Напоминание

"Поющая тетива. Из глубины веков в современность..."


Автор: Ханинева Оксана Викторовна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин и общего фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДШИ г.Апатиты
Населённый пункт: г. Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: Методическая разработка лекции-концерта
Тема: "Поющая тетива. Из глубины веков в современность..."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Лекция-концерт «Поющая тетива» ( Перед началом лекции звучит фон: звуки морского прибоя, кельтская арфа, «Secret garden» и т.п.) СЛАЙДЫ: Титульный слайд ЛЕКТОР (здесь и далее читает): ЧЕЛОВЕК- творение Высших сил. СЛАЙДЫ: Человек - часть Вселенной, космос, Божественное происхождение человека (4 слайда) Все, конечно же, знают, что человек- это высокоразвитое биоэнергоинформационное существо, прекрасное творение , созданное Высшим Разумом по своему образу и подобию. И образ Творца живет в каждом из нас, в нашей Душе. И каждый человек, поначалу интуитивно, сам выбирает, как и когда начинать искать Его, и приходит к Создателю- каждый своим путем и в своё время (в зависимости от смысла и цели для данного воплощения, от своего духовного развития- какой опыт Душа захочет взять с собой после окончания Земного пути). СЛАЙДЫ: энергия атома ВСЁ во Вселенной- это Энергия! Всё, что нас окружает, состоит из энергии, а значит, имеет свои вибрации, колебания, волны. СЛАЙДЫ: звуковая волна, галактики И у этих вибраций есть своя частота. Наша Земля, как планета, не является исключением. СЛАЙДЫ: вибрации планет Несколько интересных фактов: - На протяжении тысячелетий частота вибраций (т.е. колебаний в секунду) нашей планеты составляла 7,6 Гц. Физики называют ее частотой Шумана. СЛАЙДЫ: частота Шумана Ученые часто сверяли с ней свои приборы. Человек чувствовал себя комфортно в этих условиях, так как средняя частота альфа-ритма мозга:7-13 Гц (релаксация, состояние в молитве, трансовое состояние). - Более высокие частоты мозга – это бета - волны: 13-35 Гц (обычная дневная активность мозга). Еще выше гамма - волны: 35 и более Гц (творчество, вдохновение, про которое говорят “муза снизошла”,
просветление).Однако частота Шумана начала возрастать. Начиная с конца ХХ века (с 1986 года) учеными наблюдается рост вибраций частоты окружающего нас мира. Земля, повышая свою частоту, как бы «будит» людей, заставляет их мозг выйти из «спячки» и жить более осознанно. Перед каждым человеком сейчас стоит право Выбора: идти дальше вместе с Землёй на следующий цикл её развития или нет. Выбор всегда остаётся за нами. СЛАЙДЫ: колебания волны в спектре В «Светоносных» вибрационных технологиях есть классификация вибраций, входящих в тонкие тела Человека (Скворцов А. В. Хмелинская Е. В. «ПОСЛАННИКИ ДАЛЬНИХ МИРОВ», стр. 67). Это - созидательные вибрации, то есть, высочайшие, высшие и высокие, где норма - 100 процентов и выше для каждого вида. И разрушительные вибрации: нижайшие, низшие, низкие, которых в принципе не должно быть у человека. По результатам теста, в настоящее время, нижайшие вибрации присутствуют в диапазоне: выше 0 и до 2,7 герц; низшие - свыше 2,7 и до 9,7 герц; низкие - свыше 9,7 и до 26 герц; высокие - свыше 26 и до 56 герц; высшие - свыше 56 и до 115 герц; высочайшие - свыше 115 и до 205 герц; (свыше 205 герц - кристальные вибрации или вибрации новой, 6 расы на планете Земля). Чем выше частота вибрации, тем сложнее и красивее узор жизни человека. Чем ниже частота вибрации, тем бесформеннее рисунок жизни низкочастотного человека. СЛАЙДЫ: частоты человеческих вибраций, страх/любовь Когда же и каким образом возникают у человека те или иные вибрации? Оказывается, они появляются у человека в результате действия его позитивных или негативных чувств, эмоций и личностных качеств. Так, горе дает вибрации от 0,1 до 2 герц; страх от 0,2 до 2,2 герц; обида от 0,6 до 3,3 герц; раздражение от 0,9 до №3,8 герц; возмущение от 0,6 до 1,9 герц; «самость» дает вибрации максимально 2,8 герц; вспыльчивость (гневливость) - 0,9 герц; вспышка ярости - 0,5 герц; гнев - 1,4 герц; гордыня - 0,8 герц; гордость - 3,1 герц; пренебрежение - 1,5 герц; превосходство - 1,9 герц; жалость - 3 герц. СЛАЙДЫ: человек в состоянии позитивной частотности (в поле) Если человек живет «высокими» чувствами , то он имеет совершенно другие вибрации.
Соответствие от 38 герц и выше; • приятие Мира таким, какой он есть, без возмущения и других негативных эмоций - 46 герц; • великодушие - 95 герц; • вибрации благодарности (спасибо) - 45 герц; • сердечной благодарности - от 140 герц и выше; СЛАЙДЫ: семья в цветущем поле • единство с другими людьми - 144 герц и выше; • сострадание - от 150 герц и выше, (а жалость только 3 герц); • любовь, что называется, «головой», то есть, когда человек понимает, что любовь это хорошее, светлое чувство и большая сила, но сердцем любить еще не получается, вибрации - 50 герц; • любовь, которую человек генерирует своим сердцем ко всем без исключения людям и всему живому - от 150 герц и выше; • любовь безусловная, жертвенная, принятая во Вселенной -от 205 герц и выше. По данным лаборатории Скворцова Альберта Васильевича (90-е годы прошедшего века) вибрации здоровья начинались с 40 герц. Сейчас вибрации Земли возросли, и для более или менее удовлетворительного здоровья требуется как минимум 50 герц. СЛАЙДЫ: «Струны души» (гитара) Из приведенного выше материала можно сделать несложный вывод: принимать Мир таким, какой он есть, жить с любовью к людям, природе, родной планете, направляя свою деятельность и мысли на созидание (так, как мыслью человек способен творить) - вот ключ к повышению своих вибраций, здоровью и успеху. СЛАЙДЫ: Музыканты Хендрикс и Кинг Вы спросите, как же это связано с темой нашей встречи? Отвечаю: самым прямым образом. Повышение частоты «подталкивает» нас к восприятию тонких миров, тем самым открываются широкие возможности для самореализации через ТВОРЧЕСТВО! СЛАЙДЫ: струнные инструменты
Наша встреча посвящается целому ряду всем нам знакомых, но необыкновенных музыкальных инструментов, объединяет которые одно очень простая, но яркая особенность- все они имеют струны. СЛАЙДЫ: Струна, вибрация, схема ч/б И, быть может, естественное, настоящее звучание струны для кого-то станет одним из способов, помогающим услышать и понять свою Душу ( ведь у неё тоже есть «струны»), особенно если вы откроете в себе дар музыканта… СЛАЙДЫ: вибрации счастья, гармоничное окружение А приняв и полюбив (и даже исцелив) себя, находясь в гармонии с собой, гораздо легче почувствовать и принять других людей.. Ведь изменённые вибрации наших Душ (подобно вибрирующей струне) обязательно найдут отклик и создадут аналогичные вибрации в другом человеке. СЛАЙДЫ: артефакты: лук, флейта, старинные изображ-я О происхождении струнных инструментов. Существуют разные мнения, и , обычно, историки склоняются к версии, что струнные имеют такое же древнее происхождение, что и духовые с ударными. Самые древние из струнных сравнивают с луком. СЛАЙДЫ: отрывок из былины Вот что поведали нам строки из древнерусской былины: Вынимает он, Потык, Из налушна свой тугой лук, Из колчана -- калену стрелу, И берет он тугой лук в руку левую, Калену стрелу в правую, Накладывает на тетивочку шелковую, Потянул он тугой лук за ухо... Заскрипели полосы булатные И завыли рога у туга лука («Михайло Потык») Несколько слов об искусстве стрельбы из лука у наших предков- славян. Некоторые несведущие в истории лица думают, будто в то время, как Чингачгук Большой Змей, Робин Гуд и Сегун Токугава пронзали
врагов стрелами, наши дикие предки бегали за кабанами с дубинами и каменными топорами. СЛАЙДЫ: изображения с Белого моря Между тем все было наоборот. Лук на Славянских территориях появляется еще в эпоху мезолита (5-10 тыс. лет до н. э.), то есть примерно тогда, когда была одомашнена собака. На скалах Белого моря сохранились изображения мужчин с луками, датируемые III тысячелетием до нашей эры. Причем лук с этого времени не просто существовал - гениальная мысль наших пращуров не стояла на месте. К VIII-X векам появляется такой лук, который наводил ужас на Европу все последующие века, вплоть до 1812 года, когда сложные луки активно использовались русскими партизанами. Причем в Древней Руси такими луками были вооружены все: от охотника до князя. СЛАЙДЫ: Изображения русского лучника Вообще-то говоря, на Русь сложный лук пришел вместе со скифами (некоторые ученые кстати, утверждают, что Славяне – часть скифского народа, позднее, переселившаяся в Восточную Европу), однако на нашей земле, претерпев некоторые изменение и при чудовищной силе славянских мужей, русские лучники не знали себе равных во всем мире – с ними могли посоревноваться только азиатские лучники, однако поскольку средний боец турков был значительно слабее физически, чем славянин, убойная сила луков у Русичей была намного больше. Сохранилось летописное упоминание о необычном бое с татарами в 1444 году. Из-за мороза татарские луки были не во что не годны: «…от великого мраза… луки их и стрелы ни во что быша». Русские воины благодаря этому перестреляли практически всех горе–воинов из своих луков, не дав им даже приблизиться. Вообще говоря, на Руси людей, делающих луки называли лучниками, а воинов, стреляющих из луков стрельцами. Причем «стрельцом» на Руси был практически каждый мужчина – вспомним про перестрел – «яко муж перестрелит». Обучали мастерству стрельбы из лука практически с пеленок. Уже в 8-9 лет, а то и раньше, мальчик ходил и ездил с отцом на охоту. СЛАЙДЫ: Строение лука и лучник Тетива – неотъемлемая часть любого лука. Зачастую, тетива определяет качество стрельбы из лука – очень многое зависит от ее свойств. Это была не просто какая-то веревка.. Известно, что луки на Руси были
всепогодными. Для влажной и прохладной погоды идеально подходила тетива из шелковых или сухожильных нитей. Средневековые арабские источники упоминают, что славяне такими тетивами активно пользовались. Были также тетивы из «кишечной струны» - обработанных кишок животных. Лучшие же результаты давала тетива из сыромятной кожи – сложная в изготовлении, зато прочная и практически всепогодная. Вот так и начиналась история струны, по мнению историков, в стародавние времена, когда наш с вами древний предок натянул тетиву своего охотничьего или боевого лука несколько сильнее или слабее, чем обычно. И тетива отозвалась слегка изменённым по высоте звуком - натянутая тетива могла петь по-разному! И оказалось, что вибрации той тетивы, будущей музыкальной струны, тронули не только уши, но и сердце воина-охотника! Далее можно было взять несколько луков для импровизации на 3-4х звуках, но удобнее стало натягивать тетивы на деревянную раму. СЛАЙДЫ: артефакты с раскопок и музеев: арфы, лиры и т.д. Предположим, что именно так и родились первые струнные музыкальные инструменты – арфа, кифара, лира, гусли… На исторических артефактах (документах) в письменных текстах, найденных при раскопках древних городов Месопотамии, изображены символы, обозначающие арфы. В древнем городе Уре была найдена древняя арфа, возраст которой насчитывает 4,5 тысячи лет. Также арфа появилась и в Египте, Палестине, Финикии – ещё в третьем тысячелетии до нашей эры. И дожила (дошла, сохранилась) до наших дней в более сложном виде. Древние греки любили играть на нежной и благозвучной лире (сейчас ее можно встретить только на изображениях). Лира стала эмблемой музыки – от названия этого инструмента произошло слово «лирический». СЛАЙДЫ: трубадуры, странствующие актеры, ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. Перенесемся на несколько веков вперед. Когда-то по миру, из страны в страну, из города в город бродили люди с музыкальными инструментами в руках (еще не было профессиональных оркестров). Кельтские барды и русские скоморохи, французские менестрели, трубадуры, немецкие шпильманы – все они были странствующими музыкантами, зарабатывали на жизнь игрой – певцы, актёры, акробаты, жонглёры. Зачастую они сталкивались с пренебрежительным отношением, но среди простых людей они пользовались уважением и были любимы за свой
талант. Менестрели (перевод c латинского – «состоящие на службе»)- это странствующие музыканты и певцы в Западной Европе в Средние века, они состояли на службе при дворе феодала (сеньора). Часто служили у Трубадуров (труверов) – музыкантов благородного происхождения. Ричард Львиное Сердце – английский король, трубадур, поэт и композитор одновременно. Трубадуры слагали песни в честь своих прекрасных дам (восхваление неземной красоты). Их музыку обычно исполняли менестрели, т.к. для трубадуров это занятие считалось недостойным, при этом аккомпанировали менестрели на лютне и виоле. СЛАЙДЫ: ЛЮТНЯ и музыканты ЛЮТНЯ - струнный щипковый инструмент квартовой настройки с грушевидным корпусом, короткой, толстой, отогнутой назад шейкой и плоской верхней декой арабского происхождения (от арабского "аль уд" - дерево). В VIII-IX веке ЛЮТНЯ была занесена маврами из Северной Африки в Испанию, затем распространилась в Европе. Со временем количество струн у ЛЮТНИ, постоянно увеличиваясь, достигло 24 и более и привело к усилению звучности и обогащению фактуры аккордами. Современники шутили, что когда лютнист настраивает последние струны, он замечает, что первые струны уже расстроились. В Европе ЛЮТНЯ появилась в позднем Средневековье. Начиная с ХІV в. лютня становится самым популярным инструментом домашнего и придворного музицирования в Европе. Для неё пишут специальные, новые произведения, но значительно чаще перекладывают и обрабатывают всё, что нравится слушателям: популярные песни и танцы, даже духовную музыку крупнейших мастеров. Со временем она становится главным сольным инструментом своего времени, однако продолжала использоваться и для аккомпанемента певцам. Но к началу 19 века практически вышла из употребления. В наше время происходит возрождение ЛЮТНИ, в своем реконструированном, часто усовершенствованном виде она входит в состав оркестров, играющих музыку эпохи Возрождения. ВИДЕО: Лютневая музыка. Владимир Вавилов, «Танец» Трубадурами стали называть позднее и жонглёров. Они играли на волынке, лютне, арфе, скрипке, бубне, барабанах, мандолине. Также они
жонглировали, прыгали через обручи, проделывали фокусы, сочиняли стихи. Оторвемся на некоторое время от весьма популярных универсальных щипковых инструментов и обратим своё внимание на смычково-струнные, которые не менее распространены на сегодняшний день. И которым отдается ведущая роль в оркестрах. СЛАЙДЫ: Людовик XIV, музыканты У короля Людовика Четырнадцатого было сразу два оркестра: большой — для дворцовых концертов — «Двадцать четыре скрипки короля» и малый, сопровождавший его в походах, — «Шестнадцать скрипок короля». СЛАЙДЫ: Различные виды оркестров (2 слайда) Впоследствии за четыреста лет жизни оркестры не раз видоизменялись и, в зависимости от состава музыкальных инструментов, получали то или иное название: симфонический, струнный, духовой, эстрадно-джазовый… После появления на свет первого класса струнных, музыканты того времени стали задумываться, можно ли сделать звучание струны продолжительным. Дело в том, что вследствие щипка, из инструмента извлекается звонкий короткий звук, но мелодичные мелодии, которые были распространены в то время, требовали более протяжного и высокого звучания. Таким образом, был придуман первый смычок, состоявший из обычной деревянной палки и конских волос, с помощью ведения которого по струнам музыкантам удавалось извлекать звук в течение необходимого для воспроизведения мелодии времени. СЛАЙДЫ: квартет смычковых На сегодняшний день существует четыре вида смычковых струнных инструментов: скрипка, контрабас, виолончель и альт. Стоит заметить, что, к примеру, струны для скрипки значительно отличаются от струн для виолончели, что говорит об индивидуальности и независимости каждого вида инструментов, несмотря на схожесть в строении и функциональности. СЛАЙДЫ: виола Прародителем всех смычковых считается виола, появившаяся в конце XIV века в Италии. В дословном переводе с итальянского языка «виола» значит «цветок». Такое название инструмент получил благодаря шикарному
внешнему виду. Стоит заметить, что тогдашние разработчики использовали для изготовления драгоценные металлы, и украшали корпус инструмента с помощью ручных рисунков людей и животных. СЛАЙДЫ: струнные и музыканты Искусство изготовления смычковых инструментов расцветает с XV в. в Италии и других европ. странах. «Борьба» двух типов смычковых инструментов- виолы (аристократическая среда) и скрипки- инструмента народного происхождения. Расцвет струнно-смычковых пришелся на период эпохи Возрождения, когда под влиянием нового светского, гуманистического мировоззрения культура и искусство освобождаются от неразрывной связи с религией и выходят за пределы храма. И конечно же, в эпоху Барокко и Классицизма. СЛАЙДЫ: СКРИПКА с музыкантами Скрипка — самый распространенный струнный смычковый инструмент. Её часто называют королевой, она является необходимым инструментом в оркестре, как в человеческом бытии хлеб насущный. Все вы, наверное, видели скрипку кто – то наяву, кто – то на картинке. А теперь представьте себя самого. Похожа скрипка на человека? Да, похожа. Кстати, даже детали имеют похожие названия: головка, шейка, какие плавные у неё закругления, какая тонкая «талия». Вот видите, как интересно. Когда — то человек создал совершеннейшее из своих созданий — скрипку и сделал её похожей на совершеннейшее создание природы — самого себя. Как профессиональный инструмент скрипка возникла в конце XV века. Затем мастера разных стран усовершенствовали ее. СЛАЙДЫ: скрипичные мастера со скрипками (2 слайда) Свято хранили итальянцы – скрипичные мастера семейств Амати, Гварнери и Страдивари – секреты своего мастерства. Они умели делать звук скрипок особенно певучим и нежным, похожим на человеческий голос. Знаменитых итальянских скрипок сохранилось до нашего времени не так уж много, но все они на строгом учете. Играют на них лучшие музыканты мира. СЛАЙДЫ: смычок и строение см. Смычок это тоже важная деталь. От него во многом зависит характер звучания. Состоит смычок из трости или древка, на нижнем конце которого прикреплена колодочка. Она служит для натягивания волоса, который с другой стороны прикреплен к трости неподвижно. Если мы зацепим струну пальцем, а затем отпустим, звук быстро угаснет. Смычок же можно вести по
струне непрерывно в течение долгого времени, и звук будет тянуться также непрерывно. Поэтому скрипка очень певуча. СЛАЙДЫ: Paganini Quartet (скрипка, альт, виолончель, контрабас) Хочется упомянуть о таком вроде бы простом инструменте из семейства смычковых, как альт. Самые главные среди смычковых в оркестре – скрипки – быстрые, живые, а еще великолепные рассказчицы. Им вторят и помогают альты. По характеру своему инструменты очень общительные – любят всем в оркестре помогать. Особенно благоволят они к семейству деревянных духовых , любят вести беседу со старым фаготом и английским рожком. Нечасто бывает, когда альты вдруг начнут самостоятельно –что- либо рассказывать. Но тогда их голосом, сочным и немного суровым, можно заслушаться. А вот виолончель не так скромна, как альт. Она знает, что голос у неё очень красивый, и умеет так проникновенно петь, что слёзы могут невольно сами навернуться на глаза. Огромный контрабас – хороший друг и в оркестре всегда поддерживает скрипку, альт и виолончель. Но когда сердится, становится ворчливым и неприятным. Голос у него может быть очень скрипучим, речь медлительна и благоразумна. Контрабас во всём соответствует своему виду. Смычковые самые богатые по разнообразию звучания. Но сила звука у каждого из инструментов невелика, именно поэтому в оркестре их больше всех. Уже с самого своего появления Смычковые, а особенно скрипки, приобрели многочисленных поклонников и завоевали большую любовь. Скрипки играли и во дворцах королей, и на деревенских праздниках и везде пользовались одинаково большим успехом. ВИДЕО 2CELLOS & STEVE VAI, «Highway To Hell» СЛАЙДЫ: Цимбалы, псалтериум А теперь вернемся в прошлое. В Европе появились своеобразные звенящие инструменты – цимбалы. Цимбалы произошли от древних европейско-арабо-персидских инструментов, одним из которых является псалтериум, считающийся прототипом нежно звучащих гуслей, известных со времён Киевской Руси. СЛАЙДЫ: гусли, кантеле Слово «гусли» происходит от древнеславянского слова «гудеть» (упоминания можно встретить в «Слове о полку Игореве», творчестве вещего певца-сказителя Бояна, в былинах многочисленных). Гусли бывают звончатые, яровчатые и др.
Кантеле – родственник гуслей, популярный у народов, живущих на берегу Балтийского моря и Скандинавов. СЛАЙДЫ: украинские девушки-бандуристки В Малороссии (юг России) в 15-17 веках очень популярны были песни-«думки», которые исполняли странствующие певцы – кобзари. Песни-«думки» исполнялись на струнных щипковых инструментах, похожих на лютню. Иногда песни-«думки» исполнялись также на бандурах – родственниках кобзы – которые обладали ярким звуком. ВИДЕО: Cimbalom/dulcimer solo played by Jeno Farkas, Szalai Hungarian Gypsy Band СЛАЙДЫ: русский пир, князья СЛАЙДЫ: скоморохи, домры Однако вернёмся на Русь. В раннее Средневековье, со времен раннего Средневековья, когда и на Руси стало распространяться христианство, сохранились для нас сведения и о замечательных странствующих артистах, которые пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах и трюкачеством развлекали народ, веселили, отвлекали от тяжелого, зачастую, рутинного, труда. Их и называли «потешниками» – скоморохами. Сначала скоморохи – почётные гости при дворах древнерусских князей (при князьях Олеге и Владимире не было оркестров, и скоморохов приглашали на пиры потешить гостей - скоморошить). Их искусство высоко ценилось. Скоморохам давалось место рядом с князем, свои песни и танцы скоморохи обычно сопровождали игрой на волынке, дудке, бубнах. Но самым популярным инструментом была домра (деятельность скомороха невозможна без домры, как деятельность менестреля невозможна без лютни). У домры имеются три (четыре) струны, гриф, шейка, колки, плектр. Небольшой звонкий лёгкий инструмент – настоящая скоморошья радость. Во время праздников и гуляний народ радовался, устраивал пиры, песни, пляски, шутки-прибаутки, гульбу и дикое веселье. Веселилась вся толпа! ВИДЕО: ТЕРЕМ-КВАРТЕТ, «Цыганочка» СЛАЙДЫ: царь и патриарх Центром скоморошьей Руси был вольнолюбивый Новгород. Но церковь уже давненько «смотрела искоса» на музыкальное искусство и инструменты
скоморохов и, наконец, разразилась репрессиями: инструменты сочли предметами языческого культа, а творчество народных артистов приравняли к преступлениям (грабежам, насилию, разбою). И если царь Иван Грозный еще мог защитить скоморохов (целый оркестр себе набрал), то царь Алексей Михайлович вкупе с Патриархом Никоном в середине 17 века учинили расправу над домрой, балалайкой и другими струнными инструментами – их собрали и сожгли, а скоморохов подвергли всяческим гонениям (били кнутами и ссылали). Для русских инструментов наступило непростое время... Однако в глубинке смекалистый русский народ все же сохранил свои инструменты. В деревнях были распространены гусли, гудки (скрипки), рожки, свирели, бубны, деревянные ложки. Вместо домры появились балалайки. Повсюду играли на самоделках, аккомпанировали себе при исполнении народных песен. СЛАЙДЫ: В. Андреев К концу 19 столетия струнно-щипковые народные инструменты находились на грани исчезновения. Новую жизнь им сумел дать выдающийся русский музыкальный просветитель, виртуоз-балалаечник, композитор, организатор и руководитель первого Великорусского оркестра русских народных инструментов Василий Васильевич Андреев. Случайно отыскав одну домру в Вятской губернии, он по изображениям на старых лубочных картинках понял, что это – старинная домра. Так началось её возрождение, и она снова занимает почётное место в современной музыке. Домра – душа оркестра русских народных инструментов. Она так же неотразима здесь, как скрипка в симфоническом оркестре. Сегодня в оркестрах русских народных инструментов именно домры ведут самые главные мелодии. Группа трехструнных домр включает семь инструментов: домру пикколо, домру малую, домру альтовую, домру меццо-сопрановую, домру теноровую, домру басовую и домру контрабасовую. СЛАЙДЫ: стихотворение про балалайку Мы переходим к другому инструменту, не менее русскому нашему, родному, благодаря которому строилась российская культура. Три струны всего у балалайки, Но широк ее размах большой, Взмах руки, и пролетают чайки С набежавшей песенной волной. Парень укорачивает струны,
Прижимает крепко их к ладам, И плывет напев простой и юный По окрестным паркам и садам. Слушаю его и молодею, Прохожу по саду налегке, Все-то, видно, знает и умеет Парень с балалайкою в руке. Дай и мне к струне твоей певучей, Прикоснуться медленной рукой, Может, прозвучит еще получше Песенка, придуманная мной. Поэт новой эпохи, Виссарион Саянов, 1949г. СЛАЙДЫ: балалайка, музыканты Балалайка – символ русской народной музыки. Когда она стала традиционным русским инструментом? Сложно сказать (определенно), однако известно, что в 17 веке она уже занимала центральное место в музыкальной жизни средней полосы и севера России. Этот щипковый струнный инструмент также относится к семейству лютневых, для него характерна треугольная форма. Балалайку считают типичным русским представителем данной категории инструментов. Хотя существует несколько версий её происхождения. СЛАЙДЫ: Якоб Штелин Известный хроникер русской музыкальной жизни Якоб Штелин (1712- 1785) — Член Санкт-Петербургской академии наук с 1738 г. — посвятил балалайке целый раздел своей книги «Музыка и балет в России XVIII века». Он называл балалайку «распространеннейшим инструментом во всей русской стране» и приписывал ей славянское происхождение. Я. Штелин дает наиболее полное и точное для XVIII века описание внешнего вида, манеры игры и картины бытования этого инструмента. «Нелегко найти в России дом, — пишет он, — где бы на этом… инструменте молодой работник не наигрывал служанкам своих вещичек. Инструмент этот имеется во всех мелочных лавках, но еще более способствует его распространению, то обстоятельство, что его можно самому изготовить». Позднее А. Новосельским в «Очерках по истории русских народных музыкальных инструментов» написано о том, что балалайка — это видоизмененная домра. Треугольный кузов которой в кустарном
изготовлении более прост и удобен. Он дает еще более упрощенное толкование: «... под неумелыми руками инструмент не ладился, вместо звука получалось какое-то бренчание, и инструмент стал называться вследствие этого брунькой, балабайкой, балалайкой. Так из азиатской домры получилась русская балалайка». Если для игры на домре требовался плектр (деревянная палочка, твердый конец пера), то на балалайке играют пальцами (щипок и бряцание по струнам). Балалайка – символ русской музыки. Даже цари обучали своих детей игре на балалайке. ВИДЕО: ТЕРЕМ-КВАРТЕТ на Закрытии Олимпиады в Сочи 2014 г. Очень любили игру на балалайке Иван Тургенев, Александр Островский, Антон Чехов и другие писатели, поэты. А упомянутый ранее видный музыкальный деятель В.В. Андреев сконструировал и усовершенствовал балалайку и её оркестровую разновидность. (И я считаю своим долгом рассказать несколько подробнее об этом выдающемся человеке.) СЛАЙДЫ: Оркестр В.В.Андреева Василий Васильевич Андреев (1861-1918) - создатель первого оркестра русских народных инструментов, музыкант-самоучка, просветитель, реконструктор ряда русских народных инструментов, неутомимый пропа- гандист русского музыкального искусства. «Дорогой Василий Васильевич! Ты пригрел у своего доброго сердца сиротинку балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир» Ф. Шаляпин В одном из интервью на вопрос «Каким образом у вас зародилась мысль пропагандировать балалайку?» Андреев ответил: «Около 10 лет тому назад, живя в своем имении в Тверской губернии, я, случайно услышав однажды балалайку, увлекся ею и посвятил целый год на изучение ее. Когда я затем приехал в Петербург, мою игру услыхал профессор Н. Быстров, который и уговорил меня выступить в музыкальном обществе. Мне было тогда очень жутко, но блестящий успех, выпавший тогда на мою долю, ободрил меня. Игра понравилась, и балалайка стала с тех пор быстро распространяться в городе. Тогда я бросил все и всецело посвятил себя балалайке. Она была
подвергнута мной многим изменениям и усовершенствованиям, однако с сохранением принципа прототипа этого инструмента. Мной было обращено внимание на устройство лучшего резонатора и подбор балалаек по тонам. В настоящее время имеется балалайка от тона контрабаса до пикколо. Пришлось мне также с секстетом поехать в качестве концертанта за границу, и там наша игра имела также шумный успех. Теперь я даже могу высказать полную уверенность, что через несколько лет балалайка за границей найдет также большое распространение. После поездки за границу успех наш был уже обеспечен. Здесь в России во множестве стали образовываться кружки любителей». СЛАЙДЫ: Домры и Балалайки из оркестра В.В.Андреева Это интервью из «Петербургской газеты» 1898 года. К этому времени уже десять лет Андреев пропагандирует балалайку. Он сам говорит, что к этому времени уже в Петербурге насчитывается 20 тысяч любителей игры на балалайке. «Не только мужчины, но и дамы из высшего общества с большим увлечением играют на балалайке. Балалайки проникли в гимназии, лицей, правоведение, войска, везде образовываются кружки... Несложный инструмент, певучий мотив и легкость игры, не требующей продолжительной и трудной подготовки, делают его доступным массе. В три минуты я могу обучить играть на балалайке «Барыню». Но в то же время это настолько гибкий инструмент, что иногда требуется полтора года обучения для того, чтобы сыграть некоторые другие произведения. Балалайка сделалась теперь излюбленным инструментом в нашем интеллигентном обществе... Но, конечно, на успех в интеллигентном обществе я смотрю как на нечто скоропреходящее. Балалайке место не здесь. А в народе, в который она и будет занесена через отслуживших свои сроки солдат, у которых теперь организовано правильное обучение игре на балалайках». СЛАЙДЫ: балалайка в русской армии (до 1917 г.) О солдатах надо сказать особо. Это трудно сегодня представить, но Андреев добился, чтобы в армии было введено обучение игре на балалайке. Тысячи и тысячи мужчин, возвращались из армии домой, научившись хорошо играть на этом инструменте. Андреев считал, что «музыка была до сих пор привилегией образованного общества, между тем значение ее в народе несомненно. Народ тоже имеет свои духовные запросы, и вот эти-то запросы оставались неудовлетворенными. Когда рабочий день кончен, что остается у труженика деревни или фабричного поселка? Только одно - беспросыпное
пьянство. Взгляните теперь, как расцветают фабричные оркестры балалаечников и какой живой струей это музыкальное течение влилось в серую фабричную жизнь. Появились самоучки и таланты, явился дух соревнования. Фабричные оркестры пользуются большим успехом у местного населения, доказывая, что музыка так же отвечает запросам народа, как и интеллигенции». Именно благодаря фанатической настойчивости и таланту Андреева, его неуемной энергии балалайка не только стала уважаемой, но и будет основой нового оркестра- Великорусского оркестра народных инструментов. СЛАЙДЫ: В.В.Андреев и музыканты оркестра Ведь как до этого было: была просто балалайка, играл мужик на завалинке. Пришел Андреев - и появились ноты для балалайки, сотни переработок для балалайки, оркестры появились не симфонические, привычные, а из народных инструментов, которые исполняют и народную музыку, и классическую, и сам Шаляпин запоет под этот оркестр. И Европа, и Америка ахнут, услышав такое. Андреев так организует игру балалаек, домр, гуслей, что иностранная публика станет говорить не только об особой красочности звучания инструментов, но и об особой красоте и загадочности русской души. СЛАЙДЫ: оркестр на выступлениях Правда, в России заслуги Андреева признали в полной мере только после огромного успеха Великорусского оркестра за границей. (Надо сказать, что название оркестру - Великорусский - Андреев дал по составу инструментов, принадлежащих к средней и северной полосам России, то есть к Великороссии, или древнему государству Московскому. Была ведь еще Малороссия - это юг, окраина (Украина) России. Была еще Белая Русь.) Андрееву приходилось много сил тратить ещё и на то, чтобы объяснить, что инструменты эти исконно русские! Тем же авторам энциклопедии Брокгауза и Ефрона, которые иронизировали, что оркестр великорусский, а инструменты не русские, а татарские. Русские они, самые что ни на есть русские - пишет Андреев одну за другой статьи, доказывая это. Вспомним, что русским людям в период забвения русских инструментов под страхом наказания запрещалось звать скоморохов с домрами, балалайками, гуслями и волынками на свадьбы. Но народ все равно сохранял
свои народные инструменты, игрой на которых он выражал свои чувства и настроения. Сохранял под спудом. И словно ждал такого человека, как Андреев, который придет и даст настоящую битву предрассудкам и рутинерству. Андреев, несмотря на непонимание, злобное недоброжелательство, на финансовые затруднения, вывел народные инструменты в большое искусство. Вот в этом - его подвиг. В этом - его великое дело. СЛАЙДЫ: Государственный академический русский оркестр им. В.В.Андреева. Главной идеей Андреева было «соединить фрак с балалайкой» создать оркестр, построенный по принципу симфонического, в основу которого легли бы народные русские инструменты. Таким образом, этот коллектив был и по сей день остается явлением уникальным не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. ВИДЕО: Tommy Emmanuel и Алексей Архиповский, «Rondo alla Turka» СЛАЙДЫ: гитара и цыгане Гитара – один из самых любимых народных и самых распространённых музыкальных инструментов. Точное происхождение неизвестно, предположительно, произошла от греческого слова «кифара». В Испании гитара известна с 11 века (тогда у неё было 3-4 струны). СЛАЙДЫ: картина Ренуара Этот поистине уникальный инструмент становится народным в любой стране мира (итальянским, русским, французским, американским, английским). Гитаре доступны все жанры музыки: и классика, и народный. На ней прекрасно звучат и Бах, и рок, старинные романсы, цыганские песни, современные эстрадная и бардовская песни. Уникальные импровизации доступны гитаре и в джазовой музыке, где она становится одним из основных инструментов. СЛАЙДЫ: гитара в различных музыкальных стилях Постепенно из Испании гитара распространилась по всей Европе (в середине 14 века арабы завозят в Европу лютню, и гитара уходит на 400 лет в тень). СЛАЙДЫ: Ф.Шуберт, Вебер, Й.Гайдн
Николо Паганини говорил: «Я король скрипки, а гитара – моя королева!». Он мастерски владел гитарой! Ф.Шуберт, Вебер, Й.Гайдн очень любили гитару и писали для неё. Был ещё один непростой момент в истории гитары: в середине 19 века модными становились рояль и скрипка, а гитара считалась «неблагородным» инструментом и оставалась любимой только в Испании. СЛАЙДЫ: А. Сеговия Знаменитый испанский исполнитель Андрес Сеговия изучил гитару, довёл до совершенства, открыл новые приёмы игры, добился предоставления великолепных концертных залов. С огромным успехом – триумфом гастролировал по всему миру. Был с концертами во Франции, Германии, Англии, Японии, Америке, Советском Союзе (4 раза). В его репертуаре было около 500 произведений, в том числе переложение для гитары произведений Баха, Моцарта, Генделя, Бетховена, Альбениса. Он убеждал своей игрой, что для гитары можно и нужно сочинять музыку. СЛАЙДЫ: Соколовский, Макаров Гитара постепенно завоёвывала одну страну за другой, и появилась в России во второй половине 18 века, потеснив балалайку. Наиболее знаменитыми российскими гитаристами того времени были Соколовский, Макаров. Шестиструнная (басовая) гитара считалась классической в Европе. В России появилась семиструнная гитара (в это же время она появилась и в Европе). На шестиструнной гитаре хорошо исполнять классические произведения, на семиструнной гитаре удобнее брать аккорды, легче аккомпанировать. СЛАЙДЫ: «романсы под гитару» В России в тот период зародился жанр русского романса (романс – лирическое муз. произведение, для которого требуется аккомпанемент), и поэтому потребовалось удобное аккомпанирование. В жанре русского романса творили такие композиторы как М.И.Глинка, А.Даргомыжский, Алябьев, Варламов и др. Они являются авторами прекрасных романсов и пьес («Соловей», «Красный сарафан» и др.). Многие романсы были очень популярны под аккомпанемент не только гитары, но и рояля или фортепиано.
СЛАЙДЫ: Михаил Высоцкий 19 век – расцвет гитарного искусства в России. Михаил Высоцкий (сын крепостного без образования) делал переложения классической музыки (Моцарт, Бетховен, Бах). Его популярность привела к свободе (ему дали вольную). Интересно, что великий русский поэт Михаил Лермонтов, будучи поклонником творчества Высоцкого, посвятил ему своё стихотворение «Звуки». Ну, и конечно, ХХй век также имел свои прославленные имена гитаристов. Прежде всего, с расцветом жанра авторской (бардовской) песни. Для исполнителя авторской песни важна атмосфера – её могут петь где угодно, в её основе – народная, солдатская песня, частушки и романс. СЛАЙДЫ: Барды Выдающимися представителями жанра авторской песни были Владимир Высоцкий, булат Окуджава, Александр Галич, Юрий Визбор, Юлий Ким и многие другие. Гитары современности. СЛАЙДЫ: эстрадно-джазовые музыканты В современном музыкальном мире невозможно переоценить влияние гитары…Гитара – самый распространенный и востребованный музыкальный инструмент на сегодняшний день. Все существующие виды гитар по-своему интересны и полезны. Существует огромное количество их разновидностей. СЛАЙДЫ: 3 гитары Классифицируются они, исходя из количества струн, особенностей корпуса и материалов изготовления. Это и классическая гитара, и электрогитара, и электроакустическая, и семиструнная, и бас-гитара… СЛАЙДЫ: 4 гитары За все время существования такого музыкального инструмента, как гитара, независимо от вида, людей, которые сыграли важную роль в его развитии , наверное, можно перечислять бесконечно. Как минимум, каждый джазовый или рок-коллектив, известный по всему миру своим творчеством, заслуживает внимания со стороны специалистов, занимающихся историей музыки, благодаря определенным личностям, напрямую связанным с гитарным искусством. Стоит обратить внимание, что на территории нашей
страны также по сей день существуют коллективы, представители которых влияют на подсознание современных слушателей и формирование гитарной музыки в целом. СЛАЙДЫ: стик Чепмена, сенсорная гитара К тому же, одновременно развиваются абсолютно все известные виды современных гитар, начиная с самых первых классических приспособлений, время которых, казалось бы, уже вышло, заканчивая последними моделями новейших электронных приспособлений. Немалую роль в таком развитии, как и во всех остальных отраслях, играет интернет. Именно в сети сегодня можно найти огромное количество профессиональных гитаристов, помогающих новичкам найти себя в музыке, и демонстрирующие собственные способности игры на струнных щипковых инструментах. ВИДЕО: Ольга Арефьева и Ковчег с участием Tony Levin “Сухобылка“ (Окончание) Это было небольшое путешествие в историю струнных музыкальных инструментов, и оно подошло к концу. Говорить о каждом из них и о волшебном воздействии вибрирующих струн на наши души можно бесконечно. Надеюсь, каждый вынес для себя что-то полезное. Искусство объединяет, а «в единении - сила», и чем больше, чем шире будет распространяться музыка по лицу земли родной, тем лучше». Так писал Василий Васильевич Андреев. И перед началом «живой» части нашей встречи, для вас прозвучит музыкальный сюрприз! ВИДЕО: отрывок из «Ну, погоди» СЛАЙДЫ: «Начнем!» Переход к КОНЦЕРТНОЙ ЧАСТИ Всем известно, что музыка — это самое мимолётное из всех видов искусства. Как только струна перестаёт вибрировать и звучать, музыка перестаёт существовать. Поэтому каждый момент, когда звучит инструмент, бесценен и неповторим. Это знают люди во всём мире, поэтому музыкальные инструменты с давних времён входят в состав каждой культуры. Дорогие друзья, сегодня мне хочется в концертной части нашей встречи не делить струнные инструменты на группы по звукоизвлечению и
т.д., я предлагаю всем нам просто слушать и наслаждаться прекрасным, волшебным и, как оказалось, полезным звучанием струн, как это повелось с глубокой древности. Откроет наш концерт…(смотри программку)


В раздел образования