Автор: Ковалева Елена Андреевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "ООШ имени А.И. Бабухина" Орловского района Орловской области Населённый пункт: с. Новодмитровка Наименование материала: план - конспект урока Тема: Внутренняя политика Александра Iв 1801 - 1806 гг. Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа имени А.И. Бабухина»
Орловского района Орловской области
Учитель:
Е
.
А
.
Ковалева
План – конспект урока на тему:
Внутренняя
политика
Александра
I
в
1801 – 1806
гг
.
Орел, 2016
Цель урока: сформировать у учащихся представление о детстве и воспитании
молодого царя, оценить последствия событий связанных с преобразованиями Александра
1 в 1801 – 1806 гг. для осознания процессов, протекающих в России сегодня.
Задачи урока:
1. Образовательные задачи.
Ученик должен знать :
Представления:
1.1.
исторические
представления
о
простых
материальных
объектах:
амнистия
либерализм
маневр
манифест
министерство
заговор
Сенат
коллегии
самодержавие
реформа
сословия
император
Синод
землевладение
натуральное хозяйство
повинности
1.2.
исторические
представления
о
сложных
материальных
объектах:
«Негласный комитет»
«Вольные хлебопашцы»
«Жалованная грамота дворянству»
Непременный совет
конституционное правление
дворцовый переворот
феодально - крепостническая система
1.3.
исторические представления о конкретных событиях:
1801 г 11 марта - убийство Павла Петровича
1801 – 1825 гг. правление Александра I
1802 - реформа высших органов власти
1803 - реформа народного просвещения
1803 - указ «о вольных хлебопашцах»
1804 - аграрная реформа в Прибалтике.
1.4.
о конкретных личностях:
Император Александр I
Ф. Лагарп
2
П.А. Строганов
Н.Н. Новосильцев
А.А. Чарторыйский
В.П. Кочубей
1.5.
о типичных людях и типичных отношения:
крестьяне - помещики
император - дворянство
Понятия:
Либерализм, амнистия, маневр, манифест
Продолжить формировать понятия:
реформа, переворот
Ученик должен понимать:
- причины появления «Негласного комитета»;
- причины проведения преобразований;
- влияние реформ Александра I на различные стороны жизни;
- влияние преобразований на дальнейшее развитие государства, культуры.
2.Развивающие задачи.
Ученик должен уметь:
2.1. Развитие мышления:
-
формировать
умение
сравнивать
на
основе
информации
до
и
после
преобразований;
- делать выводы о необходимости начала преобразований;
-
оценивать
последствия
основных
преобразований
в
области
государственного управления.
2.2. Развитие учебных умений и навыков:
-
работать
с
наглядным
материалом,
как
с
источником
информации
(иллюстрации);
- работать с разными видами текста.
2.3. Общие умения и навыки:
3
- участвовать в диалоге - за реформы и против них;
- составить рассказ от имени члена «Негласного комитета»
2.4. Специальные умения и навыки:
- давать характеристику исторической личности:
Александр I
Павел I
В.П. Кочубей
П.А. Строганов
Н.Н. Новосильцев
А.А. Чарторыйский
2.5. Организационные умения и навыки:
- умение правильно использовать учебное время;
- умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, на
основе перехода от ответа по документу к работе с иллюстрацией;
- находить ответы на вопросы в тексте документа за 10 минут;
-
переключаться
с
прослушивания
информации
учителя
на
работу
с
наглядными средствами обучения;
- умение работать в парах, индивидуально.
3. Воспитательные задачи:
3.1.Нравственно – этическое воспитание:
- ученик должен стремиться к моральному совершенствованию;
- ученик должен уметь сострадать, испытывать чувство милосердия.
3.2.Эстетическое воспитание:
-
ученик
должен
переживать
чувство
гуманности
на
примерах
жизни
крестьян ;
- ученик должен понимать категорию безобразного на основе ужасающего
поведения помещиков .
3.3. Духовное воспитание:
4
- ученик должен понимать необходимость изменений в жизни народа в начале
XIX в;
- ученик должен понимать важную роль преобразований Александра I в
жизни государства XIX в.;
- ученик должен начать формировать осознание ценности жизни человека на
основе неприятия насилия.
Оснащение урока:
- Атлас «История России в XIX в.»
- карточки для опроса № 1- 7
- карточки для изучения нового материала № 8 - 18
- карточки для закрепления № 19 – 27
Литература:
1.
Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991
2.
Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России с древнейших
времен до наших дней. М., 1999
3.
Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989
4.
Федорова
О.П.
История
России
в
документах.
Хрестоматия
для
иностранцев. М., 2004
5.
История России XIX – начала XX вв. М., 1998, с 28 – 29.
6.
Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине
XIX венка. М., 1994, с 230 – 231.
7.
Ковальченко
И.Д.
русское
крепостное
крестьянство
в
первой
половине XIX века. - М., 1961. - с. 75
5
Урок
I.
Опрос
Методическая часть
Содержательная часть
Опрос
домашнего
задания
предлагается
в
форме
контрольной
беседы
с
использованием
игровой
методики, с использованием
п р и е м о в
р а б от ы
с
текстовыми
и
наглядными
методами обучения
Описание
Текстовая методика,
Опрос проводится по теме «Российская
империя на рубеже XVIII - XIX вв.» .
( стр 4 - 5 ).
Ребята, на прошлом уроке мы говорили о
Российской
Империи
на
рубеже XVIII -
XIX вв. Повторили территориальную и
национальную
структуру
Российской
Империи
.
Поговорили
о
сословиях
в
России, о состоянии сельского хозяйства и
промышленности на рубеже веков, а так
же о политическом строе России. На дом
была задана тема «Российская Империя к
концу XVIII в.» (стр 4 - 5).
6
фронтально, устно
Метод наглядного обучения,
фронтально, устно
Текстовая методика,
индивидуально, устно
Фронтально, устно
Фронтально , устно
Текстовая методика,
фронтально, письменно
Фронтально, устно
Карточка № 1 «Схема»
Карточка № 2. «Карта»
Карточка № 3 « Схема»
Когда и кем было введено деление страны
на губернии ?
На
какие
группы
делилось
население
России? Как эти группы назывались ?
Карточка № 4 «Таблица»
1.
Были
ли
равны
между
собой
в
правах люди разных сословий ?
2.
Какие
сословия
обладали
только
правами?
3.
У
к а к и х
с о с л о в и й
б ы л и
обязанности?
4.
Кто
имел
право
владеть
землей
и
крестьянами?
5.
У какой группы населения не было
прав? Почему?
6.
П о л ож е н и е
к а ко й
к а т е г о р и и
крестьян
было
самым
тяжелым?
Почему?
7.
Можно ли было перейти из одного
сословия в другое?
Положение
различных
с о с л о в и й
7
Объяснение
Текстовая методика,
фронтально, письменно
Фронтально, устно
Объяснение
Фронтально, устно
Объяснение
принципиально отличалось. Существовали
п р и в и л е г и р о в а н н ы е
и
непривилегированные сословия.
Карточка № 5 «Таблица –схема»
Какая
отрасль
экономики
являлась
основной в России в конце XVIII в?
На рубеже веков в стране существовала
сложившаяся
ранее
феодально
-
крепостническая система землевладения.
1.
К т о
я в л я л с я
о с н о в н ы м
собственником земли?
2.
Кто обрабатывал землю ?
3.
Каковы
были
отношения
между
помещиком и крестьянином ?
4.
Какие
феодальные
повинности
несли крестьяне перед помещиком?
Основным
условием
существования
феодально -
крепостной системы было
наделение крестьян землей и господство
н ату р а л ь н о го
хо зя й с т ва ,
т. е .
в с е
необходимое
производилось
в
рамках
данного хозяйства.
Карточка № 6 «Отзывы губернаторов»
Развитие
сельского
хозяйства
на
рубеже
8
Текстовая методика,
фронтально, устно
Объяснение
Фронтально, устно
Фронтально, устно
Текстовая методика,
индивидуально, устно
в е ко в
ш л о
э кс т е н с и в н ы м
п у т е м :
п р и м е н е н и е
у л у ч ш е н н ы х
сельскохозяйственных орудий, несложных
сельскохозяйственных
машин
и
новых
агротехнических приемов не
получило
значительного применения.
Какие
отрасли
экономики
помимо
сельского хозяйства развивались в России
на рубеже XVIII - XIX вв?
Исходя
из
названия
государства,
можно
сказать, кто его возглавлял?
Карточка
№
7
«Центральные
органы
власти в начале XIX в»
II.
Изучение нового материала
Методическая часть
Содержательная часть
9
Вступительное слово
П л а н
и зу ч е н и я
н о в о г о
материала:
Особенности урока.
Эпиграф к уроку:
«Дней Александровых прекрасное начало»
А.С. Пушкин
Ребята, сегодня
мы познакомимся с очень
интересной
и
важной
темой
в
истории
нашей
страны.
«Внутренняя
политика
Александра I в 1801 – 1806 гг.» В истории
России
много
периодов,
которые
являются
очень
поучительными,
одним
из
таких
периодов
стало
начало
царствования
Александра Павловича. Наша задача сегодня
разобраться с этим явлением в жизни страны,
извлечь уроки из случившегося. Сегодня нам
предстоит
ответить
на
вопросы:
какими
личными
качествами
обладал
император
Александр I , в чем причины двойственности
его
характера
как
эти
черты
влияли
на
политику молодого царя? Выяснить, какого
было
главное
назначение
«Негласного
комитета» и какую роль в жизни России он
сыграл.
Дать
характеристику
первых
преобразований Александра I.
1.
Император Александр Павлович.
2.
«Негласный комитет».
3.
Начало преобразований.
Нам
с
вами
сегодня
предстоит
узнать
и
запомнить ряд новых терминов и понятий.
10
Предварительная
информация
о
проверке
домашнего задания.
Изучение нового
материала .
Объяснение
Методика наглядного
обучения, показ
(ДМ) История России XIX -
начала XX вв. М., 1998, с 28
– 29
Метод устного обучения,
характеристика
По
ходу
урока
вы
будете
делать
записи
в
тетради, а так же отвечать на мои вопросы и
задания. Чтобы лучше погрузиться в жизнь
этой эпохи посмотрим фрагменты из фильма
«Российская Империя. Ф. 5. Александр I».
Домашнее
задание
будет
проверяться
следующим
образом:
сначала
я
проведу
опрос,
затем
вы
сдадите
тетради
на
проверку, в которых вы заполните таблицу по
теме. Активная деятельность будет оценена
по достоинству.
1.Император Александр Павлович
В
результате
дворцового
переворота
11
марта 1801 г. и убийства Павла Петровича в
возрасте 24 лет российским императором стал
Александр I .
Карточка № 8 «Александр I в молодости»
Биография наследника престола Александра
Павловича.
Личность
Александра
1
всегда
была загадкой для современников. «Сфинкс,
не разгаданный до гроба», писал о нем П.А.
Вяземский. А. И. Герцен называл Александра
«коронованным
Гамлетом,
которого
всю
жизнь преследовала тень убитого отца».
Александр был любимым внуком Екатерины
II,
к о т о р а я
с а м а
р у к о в о д и л а
е г о
11
Наглядная методика
Наглядная методика
Наглядная методика
воспитанием. Ею были приглашены лучшие
преподаватели и в числе их выписанный из
Ш в е й ц а р и и
Ф . Ц .
Л а г а р п
-
высокообразованный,
приверженец
идей
просвещения и республиканец по взглядам.
Карточка № 9 «Ф.С. Лагарп - портрет»
В должности «главного воспитателя» он
состоял
при
Александре
11
лет.
Знакомя
своего
воспит анника
с
понятием
о
«естественном» равенстве людей, беседуя с
ним о преимуществе республиканской формы
правления,
о
политической
и
гражданской
свободе,
о
«всеобщем
благе»,
к
которому
должен
стремиться
правитель,
Лагарп
тщательно обходил реалии России. Главным
образом
он
занимался
нравственным
воспитанием
своего
ученика.
Впоследствии
Александр I говорил, что всем, что у него
есть хорошего, он обязан Лагарпу.
Но более действенной школой воспитания
будущего императора явились те условия и
атмосфера, которые окружали его с самого
раннего
детства,
-
враждующие
между
собой
«большой
двор»
Екатерины II
в
Петербурге
и
«малый
двор»
отца
Павла
Петровича в Гатчине.
Карточка № 10 «Екатерина II»
Карточка № 11 « Павел Петрович»
12
Фронтально, устно
Необходимость лавировать между ними
приучал а
Ал ександра
,
по
м ет ком у
выражению В.О. Ключевского, «жить на два
ума,
держать
две
парадные
физиономии»,
развила в нем скрытность, недоверчивость к
людям
и
осторожность.
О бл а да я
незаурядным
умом,
изысканными
манерами
и , по отзывам современников, «врожденным
д а р ом
л юб е з н о с т и » ,
о н
о т л и ч а л с я
виртуозной
способностью
расположить
к
себе людей различных взглядов и убеждений,
ловко пользовался людскими слабостями. Он
умел
играть
«в
откровенность»
как
надежное
средство
управлять
людьми
и
подчинять
их
своей
воле.
Современники
отмечали
и
такие
черты
характера
А л е к с а н д р а ,
к а к
у п р я м с т в о ,
подозрительность,
большое
самолюбие
и
стремление
«искать
популярности
по
любому
поводу»,
а
исследователи
его
биографии
усматривали
в
нем
«
странное
смешение
философских
поветрий XVIII в. с
принципами прирожденного самовластия».
Какие черты характера Александра
I, на ваш
в з гл я д ,
м о г у т
р а с с м ат р и ват ь с я
к а к
достоинства верховного правителя?
II . «Негласный комитет»
Вступив
на
пре стол,
А л е кс а н д р
13
Метод устного обучения,
объяснение
Наглядная методика
Наглядная методика
Наглядная методика
Наглядная методика
Метод устного обучения,
объяснение
торжественно провозгласил, что в основе его
правления будет не личная воля или каприз
монарха, а строгое соблюдение законов.
Новый царь полагал, что необходимо
проведение
коренных
реформ
с
целью
обновления страны, а для
осуществления
э т и х
р е ф о рм
м ол од ом у
и м п е р а т о р у
необходима
была
поддержка
близких
соратников.
Этими сподвижниками - реформаторами
стали сверстники молодого царя, с которыми
он некогда воспитывался и учился. Среди них
были:
- граф П.А. Строганов
- Н.Н. Новосильцев
- князь А.А. Чарторыйский
- граф В.П. Кочубей
Карточка № 12 «П.А. Строганов»
Карточка № 13 «Н.Н. Новосильцев»
Карточка № 14 « А.А. Чарторыйский»
Карточка № 15 «В.П. Кочубей»
Они составили так называемый «Негласный
комитет», на заседаниях которого обсуждали
проекты преобразований.
При участии членов «Негласного комитета»
были
осуществлены
первые
шаги
нового
царствования:
-
объявлена
амнистия
12
тыс,
человек,
14
Метод устного обучения,
объяснение
АПД на припоминание
пострадавшим при Павле;
- вновь открыты границы;
-
разрешено
свободно
ввозить
западно
–
европейские книги, товары.
Так
же
при
царе
был
создан
с о в е щ а т е л ь н ы й
Н е п р е м е н н ы й
( т . е .
постоянный по своему составу) Совет из 12
человек,
в
обязанности
которого
входили
разработка
и
обсуждение
важнейших
законопроектов.
Заседания «Негласного комитета» начались
с июня 1801 г. и регулярно проходили до мая
1802 г. Главным результатом его деятельности
д о л ж н о
б ы л о
с т а т ь
о г р а н и ч е н и е
самодержавия. С этим, казалось, был согласен
и сам царь.
III . Начало преобразований
Первыми
мероприятиями
Александра I
стали:
-
манифест
с
заявлением,
что
он
будет
«управлять по законам и по сердцу в Бозе
почивающей
августейшей
бабки
нашей
го сударыни
Императрицы
Екатерины
Великой»;
-
во с с т а новле ние
в
полном
о бъ е м е
«Жалованой грамоты дворянству и городам»
Когда
и
при
каком
императоре
были
п о д а р е н ы
« Ж а л о в а н н а я
г р а м о т а
дворянству и городам»?
15
Метод устного обучения,
объяснение
Метод наглядного обучения
Метод устного обучения,
объяснение
АПД на понимание
Метод устного обучения,
объяснение
«Жалованная грамота дворянству» -
( « Гр а м о т а
н а
п р а в а ,
в о л ь н о с т и
и
преимущества
благородного
российского
дворянства»)
свод
дворянских
привилегий,
оформленный
законодательным
актом
Екатерины II от 21 апреля 1785 г. Дворяне
освобождались от обязательной службы , от
уплаты податей, их нельзя было подвергнуть
телесному
наказанию,
судить
мог
только
дворянский
суд.
Дворянам
принадлежало
исключительное
право
владеть
землей
и
крепостными крестьянами.
Карточка
№
16
«Жалованная
грамота
дворянству»
По указу от 2 апреля 1801 г.
-
право
покупки
земли
получают
купцы,
мещане,
государственные
и
удельные
крестьяне;
запрет
публиковать объявления о продаже
дворовых.
О чем свидетельствует данная мера?
Указ не посягал на основы дворянского
землевладения,
с
охраняя
их
монопольное
право на
владение населенными землями.
Землю, по указу,
можно было получить
т о л ь ко
б е з
к р е с т ь я н .
Н о
т е п е р ь
собственниками земли могли
стать купцы,
мещане,
го сударственные
к р е с т ь я н е ,
16
Метод текстового обучения
Метод устного обучения,
объяснение
АПД на припоминание
Метод устного обучения,
объяснение
крестьяне отпущенные помещиком на волю,
все кроме помещичьих крестьян.
Карточка № 17 « Объявления в газете».
Запрет не менял в сущности дела, а лишь
создавал
иллюзию
отсутствия
в
стране
торговли людьми. Сама же практика продажи
не
запрещалась,
только
в
публикуемых
объявлениях сообщалось, что такой
то не
«продается», а «отдается в наймы».
В сентябре 1802 г . началась реформа
высших органов государственной власти.
Какие
органы
государственной
власти
существовали в начале XIX в?
1.
Сенат превращен в высший судебный
орган. Его задачей стал так же контроль
за деятельностью местных властей.
2.
Главными
органами
государственного
управления
вместо
коллегий
стали
8
министерств:
морское,
иностранных
дел,
юстиции,
внутренних
д е л ,
финансов,
народного
просвещения,
коммерции.
3.
Учрежден
Комитет
министров
для
о б с у ж д е н и я
о б щ и х
в о п р о с о в
управления
страной.
Все
члены
«Негласного комитета» вошли в состав
17
Метод текстового обучения
Метод устного обучения,
объяснение
правительства:
- Кочубей - министр внутренних дел;
- Строганов - его заместитель;
- Новосильцев -
заместитель министра
юстиции;
- Чарторыйский -
заместитель министра
иностранных дел.
В 1803 г. началась реформа народного
просвещения, которая сделала образование
более
доступным
для
«низших»
слоев
населения.
Значительную
автономию
(независимость
от
властей)
получили
у н и в е р с и т е т ы ,
ч и с л о
к о т о р ы х
увеличилось.
20 февраля 1803 г. издается указ о
«вольных
хлебопашцах»,
по
которому
помещики
могли
отпускать
с в о и х
крепостных
на
волю
с
земельными
наделами за выкуп.
Карточка № 18 «Отрывки из указа»
Практическое значение этого указа было
незначительно. За все
25 лет правления
Александра I лишь 47 тыс. крестьян ( т.е.
0, 5 %) смогли таким образом купить себе
свободу;
большинство
помещиков
и
не
п о м ы ш л я л о
о
« р а з д а ч и
с в о е й
собственности».
18
АПД на личностную оценку
Метод устного обучения,
объяснение
АПД на личностную оценку
В 1804
г. был сделан первый шаг к
отмене крепостного права в Прибалтике:
четко определены размеры
крестьянских
повинностей
и
платежей,
а
крестьяне
признаны
наследственными
владельцами
своих земельных участков.
По мнению
Александра I
,
реформы
в
Прибалтике
должны
были
в
будущем
«показать
пример всей России»
Как вы думаете, отнеслись помещики к
данной реформе в Прибалтике?
Таким образом, в первые годы правления
Александра
I
проявилось
его
твердое
намерение с помощью реформ изменить к
лучшему положение дел в стране.
Как вы считаете, сможет ли Александр
I изменить ситуацию в стране?
III.Закрепление
Методическая часть
Содержательная часть
Проверка уровня усвоения нового
материала
проводится
в
форме
заключительной
беседы,
игровой
методики.
Игровая методика, фронтально, устно
Карточка № 19 « Ассоциации»
19
Игровая
методика,
индивидуально,
устно
Тестовая
методика,
фронтально,
устно
Текстовая
методика,
фронтально,
устно
Фронтально, устно
Тестовая
методика,
индивидуально,
устно
Фронтально, устно
Тестовая методика, фронтально,
устно
Текстовая методика, фронтально,
письменно
Текстовая методика, коллективно,
письменно
Игровая методика, индивидуально,
устно
Карточка № 20 «Лица судьбы»
Карточка
№
21
«
Что
говорят
историки»
Карточка № 22 «Поэтический текст»
Что
такое
«Негласный
комитет»?
какие настроения господствовали
в
нем, какие идеи высказывались?
Карточка № 23 « Негласный комитет»
Каковы
основные
направления
преобразований Александра I ?
Карточка № 24 «Таблица»
Карточка № 25 «Таблица»
Карточка № 26 « Мини – сочинение»
Карточка № 27 «Лента времени»
IV. Домашнее задание
1.
Параграф 1 учебника «Внутренняя политика Александра Iв 1801 –
1806 гг.» (стр.6 – 10).
2.
Ответить на вопросы в конце параграфа.
3.
Выполнить задания.
4.
Обратить внимание на новые понятия.
20
5.
Прочитать документы и ответить на вопросы к нему.
21