Автор: Пасютина Ирина Вячеславовна Должность: воспитатель детского сада Учебное заведение: МБДОУ д/с№3 "Буратино" Населённый пункт: р.п.Пильна Нижегородская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Фольклор - как средство развития речи детей". Раздел: дошкольное образование
Ф.И.О.: Пасютина Ирина Вячеславовна
Дата рождения : 26 августа 1964 год
Образование : среднее специальное
Квалификация: воспитатель ДОУ
Стаж работы : 30 лет
Квалификационная категория : высшая
Контактный телефон : 8 952 784 16 43
Содержание:
Введение.
Пояснительная записка.
Актуальность.
Цель и задачи.
Принципы.
Практическая часть.
Заключение.
Литература.
Приложение.
Введение.
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость.
Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он
отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни,
природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления
народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест
против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное
художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой
речи.
М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре».
Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Замечательные
«жемчужины» фольклора – частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых
реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно
– понятно даже для самых маленьких детей.
Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в
овладении речью. Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Детям
требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно
переоценить роль малых форм фольклора. Поэтому я решила развивать речь детей через
фольклор.
Актуальность.
Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в
дошкольном детстве, но это сложнейшая задача дошкольного воспитания.
Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных ученых разных
специальностей. Как показывают исследования лингвистов, психологов, педагогов
(Л.С.Выготский, Д.Б. Богоявленская, А.В. Запорожец, О.С.Ушакова) младший дошкольный
возраст является периодом особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку, к
образным выражениям, к характеристикам персонажей и главных героев художественной
литературы, в том числе фольклора. Ценность фольклора заключается в том, что с его
помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. И поэтому
дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее
овладеть:
•
звуковой системой родного языка;
•
основными грамматическими формами;
•
навыками монологической и диалогической речи;
•
интонационной выразительностью речи;
•
обогащением активного словаря.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым
условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей.
Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им
пользоваться в дальнейшем.
Цель и задачи.
Цель: стимулирование активной речи детей через малые фольклорные формы.
Задачи:
•
Развивать умение слушать и понимать содержание фольклорных произведений,
эмоционально реагировать на них.
•
Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.
•
Обогащать и активизировать словарь в процессе использования фольклора.
•
Развивать речевую активность и инициативу, стремление ребенка вступать в речевое
общение.
•
Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству
•
Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Принципы.
Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме я
использовала следующие принципы:
•
Принципы доступности и индивидуальности.
Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень
развития. Подбираемый фольклорный материал должен быть понятен и доступен каждому
ребенку.
•
Принцип последовательности.
К.Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает
нам полную власть над нашими знаниями…»
В своей работе с детьми обязательно учитываю принцип последовательности: тщательно
подбираю материал обусловленный возрастными возможностями детей .
•
Принцип систематичности.
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться
говорить — овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. Наличие
системы использования малых фольклорных форм придает речевому развитию ребенка
организованность, последовательность от простого к сложному.
•
Принцип познавательной активности
От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, именно в младшем
дошкольном возрасте целенаправленное и систематическое использование произведений
народного фольклора позволяет заложить фундамент в познавательно-речевом развитии
детей.
•
Принцип наглядности.
Учитывая психологию, возрастные особенности детей младшего возраста, наглядность
играет большую роль в сочетании со словами. Для того чтобы малышам было легче
запоминать потешки, я сопровождаю их рассматриванием картинок, игрушек,
иллюстраций. Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей
группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки красочные и яркие.
•
Принцип интеграции.
Согласно принципу интеграции речевое развитие с использованием малых форм
фольклора осуществляется в различных видах деятельности (в играх, на прогулке, в
художественном творчестве, в театрализованной деятельности и т.д.)
Практическая часть.
Заложенные в фольклорные языковые формы обеспечивают баланс традиционности и
индивидуальности в речевом творчестве, и их включение в педагогический процесс
совершенно необходимо.
На практике я неоднократно сталкивалась, когда ребенок очень трудно привыкал к новой
обстановке, к новым людям. Поначалу, совершенно интуитивно, а впоследствии
осознанно, я стала активно использовать плоды народного творчества: потешки, пестушки,
песенки. И я заметила, что хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная
потешка порой помогала мне установить контакт с ребенком в адаптационный период,
вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку –
воспитателю.
В начале учебного года я провела обследование детей, которое позволило выявить:
1. Уровень развития речи детей.
2. Знание детьми малых фольклорных форм.
3. Понимание детьми жанра устного народного творчества.
4. Использование фольклора в повседневной разговорной речи.
Для обследования я использовала следующие методики:
1. Критерии программы «От рождения до школы» под редакцией
М.А.Васильевой,Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой.
2. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».О.Л.Князева,
М.Д. Маханева.
Во время проведения обследования детей я использовала следующие методы:
- Наблюдение за общением детей в самостоятельной деятельности.
- Беседа с детьми.
- Словесные игры.
Полученные результаты показали, что дети воспринимают, понимают и используют в
повседневной жизни разные жанры фольклора на высоком уровне всего 0%,только 56%
детей имеют достаточно средний уровень развития речи, а 44% детей показали низкий
уровень.
Проанализировав результаты обследования, изучила методическую литературу,
психологические особенности развития речи детей младшего дошкольного
возраста.Приступила к работе,поставив перед собой задачи для ее разрешения и
определив, насколько целесообразно знакомить детей с материалами устного народного
творчества и способствовать этим развитию речевой активности детей
Зная, что словарный запас детей этого возраста ещё невелик, реальный мир
воспринимается ими своеобразно, знакомить детей с народным творчеством начала с
потешек, колыбельных песенок, прибауток, в совместной деятельности детей и в
свободное от занятий время.
Читая потешку, мы учились не только слушать, запоминать её, но и обыгрывать.
Рассказывая потешку «мишка косолапый…» или «идет коза рогатая…» я обыгрывала ее
действиями, жестами и мимикой, и детям это нравилось.
А сколько веселья вызывал у детей зайка, скачущий по комнате под слова народной
потешки:
«Скачет зайка маленький
Около завалинки.
Быстро скачет зайка –
Ты его поймай-ка»
дети начинали прыгать как «зайчики».
Многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Это вызывало у
ребенка радость, желание повторить их вместе со мной, например, «Кто у нас хороший?»,
«Наша Катя маленька…» и т.д.
. Чтобы работа была эффективней, я подобирала игрушки по содержанию
потешек(«Зайка-зайка, ты куда?», «Куры-куры:«Ко-ко-ко!» и т.д.), яркие иллюстрации и
другие наглядные пособия (книги – малышки, презентации, видеосказки).Потом я к
потешкам подобрала игры. (Приложение №1)
Малые формы фольклора стала использовать при формировании навыков
самообслуживания и гигиены. Обучая детей одеваться после сна, старалась сделать
процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряя их стремление к
самостоятельности, называла предметы одежды, обуви и читала
соответствующуюпотешку, например, «вот они сапожки, это – с правой ножки, это – с
левой ножки…»
Приучая детей мыть руки, лицо, стараюсь вызвать у детей положительные эмоции,
радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождала потешками для
умывания: «тра-та-та, тра-та-та, где там прячется вода…».
Во время плетения
косичек у Даши Ф., чтобы она не плакала, обязательно приговаривала: «расти коса до
пояса, не вырони ни волоса…». Все это помогло малышам запомнить и
последовательность процедуры, и веселую потешку.
Потешка помогала мне и во время приема пищи, так как дети неохотно ели сами, я их
уговаривала: «Умница Сашенька, ешь кашу сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую,
душистую». Удивительно быстро многие слова песенок стали переходить в активный
словарь детей и звучать уже во время умывания, одевания самими детьми.
Теперь мне уже не хватало соответствующей литературы по этой теме, и я решила собрать
картотеку потешек, пальчиковых игр.
Для того, чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально
окрашенной стала использовать потешки в пальчиковых играх. Для артикуляционной и
пальчиковой гимнастики брала игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик в лес ходил», «Этот
пальчик — дедушка», «У нашей у бабушки десять внучат» и др. Здесь важную роль играет
ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией
и общей двигательной системой существует тесная связь. Заучивание стихотворных
текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше
запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность
малыша.
Чтобы детям дать проявлять речевую активность мы играли в д/игры: например, «Уложим
куклу спать», «Напоим мишку чаем» и т.д. Детям нравилось, когда я брала в руки куклу и
начинала припевать, покачивая ее: «баю – баю – баеньки, купим Ване валенки…». В
колыбельных песенках часто встречаются хорошо знакомые детям образы, например образ
кота. Причем это не просто кот, а «котя, котенька, коток, котя – серенький хвосток. Приди
котя ночевать, приди Катеньку качать…» или «Люли, люли, люленьки, прилетели
гуленьки…». Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению
грамматического строя речи. Сначала ребенок наблюдал за моей игрой, а потом и сам стал
играть самостоятельно и убаюкивать куклу. А затем использовать ее во время сюжетно –
ролевых игр «Дочки – матери».
Для решения задач речевого развития детей составила картотека народных, хороводных
игр на основе детского фольклора. Эти игры привлекли мое внимание не только, как
огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного
творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально
положительному овладению родной речью.
Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры:
«Огуречик – огуречик», «Каравай», «Кот и мыши», «У медведя во бору», «Гуси-гуси» и
т.д.Особенно детям нравится играть в подвижные игры на прогулке.
А еще во время наблюдений на прогулке в потешках и песенках оживают явления
природы («Ночь пришла, темноту привела…», «Солнышко-ведрышко» «обогрело телят,
ягнят и еще маленьких ребят .. , «на небе появилась радуга-дуга… »), действуют животные
(«кисонька- мурысынька…», «курочка- рябушечка…», «сорока- белобока…» и многие
другие персонажи). Обращая внимание детей на природные явления, я стараюсь, через
заклички, познакомить их с могучей силой природы, учу радоваться и солнцу, и дождю и
радуге: «А ты радуга-дуга, ты высока и туга! Не давай дождя. Давай нам солнышка -
колоколнышка!»Именно они помогают знакомить детей с окружающим миром.
Детям очень нравятся потешки, в которых используются звукоподражание животных,
например: «Наши уточки с утра: кря – кря – кря …».
Одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой,
образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений –
это загадка. Для этого возраста загадки детям загадывала самые простые, в которых уже
есть подсказка через звукоподражание: «Идет, идет, бородой трясет, травки просит: ме-ме-
ме, дай-ка вкусно мне».
Хорошо известные детям потешки, я также стала использовать в играх - забавах, на
занятиях по развитию речи, по ознакомлению с окружающим, в изодеятельности.
(Приложение №2)
Использую определенную систему игр и упражнений с постепенным усложнением,
уровень развития речи по сравнению с началом года значительно вырос:
•
речь стала более внятной, более понятной;
•
знают потешки, колыбельные, сказки, соответствующие возрасту;
•
различают жанры устного народного творчества;
•
используют фольклор в бытовых и игровых действиях.
Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне
оправдывает себя, поэтому я решила продолжать эту работу на протяжении всего
дошкольного возраста.
Практический опыт показал, как сложно донести до понимания детей даже короткое
фольклорное произведение, ведь в поговорках, закличках, потешках часто употребляются
слова, давно не встречающиеся в современной речи. Например, в колыбельных песнях
часто упоминается кот. Его зовут ночевать, качать колыбель, обещают разные награды за
работу: «Кувшин молока ... », «кусок пирога… », «белый платочек на шею ... ».
В соответствии с программой под редакцией О.Л.Князева, М.Д.Маханева«Приобщение
детей к истокам русской народной культуры» мне пришлось усложнять и обогащать
предметно – развивающую среду, в виде «русской избы», с помощью которой я приобщаю
детей устному народному
творчеству, демонстрируя старинные бытовые предметы, образцы народных промыслов,
национальную одежду.
Теперь я могу наглядно убаюкивать куклу-пеленашку в люльке, объясняя, что это такая же
кроватка. Учить потешку на занятии «Как у котика усы…» и поить его молоком из
кувшина (крынки). Эта развивающая среда помогает развитие словаря у детей за счет
обогащения неизвестных слов: чугунок, лампа, зыбка и т.д.), уточнения значений слов
детям: из самовара пили чай, в крынке хранили молоко) и активизации словаря. В
«русской избе» в образе «Хозяйки» я провожу все фольклорно-игровые занятия.
(Приложение №3) Стараюсь использовать прием действенного соучастия детей,
привлечение детей к поисковой деятельности, самостоятельности, развивать их фантазию,
помогают загадки о предметах быта. Например, «черная горбунья в огонь скачет», детям
приходиться проявить смекалку и найти тот предмет (кочергу) среди других.
Художественная литература и фольклор является одним из могучих средств развития и
обогащения речи детей. Поэтому мы с родителями собрали небольшую библиотеку для
детей, и каждый вечер читаем разные произведения.
Рядом с книжным уголком я поместили уголок театрализации в котором существуют
несколько видов театра: «би-ба-бо», фланелеграф, театр игрушек, картинки на картоне,
театр из конусов. Сначала мы вместе с детьми учились двигаться, говорить, как лисичка-
сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке или в сказке
«Теремок». Диалог повторяли чаще за мной, повторяя силу и интонацию голоса. Дети
очень четко реагируют на интонацию, мимику и жесты, поэтому, чтобы взволновать детей,
захватить их воображение, стараюсь рассказать так, словно сама являюсь участником
событий. А потом и сами дети становятся участниками представления.
Например, в потешке«Кисонька – мурысенька» главную роль брала сначала на себя, а
теперь дети рассказывают в диалоге с ровесником. К нашему маленькому театру дети
относятся с большим интересом, и вскоре в нем появились незаменимые артисты.
Например, Илюша М. хорошо изображает плачущего зайчика из сказки «Заюшкина
избушка», у Андрюши С. Лучше других получается медведь из сказки «Колобок».
Тексты сказок побуждают проявлять свои речевые знания и эмоциональные качества. В
сказках, играх - драматизациях мы развиваем диалогическую речь. Для игр – драматизаций
у нас есть уголок ряженья, где дети могут одеть сарафан матрешки или шапочку мышки и
придумать свой сюжет, развивая воображение. (Приложение№4)
Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные
досуги, развлечения и народные праздники. С этой целью, обыгрывая малые формы
фольклора, использую красочную наглядность, музыкальные инструменты (бубен,
барабан, деревянные ложки). Почти каждый праздник связан с приметами или обычаями.
Например, праздник «Осенины», где дети знакомятся с приметами и явлениями природы.
С самого раннего возраста дети знакомятся с праздником Новый год, на который по
традиции приходит Дед Мороз и Снегурочка и конечно подарки. Благодаря этим
персонажам дети преодолевают свои языковые барьеры и поют, и рассказывают все, что
они выучили для них. По программе О.Л.Князевой и М.Д. Маханевой со 2-ой младшей
группы идет знакомство с народными праздниками: Рождество и Масленица. Накануне
рождества я провела небольшое развлечение, где постаралась приблизить детей к тем
традициям. Мы надевали различные атрибуты «ряженых» и вместе обыгрываем колядки,
игру на музыкальных инструментах, а также игры, веселье и конечно чаепитие.
(Приложение №5)
Для решения поставленных задач провожу огромную работу с родителями.
С их помощью в группе создан мини – музей старинных вещей, сшиты народные костюмы
для детей, руками пап сделаны зыбка, прялка, скамейка, корыто, что стало большим
подспорьем в нашей работе.
Провела родительское собрание на тему: «Рождество, как семейная традиция» (с
бабушками), где вспомнили семейные традиции, народные праздники, игры и закончили
чаепитием. (Приложение №6)
Подготовила консультацию «Сказки читаем – речь развиваем». (Приложение №7)
Привлекала родителей к заучиванию стихов, потешек, частушек с детьми. В дальнейшем
планирую также совместно с родителями проводить мероприятия в фольклорном стиле и
сделать их традицией группы.
Итак, детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию.
Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и
содержательной.
В настоящее время высокий уровень развития речи имеют уже 18% детей, средний
уровень - 64% и 18% детей показали низкий уровень.
Заключение.
В процессе проведенной работы на данном этапе были замечены такие изменения:
•
у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей
речи потешки, колыбельные, заклички;
•
расширился словарный запас у детей;
•
формируется умение инсценировать небольшие отрывки из сказок;
•
самостоятельно организовывают игры и проговаривают в них попевки;
•
пассивная речь присутствует только у одного ребенка, остальные дети легко
общаются с взрослым и ровесниками;
•
у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм
фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми
потешки, загадки, считалки и объясняют детям их смысл.
И так, я считаю, что именно начиная в младшем дошкольном возрасте целенаправленное
и систематическое использование произведений народного фольклора позволяет заложить
фундамент в познавательно-речевом развитии детей.
Литература.
1.
Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. –255с.
2.
Бахвалова Н.И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через
русский народный фольклор // Дошкольная педагогика, №8, 2008. -С. 20-23
3.
О.Л.Князева,
М.Д.Маханёва
«Приобщение
детей
к
истокам
русской
народной
культуры» Издательство «Детство – Пресс» 2006
4.
3. Князева О. Л. Парциальная программа. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры. — СПб.: Акцидент, 1997.
5.
4 . Тарасова Т. Мальчик – пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в жизни
дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12.-С.59-62.
6.
Занятия по развитию речи в детском саду. Под ред. О.С. Ушаковой
7.
Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание.-1991.-№11.-С.16-17.
8.
Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет
Приложение.
Приложение№1
Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет.
Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия
детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового
прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное
общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой
интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя об-
деленным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с
учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.
Иди ко мне
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково
приговаривая: «Иди ко мне, хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает:
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Машенька хорошая!
Машенька пригожая!»
Игра повторяется.
Пришел Петрушка
Материал. Петрушка, погремушки.
Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.
Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с
Петрушкой встряхивают погремушками
Веселее всех игрушка –
Расписная погремушка.
Дайте плаксе погремушку –
Станет плакса хохотушкой. Дети радуются.
Солнышко и дождик
Материал. Зонтик.
Ход игры. Воспитатель приносит зонтик, раскрывает его, зовет ребенка встать под зонтик,
приговаривая:
«Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять -
Мы промочим ножки». Ребенок повторяет вместе с воспитателем «кап – кап – кап».
Потом воспитатель говорит:
«Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки –
Очень рады солнышку», закрывает зонтик, и ребенок идет играть.
Покружимся
Материал. Два игрушечных мишки.
Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает
другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку. Затем
взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за
ним выполняет те же движения.
«Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили,
Вот так, вот так,
(крутят головой)
Головой своей крутили.
Ребенок отвлекается и перестает плакать.
Лошадка
Материал. Игрушка – лошадка
Ход игры. Воспитатель показывает лошадку и читает потешку:
«Гоп! Гоп! Конь живой,
И с хвостом, и с гривой.
Он качает головой,
Вот какой красивый!»
Потом просит показать, где у коня хвостик. Погладить его по гриве. А потом вместе
попрыгать по группе, изображая лошадку, приговаривая «цок – цок – цок»..
Кошка и мышка
Материал. Мышка на пальчик, игрушка – кошка.
Ход игры: Воспитатель дает ребенку кошечку и показывает на пальчике мышку. Ребенок
вместе с воспитателем загибает пальчики на руке и приговаривает:
«Раз, 2, 3, 4, 5.
Кошка учится считать.
Потихоньку-понемножку
Прибавляет к мышке кошку.
Получается ответ:
Кошка есть, а мышки нет.»
В конце потешки мышка прячется, а ребенку весело.
Игра с собачкой
Материал. Игрушечная собачка.
Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
У щенка четыре лапы,
Ушки и забавный хвост.
Он пушистый и лохматый.
И прохожих лижет в нос.
Затем подходит с собачкой к ребенку, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят
миску с воображаемой едой, собачка "ест суп", "лает", говорит ребенку "спасибо!" При
повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
Прятки
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в прятки, он читает потешку, при этом
дотрагиваясь до его частей тела ребенка, а ребенок старается их спрятать или закрыть:
«Где же наши ручки? (прячет за спину)
А вот наши ручки!
Где же наши ножки? (прячет под стул)
А вот наши ножки!
А вот это Мишин нос (закрывает нос ладошками)
Весь козюльками зарос.
А вот это глазки, (закрывает глазки)
А вот это ушки, (закрывает уши ручками)
А вот это щёчки толстые подушки, (не дает дотрагиваться за щечки)
Ну а это что? Живот! (закрывает живот руками)
А вот это Мишин рот!
Покажи-ка язычок, (показывает язычок)
Пощекочу тебе бочок».
Воспитатель щекотит, а ребенок смеется.
Приложение №2
Конспект развлечения «Теремок»
в 1 - ой младшей группе.
Цель: закрепить знания знакомых текстов, обогатить малышей теплотой добрых чувств,
прибегая кхудожественному слову, передать настроение веселья.
Материалы: русский народный костюм для бабушки, игрушка петушок, грамзапись
песенок «Петушок», «Солнышко», плясовой, макет солнышка, костюмы кота Васьки
исолнышка, корзинка сугощением.
Ход занятия.
Стоит расписной домик. Входит Бабушка:
Стоит терем - теремок,
Он не низок, не высок,
Подойду, постучу,
Хозяевам покричу:
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Дети: Я, я, я ...(дети выкрикивают себя по именам)
Бабушка: Ой, да здесь Карины, Кати,
Даши, Саши, младшие ребята наши!
Бабушка: Садимся рядком, поговорим ладком.
(Дети садятся)
А меня зовут бабушка Варварушка. Я пришла в гости в ваш теремок. А вы пустите меня к
вам в теремок. Хочу с вами поиграть, загадки загадать.
Дети: Заходи, бабушка.
Бабушка:
Послушайте мою загадку:
«Хвост с узорами Сапоги со шпорами,
Днём распевает,
Время считает».
Кто это?
Дети :Петушок!
Бабушка: Правильно, ребятки, молодцы. Вот он петушок: ку -ка -ре -ку!
«Ночь прошла,
Темноту унесла,
Замолчал сверчок,
Запел петушок».
Дети: Ку -ка -ре -ку!
Бабушка: А наши ребятки знают песенку про петушка?
(Дети встают вкруг).
Звучит песенка«Петушок»:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь,
Громко песни поёшь,
Деткам спать не даёшь?
Бабушка:
Петушок запел, тут и солнышко ясное выглянуло. Смотрите, ребятки,
вот солнышко, оно проснулось.
А наши ребятки и про солнышко знают песенку. Давайте за ручки
возьмёмся, сделаем большое, круглое солнышко и расскажем:
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку,
Мы захлопали в ладошки,
Очень рады солнышку!
(Дети пляшут).
Бабушка: Молодцы, ребятки. Запел петушок, проснулось «солнышко – колоколнышко…»
(Показывает куколку в жёлтом платье)
Давайте мы с солнышком поздороваемся:
«Здравствуй, солнышко —колоколнышко!
Солнышко, солнышко,
Выгляни вокошко,
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки!»
Бабушка:
А со мной в гости пришел кот Васька. Кис - кис - кис!
(достает игрушку кота)
Ночью он мышей ловит, а днём на завалинке лежит, на солнышке
греется, мурлычет. Знаете, как?
Дети: Мур-р - мур-р...
Бабушка: Адавайте мы кота Ваську погладим.
(Дети гладят и садятся на стульчики). А кто потешку про котика знает,
расскажите.
Дети:
«Киска, киска, брысь
На дорожку не садись,
Наша Машенька пойдет
Не увидит, упадет».
Бабушка: Ребятки, котику очень понравилась ваша потешка, но вы его не прогоняйте, а
лучше пусть котик с вами поиграет.Сделаем большой кружочек.
Игра «Кот и мыши»:
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснётся Васька кот,
Разобьёт весь хоровод.
Бабушка: Молодцы, ребятки, хорошо мы с вами поиграли. И потешки мне рассказали, и с
котиком моим поиграли, и загадки отгадали. А я, ребятки, пришла с подарками. Вы меня
очень порадовали. Вот вам сладкие конфетки.
Приложение №3
Конспект занятия во второй младшей группе:
«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча».
Цель: знакомство с печкой, чугунком, ухватом и кочергой; знакомить детей с
бытом русского народа, с гостеприимством;
вызвать эмоциональный отклик на малые формы русского фольклора;
формировать образную речь, вспомнить знакомые потешки, сопровождать слова
движениями.
Ход занятия:
Ребята приходят в гости к Хозяйке «избы».
Хозяйка: День добрый, детушки-касатушки!
Дети: Здравствуй, хозяюшка!
Хозяйка: Проходите, не стесняйтесь, поудобней располагайтесь. Всем ли
видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Много у меня ребят, и для
каждого ласковое слово найдётся:
Наши детушки в дому,
Что оладушки в меду,
Что оладушки в меду,
Сладки яблочки в саду.
- А живу я в этой избе со своими друзьями. С одним из них вы уже знакомы.
Послушайте загадку и отгадайте, кто это:
Он очень ласковый и чистый,
Лапкой моется пушистой,
Если пустит когти в ход,
Страшный зверь – домашний…
Дети: Кот!
Хозяйка: Помните, как зовут моего кота?
Дети: Кот Васька.
Хозяйка: Ребята, Васька у меня такой озорной, весь день с клубочками играл и
один куда – то закатился, я не могу найти. А Васька нашел себе местечко теплое
да укромное и спит. Послушайте загадку и отгадайте, куда кот спать улегся:
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
Дети: Печка.
Хозяйка: Верно, печка – матушка. Дед с утра дров нарубил, печку истопил.
Стало в доме тепло и уютно.
Печка-то тепло хранит,
Кот на печке сладко спит.
Ребята, а вы не видите, где мой клубочек?
(дети находят клубочек в углу у печки, где стоят ухват и кочерга).
Ой, что это за предметы? Я вам загадаю загадки, а вы отгадайте.
У нее одна нога,
Ох, горячая она.
Дети: (если знают) кочерга.
Хозяйка: Правильно, ребята! Кочерга – важная помощница. Без неё с печкой не
справиться.
Я вам сейчас покажу, как это делали наши бабушки и дедушки в старину.
Когда дрова в печке сгорят и останутся угольки, их надо кочергой разгрести по
краям.
(показываю, как пользоваться кочергой).
Ребята, а что это в печке стоит?
В печь меня сажают
Во мне варят, парят.
Ручек не имею –
Ручкою толкают.
Дети: Горшок.
Хозяйка: А еще его называют чугунок. В нем варили картошку, кашу, суп. Было
все вкусно. Даже сейчас сохранилась поговорка: «Вкусно, как из печи!»
А в печи жарко, да горячо, как же нам горшок достать?
Отгадайте ещё одну загадку:
Однорук, зато рогат,
Он в избе первейший хват
Ухватил горшок – да в печку.
Вот ухватистый …
Дети: Ухват.
Хозяйка : Покажите мне этот предмет.
(ребенок находит ухват и все его рассматривают).
А теперь, я вам покажу, как с ним управлялись.
(дети тоже пробуют пользоваться ухватом).
А вот и картошка в «мундире» готова, а Васька всё наш спит.
Ребята, а можете ли вы потешить моего кота смешным да ласковым стишком, он
и проснется.
Дети читают знакомые потешки («Как у нашего кота», «Кот на печку пошёл»,
Хозяйка: Вот спасибо вам, ребятки, порадовали вы Ваську, и он проснулся и
хочет теперь с вами поиграть.
Логоритмика «Про кошку».
Подставляй ладошку, (дети выставляют ладошки)
Расскажу про кошку. (гладят ладошки)
Будем пальчики считать? (Сжимают и разжимают пальчики)
Раз, два, три, четыре, пять. (загибают пальцы)
Вот кулак, (показывают кулаки)
А вот ладошка. (показывают ладошки)
На ладошку села кошка (ставят пальчики одной руки на другую)
И крадётся потихоньку. (перебирают пальчиками одной руки по
предплечью другой)
Видно мышка там живёт. (прячут руку под мышкой)
Пока мы с вами играли, у меня картошечка остыла, можно пробовать, какая она
вкусная, да рассыпчатая.
Приложение №4
Театрализованное представление по сказке «Девочка и лиса»
2 – младшая группа.
Цель: побуждать детей показывать театрализованные представления, для
закрепления и обобщения пройденных сказок, потешек, загадок. Вызвать у
детей интерес к малым формам фольклора. Развивать интонационную речь
детей. Вызвать желание выступать перед сверстниками.
Роли:
Ведущая – воспитатель;
Дети в костюмах: бабка, дед, внучка (дети старшей группы);
Куклы – би-ба-бо: зайчик, волк, медведь, лиса (дети).
Предварительная работа: рассказывние сказок, игры с настольным театром,
би-ба-бо, заучивание потешек, песенок, загадок.
Работа с родителями: изготовление ширмы, костюмов.
Ход представления .
Дед и бабка сидят и горюют.
Ведущая: Что это вы горюете? Расскажите, что у вас случилось?
Дед: У нас внучка пропала, ушла в лес с подружками и заблудилась.
Бабка: Ой, что же нам делать? (плачет)
Ведущая: Не горевать надо, а на помощь звать.
Дед: А кого звать – то?
Ведущая: А вы сначала расскажите, какая ваша Машенька.
Бабка: Вот она какая, наша Машенька.
Девочка – клубничка
Румяное личико
Щёки, что яблочки
Губки, что ягодки
Носик – курносик, пуговкой.
Глазки серенькие,
Зубки беленькие!
Ведущая : а давайте зверей в лесу попросим её поискать, может кто-то и найдёт.
Дед: бабка, а давай зайчика позовем.
Вместе: Зайчик, зайчик, отзовись!
(появляется из-за ширмы кукла би-ба-бо зайчик)
Зайчик: (трусливо) Ой кто это меня зовёт?
Бабка: Зайчик, не видал ли ты нашей Машеньки в лесу?
Зайчик : А послушайте мою песенку, тогда расскажу.
«Зайчишка – трусишка
По лесу бежал,
В огород забежал.
Капусту нашёл,
Морковку нашёл
Сидит, грызёт;
Ой, кто-то идёт…»
(убегает)
Дед: Испугался, убежал. Наверное, надо волка спросить.
(зовут волка)
(из-за ширмы появляется волк)
Волк: У-у-у! Здравствуйте!
Вместе: Добрый день, волк! Не видал ли ты нашей внученьки в лесу? Помоги нам
её найти.
Волк: Отгадаете мою загадку, помогу-у-у.
«Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?»
(дед и баба пожимают плечами)
Бабка: (плачет) Ну вот и волк нам не помог. Кто же нам поможет?
Ведущая: «Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
Дед: Да это же медведь.
(Появляется медведь из-за ширмы:)
Медведь: «Мишка косолапый, по лесу.
Шишки собирает и в карман кладёт.
Вот упала шишка прямо мишке в лоб,
Мишка рассердился и ногою топ…»
(рычит и уходит)
Дед и бабка : (плачут) Никто нам не может помочь. Бедная наша Машенька.
Ведущая: А вы про лисичку забыли. Лиса у нас плутовка, самая хитрая в лесу, за
всеми подсматривает. Она, наверно, знает, где ваша внучка.
(зовут лису)
Лиса: (появляется из-за ширмы) Слышала, видела, но без курочки ничего не
расскажу.
Бабка: Да мы тебе и курочку дадим, и маслица.
Лиса: Это хорошо! Тогда слушайте, как я её нашла:
«Я рыжая лисица,
Я бегать мастерица.
Я по лесу бежала,
Я зайца догоняла
В ямку бух…»
А там ваша Машенька.
(выходит Машенька).
Дед и баба обнимают внучку, а лисе дают курочку.
Конец.
Приложение №5
Развлечение
«Пришла коляда – отворяй ворота».
Цель: знакомство детей с рождеством. Показать детям традиции, связанные с
этим праздником, повторить знакомые колядки.
Средства: шапочки – маски, музыкальные инструменты (ложки, свистульки,
колокольчики, трещётки), самовар, угощение к чаю, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: заучивание колядок с родителями, беседа о рождестве,
рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, скоро наступят новогодние праздники и Рождество. Что это
за праздник Рождество, вы знаете?
Дети : Да.
Воспитатель: Тогда, слушайте песню о рождестве.
Слушание песни «Рождество»
А так как этот праздник добрый и веселый, то все люди ходили в гости друг к
другу. Но, чтобы было больше веселья, мы с вами наденем разные маски и
возьмем музыкальные инструменты.
(дети надевают шапочки – маски).
Воспитатель: А сейчас для всех ребяток загадаю я загадку.
Знаю, знаю наперед вы смекалистый народ.
Загадки о музыкальных инструментах:
Морщинистый Тит всю деревню веселит
(гармошка).
В лесу выросла, из лесу вынесли,
В руках плачет, а кто слушает- пляшет
(дудочка).
Деревянная подружка, без нее мы как без рук,
На досуге веселушка и накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот и обжечься не дает
(деревянная ложка).
В нашем оркестре всего понемножку:
Звенит колокольчик, запели уж ложки.
В нашем оркестре всего понемножку.
Помогут оркестру и наши ладошки.
(воспитатель раздает муз.инструменты).
Воспитатель: Ребята, но чтобы в гости идти надо знать «колядку». Послушайте:
«Пришла коляда –
Отворяй ворота!
Дайте коровку,
Масляну головку!»
Или, вот такую:
«Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепешку
В заднее окошко».
А теперь вы вспомните вашу колядку.
(дети рассказывают знакомые колядки текст «колядки»).
А теперь пора и в гости сходить. Ряженые играют на музыкальных инструментах,
стучатся.
(Дети в русских народных костюмах хозяйки и хозяина встречают ряженых).
Хозяйка: Кто там?
Дети: Это мы – ребятишки - ряженые. (Трудные слова проговаривают вместе с
воспитателем).
Хозяйка. Проходите, гости дорогие!
Дети. Здравствуй, хозяюшка! (Поклон.)
1-й ребенок . Позвольте в горенку войти.
2-й ребенок . В горенку войти, да на лавочку сесть.
3-й ребенок . На лавочку сесть, да песенку спеть.
(Запевают "Колядку")
Воспитатель: Чем вы нас, хозяюшка, подарите?
Денег мешок или каши горшок?
Кувшин молока или кусок пирога?
Копеечки на конфеточки или гривеннички на прянички?
Хозяин : Не плясали и не пели –
Угощенья захотели?
Погодите же, постойте,
Песенку сначала спойте.
(Дети исполняют песню про елочку).
Воспитатель: Пусть сегодня никому дома не сидится, выходи честной народ,
будем веселиться!
(Дети исполняют любую пляску под р.н.м. «Калинка»).
Хозяйка . Вы плясали в удивленье, заслужили угощенья!
(Хозяйка угощает детей печеньем «козульками»).
Воспитатель объясняет, почему его так называют.
(Хозяйка и хозяин приглашают ряженых за стол к чаепитию).
Все : Спасибо этому дому,
Пойдем к другому.
(ряженые уходят)
Приложение №6
Родительское собрание в младшей группе
«Рождество, как семейная традиция»
Цель: Повышение активности взрослых к использованию многовекового опыта
народа в воспитании собственных детей. Напомнить о традициях. Создать
рождественское веселое настроение.
Семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали,
отношения к людям. Старшие члены семьи, бабушки, дедушки, оказывают
огромное значение на формирование личности ребенка.
Сегодня многие пожилые люди, выйдя на пенсию, посвящают свое свободное
время внукам. Стараются поделиться с ними богатым жизненным опытом,
любовью, мудростью – всем, что, возможно, не успели дать в свое время детям.
Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который
благодаря им, выходит за семейные рамки, ребенок приобретает
непосредственный опыт общения со старшими людьми.
В программе дошкольного образования, начиная с младшего возраста, есть тема
«Знакомство с народной культурой и традициями».
С бабушек и дедушек начинается приобщение ребенка к истории семьи.
Семейные реликвии, рассказы, песни, сказки, пословицы, загадки, игрушки из
детства дедушек и бабушек – богатый источник исторических знаний, который
ребенок легко усваивает благодаря образному характеру детского познания
окружающего мира. Дети начинают понимать, что люди и события имеют свое
прошлое, настоящее и будущее.
С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из
далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье.
Давайте попробуем их вспомнить. Я начинаю, а вы заканчиваете.
• В гостях хорошо, а дома (дома лучше).
• Не красна изба углами, а…(красна пирогами).
• Дети не в тягость, а…(в радость).
• Когда семья вместе, и…(сердце на месте).
• Всякой матери свое …(дитя мило).
• На свете все найдешь, кроме…(отца и матери).
• Мать кормит детей, как…(земля людей).
• Нет для человека добрее…(отца с матерью).
• Семья-это …(семь я).
Давайте поговорим о семейных традициях.
О. Высотская
Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамою, папа и я
Мы называемся вместе-семья.
Гости делятся семейными традициями.
1.
Семейные праздники.
Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух.
Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник-это событие в
детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы,
свои годы от одного важного события до другого. Зачастую и детские праздники
взрослые устраивают для себя самих. У взрослых свои интересы и разговоры, а
ребенку на этом празднике скучно и обидно, о нем все забыли. Однако же если
ребенка оставляют за общим столом, он становится свидетелем и участником
взрослых разговоров, тогда он привыкает быть в центре внимания, что развивает
в нем нескромность и развязность.
2.
Семейный альбом.
Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома-именно то общение,
которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с
родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным
рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и
стимулирует его запоминание. А у нас большинство еще не принесли семейные
альбомы, уже прошло больше года, а вы бы видели с каким восторгом в глазах, с
какой гордостью они рассказывают о своей семье.
3.
Семейный отдых на природе.
Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие
личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а
прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо
собраться вместе с ребенком побродить по лесным тропинкам, послушать голоса
птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей
природы.
4.
Посещение выставок, праздников, мероприятий поселка.
Конечно, в нашем поселке трудно поддерживать эту традицию, но тем не менее.
Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Мы, взрослые, должны
способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты,
природы, искусству. Так пусть эта традиция будет в каждой семье и станет для
нее праздником.
5.
Игры с ребенком.
Игра - это жизнь ребенка. А не подготовка к жизни. Игра должна стать
традиционной в каждой семье. Игр и игрушек очень много. Следует осторожно и
вдумчиво подходитьк их подбору. Играть надо в различные игры: настольные,
подвижные, словесные, развивающие. Хороши игры типа лото, домино,
шахматы. Советуем вам играть и в народные игры.
А можете ли Вы рассказать ребенку о традициях русского народа:
1.
Как жили наши предки?
2.
Какими занимались ремеслами?
3.
Как сеяли хлеб?
4.
Какую одежду носили на Руси?
5.
Знаете ли Вы народные праздники и традиции? Какие?
6.
Какие виды народного искусства вы знаете?
7.
Как часто Вы читаете ребенку русские народные сказки?
8.
Употребляете ли Вы в общении с ребенком русские народные пословицы и
поговорки, потешки?
9.
Какие русские народные промыслы Вам знакомы?
10.Поете ли Вы ребенку колыбельные песни?
11.Нужно ли ребенку давать толкования старославянских слов?
12.Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?
13.Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?
14.Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом малыш?
15.Какие народные игры Вам знакомы? Играете ли Вы в них с ребенком?
16.Необходимо ли на Ваш взгляд приобщать детей к истокам русской народной
культуре в детском саду?
В программных занятиях с детьми в детском саду используется устный
народный фольклор в разных видах деятельности (потешки, загадки, пословицы,
поговорки, считалки), которые способствуют развитию у детей памяти, речи,
ритмических способностей, коммуникативного общения, повышают активность
и интерес к занятиям.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная
принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически
конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается
вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и
отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и
современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную
функцию и в настоящее время может использоваться в учебно- воспитательном
процессе, как и во времена наших прабабушек.
Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко
устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы
привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время
оказывают на него свод воспитательное воздействие. Накануне рождества мы с
вами попробуем вспомнить одну их традиций русского народа:
«Рождественские посиделки».
Две тысячи лет назад в далекой стране Палестине, в городе Вифлееме,
произошло удивительное чудо: родился необыкновенный Младенец.
Исполнились предсказания пророков: в мир пришел Спаситель.
(музыка «Рождество»)
В древней Руси началом зимы считали праздник Рождества Христова. Его
называли самым радостным днём года. “Случится Рождество в воскресенье, зима
добрая будет, весна и лето - мокрое”, - гласит одна из летописей.
На Рождество было принято ходить друг к другу в гости. Этот обычай завёл Петр
I. Все работы прекращались: считалось, что иначе год пройдет в тяжелых трудах,
без отдыха. Накануне Рождества и в день праздника одевались во всё новое, да
ещё переодевались по несколько раз - чтобы весь год были обновы.
Песня «Ах, ты зимушка – зима»
Гости накидывают на плечи павло-посадкие платки и выходят за дверь
группы.
Шум, игра стук в дверь. Выходит Хозяйка.
1-ый колядующий:
Пришла Коляда - открывай ворота!
2-ый колядующий:
Здравствуйте, люди добрые!
Здравствуйте, хозяюшки!
Позвольте во горницу войти!
Во горницу войти, да на лавочку сесть!
На лавочку сесть, да песенку спеть!
Хозяйка:
Давно мы вас поджидаем,
Праздник без вас не начинаем!
У нас для каждого найдётся,
И словечко и местечко!
Хором (музыкальное сопровождение - гармонь):
Пришла Коляда,
Накануне Рождества.
Хозяюшка, родна матушка,
Не ленись, подымись.
Ты подай пирога -
Целый двор живота.
Не подашь пирога -
Одна куричья нога.
Хозяюшка в дому,
Как оладейка в меду.
По очереди :
Что вы нам, хозяюшка, подарите?
Денег мешок или каши горшок?
Кувшин молока или кусок пирога?
Копеечки или конфеточки?
Или гривеннички на прянички?
Хором :Открывайте сундучок,
Подавайте пятачок!
Хоть блина, хоть сала клин,
Хоть печенья, хоть варенья.
Нам на угощенье!
Хозяйка:
Расскажите, где бывали,
Много ль наколядовали?
1.
Заходили мы к Олегу-
Там не выпросишь и снегу.
И хитер, и жаден он.
Боязлив со всех сторон.
2.
Ой, побывали у Данилы.
Лучше б уж и не ходили.
Сушка прошлогодняя,
Нина что не годная.
Хозяйка:
Мы сюда позвали вас
Поиграть, повеселиться,
В русский пляс с душой пуститься.
Будем вечер коротать,
Дружно песню запевать.
(песня «Русская зима» - муз.Олиферовой)
Хозяйка: В этот праздник такой долгожданный и прекрасный, всегда пекли
пироги. Но сначала нужно замесить тесто. Раз - два, раз - два, начинается игра!
Игра «Тесто»
(под русскую народную мелодию)
Правила игры: дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх.
Водящая пара под музыку пробегает в любые «ворота». Игру продолжает эта
пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки
ведущий говорит: «Готово тесто!». Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет,
затем игра продолжается с этой парой.
Ведущий:
Коляда, коляда,
А не хочешь ли ты пирога?
Игра «Пирог»
(под русскую народную мелодию)
Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мягошенький,
Режь его, да ешь.
После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой
шеренги. Кто первый коснётся «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник
остаётся изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».
Хозяйка:
Как известно всем, подружки
Мастерицы петь частушки.
Гости исполняют Частушки.
Хозяйка:
Ну вот! Поиграли - погадали, попели - повеселились, а не загадать ли мне вам
загадки? А разгадать сумеете? Тогда слушайте внимательно, дослушивайте до
конца.
1. Летит - молчит, лежит - молчит,
Когда умрёт, тогда заревёт.
(снег)
2. Кого за уши повесили,
За язык подёргали?
(колокол)
3. В лесу выросло, из лесу вынесли,
В руках плачет, а кто слушает - скачет.
(дудка)
4. Морщинистый Тит
Всю деревню веселит.
(гармонь)
Хозяйка:
Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Утки - в дудки,
Чечётки - в трещотки,
Зайки в балалайки.
Играют, играют - всех потешают!
Да и мы сейчас начнём,
Инструменты лишь возьмём.
( Оркестр музыкальных инструментов «Ах, вы,сени, мои сени»)
А теперь приглашаю всех к столу на чаепитие.
Приложение №7
Консультация для родителей «Сказки читаем – речь развиваем!»
Уважаемые родители!
Народная сказка – одно из произведения искусства слова, которые слышит
ребенок в раннем детстве.
Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает в первые
годы жизни разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения
людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо
осуждение.
Можно сделать «домашний театр» (на магнитах, пальчиковый и др.) сказки
показывать и рассказывать.
Сказка научит ребенка:
пересказывать близко к тексту;
обогатит словарь образными выражениями;
научит интонационной выразительности (восклицательная, вопросительная
интонация, сила голоса, темп речи) ;
научит оценивать поступки героев их взаимоотношения;
разовьет фантазию малыша, его творческое воображение.
Расскажите сказку "Теремок" (любая другая по Вашему желанию) Покажите
детям героев сказки и скажите её название. Спросите героев, какой сказки они
видят? Предложите рассказать сказку с использованием персонажей.
После показа сказки задайте вопросы: Как называлась сказка? Какими словами
начинается сказка? Кто первый пришел к теремку? Кто еще жил в теремке? Чем
заканчивается сказка? Каким голосом говорит мышка, лягушка и др. персонажи.
Какими словами называют в сказке зайчика (зайчик - побегайчик) мышку и др.
В конце беседы спросите, кто нравится вашему малышу в сказке, а кто нет?
Почему?
Для развития фантазии и воображения предложите придумать свою сказку или
новый вариант окончания сказки, побуждайте малыша самостоятельно
говорить, пересказывать.
Поиграйте вместе с детьми!
Игра – фантазия «Изобрази героев сказки»
Ребенок выбирает героев сказки, но не называет его, а изображает мимикой,
жестами, движением. Взрослый отгадывает и хвалит за старание и
оригинальность.
«Сказочник»
Предложите ребенку стать сказочником и придумать свою историю с героями
сказки.
«Веселый художник»
Нарисуйте необычных героев сказки и предложите придумать ребенку ему
название. Например: заялис (верхняя часть туловища зайца, а нижняя – лисы) и
др. Попробуйте представить, как они будут есть, передвигаться и т. д.
«Накорми животное»
Взрослый показывает героев сказки, а ребенок придумывает слова - еду,
которую любит животное. Например: зайчик любит морковку, она сладкая,
хрустящая, сочная и т. д.
«Прятки»
Спрячьте одного из героев сказки и предложите ребенку угадать, кто спрятался
(кого не стало)