Историко-бытовой танец для учащихся 3-го года обучения
Автор: Васюткина Надежда Васильевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МКУДО "Жирновский ЦДТ" Населённый пункт: г. Жирновск Волгоградская область Наименование материала: Конспект Тема: Историко-бытовой танец для учащихся 3-го года обучения Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
«Жирновский центр детского творчества»
Конспект открытого итогового занятия
«Историко-бытовой танец»
для учащихся 3-го года обучения
Автор: Васюткина Надежда Васильевна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
«Отличник народного просвещения».
«Танцевание – это радость и удовольствие.
Если нет – это физкультура».
(Dassi)
г. Жирновск - 2016
Аннотация
Урок-бал является нетрадиционной формой проведения итогового заня-
тия по теме «Историко-бытовой танец» и позволяет закрепить знания о тан-
цевальном этикете на практике,
обогатить духовный мир учащихся, развить
навыки межличностного общения в танце (взаимодействие с партнером), вос-
питывать творческие способности учащихся. Автором предлагаются методи-
ческие рекомендации на этапе подготовки к занятию.
Методическая карта занятия
Тема – Историко-бытовой танец XVIII-XIX веков.
Тип занятия – контрольное.
Форма занятия – занятие-бал.
Цель – демонстрация
танцевального репертуара, освоившего в течение
учебного года.
Задачи:
- закрепить устойчивые понятия о культуре хореографии эпохи XVIII-XIX ве-
ков, танцевальном этикете;
- обогащать духовный мир детей;
- проверка умений и навыков, полученных на предыдущих занятиях;
- развивать навыки межличностного общения в танце (взаимодействие с
партнером);
- ознакомление с манерой и стилевыми особенностями исполнения танцев;
-
совершенствовать
выразительность
движений,
их
музыкальность
и
эстетичность;
- воспитывать творческие способности учащихся.
Методы
и
приёмы
организации
учебно-воспитательного
процесса:
по
способу организации занятия – словесный (объяснение, рассказ), наглядный
(показ), практический (демонстрация основных шагов, танцевального репер-
туара), по форме организации деятельности -
фронтальный, групповой;
приёмы – диалог, работа со специальными терминами.
Средства обучения: музыкальный центр (ТСО);фонограммы танцев.
Педагогические технологии:
- игровая технология;
- здоровьесберегающая технология;
- личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.
Контингент обучающихся – учащиеся 3-го года обучения (5 класс МКОУ
«СШ № 1 г. Жирновска»), 25 человек.
Место и дата проведения
– МКУДО «Жирновский ЦДТ», кабинет № 12
(класс хореографии), 18 мая 2016 года.
Методические советы на подготовительный период:
- тщательно отбирать танцы, основываясь на возрастные, психолого-педаго-
гические особенности и техническую подготовку учащихся;
- использовать на занятии разнообразные виды деятельности для переключе-
ния внимания учащихся: выполнение заданий, рефлексия своей деятельно-
сти;
- тщательный подбор музыкального материала по каждому разделу занятия.
Ожидаемые результаты
будет знать:
- танцевальный этикет;
- специальные термины
- фигуры танцев: «Фигурный вальс», «Французская кадриль», «Полонез»;
будет уметь:
- владеть основными шагами (шаг полонеза, шаг польки, вальсовый шаг,
основные шаги падеграса);
-
демонстрировать
танцы:
«Полонез»,
«Гусарская
полька»,
«Фигурный
вальс», «Французская кадриль», «Контрданс»;
- демонстрировать навыки взаимодействия в паре;
- владеть навыками самоорганизации и самооценки, проявлять эмоциональ-
ное отношение к учебной деятельности.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ - БАЛА
I. Вводная часть занятия (5 мин.)
Построение в две шеренги. Поклон. Сообщение темы и цели занятия.
II. Основная часть занятия (35 мин.)
Программа бала: танцы: «Полонез»; «Гусарская полька»; «Падеграс»;танцы
эпохи
Возрождения
(Бранль-Шапелуаз);
«Большой
фигурный
вальс»;
«Французская кадриль» (1-3 фигуры); «Контрданс»; «Вальс «Анастасия»».
Игра «Карусель».
III. Заключительная часть занятия (5 мин.)
Рефлексия. Итог занятия.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (40 минут)
I. Вводная часть занятия (5 мин.)
• Вход учащихся в танцевальный зал в колонне по одному. Учащиеся
выстраиваются
в
две
линии
в
шахматном
порядке.
Музыкальное
сопровождение марш, размер - 4/4.
• Поклон педагогу. Музыкальное сопровождение вальс, размер - 3/4.
Педагог:
Пластика, грация, ловкость
Вмиг превращаются в чувство.
И без единого слова
Провозглашают о чуде.
Пола обманчивый глянец...
Пары в нарядах стекутся.
Танец! Божественный танец!
Высшее в мире искусство!
• Обозначение темы и цели занятия.
Педагог:
Давно прошла эпоха пышных балов и маскарадов, но вновь и вновь
мы в своих мечтах возвращаемся в те давние времена кринолина и шелка, фи-
гур, затянутых в корсеты, соблазнительных и романтических запахов духов,
шуршание вееров и звонов шпор и сабель.
Вопрос 1. Ребята, а кто знает, что такое бал?
Ответы: примерные ответы:
Слово пришло в Россию из немецкого языка; в переводе означает мяч. В
старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с
песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли за-
муж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В от-
вет молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни уго-
щение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодо-
женов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами.
Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет,
особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью
бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не
считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополни-
тельные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально пригла-
шенных артистов или любителей - певцов и музыкантов - из числа гостей,
живые картины, даже любительский спектакль. В России до конца XVII в.
ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра I были
учреждены ассамблеи, ставшие первыми русскими балами/ [8]
Педагог:
Я сегодня приглашаю Вас окунуться в атмосферу бала
далеких
эпох, в которых большую часть жизни занимали балы. Сегодня бал господа и
дамы. Бал, в котором вы сможете продемонстрировать свое мастерство в тор-
жественном полонезе, великолепном и нежном вальсе, замысловатой кадри-
ли, контрдансе.
II. Основная часть занятия (35 мин.)
Педагог:
Мы выяснили, что такое бал. И, конечно, вы все сможете ответить, какие
танцы исполнялись на нем, и каким из них начинали бал (вопрос 2).
Ответы:
Танцевались
Полонез,
Менуэт,
Алеман,
Контрданс,
Гросфатер,
Гавот, Мазурка, Вальс, Полька и др.
Начинался
бал
Полонезом.
Ни
один
танец,
не
требует
такой
строгости
осанки, горделивости и собранности, как полонез. Во время шествия под
торжественно-фанфарную
музыку
гости
показывали
себя,
свой
наряд,
светскость манер и благородство.
Так вот оно, начало бала,
Когда сквозь времени порез,
Колонна пар затрепетала,
С балкона грянул Полонез!
1.
Танец «Полонез».
Педагог: Вопрос 3. Ответьте, пожалуйста, почему в танце дама с правой
стороны от кавалера?
Ответы: До XVIII века, особенно в среде знати, ношение шпаги было обяза-
тельным для мужчин, даже во время праздников и больших балов. Из этой
традиции вытекает правило, по которому, выходя на танец, дама находится
справа и слегка позади от кавалера. Таким образом, если мужчина носил шпа-
гу, он мог одним движением правой руки извлечь клинок и тем самым быть в
полной готовности защитить даму. В наши дни, несмотря на то, что нравы и
обычаи изменились и мужчины более не вооружены, традиция осталась, а ка-
валер по-прежнему ведет себя так, как если бы он был со шпагой. Как бы то
ни было, мужчина должен относиться к своей партнерше по-рыцарски.
Педагог: С середины XIX века широкое распространение получил танец
«Полька».
Друзья, давайте танцевать, играть, шутить,
Такой закон царит сегодня в зале:
Не ждите, что бы мы Вас развлекали,
Давайте полькою друг друга веселить!
2.
Танец «Гусарская полька».
Педагог:
Волшебный Бал – мечта Принцесс,
Прекрасных принцев взгляд желанный.
И сказка воплотится здесь
Для вас подарком долгожданным.
3.
Танец «Падеграс».
4. Танцы эпохи Возрождения (Бранль-Шапелуаз).
Педагог:
На балах не только танцевали, но вели светские беседы, читали
стихи, слушали музыку, писали друг другу пожелания, играли. Приглашаю
поиграть желающих в весёлую игру «Карусель».
5. Игра «Карусель».
Педагог:
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой…
6. Танец «Большой фигурный вальс».
Педагог: Французская кадриль.
В первой трети XIX века этот танец был од-
ним из самых популярных на бале, его могли танцевать несколько раз за ве-
чер. Качество исполнения было серьезным испытанием для танцующих, за
кадрилью следили все глаза зала! Кадриль имела и воспитательное значение:
она приучала к хорошим манерам, умению музыкально, четко и неприну-
жденно двигаться.
7. Танец «Французская кадриль» (1-3 фигуры).
8. Танец «Контрданс».
Педагог:
О вальсе сказано немало,
Он в песнях и стихах воспет.
И сколько б танцев ни бывало,
А лучше вальса, право, нет!
Вальс – это всё-таки вальс!
9. Танец «Вальс «Анастасия»».
IV. Заключительная часть занятия (5 мин.)
• Основное построение в одну шеренгу.
Педагог: Сегодня мы с вами совершили путешествие в эпоху русских балов.
Вы познакомились обычаями и традициями бала. Узнали, как одевались, что
и как танцевали, как себя вели, чем еще занимались на балу гости и хозяева.
•Рефлексия. Аплодисментами определить уровень увлеченность учащихся
на занятии:
- громкие хлопки - очень понравилось, было познавательно и интересно,
- хлопки двумя пальцами правой руки - не все танцы были интересны,
- хлопки одним пальцем правой руки - было неинтересно.
• Степень реализации цели, достигнутой в начале занятия.
Педагог: Вот и окончен наш блистательный бал! Я очень довольна исполни-
тельским мастерством кавалеров и дам. Пришло время расставания. Благода-
рю всех за участие в бале.
• Поклон педагогу. Музыкальное сопровождение вальс, размер - 3/4.
• Выход из танцевального зала.
Список литературы
1. Васюткина
Н.В.
Модифицированная
дополнительная
общеразвивающая
программа «Историко-бытовой танец», Жирновск, 2015.
2. Воронина И.А. Учебное пособие «Историко-бытовой танец», Москва:
Искусство, 1980. - 128 с.