Автор: Киселева Марина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 10 Населённый пункт: г. Кировград, Свердловская область Наименование материала: Статья Тема: Кружковая работа в ДОУ Раздел: дошкольное образование
Кружковая работа в ДОУ.
В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об
образовании» и введением федерального государственного образовательного
стандарта меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях.
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только
основное образование, но и дополнительное.
Вариативная часть, формируемая участниками образовательного
процесса.
Развивающаяся педагогика и ФГОС существенно изменили отношение
взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества
работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ
ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение
полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями
развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей,
интересов, создание условий для развития – непременные условия
гуманистического подхода.
Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний,
умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и
обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку
возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. Уникальным
средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом
реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является
кружковая деятельность.
Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу
для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном
материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под
руководством взрослого (педагога). Работа кружка строится на материале,
превышающем содержание государственного стандарта дошкольного
образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к
дополнительному образованию детей.
Кружки в детском саду выполняют несколько функций:
- образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность
удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить
дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде
деятельности;
- социально-адаптивную - занятия в кружках позволяют
воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и
взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться
социально-одобряемыми способами;
- коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный
процесс, реализуемый на занятиях кружка позволяет развивать
интеллектуальные, творческие способности каждого ребенка, а также
подкорректировать некоторые отклонения в его развитии;
- воспитательную–содержание и методика работы в кружках оказывает
значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности,
формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной
ответственности.
Кружки, как форма дополнительного образования в ДОУ могут ставить
перед собой различные цели:
1.
Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие
ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в
развитии).
2.
Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки
государственной Программы (работа с одаренными детьми).
3.
Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие
самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование
навыков межличностных коммуникаций.
При организации деятельности кружков детские сады должны
учитывать:
интересы детей и добровольность выбора ими кружка (секций,
студий);
возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в
такого рода занятиях;
необходимость решения воспитательных и образовательных
задач в единстве с основной программой детского сада;
понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание
содержания дополнительного образования детей именно на ее
основе;
необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет
развиваться творческая личность;
нормы нагрузки на ребенка.