Цель: уточнить произношение звука [ж] ; совершенствовать звуковой анализ;
упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного
значения ; отрабатывать дикцию ; развивать логическое мышление.
Оборудование: зеркала, индивидуальных схемы, картинки для задания «Чья
голова ?»; альбом 2 .
Ход занятия
1 Организационн ый момент.
- Угадайте, чья голова?
Предлагаются картинки:
Лиса щука лев
лошадь
заяц орёл гусь
курица
белка верблюд овца
медведь
2. Артикуляционная гимнастика.
Загадка.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу –
Я на ветке сижу,
Все жужжу и жужжу.
- С каким звуком дружит жук?
4. Анализ артикуляции звука [ж].
- Как жужжит жук? Произнесите звук [ж], наблюдая за артикуляцией в
зеркале.
Дети анализируют произношение звука [ж].
- Скажите, какой звук [ж]?
5. Упражнение в произношении.
а) Произношение изолированного звука [ж].
- Жук жужжит: громко; тихо; протяженно; отрывисто.
б) Произношение слогов.
- Жу-жу-жу,
Я по-разному жужжу.
- Произносите и вы слоги по-разному:
Жа-жо-жу же-жи-жа
Жи-жу-жо ж0-жу-жи
в) Произношение скороговорки.
Скороговорку повторите,
На звук [ж] сильней нажмите:
Жутко жуку жить на суку.
- Произносите скороговорку: с грустью, с сожалением.
6. Закрепление звука [ж].
а) Повторение характеристики звука [ж].
- Посмотрите на жука. Какой он? Как жук жужжит?
- Какую фишку поднял Юпик? Почему? Почему он не показал зеленую
фишку?
б) Игра «Будь внимательным».
Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
Дети присели, изображая жука.
- Если услышите в слове звук [ж], встаньте и помашите «крылышками», как
жуки.
Жук кружит
Крылышки глазки
Усики жужжит
Важный ползет
Лужок
в) Выделение звука [ж] из состава слова.
- Рассмотрите картинку «На лужайке».
Жук летает над лужком,
Он устал ходить пешком.
- Кто (что) находиться на лужайке со звуком [ж] в названии? Назовите пример
со звуком [ж] в начале слова (в середине слова).
г) «Ответь на вопросы».
- На лужайке, над ромашкой
Летает жук в цветной рубашке.
- Рассмотрите ряд картинок и скажите, кто еще летает? Кто ползает? Кто
плавает? Чем режут? Что едят? Что надевают?
7. Звуковой анализ.
- Составьте схему слова пижама.
После прочтения составленной схемы логопед дает задания:
- Уберите из схемы звук [а].
- Уберите звук [пь].
- Уберите звук [м].
-Уберите звук [и].
- Какой звук остался? (Ж.)
8. Физминутка.
- Посадили звук [ж] на язычок, зажужжали, как жуки, и полетели по
групповой комнате.
Высоко летает жук,
Низко опускается.
Опять быстро он летит
И жужжит, жужжит, жужжит.
Замедляет свой полет
И садится на цветок.
Дети «летают» по групповой комнате
и выполняют соответствующие
движения.
9. Формирование грамматического строя речи.
Жук-жучок, жук-жучок,
Отвечай-ка свой урок.
- Измени слова так, чтобы в них появился звук [ж]:
Сапог – сапожок флаг - …
Пирог - … утюг - …
Круг - …
10. Итог занятия.
Как жуки, мы пожужжали.
Что о звуке [ж] узнали?