Автор: Сердюк Людмила Тихоновна Должность: учитель химии и биологии Учебное заведение: МБОУ"Желябовская СОШ" Населённый пункт: Республика Крым Наименование материала: статья Тема: ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ Раздел: среднее образование
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
Гигиеническое обучение и воспитание школьников может успешно
осуществляться и на уроках химии.
В частности , в 8 классе при изучении темы «Состав воздуха» следует
акцентировать внимание на важность соблюдения санитарно-гигиенических
норм в учебных помещениях. Вдыхание воздуха с повышенным содержанием
СО2, водяных паров ,пыли приводит к проникновению и оседанию в
дыхательных путях и альвеолах пылевых частиц , повышая
предрасположенность к легочным заболеваниям. Кроме того, длительное
пребывание учащихся в закрытых помещениях , в которых заметно нарастает
бактериальная загрязненность , сопровождаемая увеличением количества
болезнетворных бактерий ,может привести к развитию различных
инфекционных заболеваний.
Установлено ,что пребывание школьников в классах и кабинетах с
недоброкачественным воздухом негативно сказывается на состоянии их
здоровья , вызывает головную боль , недомогание , снижает умственную
активность.
Очень важно довести до сознания учащихся вред курения. Доказано, что
около 2/3 дыма от сгоревшей сигареты попадает в окружающий воздух и
загрязняет его никотином. При этом нарушается развитие органов дыхания ,
снижается вентиляция легких , что , в свою очередь ухудшает снабжение
органов и тканей кислородом , отрицательно сказываясь на деятельность
аппарата кровообращения и центральной нервной системы.
В теме « Горение» следует обратить внимание на то, что попадание горящих
предметов на человека или загоревшаяся одежда может привести к
возникновению ожогов. Можно обратить внимание учащихся на то , что
ожоги могут быть разной степени.
В теме «Кислоты» после подробной их химической характеристики
необходимо остановиться на действии кислот на кожу и слизистые оболочки
человека , рассказать о мерах профилактики и о первой помощи при ожогах.
Раскрывая значение соляной кислоты , следует подробно остановиться на ее
роли в процессах пищеварения .
В теме «Вода» необходимо полнее раскрыть роль воды в процессах
жизнедеятельности организма : все превращения веществ происходят в
водной среде , вода растворяет пищевые вещества , поступившие в организм ,
и вместе с минеральными веществами участвует в построении клеток и в
различных реакциях организма.
При изучении щелочей следует обратить внимание , что при попадании на
кожу щелочи рекомендуется использовать 2% раствор борной или уксусной
кислоты.
Разносторонние гигиенические и медицинские знания могут быть получены
при изучении свойств хлора , фтора , брома , йода .
Хлор , как и другие минеральные вещества , играет важную роль в
жизнедеятельности организма. Хлориды крови и мочи участвуют в
обеспечении кислотно - щелочного равновесия, в поддержании водно-
солевого баланса , входят в состав соляной кислоты желудочного сока .
Кроме того , следует рассказать о роли соединений хлора в обеззараживании
воды и помещений.
Физиологическая роль фтора заключается в активном участии его в процессе
развития зубов, в формировании дентина и зубной эмали. Существенное
значение приобретает фтор при процессах костеобразования , оказывает
нормализующее влияние на фосфорно-кальциевый обмен.
Йод важный биомикроэлемент .При недостаточном поступлении йода с
пищей возникают серьезные нарушения функций щитовидной железы и
развивается эндемическая зобная болезнь. Так же йод обладает
антибактериальными свойствами ,его применяют в медицинской практике в
качестве обеззараживающего средства.
Изучение темы «Минеральные удобрения» приобретает особое значение для
формирования связи с тем , что в настоящее время в сельском хозяйстве
широко применяются различные минеральные удобрения , ядохимикаты,
которые при попадании в организм могут привести к острым или
хроническим отравлениям. Все это диктует необходимость соблюдения
особой предосторожности при использовании минеральных удобрений ,
неукоснительного соблюдения правил личной и общественной гигиены.
Акцентирование внимания учащихся на данных вопросах способствует
совершенствованию здоровьесберегающего воспитания ,призванного решать
вопросы охраны их здоровья и направленного на повышение
работоспособности , улучшение физического развития и состояние здоровья.