ПРОГРАММА профильной смены для одаренных детей летнего лагеря "СКиФ"
Автор: Югринова Валентина Владимировна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МБОУ лицей №9 Населённый пункт: город Сальск, Ростовской области Наименование материала: ПРОГРАММА Тема: ПРОГРАММА профильной смены для одаренных детей летнего лагеря "СКиФ" Раздел: среднее образование
МБОУ лицей №9 г. Сальск
«Согласовано» с зам.директора по УВР
«___»_______2016г.
________ Р.В.Матюшкина
«Утверждаю»
Директор лицея
__________О.В. Иванченко
«____» _____________2016г.
ПРОГРАММА
профильной смены
для одаренных детей
летнего лагеря
«СКиФ»
Возраст обучающихся:
14-лет
Срок реализации: 17дней
Составитель:
Югринова В.В.
2016 год
Лучший способ преуспеть в будущем - это самому создавать его.
(Р. Шарма)
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Летний профильный лагерь «СКиФ» организуется для обучающихся 8 классов
лицея в период летних каникул.
Цели:
1.
Создание
развивающей
образовательной
среды,
способствующей
развитию
коммуникативных,
информационных,
гражданских
и
личностных компетенций обучающихся.
2.
Углубление
знаний
в
области
математики,
физики,
обществознания,
информатики и информационно – коммуникационных технологий;
3.
Обучение детей проектной деятельности в предметных областях с
использованием информационных технологий.
Задачи:
разработать
и
реализовать систему деятельности
профильного
лагеря,
позволяющую совмещать активный отдых и обучение лицеистов в летнее
каникулярное время;
организовать
практико-ориентированные
занятия
по
профильным
предметам, углубляющие знания обучающихся;
формировать
у
детей
мотивацию
к
творческому
преобразованию
с
привлечением новых информационных технологий;
формировать коммуникативные навыки.
Ожидаемые результаты:
1)
углубление знаний обучающихся по профильным предметам (физика, математика,
информатика и искусство);
2)
повышение уровня владения лицеистами ключевыми компетенциями;
3)
укрепление психического и физического здоровья детей;
4)
разработка материалов для cоздания слайд фильма;
5)
Умение использовать Internet технологии.
Сроки реализации программы : 17рабочих дней (1 июня – 24 июня 2016г.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лицей №9 - общеобразовательное учреждение, внедряющее инновационные
образовательные программы.
Обучение в летнее каникулярное время
по
специально
разработанным
программам, хорошо организованный досуг позволяют лицеистам углубить знания по
профильным предметам, расширить кругозор. Занятия,
в ходе которых участники
профильной смены должны будут углубить свои знания по профильным предметам
(физика, математика, ИКТ) а также разработать и реализовать социально значимые
продукты, которые будут носить практико-ориентированный характер.
В течение всей профильной смены на учебных занятиях, в досуговой и проектно-
исследовательской
деятельности
лицеистов
будут
использоваться
информационно-
коммуникационные
технологии.
Программа
направлена
на
решение
учебно-
воспитательных задач в трех областях: технологическая грамотность, формирование
навыков
совместной
деятельности,
направленной
на
развитие
критического
мышления. Комплексность подхода является еще одной интересной характеристикой
программы, поскольку не только позволяет накопить опыт работы с компьютером, но и
развивает навыки, необходимые для успешной адаптации в обществе, умения работать
в сотрудничестве с другими людьми, создавать социальные проекты, адаптированные
к современной действительности.
Предлагаемая методика является инновационной и требует понимания и принятия
новых технологий и приемов работы с детьми. Все задания и проекты, которые
выполняют учащиеся в рамках программы, ориентированы на нужды и проблемы
местного сообщества – класса, школы, города и направлены на активное вовлечение
детей в жизнь своего сообщества, поиск путей его развития и совершенствования.
Важно – пробудить в детях исследовательский интерес. Педагог помогает ребенку
приобрести
необходимые
знания
и
навыки,
благодаря
которым
школьник
может
успешно исследовать, наблюдать, описывать и организовывать приобретенный опыт.
Т.е. данная модель создает атмосферу, которая способствует проявлению и развитию
ребенка, что на наш взгляд, отвечает индивидуальным потребностям детей.
Технологии
и
сервисы
формируют
мир,
в
котором
детям
предстоит
жить
и
взаимодействовать.
Помочь
школьникам
успешно
войти
в
быстро
развивающийся
информационный мир и комфортно там себя чувствовать – вот одна из основных
задач
современности.
Вот
почему
так
важно
уделять
особое
внимание
развитию
сетевого
общения,
формированию
информационной
культуры,
показать
пример
грамотного и полезного общения в информационно-насыщенной среде.
Отличительными чертами данной программы являются:
-
новый
стиль
построения
отношений
на
основе
использования
образовательных
технологий
критического
мышления,
кооперативного
обучения,
проектной
деятельности,
- обмен знаниями между участниками, расширение возможности общения, источников
и способов получения информации,
- возможность выбора и реализация личностно-ориентированного образования,
- определение индивидуальной траектории развития, наполнение индивидуального
пространства личностными ценностями и содержанием.
Кроме
этого,
реализация
данной
модели
профильной
смены
позволит
решить
проблему
цифрового
неравенства,
даст
возможность
школьнику
стать
успешным,
почувствовать
себя
готовым
к
взаимодействию
в
условиях
информационного
общества.
Учебная программа составлена на основании Положения о профильном лагере
лицея и рассчитана на 40 учебных часов.
Программа «СКиФ» разработана специально для занятий в профильном лагере
и носит прикладной характер.
В ходе изучения курса учащиеся должны:
расширить и углубить свои знания по профильным предметам (физика,
математика, информатика и искусство);
обучиться программе социального проектирования и научиться
создавать социальные проекты;
освоить программы: Ms Word, MS Excel, Ms Power Point, Ms Movie
Maker, познакомиться с издательской программой Publisher.
Итогом
изучения
курса
должны
стать
творческие
работы
обучающихся:
социальные проекты, материалы
для
публикаций, презентации учебных курсов
профильной смены и др.
Ожидаемые результаты реализации программы обучения:
1)
углубление знаний обучающихся по профильным предметам: физике, математике,
информатике и искусству;
2)
повышение уровня владения лицеистами коммуникативными, информационными,
гражданскими и личностными компетенциями;
3)
развитие навыков работы с мультимедиа оборудованием;
4)
укрепление психического и физического здоровья детей;
5)
создание презентационных проектов;
6)
разработка материалов для публикаций в лицейской газете.
Формы и режим занятости:
№п/п
Время
Мероприятия
1
8.00-8.30
Сбор в городе. Отчет «Один день из нашей жизни».
2
8.30-8.45
Зарядка
3
9.00-9.30
Завтрак
4
9.30-11.30
Занятия по секциям
5
11.30-12.30
Час досуга
6
12.30-13.30
Занятия по секциям
7
13.30-14.00
Час досуга
8
14.00-14.30
Обед
9
14.30-15.00
Рефлексия.
Подготовка
листовки
«Один
день
из
нашей
жизни».
Формы реализации учебного процесса:
лекция;
семинар;
практикум;
тренинг;
деловая игра;
диспут;
эксперимент;
проект.
Формы проверки результатов реализации учебной программы:
анкетирование;
наблюдение;
регистрация;
изучение продуктов деятельности;
сравнение;
социометрия.
Формы подведения итогов:
защита проектов;
презентация проектов или материалов газеты;
награждение за успехи на линейке;
общелагерный праздник «Звёздный час».
Профильная смена организована в виде виртуального города (InteLLeto), в котором
ребята
являются
«жителями
города».
Жизнь
города
будет
протекать
по
заранее
составленному плану. Исходная структура летней профильной смены основана на
построении
модели
виртуального
города.
Она
предполагает
вовлечение
ребят
в
процесс активной деятельности, при котором утверждается их жизненная позиция,
формируются условия для самосовершенствования личности.
Ресурсное обеспечение
Работа профильного лагеря осуществляется на основе материально-технической
базы МБОУ лицея №9. Используются
помещения: спортивная площадка,
кабинет
информатики (№ 16), столовая.
Пункт первой помощи открыт на базе медпункта МБОУ лицея № 9 (малое здание).
В лагере используется следующее оборудование: компьютеры, мультимедийный
проектор,
экран,
фотоаппарат,
цифровая
камера.
Каждое
рабочее
место
включает
компьютер
ПК
и
рабочий
портфель
(папка
и
мультифора),
которая
выполняет
накопительную функцию: мини брошюра по мастер-классу и наклейки – смайлы.
Питание детей осуществляется за счёт средств фонда социального страхования
детей на базе МБОУ лицея №9.
На организацию досуга в профильном лагере предоставляют средства родители
обучающихся в сумме 200 руб. за 1 ребенка.
Награждение
Проект-презентация ---------- наклейка-смайл
Символика города
Герб, гимн, девиз, компьютерный класс с локальной сетью и выходом в Internet
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ Содержание
Сроки
Ответственные
Ресурсы
Организационные мероприятия
1
Открытие лагеря
2июня
Югринова В.В.
Сытник З.Н.
Все учителя
Компьютер,
медиа проектор,
экран
2
Инструктаж по ТБ
Журнал
инструктажа
3
Организация ученического
самоуправления
4
Линейка
Ежедн.
Школьный двор
5
Закрытие лагерной смены
24июня
Мероприятия, направленные на сохранение физического и
психического здоровья детей
6
Медосмотр
3 июня
Фельдшер
Медкабинет
7
Соблюдение требований
светового, воздушно-
теплового, питьевого
режимов
В
течение
смены
Учителя:
Югринова В.В.
Акимов М.Д.
Сытник З.Н
Учебные
кабинеты
8
Контроль времени работы
обучающихся за
компьютером
В
течение
смены
Акимов М.Д.
Сытник З.Н
Югринова В.В.
Кабинет
информатики,
физики
9
Просмотр и обсуждение
социальных проектов
Акимов М.Д.
Компьютер,
мультимедиа,экр
16 июня
Сытник З.Н.
ан
10
Посещение картинной
галереи
20 июня
Югринова В.В.
Средства
родителей
11
Соревнования по
настольному тенису
8-9 июня
Спортплощадка,
ракетки, мячи
Мероприятия, направленные на формирование ключевых компетенций
обучающихся
12
Учебные занятия по
профильным предметам
3-21
июня
Югринова В.В.
Акимов М.Д.
Сытник З.Н.
Учебные
кабинеты,
компьютеры
13
Развивающие занятия
14
Работа обучающихся над
проектом
15
Психологические тренинги
11,
15июня
Югринова В.В.
.
Каб. № 16
16
Деловые игры
6, 23
июня
Югринова В.В.
Сытник З.Н.
Акимов М.Д.
Каб. №16
Мероприятия, направленные на воспитание у обучающихся
нравственности, патриотизма
17
Конкурс видеороликов
24 июня
Югринова В.В.
Сытник З.Н.
Каб. № 16
18
Посещение картинной
20 июня
Средства
галереи
Акимов М.Д.
родителей
19
Пешие прогулки по
памятным местам Сальска
21 июня
Организация досуга
20
Создание фильма о лагере
В течение
смены
Югринова В.В.
Акимов М.Д.
Сытник З.Н.
.
Компьютер
21
Создание фотоальбома
«Здравствуй, лето!»
Фотоаппарат
22
Интеллектуальная игра
«Умник»
17 июня
Каб. № 15
23
Экологическая эстафета
16 июня
Школьный двор
24
Отдых в городском парке
2 июня
Средства
родителей
САМОУПРАВЛЕНИЕ
В отряде избирается общим голосованием командир.
Командир
возглавляет
работу
детского
самоуправления,
координирует
деятельность
отряда,
участвует
в
планировании
и
организации
деятельности
ученического коллектива, анализирует итоги деятельности обучающихся.
Командир
отряда
организует
дежурство,
анализируют
итоги
деятельности
творческих групп.
В Совет умников входят 3 наиболее активные и уважаемые ребята. На совете
умников
обсуждаются
вопросы
ученического
самоуправления,
поощрения
и
награждения победителей конкурсов, соревнований, викторин и т.д.
Работающие учителя, организует работу детского самоуправления, планирует и
организует
воспитательную
деятельность
отряда,
координирует
деятельность
учащихся,
поддерживает
связь
с
различными
организациями
для
обеспечения
нормального функционирования профильного лагеря.
Учителя
развивают
отрядное
самоуправление,
способствуют
созданию
нормальной
атмосферы
и
психологического
климата
в
ученическом
коллективе,
защищает интересы и права детей, продумывает вопросы организации работы отряда.
Совет умников вместе с учителями организует и проводит Конференцию лагеря
«Эрудиты» в начале и конце смены. На Конференции лагеря проводится церемония
открытия
лагерной
смены,
объявляются
режим
работы
лагеря,
учебная
нагрузка,
основные досуговые и спортивные мероприятия, проводится награждение лучших
учеников смены.
Механизм реализации
Каждый человек, особенно ребенок, вне зависимости от условий времени ощущает
потребность
в
играх
и
должен
иметь
возможности
для
них.
Игры
обусловливают
физическое, эмоциональное, духовное развитие детей, способствуют интеллектуальному
прогрессу личности, демонстрируют образцы цивилизованного социального поведения.
Данная программа построена в русле изучения окружающей действительности родного
лицея,
города
посредством
включения
детей
в
игровую
ситуацию
информационных
технологий.
Все дети, посещающие профильный лагерь «СКиФ» (ученики 8 классов), становятся
участниками игры-путешествия «Лабиринт знаний». За 20 дней смены ее участникам –
предстоит
пройти
вместе
со
своими
«Умниками» –
Мастерами
знаний –
пройти
различного рода испытания, которые приготовили для них Мудрецы лабиринта (учителя).
Пройдя обучение у Мудрецов лабиринта в «Школе занимательных уроков», участвуя в
различных
состязаниях
и
соревнованиях,
путешественники
смогут
разгадать
тайну
«Лабиринта знаний» и найти сокровища – Знания.
Теперь экспедиция может перейти к основному заданию – проектной деятельности.
Участники работают с проектами, которые реальны и имеют значимость для конкретной
территории. Разнообразие проектов позволяет каждому участнику найти себя в проекте
близком ему по духу.
Формы работы
– практические занятия;
– конкурс проектов;
– экскурсии;
– поиск информации и знакомство с образовательными ресурсами в сети Интернет;
коллективно-творческие дела и спортивные мероприятия самостоятельная работа;
С учётом требований здоровьесберегающих технологий при организации занятий в
лагере соблюдаются следующие условия:
ежедневно проводятся 3 занятия по 45 минут
между занятиями – 15-минутные физкультурные разминки
ежедневно проводится час спорта, утренняя зарядка
Кодекс законов лагеря «СКиФ»
1.Закон территории.
Самостоятельно, самовольно покинуть территорию лагеря, отряда - значит
вызвать волнение у взрослых, которые несут за тебя ответственность.
2.Закон точного времени (пунктуальности).
Старайся всегда и везде быть во время, без опозданий. Цени свое и чужое
время.
3.Закон вежливого поведения.
Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого как вежливость.
4.Закон улыбки.
Будь доброжелателен ко всем, чаще улыбайся. Хорошее настроение-залог
здоровья и успеха.
5.Закон равенства.
В лагере все равны и имеют равные права и обязанности. Нет хороших и
плохих, добрых и злых людей. Каждый человек имеет право на уважение
также как и ты.
6.Закон взаимности.
«Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе».
7.Закон любви и добра.
Каждое живое существо, особенно человек, нуждается в любви и хорошем
отношении.
8.Закон ответственности.
Ты всегда в ответе за свои поступки, поэтому поступай так, чтобы не
стыдиться. Помни, что взрослые тоже несут ответственность за твою жизнь
и поступки.
9.Закон «города».
Мы живем среди людей, в сообществе, которое имеет свои правила и
законы. Нарушение этих законов создает проблемы и ведет к конфликтам.
Уважай и соблюдай законы своего «города»!
10. Закон прощения.
Умей прощать других и будешь прощен сам.
11. Закон поднятой руки.
В «СКиФе» закон един – все слушают, говорит один.
12.Закон успеха и позитивного мышления.
Позитивное ( положительное, оптимистичное) мышление и
мировосприятие неизбежно приведет вас к успеху в любой деятельности.
Стремись к успеху! Будь успешен!
Информационный стенд лагеря:
Название лагеря, девиз, законы лагеря, органы самоуправления, распорядок дня,
экрандеятельности, дневник путешествия, карта путешествия, компас настроений,
поздравления.
Основные принципы, используемые при реализации Программы:
Добровольность участия
Личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося
человека в качестве высшей социальной ценности, уважение уникальности и
своеобразия каждого ребенка
Построение любой деятельности на основе природных задатков ребенка, его
половозрастных и индивидуальных особенностей
Самоопределение подростков в выборе видов и содержания деятельности,
осознанность целей деятельности обучающихся, как субъекта собственного
развития
Гумманизация межличностных отношений: отношения между педагогами и
детьми на основе уважения, терпимости к мнению детей, создание ситуации
успеха
Принцип открытости: участие в процессе воспитания максимального количества
институтов и людей.
“Конкурс актерского мастерства”
“Конкурс градостроителей ”
“Конкурс поделок из природного материала”
“Конкурс врунов имени барона Мюнгхаузена”
“День рекордов Гиннеса”
“Аукцион талантов”
“Конкурс рекламного плаката”
“Комический цирк”
“Сказочный винегрет”
“Конкурс танцевальных импровизаций”