Напоминание

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ


Автор: Сердюк Людмила Тихоновна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ"Желябовская СОШ"
Населённый пункт: Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
Раздел: среднее образование





Назад




ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ Гигиеническое обучение и воспитание школьников может успешно осуществляться и на уроках химии. В частности , в 8 классе при изучении темы «Состав воздуха» следует акцентировать внимание на важность соблюдения санитарно-гигиенических норм в учебных помещениях. Вдыхание воздуха с повышенным содержанием СО2, водяных паров ,пыли приводит к проникновению и оседанию в дыхательных путях и альвеолах пылевых частиц , повышая предрасположенность к легочным заболеваниям. Кроме того, длительное пребывание учащихся в закрытых помещениях , в которых заметно нарастает бактериальная загрязненность , сопровождаемая увеличением количества болезнетворных бактерий ,может привести к развитию различных инфекционных заболеваний. Установлено ,что пребывание школьников в классах и кабинетах с недоброкачественным воздухом негативно сказывается на состоянии их здоровья , вызывает головную боль , недомогание , снижает умственную активность. Очень важно довести до сознания учащихся вред курения. Доказано, что около 2/3 дыма от сгоревшей сигареты попадает в окружающий воздух и загрязняет его никотином. При этом нарушается развитие органов дыхания , снижается вентиляция легких , что , в свою очередь ухудшает снабжение органов и тканей кислородом , отрицательно сказываясь на деятельность аппарата кровообращения и центральной нервной системы. В теме « Горение» следует обратить внимание на то, что попадание горящих предметов на человека или загоревшаяся одежда может привести к возникновению ожогов. Можно обратить внимание учащихся на то , что ожоги могут быть разной степени. В теме «Кислоты» после подробной их химической характеристики необходимо остановиться на действии кислот на кожу и слизистые оболочки человека , рассказать о мерах профилактики и о первой помощи при ожогах. Раскрывая значение соляной кислоты , следует подробно остановиться на ее роли в процессах пищеварения . В теме «Вода» необходимо полнее раскрыть роль воды в процессах жизнедеятельности организма : все превращения веществ происходят в
водной среде , вода растворяет пищевые вещества , поступившие в организм , и вместе с минеральными веществами участвует в построении клеток и в различных реакциях организма. При изучении щелочей следует обратить внимание , что при попадании на кожу щелочи рекомендуется использовать 2% раствор борной или уксусной кислоты. Разносторонние гигиенические и медицинские знания могут быть получены при изучении свойств хлора , фтора , брома , йода . Хлор , как и другие минеральные вещества , играет важную роль в жизнедеятельности организма. Хлориды крови и мочи участвуют в обеспечении кислотно - щелочного равновесия, в поддержании водно- солевого баланса , входят в состав соляной кислоты желудочного сока . Кроме того , следует рассказать о роли соединений хлора в обеззараживании воды и помещений. Физиологическая роль фтора заключается в активном участии его в процессе развития зубов, в формировании дентина и зубной эмали. Существенное значение приобретает фтор при процессах костеобразования , оказывает нормализующее влияние на фосфорно-кальциевый обмен. Йод важный биомикроэлемент .При недостаточном поступлении йода с пищей возникают серьезные нарушения функций щитовидной железы и развивается эндемическая зобная болезнь. Так же йод обладает антибактериальными свойствами ,его применяют в медицинской практике в качестве обеззараживающего средства. Изучение темы «Минеральные удобрения» приобретает особое значение для формирования связи с тем , что в настоящее время в сельском хозяйстве широко применяются различные минеральные удобрения , ядохимикаты, которые при попадании в организм могут привести к острым или хроническим отравлениям. Все это диктует необходимость соблюдения особой предосторожности при использовании минеральных удобрений , неукоснительного соблюдения правил личной и общественной гигиены. Акцентирование внимания учащихся на данных вопросах способствует совершенствованию здоровьесберегающего воспитания ,призванного решать вопросы охраны их здоровья и направленного на повышение работоспособности , улучшение физического развития и состояние здоровья.


В раздел образования