Напоминание

ПРОГРАММА профильной смены для одаренных детей летнего лагеря "СКиФ"


Автор: Югринова Валентина Владимировна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ лицей №9
Населённый пункт: город Сальск, Ростовской области
Наименование материала: ПРОГРАММА
Тема: ПРОГРАММА профильной смены для одаренных детей летнего лагеря "СКиФ"
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ лицей №9 г. Сальск «Согласовано» с зам.директора по УВР «___»_______2016г. ________ Р.В.Матюшкина «Утверждаю» Директор лицея __________О.В. Иванченко «____» _____________2016г.
ПРОГРАММА

профильной смены

для одаренных детей

летнего лагеря

«СКиФ»

Возраст обучающихся:

14-лет

Срок реализации: 17дней

Составитель:

Югринова В.В.

2016 год


Лучший способ преуспеть в будущем - это самому создавать его.
(Р. Шарма)
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Летний профильный лагерь «СКиФ» организуется для обучающихся 8 классов лицея в период летних каникул.
Цели:
1. Создание развивающей образовательной среды, способствующей развитию коммуникативных, информационных, гражданских и личностных компетенций обучающихся. 2. Углубление знаний в области математики, физики, обществознания, информатики и информационно – коммуникационных технологий; 3. Обучение детей проектной деятельности в предметных областях с использованием информационных технологий.
Задачи:
 разработать и реализовать систему деятельности профильного лагеря, позволяющую совмещать активный отдых и обучение лицеистов в летнее каникулярное время;  организовать практико-ориентированные занятия по профильным предметам, углубляющие знания обучающихся;  формировать у детей мотивацию к творческому преобразованию с привлечением новых информационных технологий;  формировать коммуникативные навыки.
Ожидаемые результаты:
1) углубление знаний обучающихся по профильным предметам (физика, математика, информатика и искусство); 2) повышение уровня владения лицеистами ключевыми компетенциями; 3) укрепление психического и физического здоровья детей; 4) разработка материалов для cоздания слайд фильма; 5) Умение использовать Internet технологии.
Сроки реализации программы
: 17рабочих дней (1 июня – 24 июня 2016г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Лицей №9 - общеобразовательное учреждение, внедряющее инновационные образовательные программы. Обучение в летнее каникулярное время по специально разработанным программам, хорошо организованный досуг позволяют лицеистам углубить знания по профильным предметам, расширить кругозор. Занятия, в ходе которых участники профильной смены должны будут углубить свои знания по профильным предметам (физика, математика, ИКТ) а также разработать и реализовать социально значимые продукты, которые будут носить практико-ориентированный характер. В течение всей профильной смены на учебных занятиях, в досуговой и проектно- исследовательской деятельности лицеистов будут использоваться информационно- коммуникационные технологии. Программа направлена на решение учебно- воспитательных задач в трех областях: технологическая грамотность, формирование навыков совместной деятельности, направленной на развитие критического мышления. Комплексность подхода является еще одной интересной характеристикой программы, поскольку не только позволяет накопить опыт работы с компьютером, но и развивает навыки, необходимые для успешной адаптации в обществе, умения работать в сотрудничестве с другими людьми, создавать социальные проекты, адаптированные к современной действительности. Предлагаемая методика является инновационной и требует понимания и принятия новых технологий и приемов работы с детьми. Все задания и проекты, которые выполняют учащиеся в рамках программы, ориентированы на нужды и проблемы местного сообщества – класса, школы, города и направлены на активное вовлечение детей в жизнь своего сообщества, поиск путей его развития и совершенствования. Важно – пробудить в детях исследовательский интерес. Педагог помогает ребенку приобрести необходимые знания и навыки, благодаря которым школьник может успешно исследовать, наблюдать, описывать и организовывать приобретенный опыт. Т.е. данная модель создает атмосферу, которая способствует проявлению и развитию ребенка, что на наш взгляд, отвечает индивидуальным потребностям детей. Технологии и сервисы формируют мир, в котором детям предстоит жить и взаимодействовать. Помочь школьникам успешно войти в быстро развивающийся информационный мир и комфортно там себя чувствовать – вот одна из основных задач современности. Вот почему так важно уделять особое внимание развитию сетевого общения, формированию информационной культуры, показать пример грамотного и полезного общения в информационно-насыщенной среде. Отличительными чертами данной программы являются:
- новый стиль построения отношений на основе использования образовательных технологий критического мышления, кооперативного обучения, проектной деятельности, - обмен знаниями между участниками, расширение возможности общения, источников и способов получения информации, - возможность выбора и реализация личностно-ориентированного образования, - определение индивидуальной траектории развития, наполнение индивидуального пространства личностными ценностями и содержанием. Кроме этого, реализация данной модели профильной смены позволит решить проблему цифрового неравенства, даст возможность школьнику стать успешным, почувствовать себя готовым к взаимодействию в условиях информационного общества. Учебная программа составлена на основании Положения о профильном лагере лицея и рассчитана на 40 учебных часов. Программа «СКиФ» разработана специально для занятий в профильном лагере и носит прикладной характер.
В ходе изучения курса учащиеся должны:
 расширить и углубить свои знания по профильным предметам (физика, математика, информатика и искусство);  обучиться программе социального проектирования и научиться создавать социальные проекты;  освоить программы: Ms Word, MS Excel, Ms Power Point, Ms Movie Maker, познакомиться с издательской программой Publisher. Итогом изучения курса должны стать творческие работы обучающихся: социальные проекты, материалы для публикаций, презентации учебных курсов профильной смены и др.
Ожидаемые результаты реализации программы обучения:
1) углубление знаний обучающихся по профильным предметам: физике, математике, информатике и искусству; 2) повышение уровня владения лицеистами коммуникативными, информационными, гражданскими и личностными компетенциями; 3) развитие навыков работы с мультимедиа оборудованием; 4) укрепление психического и физического здоровья детей;
5) создание презентационных проектов; 6) разработка материалов для публикаций в лицейской газете.
Формы и режим занятости:
№п/п Время Мероприятия 1 8.00-8.30 Сбор в городе. Отчет «Один день из нашей жизни». 2 8.30-8.45 Зарядка 3 9.00-9.30 Завтрак 4 9.30-11.30 Занятия по секциям 5 11.30-12.30 Час досуга 6 12.30-13.30 Занятия по секциям 7 13.30-14.00 Час досуга 8 14.00-14.30 Обед 9 14.30-15.00 Рефлексия. Подготовка листовки «Один день из нашей жизни».
Формы реализации учебного процесса:
 лекция;  семинар;  практикум;  тренинг;  деловая игра;  диспут;  эксперимент;  проект.
Формы проверки результатов реализации учебной программы:
 анкетирование;  наблюдение;  регистрация;  изучение продуктов деятельности;  сравнение;  социометрия.
Формы подведения итогов:

 защита проектов;  презентация проектов или материалов газеты;  награждение за успехи на линейке;  общелагерный праздник «Звёздный час». Профильная смена организована в виде виртуального города (InteLLeto), в котором ребята являются «жителями города». Жизнь города будет протекать по заранее составленному плану. Исходная структура летней профильной смены основана на построении модели виртуального города. Она предполагает вовлечение ребят в процесс активной деятельности, при котором утверждается их жизненная позиция, формируются условия для самосовершенствования личности.
Ресурсное обеспечение
Работа профильного лагеря осуществляется на основе материально-технической базы МБОУ лицея №9. Используются помещения: спортивная площадка, кабинет информатики (№ 16), столовая. Пункт первой помощи открыт на базе медпункта МБОУ лицея № 9 (малое здание). В лагере используется следующее оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, фотоаппарат, цифровая камера. Каждое рабочее место включает компьютер ПК и рабочий портфель (папка и мультифора), которая выполняет накопительную функцию: мини брошюра по мастер-классу и наклейки – смайлы. Питание детей осуществляется за счёт средств фонда социального страхования детей на базе МБОУ лицея №9. На организацию досуга в профильном лагере предоставляют средства родители обучающихся в сумме 200 руб. за 1 ребенка.
Награждение
Проект-презентация ---------- наклейка-смайл Символика города Герб, гимн, девиз, компьютерный класс с локальной сетью и выходом в Internet

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

№ Содержание

Сроки

Ответственные

Ресурсы

Организационные мероприятия
1 Открытие лагеря 2июня Югринова В.В. Сытник З.Н. Все учителя Компьютер, медиа проектор, экран 2 Инструктаж по ТБ Журнал инструктажа 3 Организация ученического самоуправления 4 Линейка Ежедн. Школьный двор 5 Закрытие лагерной смены 24июня
Мероприятия, направленные на сохранение физического и

психического здоровья детей
6 Медосмотр 3 июня Фельдшер Медкабинет 7 Соблюдение требований светового, воздушно- теплового, питьевого режимов В течение смены Учителя: Югринова В.В. Акимов М.Д. Сытник З.Н Учебные кабинеты 8 Контроль времени работы обучающихся за компьютером В течение смены Акимов М.Д. Сытник З.Н Югринова В.В. Кабинет информатики, физики 9 Просмотр и обсуждение социальных проектов Акимов М.Д. Компьютер, мультимедиа,экр
16 июня Сытник З.Н. ан 10 Посещение картинной галереи 20 июня Югринова В.В. Средства родителей 11 Соревнования по настольному тенису 8-9 июня Спортплощадка, ракетки, мячи
Мероприятия, направленные на формирование ключевых компетенций

обучающихся
12 Учебные занятия по профильным предметам 3-21 июня Югринова В.В. Акимов М.Д. Сытник З.Н. Учебные кабинеты, компьютеры 13 Развивающие занятия 14 Работа обучающихся над проектом 15 Психологические тренинги 11, 15июня Югринова В.В. . Каб. № 16 16 Деловые игры 6, 23 июня Югринова В.В. Сытник З.Н. Акимов М.Д. Каб. №16
Мероприятия, направленные на воспитание у обучающихся

нравственности, патриотизма
17 Конкурс видеороликов 24 июня Югринова В.В. Сытник З.Н. Каб. № 16 18 Посещение картинной 20 июня Средства
галереи Акимов М.Д. родителей 19 Пешие прогулки по памятным местам Сальска 21 июня
Организация досуга
20 Создание фильма о лагере В течение смены Югринова В.В. Акимов М.Д. Сытник З.Н. . Компьютер 21 Создание фотоальбома «Здравствуй, лето!» Фотоаппарат 22 Интеллектуальная игра «Умник» 17 июня Каб. № 15 23 Экологическая эстафета 16 июня Школьный двор 24 Отдых в городском парке 2 июня Средства родителей
САМОУПРАВЛЕНИЕ
В отряде избирается общим голосованием командир. Командир возглавляет работу детского самоуправления, координирует деятельность отряда, участвует в планировании и организации деятельности ученического коллектива, анализирует итоги деятельности обучающихся. Командир отряда организует дежурство, анализируют итоги деятельности творческих групп. В Совет умников входят 3 наиболее активные и уважаемые ребята. На совете умников обсуждаются вопросы ученического самоуправления, поощрения и награждения победителей конкурсов, соревнований, викторин и т.д. Работающие учителя, организует работу детского самоуправления, планирует и организует воспитательную деятельность отряда, координирует деятельность учащихся, поддерживает связь с различными организациями для обеспечения нормального функционирования профильного лагеря.
Учителя развивают отрядное самоуправление, способствуют созданию нормальной атмосферы и психологического климата в ученическом коллективе, защищает интересы и права детей, продумывает вопросы организации работы отряда. Совет умников вместе с учителями организует и проводит Конференцию лагеря «Эрудиты» в начале и конце смены. На Конференции лагеря проводится церемония открытия лагерной смены, объявляются режим работы лагеря, учебная нагрузка, основные досуговые и спортивные мероприятия, проводится награждение лучших учеников смены.

Механизм реализации
Каждый человек, особенно ребенок, вне зависимости от условий времени ощущает потребность в играх и должен иметь возможности для них. Игры обусловливают физическое, эмоциональное, духовное развитие детей, способствуют интеллектуальному прогрессу личности, демонстрируют образцы цивилизованного социального поведения. Данная программа построена в русле изучения окружающей действительности родного лицея, города посредством включения детей в игровую ситуацию информационных технологий. Все дети, посещающие профильный лагерь «СКиФ» (ученики 8 классов), становятся участниками игры-путешествия «Лабиринт знаний». За 20 дней смены ее участникам – предстоит пройти вместе со своими «Умниками» – Мастерами знаний – пройти различного рода испытания, которые приготовили для них Мудрецы лабиринта (учителя). Пройдя обучение у Мудрецов лабиринта в «Школе занимательных уроков», участвуя в различных состязаниях и соревнованиях, путешественники смогут разгадать тайну «Лабиринта знаний» и найти сокровища – Знания. Теперь экспедиция может перейти к основному заданию – проектной деятельности. Участники работают с проектами, которые реальны и имеют значимость для конкретной территории. Разнообразие проектов позволяет каждому участнику найти себя в проекте близком ему по духу.
Формы работы
– практические занятия; – конкурс проектов; – экскурсии; – поиск информации и знакомство с образовательными ресурсами в сети Интернет; коллективно-творческие дела и спортивные мероприятия самостоятельная работа; С учётом требований здоровьесберегающих технологий при организации занятий в лагере соблюдаются следующие условия:  ежедневно проводятся 3 занятия по 45 минут  между занятиями – 15-минутные физкультурные разминки  ежедневно проводится час спорта, утренняя зарядка



Кодекс законов лагеря «СКиФ»

1.Закон территории.
Самостоятельно, самовольно покинуть территорию лагеря, отряда - значит вызвать волнение у взрослых, которые несут за тебя ответственность.
2.Закон точного времени (пунктуальности).
Старайся всегда и везде быть во время, без опозданий. Цени свое и чужое время.
3.Закон вежливого поведения.
Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого как вежливость.
4.Закон улыбки.
Будь доброжелателен ко всем, чаще улыбайся. Хорошее настроение-залог здоровья и успеха.
5.Закон равенства.
В лагере все равны и имеют равные права и обязанности. Нет хороших и плохих, добрых и злых людей. Каждый человек имеет право на уважение также как и ты.
6.Закон взаимности.
«Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе».
7.Закон любви и добра.
Каждое живое существо, особенно человек, нуждается в любви и хорошем отношении.
8.Закон ответственности.
Ты всегда в ответе за свои поступки, поэтому поступай так, чтобы не стыдиться. Помни, что взрослые тоже несут ответственность за твою жизнь и поступки.
9.Закон «города».
Мы живем среди людей, в сообществе, которое имеет свои правила и законы. Нарушение этих законов создает проблемы и ведет к конфликтам. Уважай и соблюдай законы своего «города»!
10. Закон прощения.
Умей прощать других и будешь прощен сам.
11. Закон поднятой руки.
В «СКиФе» закон един – все слушают, говорит один.
12.Закон успеха и позитивного мышления.

Позитивное ( положительное, оптимистичное) мышление и мировосприятие неизбежно приведет вас к успеху в любой деятельности. Стремись к успеху! Будь успешен!
Информационный стенд лагеря:
Название лагеря, девиз, законы лагеря, органы самоуправления, распорядок дня, экрандеятельности, дневник путешествия, карта путешествия, компас настроений, поздравления.
Основные принципы, используемые при реализации Программы:
 Добровольность участия  Личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека в качестве высшей социальной ценности, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка  Построение любой деятельности на основе природных задатков ребенка, его половозрастных и индивидуальных особенностей  Самоопределение подростков в выборе видов и содержания деятельности, осознанность целей деятельности обучающихся, как субъекта собственного развития  Гумманизация межличностных отношений: отношения между педагогами и детьми на основе уважения, терпимости к мнению детей, создание ситуации успеха  Принцип открытости: участие в процессе воспитания максимального количества институтов и людей.  “Конкурс актерского мастерства”  “Конкурс градостроителей ”  “Конкурс поделок из природного материала”  “Конкурс врунов имени барона Мюнгхаузена”  “День рекордов Гиннеса”  “Аукцион талантов”
 “Конкурс рекламного плаката”  “Комический цирк”  “Сказочный винегрет”  “Конкурс танцевальных импровизаций”


В раздел образования