Напоминание

Игры для зоровья


Автор: Мерзлякова Надежда Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска детский сад №52 "Самолётик"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Тюменская область
Наименование материала: Картотека игр
Тема: Игры для зоровья
Раздел: дошкольное образование





Назад





Г. НИЖНЕВАРТОВСК

2011

Аннотация

«Игры для

здоровья»


Г. НИЖНЕВАРТОВСК

2011
Настоящее пособие предназначено для родителей, воспитателей детских садов, гувернерам. В данном пособии собранны игры для детей дошкольного возраста: подвижные, на развитие моторики, оздоровительные и т. д. Игры в данном пособии, подобраны в соответствии с физическими и психическими особенностями детей дошкольного возраста. Игры рассчитаны на то, чтобы вместе с ребенком играл взрослый (родитель, воспитатель).


«Детей играми – оздоровим, себя - омолодим»
2
Сухомлинский В.А. Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Проблема ухудшения здоровья подрастающего, поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным массовых медицинских обследований Министерства здравоохранения ситуация на данный момент такова, что состояние здоровья детей ухудшается: более 50% дошкольников имеют функциональные отклонения в состоянии организма, всего 13% детей 6–7-летнего возраста могут считаться здоровыми. Воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех групп населения и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению с детских лет. Родители заинтересованы в проведении мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, готовы быть партнерами дошкольного учреждения в этом процессе, но не знают, как это сделать. Общеизвестно, что игра-ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. Игры способствуют росту детей, развивают мышечную силу, оказывают общеукрепляющее и оздоравливающее действие. Также игры развивают мышление ребенка, учат его самостоятельно выражать свои мысли и чувства. Игры в данном пособии, подобраны в соответствии с физическими и психическими особенностями детей дошкольного возраста. Игры рассчитаны на то, чтобы вместе с ребенком играл взрослый (родитель, воспитатель). Систематическое использование данных игр помогут заложить фундамент крепкого здоровья у ребенка дошкольного возраста. Важным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все игры должны проходить на позитивном фоне ответных реакций ребенка. Надеемся, что представленный материал вызовет у вас интерес и будет полезен. 3

Игры после инфекционных заболеваний
После перенесённой болезни организм ребёнка ослаблен, как ему помочь? Специальные игры помогут вашему малышу нормализовать кровообращение, пищеварение, поднять настроение, повысить иммунитет
«Прокати мяч»

Цель игры:
развитие быстроты реакции, координации движений кистей рук и пальцев, увеличение амплитуды движений рук и пальцев.
Материал:
Доска, стул, мячик.
Ход

игры:
поставьте доску на стул, таким образом, чтобы получилась горка. Спускайте и ловите мяч поочереди с ребёнком.
«Танцоры»

Цель

игры:
развитие координации движений, чувства ритма, формирование правильной осанки и вестибулярного аппарата.
Материал:
Музыкальное сопровождение.
Ход игры:
прочитайте ребёнку стихотворение: Мишка с куклой громко топают, Громко топают раз-два-три. И в ладоши громко хлопают, Громко хлопают раз-два-три. Мы попробуем, мы попробуем Этот танец станцевать, Разве можем мы, разве можем мы отставать. Вместе с ребёнком выполняйте движения в соответствии с текстом.
Игры при заболевании дыхательных путёй
4
Если ребёнок страдает от заболеваний дыхательной системы, то, прежде всего у него необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, служит лечению этих болезней и профилактике многих других недугов Оно препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа, стимулирует мозговое кровообращение. Важно! При проведении оздоровительных игр, необходимо следить за тем, чтобы осанка была правильной, а губы – сомкнуты.
«На лугу»

Цель игры:
укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Материал:
Рожок или дудочка.
Ход игры:
попросите ребёнка подуть в рожок как можно громче, чтобы все коровы пришли на лужок. Ребёнок делает вдох через нос, затем резко делает выдох в рожок.
«Кто дунет сильнее?»

Цель игры:
тренировка навыка правильного носового дыхания, формирование ритмичного вдоха и обучение глубокому выдоху, укрепление мышц лица.
Материал:
вертушки.
Ход

игры:
предложите ребёнку устроить соревнования и определить, кто дунет сильнее всех. Дети делятся на пары, каждый дует на свою вертушку, и чья вертушка крутится дольше, тот и побеждает. Напомнить, как правильно надо дуть: вдох через нос, затем резко делает выдох в рожок. 5

«Весёлые пузырьки»

Цель игры:
восстановление носового дыхания, формирование ритмичного вдоха и обучение глубокому выдоху, укрепление мышц лица.
Материал:
стакан, наполненный на 1/3 водой; соломинка для коктейлей; фанты.
Ход

игры:
дети сидят за столом перед каждым стакан с водой и соломинкой. Покажите, как нужно действовать, сделайте глубокий длинный вдох, а затем глубокий выдох через соломинку - вода должна булькать долго. Проводится репетиция, после репетиции проводится соревнование «У кого дольше будет булькать вода». Победитель получает фант.
«Подуй на шар»

Цель

игры:
обучение правильному дыханию, адаптация дыхания и организма в целом к физическим нагрузкам.
Материал:
воздушный шарик, фанты.
Ход игры:
подвесьте воздушный шар так, чтобы проходя мимо него ребёнок, мог подпрыгнуть и подуть на шар. Победителем будет тот, у кого шарик отлетит дальше. Победитель получает фант.
«Весёлые пёрышки»

Цель

игры:
тренировка навыков правильного носового дыхания, укрепление мышц лица.
Материал:
четыре стула, две верёвки, десять пучков пёрышек.
Ход игры:
верёвка натягивается между парой стульев, на верёвку насаживаются пучки пёрышек. Дети делятся на две команды. По сигналу с расстояния 50 сантиметров игроки команды по очереди должны постараться сдуть пучок с верёвочки. При этом надо сделать глубокий вдох через нос, а потом с силой выдохнуть через рот. 6
Важно! Объяснить, что сильный выдох получится, если губы сложить узкой трубочкой, а щёки надуть.
«Подуй сильнее»

Цель

игры:
обучение правильному дыханию, адаптация дыхания и организма в целом к физическим нагрузкам.
Материал:
вертушки.
Ход игры:
предложите ребёнку устроить соревнования и определить, кто дунет сильнее всех. Дети делятся на пары, каждый дует на свою вертушку, и чья вертушка крутится дольше, тот и побеждает. Напомнить, как правильно надо дуть: вдох через нос, затем резко делает выдох в рожок Положите на столы шарики (по пять десять шариков). Игроки садятся за столы и дуют на шарики, вытянув губы трубочкой, сильным выдохом стараются сдуть шарики со стола. Побеждает тот, кто выполнит задание быстрее.
«Ветер»

Цель игры:
улучшить функции дыхания, укрепление челюстно-лицевых мышц.
Материал:
десять воздушных шариков, два стола, четыре рейки.
Ход игры
: игроки делятся на пары. Пары встают друг напротив друга, и дуют на шарики, которые лежат на столах. Побеждает тот, кто сдул больше шариков. Важно! Сдувать шарики надо по одному, сложив губы трубочкой. В эту игру нельзя играть детям, страдающим бронхиальной астмой и астматическим бронхитом.
«Хомячки»
7

Цель

игры:
укрепление мышц челюстно-лицевой области, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Ход игры
: рассказать детям о хомячках, которые переносят свои съестные припасы за щёчками. Предложить детям поиграть в этих забавных животных. Дети должны пройти 10-15 шагов с щеками раздутыми, как у хомячков (сильно надуть щёки, закрыть рот и дышать носом). Пройдя указанный маршрут, по сигналу «хомячки» хлопают себя кулачками по щекам и выпускают воздух изо рта – «высыпают зернышки в амбар». Затем дети проходят 10-15шагов и снова надувают щёки. Игра повторяется 5-6 раз.
«Мяч в ворота»

Цель игры:
укрепление мышечного корсета позвоночника, улучшение вентиляции задних отделов лёгких, развитие чувства пространства, меткости.
Материал:
четыре кегли, 10 воздушных шаров.
Ход игры
: поставьте по 2 кегли на расстоянии 50-60 сантиметров друг от друга по обе стороны комнаты - это «ворота». Перед каждыми воротами положите по 5 шариков. Дети делятся на пары, побеждает тот, кто быстрее задует шарики в свои ворота.
Игры при болезнях сердечнососудистой системы
При заболеваниях сердечнососудистой системы очень важно тренировать основные нервные процессы, при помощи специальных упражнений. Это позволит, с одной стороны, развивать тормозные реакции, особенно у гиперактивных детей, с другой стороны, сделает нервные процессы уравновешенными, чтобы они могли правильно регулировать работу сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма. Игры можно проводить как в помещении, так и на свежем воздухе. 8
Важно! Во время игры не должно быть повышенной эмоциональной нагрузки на ребёнка: он не должен перевозбуждаться и переживать из-за воздушных промахов.
«Филин»

Цель

игры:
развитие координации движений рук с движениями грудной клетки при дыхании, обучение глубокому вдоху и выдоху.
Ход игры
: взрослый показывает, как филин охотится ночью,- раскинув руки в стороны, кричит: «Ух-ух-ух!». Но с наступлением дня «филин» делает глубокий вдох, опускает голову, расслабляет руки и делает глубокий выдох «Ух-ххх», после чего ночная птица «засыпает». По команде «Ночь!» «филины» вылетают на поиск добычи. По команде «День!» «филины», делают глубокий вдох, затем выдох, опускают руки и голову, и «засыпают». Важно! Следите за полным выдохом и расслабленностью рук.
«Кто как передвигается»

Цель

игры:
выработка навыков разных способов передвижения, развитие координации движений, внимания, согласованности работы органов зрения и слуха, движений рук и ног.
Материал:
картинки с изображением различных животных, птиц, насекомых.
Ход игры:
взрослый по очереди показывает картинки с изображениями животных, птиц, насекомых и задаёт вопрос: «Как он передвигается?». Ребёнок даёт ответ при помощи движений: прыгает, ползает, скачет.
Игры, формирующие правильную осанку
9
Нарушение осанки - частый спутник многих хронических заболеваний, которые вызывают общую слабость, гипотоническое (пониженное напряжение тканей) состояние мышц и связок. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек. Выработке правильной осанки особенно помогают игры на развитие координации движений, чувства равновесия. В ходе игр необходимо добиваться, чтобы ребёнок правильно держал голову и туловище, при ходьбе его грудь должна быть направлена вперёд, лопатки чуть сведены и подбородок приподнят.
«Продавец с восточного базара»

Цель

игры:
развитие координации движений, чувства равновесия, укрепление мышечного корсета позвоночника.
Материал:
поднос или книга, кубики.
Ход игры
: взрослый показывает, как на Восточном базаре некоторые продавцы переносят свои товары на голове на подносе, чтобы покупатель мог быстрее их увидеть и купить. Ребёнку нужно изобразить такого восточного продавца. Для этого необходимо выпрямиться, принять правильную осанку. На голову ребенка кладётся книга с кубиком или поднос с кубиком и предлагается пройти вперёд, не поддерживая ношу. Победителем становятся тот, кто сумеет пройти с книгой или подносом на голове дальше других. После игры необходимо выполнить расслабляющие движения: поднять руки вверх, опуская руки вниз согнуться в поясе и полностью расслабить руки (3-4 раза).
«Ласточка»
10

Ц е л ь

и г р ы :
тренировка вестибулярного аппарата, развитие координации движений, укрепление связочно-мышечного аппарата всего туловища и рук.
Ход игры
: покажите ребёнку, как нужно стоять «ласточкой». Затем ребёнок сам пробует стоять на одной ноге. При этом другая нога должна быть отведена назад, руки разведены в стороны, туловище немного наклонено вперёд, голова приподнята. Сначала придерживайте ребёнка за руки. Первый раз стоять, как ласточка можно не более одной минуты, а затем поменять ногу. Важно! На первых порах помогайте детям выполнять движения, поддерживайте их за руки.
«Ходим боком»

Цель

игры:
развитие координации движений, чувства равновесия, укрепление мышечного корсета позвоночника и мышц стопы.
Материал
: кубики или книги
.

Ход игры:
ребёнку предлагается встать прямо, принять правильную осанку. Затем с кубиком или книгой на голове ребёнок приставным шагом двигается вправо, а потом влево. Ноша не должна упасть с головы. Победителем становятся тот, кто сумеет пройти с книгой или подносом на голове дальше своих товарищей.
Игры при плоскостопии
Плоскостопие чаще всего встречается у детей недостаточно развитых физически. Нагрузка при движении на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной, связки, мышцы стоп от перенапряжения растягиваются, теряют пружинистые свойства. В результате своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие. Стопа- это опора, своего рода фундамент тела, поэтому при изменении формы она не может выполнять должным 11
образом свою работу, и возникает смещение таза, изменения в позвоночнике, что отрицательно сказывается на осанке и общем состоянии ребёнка. Выход есть - играйте с детьми в специальные игры. Они помогут укрепить связочно - мышечный аппарат голени и стопы, будут способствовать общему оздоровлению организма и обучать тому, как надо правильно ходить. Ребёнок должен как можно больше ходить на наружных краях стоп, на носках, согнув пальцы ног. Ребёнок должен чаще захватывать предметы пальцами ног, выполнять приседания, при которых носки смотрят внутрь, а пятки - разведены.
«Кто быстрее»

Цель игры
: укрепление мышц туловища и конечностей, особенно мышечного корсета позвоночника и мышц стоп, а также развитие ловкости и чёткости выполнения движений.
Материал:
две коробки, мягкие игрушки.
Ход игры
: игроки сидят на стульчиках, слева находится пустая коробка, справа игрушки. По сигналу дети преступают к соревнованию: игроки захватывают игрушки стопами ног, поднимают их и складывают игрушки в коробку. Выигрывает тот, кто соберёт больше игрушек за определённый отрезок времени.
« Присядем вместе»

Ц е л ь

и г р ы :
укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц ног, формирование правильной осанки.
Ход игры
: по сигналу игроки встают на колени, и садятся на пол вправо, затем без помощи рук возвращаются в исходное положение. Упражнение повторяется в левую сторону.
«Ловкие пальчики»
12

Цель игры:
укрепление мышц и связок стоп, развитие ловкости.
Материал:
платочки(50Х80 см) по количеству детей.
Ход игры:
дети снимают обувь и носочки. Рядом с ногой ребёнка лежит платочек, по сигналу ребёнок должен захватить пальцами одной ноги платочек, и ни разу не уронив его доставить в противоположный конец комнаты. Затем платочек берётся пальцами другой ноги. Выигрывает тот, кто выполнит задание быстрее
« Сложи платочек»

Цель игры:
укрепление мышц и связок стоп.
Материал:
стульчики по количеству детей; платочки(50Х80 см) по количеству детей.
Ход

игры
: игроки сидят на стульчиках, под правой ступнёй, каждого лежит развернутый платочек. По сигналу игроки пальцами правой ноги начинают складывать платочек: углы и края к центру. Затем тоже выполняется левой ногой.
Игры на развитие мелкой моторики
Речь малыша находится в прямой зависимости от степени развитости мелкой моторики рук. И чем старше становится ребенок, тем большее влияние оказывают мелкие движения пальцев рук на формирование психических процессов у ребенка.  Чувственность пальцев обеспечивает восприятие формы предметов, их веса, температуры, фактуры.  Механизм регуляции тонуса мышц и силы их сокращения позволяет выполнять движения точно и быстро.  Кинетическая (двигательная) память обеспечивает автоматизацию навыков. 13
 Зрение и мышление позволяют ребенку ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их размеры.
« Волшебные прищепки»

Цель

игры:
развитие мелкой моторики рук, закрепление цветов, развитие устойчивого внимания.
Материал:
два набора цветных прищепок (по 12 штук) две пластмассовые тарелки или ведерка
Ход игры
: покажите ребенку, как правильно тремя пальцами можно прикрепить прищепки по краю тарелки или ведерка. По сигналу ребёнок выполняет задание. Например:  прикрепить прищепки одного цвета и назвать его;  прикрепить прищепки чередуя их по цвету;  прикрепить прищепки в определённой последовательности. Важно! Обязательно покажите ребёнку, как надо прикреплять прищепки - он должен видеть правильные движения. Многократное повторение движения разжимания и сжимания прищепок тренирует кончики пальцев рук. Они получают своего рода тонизирующий массаж, который оказывает давление на определенные точки в мышцах пальчиков, откуда поступают сигналы в кору головного мозга, в расположенный там центр течи.
«Мастерицы»

Цель

игры
: развитие мелкой моторики, точных движений пальцев рук, координации движений и концентрации внимания.
Материал:
поднос, листы картона, фломастер, 1-2 толстые иглы и подушечка для н и х л и б о д в а ш н у р а , к л у б о к ш е р с т я н ы х н и т о к .
Ход игры
: на листе бумаги или картона нарисуйте при помощи фломастера фигуру или рисунок. Затем по линиям контура сделайте иглой отверстия. Ребенок должен 14
сделать стежки, на картоне продевая иголку с ниткой или шнурок в приготовленные отверстия то вверх, то вниз.
«Бусы для мамы»

Цель

игры
: развитие мелкой моторики, точных движений пальцев рук, координации движений, обучение умению различать предметы по форме и цвету, тренировка концентрации внимания.
Материал:
нитки, пуговицы разного размера, бусы для образца.
Ход

игры:
предложите каждому ребенку сделать бусы в подарок маме. Ребенок должен нанизывать пуговицы на нитку по образцу, по цвету, по заданию.
«Шнуровка»

Цель

игры
: развитие мелкой моторики, точных движений пальцев рук, координации движений, обучение умению обуваться, ориентироваться в пространстве.
Материал:
ботинки шнурки к ним.
Ход игры:
покажите ребенку, как можно шнуроватьобувь. Зашнуруйте один ботинок, а второй попросите, чтобы зашнуровал малыш. Важно! Вначале зашнуровывайте обувь вместе с ребенком. По мере того как малыш начнет овладевать навыками шнурования обуви, варианты шнуровки усложняются.
Как задействовать внутренние резервы организма ребёнка
Во время болезни и сразу после неё для того, чтобы организм малыша как можно быстрее вернулся в прежний режим работы, очень важно мобилизовать его внутренние резервы. Для этого предлагаем вам 15
играть с ребёнком в игры, которые снимут нервное напряжение и активизируют его творческий потенциал. Состояние творческого полёта благотворно отражается на самочувствии ребёнка. Задания выполняйте вместе с ребёнком, хвалите его, это поможет ему успешней пережить трудный период жизни.
Живопись с помощью пальцев рук
Этот вид творчества успокаивает и расслабляет ребёнка. При этом от малыша не требуется большого мастерства, и ничего, что краски растекаются! С их помощью он может выплеснуть эмоциональное напряжение. По работам ребенка вы сможете отделить его эмоциональное состояние: гнев, обиду, боль, радость. Живописные работы иногда лучше выполнять с помощью пальцев рук, потому, что у детей существует тактильный голод, тяга к прикосновениям. Именно такой путь познания окружающего мира - желание всё потрогать – является ведущем в этом возрасте. Непосредственное прикосновение к краскам, их размазывание по плотной бумаге помогут малышу наиболее полно, включится в процесс творчества, при котором задействованы внутренние резервы организма. Закройте поверхность стола клеёнкой, наденьте на ребёнка фартук, дайте легко смываемые краски. Когда ребёнок приступит к рисованию, рисуйте вместе с ним. Когда рисунок будет готов, расспросите его, что он нарисовал, - вы можете услышать удивительные вещи.
Живопись с помощью ступней и пальцев ног
После того, как ребёнок освоит рисование пальцами рук, предложите ему сделать то же самое при помощи ступней и пальцев ног. Рисование ногами даёт особое ощущение свободы. Рисовать пальцами ног ребенок должен вместе с взрослым. Расстелите на полу большую клеёнку. На нее положите листы плотной б у м а г и , р я д о м п о с т а в ь т е л о т о к с к р а с к а м и . Снимите обувь и покажите ребенку, как пользоваться краской, и что ступнями и пальцами ног можно нарисовать. Для начала пусть оставит как можно больше 16
самых разнообразных отпечатков на бумаге. Затем пусть нарисует что захочет, и вы сделайте то же самое. Как только закончите рисовать, вымойте ноги в тазике, оботрите их (мытье ног и последующее их растирание – прекрасный успокаивающий массаж). Попросите малыша рассказать, что он нарисовал, похвалите его.
Работа с глиной
Работа с глиной, мягким, податливым материалом, доставляет удовольствие малышу, позволяет ему расслабиться. Никаких отрицательных эмоций – все ошибки легко устраняются. У глины много достоинств, высохнув, она легко смывается с рук, быстро удаляется с одежды. При работе с глиной дайте ребенку почувствовать ее. Проделайте с глиной разнообразные действия: мните ее, скатывайте, отщипывайте большие и маленькие кусочки и так далее. Занятия с глиной помогают снять стресс, выразить чувства. Хвалите ребёнка, сохраняйте его работы.
Игры с песком
Игры с песком также положительно влияют на развитие психики ребенка. Что дают ребёнку игры с песком?  Стабилизируется эмоциональное состояние;  Идет развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности, что стимулирует развитие центра речи в головном мозге и формирование внимания и памяти.  С развитием мелкой моторики и тактильной чувствительности ребенок учится прислушиваться к ощущениям и рассказывать о них.
Материал:
водонепроницаемый деревянный ящик 50* 70*8 см, чистый просеянный песок (лучше его прокалить в духовке), песок должен заполнять ящик на треть. Кувшин с водой для смачивания песка. 17

Отпечатки рук
Разровняйте поверхность песка и вместе с ребенком по очереди оставляйте отпечатки кистей рук – внутренней и внешней стороны. Чтобы отпечаток получился более четким, необходимо, слегка вдавив руку в песок, немного задержать ее в нем. При этом нужно прислушаться к ощущениям, а потом п о г о в о р и т ь о н и х . Затем можно выполнить такие упражнения:  Поскользите ладонями по поверхности песка, выполняя разнообразные движения;  Сделайте на песке разнообразные узоры, изобразите предметы окружающего мира;  Сделайте из песка горы, туннели. Постройте «свой мир» и обыграйте его с помощью мелких игрушек.
Литература
18
1. Галанов А.С. «Развивающие игры для малышей» М; АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2. Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. «Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Правильное питание. Дидактические игры игровые задания» ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС» 19


В раздел образования