Напоминание

"Система подготовки школьников к успешной сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ"


Автор: Гаврилов Александр Георгиевич
Должность: учитель информатики и икт
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №33"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Система подготовки школьников к успешной сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ"
Раздел: полное образование





Назад





Методическая разработка

«Система подготовки школьников к успешной сдаче

ЕГЭ по информатике и ИКТ»

Разработал:
Гаврилов А.Г.
учитель информатики

МБОУ гимназии №33

г. Ульяновска

Ульяновск, 2016


Оглавление
Введение................................................................................................................... 3 Глава 1. Анализ нормативной документации и итогов ЕГЭ по информатике и ИКТ........................................................................................................................... 5 1.1 Анализ итогов ЕГЭ 2015 г. по информатике и ИКТ...................................5 1.2 Основные характеристики экзаменационной работы ЕГЭ по информатике и ИКТ.............................................................................................6 1.3 Рекомендации по подготовке школьников к ЕГЭ по информатике и ИКТ ............................................................................................................................. 11 Глава 2. Практические рекомендации по подготовке школьников к успешной сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ.......................................................................15 2.1 Методика подготовки к ЕГЭ по информатике: из опыта работы............15 2.2 Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» для 11 класса.............................................................................19 Заключение.............................................................................................................28 Библиографический список использованной литературы.................................30 Приложение 1. Изменения в ЕГЭ-2016............................................................... 31 2

Введение
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) является единственной формой объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования. Выполнение учащимися заданий контрольных измерительных материалов ЕГЭ позволяет установить уровень освоения ими федерального государственного образовательного стандарта. ЕГЭ является основной формой вступительных экзаменов в большинство российских вузов. Несмотря на то, что информатика и ИКТ не является обязательной дисциплиной по которой проводится государственная итоговая аттестация, приходится учитывать то, что в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1204 «Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета» информатика и ИКТ входит в перечень вступительных испытаний по выбору образовательной организации высшего образования для 78 специальностей (направлений подготовки) высшего образования. Информатика и ИКТ встречается в перечне рекомендуемых испытаний для 23 групп специальностей (направлений подготовки) из представленных в приказе 41 группы. Кроме того, IT-специалисты в настоящее время пользуются спросом на рынке труда, а профессии, связанные с IT-технологиями являются наиболее престижными. Поэтому число желающих среди учащихся средних школ сдавать ЕГЭ по информатике и ИКТ с каждым может увеличиваться. Успешность участия выпускников в итоговой аттестации связана с системностью подготовки к подобным испытаниям в течение всех лет обучения в школе.
Цель

работы
: разработка эффективной системы подготовки школьников к успешной сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ. 3

Проблема

исследования:
как повысить результативность сдачи ЕГЭ по информатике и ИКТ?
Объект исследования:
экзамен по информатике и ИКТ в форме ЕГЭ, как объективная оценка подготовки выпускников.
Предмет исследования:
методика организации подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Задачи:
1. Проанализировать нормативную документацию, итоги ЕГЭ по информатике и ИКТ 2. Разработать рабочую программу элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» 4

Глава

1.

Анализ

нормативной

документации

и

итогов

ЕГЭ

по

информатике

и

ИКТ

.

1.1

Анализ

итогов

ЕГЭ

2015

г

.

по

информатике

и

ИКТ

.
Общее количество участников экзамена в 2015 г - 50394 чел. Доля участников экзамена среди всех выпускников на протяжении ряда лет составляет около 7,2%. Средний тестовый балл в 2015 г. составил 53,99 балла (в 2014 г. - 57,79 балла). Уменьшение среднего тестового балла объясняется уменьшением общего количества заданий в КИМ за счет исключения наиболее простых, обладавших низкой дифференцирующей способностью заданий. При этом доля участников, получивших высокие тестовые баллы (81-100) увеличилась (8,21% в 2015 г. против 7,15% в 2014 г.). Доля выпускников, не набравших минимального количества баллов в 2015 г., составила 16,15%, в то время как в 2014 г. она составляла 10,36% Сказалось исключение заданий с выбором ответа и общее уменьшение количества заданий. Это изменение отражает профильный характер экзамена по выбору, требующего от участника целенаправленной подготовки. Количество и доля стобалльников на ЕГЭ 2015 г. (105 чел., 0,21%) увеличились в 3 раза по сравнению с ЕГЭ 2014 г. (35 чел., 0,07%), но в любом случае эти значения невелики и находятся в границах статистической погрешности. Доля высокобалльников (81-100 тестовых баллов) в 2015 г. также увеличилась по сравнению с 2014 г. до 8,21% в 2015 г. против 7,15% в предыдущем году. Таким образом, уменьшение количества заданий привело к большей плотности результатов экзамена, что следует рассматривать как позитивное изменение в экзаменационной модели. [5] Экзаменационная модель 2015 года претерпела значительные изменения по сравнению с прежней. Были исключены задания с выбором ответа, сократилось общее количество заданий, соответственно уменьшилось максимальное количество первичных баллов. Задания с развернутым ответом 5
не изменились, но относительный вес баллов, полученных за их выполнение, увеличился за счет сокращения общего количества заданий в варианте. Эти изменения обусловили некоторое снижение результатов участников экзамена по информатике и ИКТ с низким уровнем подготовки, тогда как для участников с высоким уровнем подготовки уменьшилась потенциальная возможность случайных ошибок при выполнении простых заданий. Краткая статистика по Ульяновской области: Участников - 484, из них 96 (19.83%) получили балл ниже установленного минимума (40). Средний балл - 52.25, минимальный балл - 0 (7 участников), максимальный - 100 (1 участник). В экзамене участвовали учащиеся из 118 образовательных учреждений в 24 ППЭ. 1 Статистика сдачи ЕГЭ по информатике и ИКТ в 11 Б классе (2 подгруппа) гимназии 33: Фамилия Имя Отчество % Поле B Поле C Балл Оценка Болгов Алек- сандр Андреевич 65 17 6 72 + Борщев Андрей Александро- вич 54 12 7 64 + Дуванов Антон Александро- вич 62 15 7 70 + Кузнецова Елена Владимировна 71 16 9 75 + Матяшина Дарья Алексеевна 42 15 0 57 + Савельев Алек- сандр Юрьевич 72 28 8 69 + Сычев Алек- сандр Валерьевич 57 12 8 66 + 1  uleduindex.php?start=44 6

1.2

Основные

характеристики

экзаменационной

работы

ЕГЭ

по

информатике

и

ИКТ

.
Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена по информатике и ИКТ позволяют установить уровень освоения выпускниками федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). В то же время результаты ЕГЭ признаются образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по информатике и ИКТ. Именно это двойное назначение экзамена определяет специфику КИМ ЕГЭ как инструмента педагогического измерения. Содержанием экзаменационной работы охватывается основное содержание курса информатики, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики. Работа содержит как задания базового уровня сложности, проверяющие знания и умения, предусмотренные стандартами базового уровня подготовки по предмету, так и задания повышенного и высокого уровней, проверяющие знания и умения, предусмотренные профильным стандартом. Количество заданий в тесте должно, с одной стороны, обеспечить всестороннюю проверку знаний и умений выпускников, приобретенных за весь период обучения по предмету, и, с другой стороны, обеспечить адекватное ранжирование абитуриентов вузов по уровню подготовки к получению образования по выбранной специальности высшего профессионального образования. С этой целью в тесте используются задания двух типов: с кратким ответом и с развернутым ответом. Одной из разновидностей заданий с кратким ответом являются задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов. Такие задания, конечно, позволяют экзаменуемому угадать ответ, но зато они позволяют проверить выполнение таких заданий, краткий ответ по которым невозможен или затруднен в силу 7
формата, а проверка развернутого ответа нецелесообразна из-за громоздкости процедуры. Заданий этой разновидности в экзаменационной работе 2015 г. было всего 3, в экзаменационной работе 2016 г. от заданий этого типа было решено отказаться. Задания с кратким ответом в виде числа или строки символов, распознаваемым и проверяемым компьютером, исключают возможность угадывания ответа, но увеличивают вероятность ошибки распознавания. Наконец, задания с развернутым ответом, наиболее трудоемкие и позволяющие экзаменуемым в полной мере проявить свою индивидуальность и приобретенные в процессе обучения умения, проверяются экспертами региональных экзаменационных комиссий на основании единых критериев проверки, являющихся частью контрольных измерительных материалов по предмету. В экзаменационной работе всего 4 таких задания, их выполнение требует значительного времени и в связи с наличием человеческого фактора при их проверке имеется определенная вероятность ошибки оценивания. Итак, каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 27 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержит 23 задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. В этой части собраны задания с кратким ответом, подразумевающие самостоятельное формулирование и запись ответа в виде числа или последовательности символов. Задания проверяют материал всех тематических блоков. В первой части 12 заданий относится к базовому уровню, 10 заданий имеют повышенный уровень сложности, 1 задание – высокий уровень сложности. Часть 2 содержит 4 задания, первое из которых повышенного уровня сложности, остальные 3 задания высокого уровня сложности. Задания этой части подразумевают запись развернутого ответа в произвольной форме. Они направлены на проверку сформированности важнейших умений записи и анализа алгоритмов, предусмотренных требованиями к обязательному уровню подготовки по информатике учащихся средних общеобразовательных учреждений. Последнее задание работы на 8
высоком уровне сложности проверяет умения по теме «Технология программирования». Задания КИМ оцениваются разным количеством баллов в зависимости от их типа. Выполнение каждого задания части 1 оценивается в 1 балл. Задание части 1 считается выполненным, если экзаменуемый дал ответ, соответствующий коду верного ответа. За выполнение каждого задания присваивается (в дихотомической системе оценивания) либо 0 баллов («задание не выполнено»), либо 1 балл («задание выполнено»). Ответы на задания части 1 автоматически обрабатываются после сканирования бланков ответов № 1. Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение заданий части 1, – 23. Выполнение заданий части 2 оценивается от нуля до четырех баллов. Ответы на задания второй части проверяются и оцениваются экспертами (устанавливается соответствие ответов определенному перечню критериев). Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение заданий части 2, – 12. Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение всех заданий экзаменационной работы, – 35. Оценка, фиксируемая в свидетельстве о результатах ЕГЭ для поступления в учреждения профессионального образования, подсчитывается по стобалльной шкале на основе выполнения всех заданий экзаменационной работы. В свидетельство выставляются результаты ЕГЭ при условии, если выпускник набрал количество баллов не ниже минимального. Минимальное количество баллов ЕГЭ по информатике и ИКТ, подтверждающее освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, составляет 40 баллов по стобалльной шкале (установлено Распоряжением Рособрнадзора № 3499-10 от 29.08.2012 года). КИМ 2015 г. претерпели значительные изменения по 9
сравнению с КИМ 2014 г. Изменилось деление работы на части, сократилось общее количество заданий (с 32 до 27), соответственно уменьшилось с 40 до 35 максимальное количество первичных баллов. Изменился алгоритм перевода первичных баллов в тестовые. Также, в связи с сокращением количества заданий в варианте, уменьшилось с 8 до 6 минимальное количество первичных баллов ЕГЭ по информатике и ИКТ, подтверждающее освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (граница по стобалльной шкале осталась неизменной). Уменьшение количества заданий произведено за счет укрупнения тематики заданий, сведения близких по тематике и сложности заданий в одну позицию. Такими укрупненными стали позиции 3 (хранение информации в компьютере), 6 (формальное исполнение алгоритмов), 7 (технология вычислений и визуализации данных с помощью электронных таблиц) и 9 (скорость передачи звуковых и графических файлов). В КИМ ЕГЭ, использовавшихся на экзамене, в части вариантов были задания по одной из указанных в спецификации тем, в другой части – по смежной теме. Это сильно повысило вариативно сть вариантов, добавив эл е м е н т неопределенности. В спецификации КИМ ЕГЭ 2016 г. укрупненные позиции сохранены, этот факт необходимо учитывать при подготовке учащихся к экзамену. В связи с уменьшением количества частей изменилась последовательность заданий в варианте. Вторая часть работы (задания с развернутым ответом) не изменилась, но относительный вес баллов, полученных за задания с развернутым ответом, увеличился за счет сокращения общего количества заданий в варианте. Последнее задание 27, проверяющее умение создавать самостоятельные программы, давалось в двух вариантах, более простом, оценивавшемся из 2 баллов, и более сложном, 10
требующем создания эффективного по памяти и скорости выполнения алгоритма, оценивавшегося максимально 4 первичными баллами. Модель КИМ 2016 г. по сравнению с КИМ 2015 г. изменилась незначительно. Прежде всего, в первой части больше совсем не будет заданий с выбором одного ответа из множества предложенных, все ответы будут представлять собой либо число, либо строку символов, формируемую по определенному алгоритму. В связи с этим была изменена последовательность предъявления заданий 1–5: первым будет идти задание, проверяющее правила записи чисел в двоичной и кратных системах счисления, пятым – эквивалент стоявшего в 2015 г. на первом месте задания на определение оптимального кода при неравномерном кодировании (см. Приложение 1). Количество заданий и максимальный первичный балл остались без изменений. Несмотря на то, что в КИМ ЕГЭ 2016 г. не будет заданий с выбором ответа, не следует игнорировать задания открытого банка ЕГЭ этого типа. Решение заданий ЕГЭ прошлых лет поможет учащимся представить разнообразие сюжетов и проверяемых элементов содержания по каждому из разделов содержания. [1]
1 . 3

Рекомендации

по

подготовке

школьников

к

ЕГЭ

по

информатике

и

ИКТ
На первом занятии учителю следует подробнее объяснять учащимся цели единого государственного экзамена и структуру экзаменационной работы. Экзамен используется для оценки уровня усвоения образовательной программы, и для ранжирования подготовки абитуриентов к продолжению обучения на профильных специальностях вузов, а экзаменационная работа содержит набор заданий различной сложности, расположенных по возрастанию сложности и преследующих различные цели. 11
Прежде чем начать подготовку учащихся к ЕГЭ и ГИА по информатике и ИКТ учителю необходимо
изучить Интернет-ресурсы:
Комплект КИМов ЕГЭ по информатике и ИКТ 2016г. (ФИПИ) 1. документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2016 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрацион- ный вариант КИМ). 2. учебно-методические материалы для председателей и членов регио- нальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с раз- вернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ; 3. аналитические отчеты о результатах экзамена и методические письма прошлых лет; 4. перечень учебных изданий, разработанных специалистами ФИПИ или рекомендуемых ФИПИ для подготовки к ЕГЭ. На основании изученных документов внести изменения в календарно- тематическое и поурочное планирование, продумать систему работы на этапе повторения, обобщения и систематизации тематического материала наиболее значимых и сложных тем курса информатики основной и старшей школы (алгоритмизация и программирование, логические преобразования и т.п.). Включать задания, аналогичные КИМ ЕГЭ при объяснении учебного материала, при решении задач по всем темам курса информатики и ИКТ. Использовать дополнительное время (факультативы, спецкурсы) и дистанционную поддержку для подготовки к ЕГЭ.[4] Подготовкой к ЕГЭ нужно заниматься постоянно, из урока в урок. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. С начала 11- го класса необходимо переходить к детальному повторению и систематизации изученного материала. Тестирование можно проводить в бумажном или электронном виде, тексты тестов и задания составляю, используя многочисленную литературу с готовыми текстами тестов по основным разделам базового курса. Необходимо выбирать задания из имеющихся на сегодняшний день в базе 12
данных контрольно-измерительных материалов (КИМ) для проведения ЕГЭ по информатике, из всевозможных демонстрационных, репетиционных и реальных вариантов ЕГЭ Задача учителя при подготовке к урокам — выбрать из имеющегося материала задания, соответствующие теме урока. Только системная работа в течение учебного года позволяют повысить продуктивность и качество подготовке к ЕГЭ и дает шанс надеяться на положительные результаты сдачи экзамена. Учитель должен хорошо знать спецификацию экзаменационной работы: назначение и структуру экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам (блокам), видам деятельности и уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условия проведения и проверки результатов экзамена. На этой основе формируется общий план экзаменационной работы, который является основой содержания контрольно- измерительных материалов (КИМов). Основной механизм подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ генерирует учитель. Именно от организации деятельности учителя зависят показатели сдачи ЕГЭ. Основными формами организации учебных занятий в рамках подготовки к ЕГЭ являются урок, лекция, семинар, учебная практика, зачет, тестирование, деловая игра, проектно-исследовательская деятельность, элективный учебный предмет, консультация. Учитель ориентируется на результат, который может быть до стигнут лишь в п р о ц е с с е целенаправленной, системной, продуманной работы по приведению знаний обучающихся к требованиям единого государственного экзамена. Учителя в педагогической деятельности используют различные методы и приёмы, способствующие эффективной организации подготовки обучающихся к ЕГЭ (использование опорных конспектов, организация повторения, контроля, рефлексивной деятельности и др.). Деятельность 13
учителя по подготовке обучающихся к ЕГЭ условно можно разбить на ряд этапов (таблица 1) Таблица 1. Этапы деятельности учителя-предметника по подготовке выпускников к ЕГЭ Этап Содержание Первый (стратегический) этап Анализ сформированных предметных знаний, умений и навыков и выявление п р о бл е м ; прогнозирование затруднений при выполнении КИМов; формирование путей направленных на решение проблем; анализ результатов ЕГЭ предыдущих лет. Прогноз результатов. Второй (организационный) этап: Разработка плана по подготовке к ЕГЭ, в т.ч. индивидуа льной т раектории для к а ж д о го выпускника, на основе с ранее выполненным анализом (первый этап). Информирование выпускников о вариантах подготовки к ЕГЭ (уроки, факультативные занятия, тест-классы, учебные практики, интернет-курсы, Online и Offline тестирование и др.). Организация дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ, включение в поурочное планирование учебный материал на повторение, с целью подготовки к экзаменам. Третий (адаптационный) этап Реализация плана подготовки к ЕГЭ, в т.ч. индивидуальных траекторий. Отслеживание промежуточных результатов подготовки, в т.ч. диагностических работ, пробных ЕГЭ. Выявление «точек ро ста» и «западающих в о п р о с о в » . Проведение необходимых ко р р е к ц и о н н ы х мероприятий. Четвертый (аналитический) этап Анализ полученных результатов, определение эффективных мероприятий по подготовке к ЕГЭ. Самоанализ педагогической деятельности Большое значение имеет организация т ренировочных и диагностических тестирований, по результатам которых учитель организует коррекционную работу по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся и 14
сокращению ошибок через уточнение алгоритмов и исправление ошибок, анализ выполненных работ.
Глава

2 .

Практические

рекомендации

по

подготовке

школьников

к

успешной

сдаче

ЕГЭ

по

информатике

и

ИКТ

2.1

Методика

подготовки

к

ЕГЭ

по

информатике

:

из

опыта

работы
Работу по подготовке к ЕГЭ по информатике можно разбить на две части. Первая состоит в том, что, начиная с восьмого класса, в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ЕГЭ. Практически на каждом уроке предусмотрено время на мини - тестирование (5–10 вопросов). При закреплении материала на уроке контрольные вопросы и задания даются в стандартном формате, соответствующем ЕГЭ. Учителю важно научить школьников технике сдачи теста, используя многообразный дополнительный материал, который накапливается и обновляется ежегодно с учетом последних демоверсий и рекомендаций. Вторая часть предполагает разработку программы по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена в формате ЕГЭ. В рабочей программе для одиннадцатого класса курса информатики стоит предусмотреть блок обобщения и систематизации материала в конце учебного года, где целенаправленно заниматься подготовкой к экзамену в форме ЕГЭ. Работу по подготовке к ЕГЭ в выпускном классе начинается со знакомства школьников с требованиями, предъявляемыми к их математической подготовке и критериями оценки работы особенно работ части С. 15
Очень важно на всех уроках знакомить учащихся средней школы с тестовой технологией и формировать у них навыки работы с тестами. Эффективной является следующая организация работы: на каждом уроке 10-15 минут (а чем сложнее задания, тем больше времени) ученик решает тест, а учитель, проверяя работы, отслеживает правильность выполнения заданий, фиксируя результаты на каждого ученика в виде таблицы. Для организации сетевого тестирования учащихся используя на уроках тестовые системы Mytest и NetTest. Программный комплекс NetTest предназначен для проведения массового компьютерного тестирования знаний в локальной сети под управлением операционных систем Windows и Linux. Он полностью автоматизирует процедуру выбора вопросов из базы данных; тестирование на рабочих станциях с ограничением времени; обработку результатов теста и их оформление; анализ результатов (какие вопросы вызвали сложности). Комплекс состоит из двух программ — серверной и клиентской. Серверная программа позволяет создавать и редактировать тесты, она также осуществляет полное управление компьютерным тестированием, обработку и вывод результатов. Клиентская программа запускается с рабочих станций и предназначена для работы учащегося. [8] Программный комплекс NetTest и базу вопросов для подготовки к ЕГЭ можно скачать с сайта К. Полякова. Таким образом, учитель имеет реальную картину усвоения знаний по темам на каждого обучающегося и возможность с о с т а вле ния индивидуальных тестовых заданий на конкретного ребенка. Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяет оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений. Работа над ошибками включает в себя следующее: - предупреждение возможных ошибок при изучении различных тем курса на основе прогнозирования, знания типичных ошибок и трудностей; 16
- обнаружение и исправление ошибок самими учащимися на основе самопроверки, редактирования; - исправление, учет, классификация ошибок учителем с последующим обобщением и использованием, как для общей диагностики, так и для организации индивидуальной работы с учащимися. На консультациях и индивидуальных занятиях рассматриваются наиболее распространенные ошибки, допущенные учащимися в ходе подготовки к ЕГЭ Таким образом, осуществляется качественная подготовка школьников к экзамену. Сложилась следующая схема работы: каждую неделю провожу консультацию – кратко объясняю/повторяю теорию, помогаю разбирать способы решений, затем решаем некоторые задания и распределяю индивидуальные задания; следующая консультация – проверка выполненных заданий, затем ученики задают вопросы только по заданиям, в которых не получили правильный ответ В начале учебного года для этих учащихся провел школьную проверочную работу для диагностики остаточных знаний с анализом результатов + анкетирование прогноза набранных баллов среди учащихся и их родителей. По результатам работы для каждого учащегося составляется план подготовке к ЕГЭ. За основу планирования работы берется кодификатор ЕГЭ по информатике, т.е. строчки – названия заданий по классификации демоверсии ЕГЭ, столбцы – выполненные задания, даты, результативность проверочных работ, работу над ошибками. Такая карта-таблица наглядно демонстрирует ученику прогресс в подготовке. После изучения каждой темы проводится проверочная работа по решенным заданиям для отслеживания остаточных умений и навыков, а также корректировке дальнейшей подготовки. В качестве основного учебного материала использовал теорию и задания по информатике сайта Константина Полякова и сайта Дмитрия Гущина: 17
• Материалы для подготовки к ЕГЭ по информатике сайта Д.Гущина • Материалы для подготовки к ЕГЭ по информатике сайта К.Полякова • Материалы официального информационного портала ЕГЭ и ФИПИ Дополнительно: • Видеоуроки отдельных сложных заданий с различных сайтов, например видеоегэ • Собственные видеоуроки Кроме школьной подготовки возможна самостоятельная и дистанционная подготовка обучающихся. Самостоятельная подготовка - это самый сложный вариант из всех возможных потому, что требует от обучающегося самоорганизации и большой мотивации, и поэтому осилить его сможет не каждый ребенок. Дистанционная подготовка для школьников выглядит более привлекательной и может стать довольно результативной, ведь каждый ученик обучается по своей траектории в удобном для себя темпе и, если это возможно, в удобное для себя время, даже если пропустил несколько занятий подряд. 18

2.2

Рабочая

программа

элективного

курса

«

Подготовка

к

ЕГЭ

по

информатике

»

для

11

класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» направлена на расширение знаний и умений содержания по курсу информатики и ИКТ, а также на тренировку и отработку навыка решения тестовых заданий в формате ЕГЭ. Это позволит обучающимся сформировать положительное отношение к ЕГЭ по информатике, выявить темы для дополнительного повторения, почувствовать уверенность в своих силах перед сдачей ЕГЭ. Курс рекомендован обучающимся 11-х классов старшей школы, сдающим ЕГЭ по информатике.
Цель
курса: расширение содержания среднего образования по курсу информатики для повышения качества результатов ЕГЭ. Достижение поставленной цели связывается с решением следующих
задач
:  изучение структуры и содержания контрольных измерительных материа- лов по информатике и ИКТ 2016 г.;  ознакомление учащихся с изменениями в структуре КИМов ЕГЭ по ин- форматике 2016 г.  повторение методов решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике и ИКТ;  формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;  формирование умения оформлять решение заданий с развернутым отве- том в соответствии с требованиями инструкции по проверке. 19
 отработка навыка решения заданий части 2 ЕГЭ; В структуре изучаемого курса выделяются следующие три раздела:  Структура «Контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по ин- форматике»;  «Тематические блоки»;  «Тренинг по вариантам». Изучение контрольно-измерительных материалов поз волит обучающимся не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена, но и произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую подготовку к ЕГЭ, оценить те изменения, которые претерпели КИМы 2016г. По сравнению с 2015г. Содержание раздела «Тематические блоки» включает основные темы курса информатики и информационных технологий: «Информация и её кодирование», «Алгоритмизация и программирование», «Основы логики», «Моделирование и компьютерный эксперимент», «Программные средства информационных и коммуникационных технологий», «Технология обработки графической и звуковой информации», «Технология обработки информации в электронных таблицах», «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных», «Телекоммуникационные технологии», «Технологии программирования». Последний раздел посвящен тренингу учащихся по вариантам, аналогичным КИМам текущего учебного года. Важным моментом данной работы является анализ полученных результатов.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения данного элективного курса обучающиеся должны
знать
 цели проведения ЕГЭ;  особенности проведения ЕГЭ по информатике; 20
 структуру и содержание КИМов ЕГЭ по информатике;  основные изменения в структуре ЕГЭ по информатике 2016 г.
уметь
 эффективно распределять время на выполнение заданий различных ти- пов;  оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;  оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;  применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике. Курс рассчитан на 17 часов лекционно-практических занятий и проводится в течение II полугодия учебного года по 1 часу в неделю. Каждое занятие тематических блоков может быть построено по следующему алгоритму: 1. Повторение основных методов решения заданий по теме, 2. Совместное решение заданий ЕГЭ, 3. Самостоятельная работа обучающихся по решению тестовых за- даний Курс завершается итоговым тестированием в режиме on-line на сайте reshuege.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике

2016г.» и их отличие от КИМ 2015г.

1.1.

Основные

подходы

к

разработке

контрольных

измерительных

материалов ЕГЭ по информатике.
ЕГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 11 класса. Особенности проведения ЕГЭ по информатике. 21
Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ЕГЭ.
Раздел 2 «Тематические блоки»

2.1. Тематический блок «Информация и ее кодирование»
Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на измерение количества информации (вероятностный подход), кодирование текстовой информации и измерение ее информационного объема, кодирование графической информации и измерение ее информационного объема, кодирование звуковой информации и измерение ее информационного объема, умение кодировать и декодировать информацию.
2.2. Тематический блок «Алгоритмизация и программирование»
Основные понятия, связанные с использованием о сновных алгоритмических конструкций. Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках программирования. Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.
2.3. Тематический блок «Основы логики»
Основные понятия и определения (таблицы истинности) трех основных логических операций (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция), а также импликации. Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на построение и преобразование логических выражений, построение таблиц истинности, построение логических схем. Решение логических задач на применение основных законов логики при работе с логическими выражениями.
2.4. Тематический блок «Моделирование и компьютерный эксперимент»
Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на моделирование и формализацию.
2.5.

Тематический

блок

«Программные

средства

информационных

и

коммуникационных технологий»
22
Основные понятия классификации программного обеспечения, свойств и функциональных возможностей основных видов программного обеспечения, структуры файловой системы, включая правила именования каталогов и файлов. Решение тренировочных задач по теме.
2.6. Тематический блок «Технология обработки графической и звуковой

информации»
Повторение принципов векторной и растровой графики, в том числе способов компьютерного представления векторных и растровых изображений. Решение задач на умение оперировать с понятиями «глубина цвета», «пространственное и цветовое разрешение изображений и графических устройств», «кодировка цвета», «графический объект», «графи- ческий примитив», «пиксель».
2.7.

Тематический

блок

«Технология

обработки

информации

в

электронных таблицах»
Основные правила адресации ячеек в электронной таблице. Понятие абсолютной и относительной адресации. Решение тренировочных задач на представление числовых данных в виде диаграмм.
2.8.

Тематический

блок

«Технология

хранения,

поиска

и

сортировки

информации в базах данных»
Повторение принципов организации табличных (реляционных) баз данных и основных понятий: «таблица», «запись таблицы», «поле записи», «значение поля», а также технологии хранения, поиска и сортировки информации в БД. Решение тренировочных задач на отбор (поиск) записей по некоторым условиям и их сортировка.
2.9.Тематический блок «Телекоммуникационные технологии»
Технология адресации и поиска информации в Интернете.
2.10. Тематический блок «Технологии программирования»
Решение тренировочных задач на поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте программы. Решение задач средней сложности на составление собственной эффективной программы (30-50 строк). 23

Раздел 3. «Тренинг по вариантам»

3.1. Единый государственный экзамен по информатике.
Выполнение тренировочных заданий части А, В и С. Проведение пробного ЕГЭ с последующим разбором результатов.
Тематическое планирование

Наименование

разделов и тем

Количество

часов

Теория

Практика

Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по

информатике»
1 . 1 . Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике. Основные отличия ЕГЭ 2016 года по информатике. 1 1
Раздел 2. «Тематические блоки»
2.1. Тематический блок «Информация и ее кодирование» 2 0,5 1,5 2.2. Тематический блок «Алгоритмизация и программирование» 2 0,5 1,5 2.3. Тематический блок «Основы логики» 1 0,5 0,5 2.4. Тематический блок «Моделирование и компьютерный эксперимент» 1 0,5 0,5 2.5. Тематический блок «Программные с р е д с т в а и н ф о р м а ц и о н н ы х и коммуникационных технологий» 1 0,5 0,5 2.6. Тематический блок «Технология обработки графиче ской и з ву ко в о й информации» 1 0,5 0,5 2.7. Тематический блок «Технология обработки информации в электронных таблицах» 1 0,5 0,5 24
2.8. Тематический блок «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных» 1 0,5 0,5 2 . 9 . Т е м а т и ч е с к и й б л о к «Телекоммуникационные технологии» 1 0,5 0,5 2.10. Тематический блок «Технологии программирования» 2 0,5 1,5
Раздел 3. «Тренинг по вариантам».
3.1. Единый государственный экзамен по информатике. 3 3
ВСЕГО:

17

6

11

Учебно-методический комплект
1. Богомолова О.Б. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ - М.: Астрель, 2016 г. 2. Богомолова О.Б. Информатика: ЕГЭ за 30 дней: экспрес - М.: Астрель, 2014 г. 3. Вовк Е.Т. и др. Информатика: Пособие для подготовки к ЕГЭ - БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 4. Демонстрационный вариант ЕГЭ по информатике (2010- 2016 г.г.). 5. Евич Л.Н. «Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ 2015/ Под ред. Л.Н. Евич, С.Ю. Кулабухова – Ростов-на-Дону: Легион, 2014 г. 6. ЕГЭ 2015. Информатика и ИКТ. Учебно-методические материалы по про- верке заданий с развернутым ответом. - М.: ФИПИ, 2015 7. Крылов С.С., Лещинер В.Р., Якушкин П.А. ЕГЭ-2011. Информатика. Уни- версальные материалы для подготовки учащихся / под ред. В.Р. Лещинера / ФИПИ. — М.: Интеллект-центр, 2011 8. Крылов С.С., Чуркина Т.Е ЕГЭ, Информатика и ИКТ, типовые экзаменаци- онные варианты, 10 вариантов - М.: Национальное образование, 2016 г. 9. Чупин Н. А. Подготовка к ЕГЭ по информатике: оптимальные способы выполнения заданий – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013г. 25
10.Якушкин П.Я. «ЕГЭ. Информатика. Типовые тестовые задания.»: разда- точный материал - М.: Экзамен, 2014 г.
СПИСОК ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ

1.

URL:
fipi
Полезная

информация:
контрольные измерительные материалы (КИМ) разных лет, доступ к открытому сегменту ФБТЗ, материалы конференций и семинаров, отчеты ФИПИ, методические письма по преподаванию предметов с учётом результатов ЕГЭ, проект КИМов ЕГЭ для 9 кл.
2.

URL:
ege. edu. ru/, Портал информационной поддержки единого государственного экзамена.
Полезная информация:
В разделе «О ЕГЭ» можно узнать необходимую информацию о проведении ЕГЭ, по данным паспорта узнать результаты ЕГЭ. Здесь же можно узнать телефоны горячей линии ЕГЭ в регионе. В разделе «Нормативные документы» находятся нормативно-правовые и инструктивно-методические документы, регламентирующие проведение ЕГЭ. В разделе «Варианты ЕГЭ» можно скачать варианты КИМов ЕГЭ разных лет.
3.

URL:
egeinfo. ru/, Все о ЕГЭ.
Полезная информация:
На главной странице можно узнать свой результат сдачи ЕГЭ. Раздел «Подготовка к ЕГЭ» позволяет скачать демонстрационные версии вариантов ЕГЭ, предлагает интерактивные курсы по различным темам школьной программы. Курсы содержат интерактивные тесты.
4.

URL:
gosekzamen. ru/, Российский образовательный портал Госэкзамен.ру.
Полезная информация:
В разделе «Тесты и результаты ЕГЭ» можно в on- line режиме пройти демонстрационные тесты ЕГЭ и получить оценку за экзамен.
5.

URL:
inf.reshuege
/, Образовательный портал для подготовки

к
экзаменам Решу ЕГЭ 26

Полезная информация:
В разделе «Тесты и результаты ЕГЭ» можно в on- line режиме пройти тесты ЕГЭ и получить оценку за экзамен.
6.

URL:
kpolyakov.spb
/, Образовательный портал для подго-

товки к
экзаменам Решу ЕГЭ
Полезная информация:
На сайте представлены материалы для подготовки к ЕГЭ по информатике. В отличие от известной литературы, для большинства задач из демо-вариантов ЕГЭ сравниваются несколько способов решения, анализируются их достоинства и недостатки, возможные проблемы и «ловушки». Приведены рекомендации, позволяющие выбрать эффективные методы решения каждой конкретной задачи.
7.

URL:
ctege/.
Владелец сайта:
ctege
Полезная информация:
Раздел «ЕГЭ»: Новости ЕГЭ, Статьи о ЕГЭ, ЕГЭ в городах России, Вопросы и ответы по ЕГЭ, Опыт сдачи ЕГЭ, Результаты ЕГЭ, Документация, Варианты пробных ЕГЭ. Раздел «ЦТ»: Новости ЦТ, Статьи ЦТ, Варианты пробных ЦТ, Вопросы и ответы по ЦТ, Документация ЦТ, Опыт сдачи ЦТ.
Заключение
На основе проведенной работы, анализа научной и методической литературы мною сделаны выводы, что для успешной сдачи государственных экзаменов необходимо:  активизировать работу для обеспечения более ответственного отношения учащихся к выбору предмета для сдачи ЕГЭ для исключения ситуаций выбора экзамена по соображениям, не ориентированным на успешную сдачу ЕГЭ по данному предмету; 27
 знакомить выпускников и родителей с нормативно-правовой базой государственной итоговой аттестации в новой форме, с КИМами и другими материалами, иллюстрирующими уровень требований ЕГЭ;  обеспечить детальное изучение преподавателями следующих материалов сайта ФИПИ: КИМ-2016, включая не только демонстрационные материалы, но и кодификатор и спецификацию, а также рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ части 2, методические письма и аналитический отчёт ФИПИ 2015 года;  опираться при подготовке к сдаче ЕГЭ на пособия, допущенным ФИПИ или разработанным сотрудниками ФИПИ, а также демоверсии прошлых лет. Необходимо обращать внимание на анализ ответов и комментарии, составленные разработчиками КИМов;  обращать внимание в процессе подготовки к ЕГЭ не только на достижение предметных результатов, но метапредметных, включающих умение рационально распределять время при выполнении заданий ЕГЭ, умение четко и аккуратно оформлять ответы и т.д., а также личностных, связанных с умением объективно оценивать свой уровень, трудиться над достижением поставленных задач, не бояться подавать на апелляцию, если на то есть веские основания и др. Соблюдение данных рекомендаций позволит более успешно учащимся подготовиться к государственной (итоговой) аттестации по ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ. Очень важно, чтобы каждым учителем отрабатывалась определенная система работы, благодаря которой ученики могли бы добиваться максимально предельных результатов не только в учёбе, на итоговой аттестации, но и в жизни. 28

Библиографический

список

использованной

литературы

1.
Вовк Е.Т. и др. Информатика: Пособие для подготовки к ЕГЭ - БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
2.
ЕГЭ 2015. Информатика и ИКТ. Учебно-методические материалы по проверке заданий с развернутым ответом. - М.: ФИПИ, 2015
3.
Крылов С.С., Лещинер В.Р., Якушкин П.А. ЕГЭ-2011. Инфор- матика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / под ред. В.Р. Лещинера / ФИПИ. — М.: Интеллект-центр, 2011 29

4.
Левицкова Л.А. Рекомендации по подготовке школьников к ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2014 (на основе анализа результатов ЕГЭ 2013 г.), Ульяновск 2014 г
5.
Лещинер В.Р, Ройтберг М.А. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участни- ков ЕГЭ 2015 года по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ. - М.: ФИПИ 2015 г
6.
Молодцов В.А. Информатика. Тесты, задания, лучшие методи- ки. –М.: Феникс, 2010
7.
Описание программы NetTest для компьютерного тестирования знаний в сети kpolyakov.spbprog/nettest.htm
8.
Ройтберг М.А., Зайдельман Я.Р. Информатика. Подготовка к ЕГЭ в 2016 году. Диагностические работы. — М.: МЦНМО, 2015.
9.
Чупин Н. А. Подготовка к ЕГЭ по информатике: оптимальные способы выполнения заданий – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013г.
10.
Якушкин П.Я. «ЕГЭ. Информатика. Типовые тестовые зада- ния.»: раздаточный материал - М.: Экзамен, 2014 г.
Приложение

1.

Изменения

в

ЕГЭ

-2016

К.Ю. Поляков, Санкт-Петербург

Что изменилось?

Полностью убрана часть А с выбором ответа.

Изменилась нумерация в задачах 1-5.

Соответствие заданий ЕГЭ-2016 и ЕГЭ-2015
ЕГЭ-2016 ЕГЭ-2015 Материал B 1 4 Двоичное кодирование чисел. Запись двоичных чисел в восьмеричной и шестнадцатеричной системе. 2 2 Таблицы истинности логической функции. 3 5 Анализ информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы). 30
4-1 4-2 3-2 3-1 Поиск и сортировка в базах данных. Файловая система. Маски имён файлов. 5 1 Кодирование и декодирование. Двоичные коды, допускающие однозначное декодирование. 6-1 6-2 6-1 6-2 Выполнение и анализ простых алгоритмов. Анализ и построение алгоритмов для исполнителей. 7-1 7-2 7-1 7-2 Адресация в электронных таблицах. Анализ диаграмм в электронных таблицах. 8 8 Анализ программ с циклами. 9-1 9-2 9-1 9-2 Кодирование графической информации. Скорость передачи информации. Кодирование звуковой информации. Скорость передачи информации. 10 10 Кодирование информации, комбинаторика, системы счисления. 11 11 Рекурсивные алгоритмы. 12 12 Адресация в Интернете. 13 13 Вычисление информационного объёма сообщения. 14 14 Анализ и выполнение алгоритмов для исполнителя. 15 15 Анализ моделей в виде графов. Поиск путей в графе. 16 16 Кодирование чисел. Позиционные системы счисления. 17 17 Сложные запросы для поисковых систем. 18 18 Операции с множествами. Анализ логиче ского выражения. 19 19 Обработка массивов. 20 20 Анализ программы с циклами и ветвлениями. 21 21 Анализ программ с подпрограммами. 22 22 Динамическое программирование. 23 23 Логические уравнения. Системы логических уравнений. C 24 24 Поиск и исправление ошибок в программе. 25 25 Алгоритмы обработки массивов. 26 26 Построение дерева игры. Выигрышные стратегии. 27 27 Обработка массивов и последовательностей. П о л н ы е м а т е р и а л ы д л я п о д г о т о в к и к Е Г Э : kpolyakov.spbschool/ege.htm . 31


В раздел образования