и тестовые задания), используемые в процессе государственного централизованного контроля, должны быть по форме аналогичны тем, которые применяются в процессе обучения. В 7-8 классах используются пособия, которые содержат разнообразные виды тестовых заданий, а не ограничиваются только выбором одного ответа из нескольких предложенных. Каждый раздел состоит из тестов по аудированию , чтению, заданий , направленных на контроль навыков письма и говорения, а также тестов, контролирующих практическое владение лексикой и грамматикой. «Аудирование» включает текст для аудирования и тест: установление соответствий, выбор правильного ответа из нескольких предложенных, ответы на вопросы, дописывание пропущенной информации из прослушанного текста, выбор заголовка из предложенного, установление последовательности прослушанного текста и т.д.
«Чтение» включает текст и задания к нему: установление соответствий, выбор правильного ответа из нескольких предложенных, установление последовательности отдельных частей текста, выбор названия текста , ответы на вопросы и т.д. «Письмо» предлагает написать открытку или письмо по образцу, ответить на письмо с использованием опорных элементов, составить список покупок или составить страноведческую викторину по образцу. «Говорение» направлено как на контроль диалогической, так и монологической речи. Среди тестовых заданий на лексику и грамматику представлены закрытые, полуоткрытые и открытые тесты. В закрытых тестах учащимся предлагается вставить пропущенное слово (словосочетание или часть предложения) из предложенного в уже заданной форме. В полуоткрытом тесте учащимся предстоит выбрать слово и поставить его в нужную грамматическую форму. В открытом тесте учащимся предлагается самим догадаться и вставить по смыслу пропущенное слово. Таким образом, в зависимо сти от сложно сти предложенного задания на у р о ке осуществляется принцип дифференциации и индивидуализации. После каждого теста указано максимальное количество баллов. За каждый правильный ответ, в зависимости от типа и сложности задания , дается условно 1 балл. Так как учитель сам определяет, какие и сколько заданий выполняют учащиеся, то предлагается придерживаться следующего критерия оценки: - «отлично» - тест выполнен на 90-100%; - «хорошо» - тест выполнен на 75-89%; - «удовлетворительно» - тест выполнен на 60-74%; - «неудовлетворительно» - тест выполнен менее, чем на 60%. Предлагается инструкция, которая поможет в работе над тестом. Инструкция для учащихся.
1. Внимательно ознакомьтесь с заданием и лишь затем приступайте к его выполнению. 2. Обведите или подчеркните правильный ответ. 3. Выполняйте задания последовательно, иначе в спешке можно забыть, что какое-то задание пропущено, а это означает, что Вы с заданием не справились. 4. Не забудьте занести верный ответ в бланк ответов. 5. Пользоваться словарем во время выполнения заданий запрещено. Желаем успеха! Для ознакомления с уровнем знаний учащихся и для общей диагностики предназначены обзорные и обобщающие тесты. Тесты-викторины страноведческого и литературоведческого характера способствуют расширению кругозора учащихся, углублению их знаний по стране изучаемого языка и могут служить материалом для подготовки к олимпиадам и конкурсам. Результаты проверки тестов анализируются учителем и служат для него, с одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, а с другой - самооценкой работы, самого учителя, что позволяет ему внести необходимые коррективы в процесс обучения и тем самым предупредить повторение ошибок школьников. С целью профилактики ученики записывают возможные типичные ошибки в специальные тетради, дополняя это правилами (на русском языке), разъясняющими ту или иную грамматическую структуру, и несколькими, наиболее характерными и четкими примерами на употребление её в речи. Большинство тестов имеет несколько вариантов. В этом случае учитель готовит (по числу учеников в группе) раздаточные карточки долговременного пользования с заданиями. При одном варианте задание диктуется или записы- вается на классной доске. Работу с тестам рекомендуется проводить за 10—
15 минут до, конца урока. Так, тест позволяет проверять одновременно всех учащихся класса/группы. Выполнение теста занимает немного времени, что делает возможным его проведение практически на любом занятии; при выполнении теста все учащиеся поставлены в равные условия — они ра- ботают в одно и то же время с одинаковым по объему и сложности мате- риалом, что исключает влияние на оценку их ответов такого фактора, как везение/невезение; тест дает возможность включать большой объём, материала и контролировать не только его усвоение, но и наличие отдельных умений пользования им. Перечисленные и некоторые другие характеристики тестов, безусловно, свидетельствуют о целесообразности их использования в учебном процессе.


В раздел образования