Напоминание

Текст и его признаки


Автор: Воробьева Ольга Петровна
Должность: учитель
Учебное заведение: учебно - консультационный пункт №5 при исправительном учреждении №14 г. Ангарска Иркутской области
Населённый пункт: Ангарск
Наименование материала: конспект урока
Тема: Текст и его признаки
Раздел: полное образование





Назад





План-конспект урока

по теме «Текст и его признаки».

1.
Воробьева Ольга Петровна, учитель русского языка и литературы учебно – консультационного пункта №5 при исправительном учреждении №14 г. Ангарска Иркутской области ( «Ангарский педагогический колледж»)
2.
Русский язык, 10 класс
3.
Учебник «Русский язык 11 класс» в 2-х частях под ред. Л. М. Рыбченковой
4.

Цель
урока – расширить представление о тексте и его признаках, овладеть навыками смыслового чтения, преобразования текста.
5.
Учебные
задачи
направлены на достижение
предметного развития:
 углубить теоретические знания о тексте, повторить его основные признаки,  выявлять информацию, представленную в скрытом виде;
метапредметного развития:
 предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт  находить в тексте требуемую информацию;
личностного развития:
 воспитывать внимание к слову, интерес к изучению структуры текста,  продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,  развивать креативность мышления; Урок с использованием элементов
технологии ТРКМ, с опорой на

стратегию смыслового чтения
.
6.

Тип урока:
урок обобщения и систематизации знаний (урок повторения и углубления учебного материала, закрепления знаний и формирования умений и навыков)

7.

Формы работы учащихся
:  фронтальная  индивидуальная,  самостоятельная работа
9. Оборудование
 раздаточный материал, портрет Д.С. Лихачева.
Структура урока
1.Организация начала урока. 2. Актуализация знаний обучающихся. Подготовка к основному этапу занятия. 3. Воспроизведение и коррекция ЗУН (повторение, обобщение). 4. Обобщение по теме. Работа с текстом. 5. Подведение итогов урока. 6. Рефлексия.
Ход урока

1.

Организация

начала

урока.
Приветствие учителя, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.
2 . Актуализация знаний обучающихся. Подготовка к основному этапу

занятия
. Итак, тема нашего урока: «Текст и его признаки», запишите ее в тетрадь. Подумайте и запишите в тетрадь 3 слова, которые, как вам кажется, относятся к теме урока. Те из вас, кто сидит с соседом, покажите их соседу по парте, после из 6 слов необходимо отобрать 3 слова и их впоследствии огласить. -Исходя из темы урока, какую цель ставите вы, ребята? (ответы обучающихся) Учитель дополняет: расширить представление о тексте и его признаках, овладеть навыками смыслового чтения, преобразования текста.
3. Воспроизведение и коррекция ЗУН.
Сейчас мы с вами повторим изученные вами ранее понятия, которые напрямую связаны с темой урока. Итак, игра «Угадай слово». Вам предлагаются толкования смысловых значений слов, по которым вы должны угадать знакомые вам лингвистические термины: -группа предложений, связанных по смыслу и грамматически ( ТЕКСТ) -название какого-либо произведения или отдельных его частей ( ЗАГЛАВИЕ) -круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п., то, о чём (или о ком) говорится в тексте (ТЕМА) -главная, основная мысль, то, что хотел сказать писатель (ИДЕЯ) - построение произведения (текста), расположение его составных частей, порядок изложения событий. ( КОМПОЗИЦИЯ)
- сложившаяся система языковых средств, обусловленная различиями в сферах общения и основными функциями языка (СТИЛИ РЕЧИ) Учитель: Какой из отгаданных вами лингвистических терминов напрямую связан со всеми другими лингвистическими терминами? ( Ответы обучающихся: безусловно, текст) Учитель: Слово «текст» в переводе с латинского языка означает «ткань», «связь», «соединение». Учитель: Давайте попытаемся соединить в одном понятии «Текст» все трактовки терминов? ( Ответы обучающихся: Текст — это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически. Это высказывание на определённую тему; в нем реализуется основная мысль, то есть идея. Любой текст имеет свою композицию, то есть построение. Текст всегда оформляется стилистически). Учитель: А какую связь со словом «Текст» увидели вы, записывая слова в тетрадь вначале урока? Прочитайте свои слова. Учитель: У любого предмета есть признаки, есть признаки и у текста Учитель: Мы с вами уже перечислили те основные признаки, которые характерны для любого текста. Рассмотрите схему, в которой сгруппированы все признаки текста.
4. Обобщение по теме. Работа с текстом.
Учитель: А вот поможет нам решить все учебные задачи, заявленные в начале урока, работа с текстом, который написан Д.С. Лихачевым.
Посмотрите на портрет советского и российского филолога, культуролога, искусствоведа, академика РАН Д.С. Лихачева. Он был выдающимся ученым, общественным деятелем. Человек, с именем которого всегда ассоциируется представление о высокой культуре, добре, справедливости. Среди многочисленных работ Д.С. Лихачева есть одна особая, она называется « Письма о добром и прекрасном», составленная в форме писем, она обращена и адресована молодому поколению. В письмах рассказывается о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте поведения и окружающего мира. -Прежде, чем прочитаем предложенный текст, предположите по его названию «БЫТЬ ВЕСЁЛЫМ, НО НЕ БЫТЬ СМЕШНЫМ», о чем пойдет в нем речь? Текстовая стратегия деятельности
"Чтение вслух".
Ученики по очереди читают текст по абзацам. Задача — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаём следующему чтецу. (Если на самом деле имеются копии текста у других членов группы, их нужно отложить в сторону.) Первым всегда читает учитель, затем он передаёт текст первому слушателю, затем второму и т.д. Таким образом, все читают попеременно.
ПИСЬМО ВОСЬМОЕ
«БЫТЬ ВЕСЁЛЫМ, НО НЕ БЫТЬ СМЕШНЫМ» 1) Говорят, что содержание определяет форму. Это верно, но верно и противоположное, что от формы зависит содержание. 2) Поэтому поговорим о форме нашего поведения, о том, что должно войти в нашу привычку и что тоже должно стать нашим внутренним содержанием. 3) В разговоре с другими умейте слушать, умейте помолчать, умейте пошутить, но редко и вовремя. Занимайте собой как можно меньше места. 4) Будьте просты и снисходительны к своим недостаткам. Не страдайте от них. Хуже нет, когда в человеке развивается «комплекс неполноценности», а вместе с ним озлобленность, недоброжелательность к другим людям, зависть. Человек теряет то, что в нём самое хорошее, – доброту. 5) И ещё одно, и самое, может быть, важное: будьте правдивы. Стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам. Но ложь всегда выдаёт себя, ложь всегда «чувствуется», и вы не только становитесь противны, хуже – вы смешны. 6) Не будьте смешными! Правдивость же красива, даже если вы признаетесь, что обманули перед тем по какому-либо случаю, и объясните, почему это сделали. Этим вы исправите положение. Вас будут уважать, и вы покажете свой ум.
7) Простота и «тишина» в человеке, правдивость, отсутствие претензий в одежде и в поведении – вот самая привлекательная «форма» в человеке, которая становится и его самым элегантным «содержанием». ( Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»)
Знание
- Докажите, что это текст. Ответы: все предложения в тесте связаны по смыслу и грамматически, объединены одной темой, текст имеет свою композицию, прослеживается стилевое единство текста.
Понимание
- Определите тему текста. Ответы: А) Форма = содержание. Б) Содержание и форма – взаимодействие противоположностей В) Переход формы в содержание - Определите идею текста. Ответы: Нельзя быть смешным в своем отношении к миру, к людям. Ведите себя достойно! -Название текста связано с темой текста или с его основной мыслью?Ответы: Название текста связано с его основной мыслью, так как Д. С. Лихачев рассуждает в тексте о том, каким должен быть Настоящий Человек, о его внутренней культуре. -На сколько частей можно разделить текст? Ответы: вступление, основная часть, заключение. - Определите стиль текста (докажите своё мнение) Ответы: Публицистический стиль, так как текст посвящен актуальной проблеме: все в человеке взаимосвязано: и душа, и тело.
Использование
- Раскройте смысл предложения Стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам. Ответы: Своим поведением вы проявляете свою суть, свой характер. «От себя не убежишь», - говорят в народе. А правда всегда выходит наружу, это один из законов жизни. - Что значит комплекс неполноценности, каковы его проявления? Ответы: Это переживание своей бесполезности для окружающих людей, перекладывание ответственности на других людей, грубость, поиск недостатков у других и т.д.
Анализ
- Определите лексическое значение слов претензия, элегантный. Ответы: По словарю С.И. Ожегова: Претензия. 1. притязание, заявление права на обладание кем-чем-нибудь., получение чего-нибудь. 2. жалоба, выражение неудовольствия. 3. поведение, поступки того, кто желает признания за ним каких-нибудь достоинств Элегантный, т.е. Изысканный, изящный
- Обратите внимание на написание этих слов, запишите их себе в тетрадь: пр
е
тензия, эл
е
гантный. - Как вы поняли мысль Д. Лихачёва: « Простота и «тишина» в человеке, правдивость, отсутствие претензий в одежде и в поведении – вот самая привлекательная «форма» в человеке, которая становится и его самым элегантным «содержанием»? Передайте её своими словами. Ответы: Форма переходит в содержание
Синтез (предложить учащимся домашнее задание)
- Выберите любого литературного героя, от имени которого напишите мини – сочинение на тему "Содержание определяет форму или форма содержание?"
Оценка
- Какой вывод вы сделали для себя, прочитав письмо Д.С. Лихачева?
5. Подведение итогов урока
Учитель: Необходимо не игнорировать обе категории, а уловить их переход друг в друга, понять содержание и форму как подвижное взаимодействие противоположностей то расходящихся, то сближающихся, вплоть до тождества. Уместно вспомнить стихотворение Саши Черного о единстве содержания и формы: Одни кричат: «Что форма? Пустяки! Когда в хрусталь налить навозной жижи — Не станет ли хрусталь безмерно ниже?» Другие возражают: «Дураки! И лучшего вина в ночном сосуде Не станут пить порядочные люди». Им спора не решить... а жаль! Ведь можно наливать вино в хрусталь.
6. Рефлексия
(заполнение оценочного листа). Оценочный лист Дата проведения урока _____ Класс ___ Предмет ___________________ Т е м а у р о к а ______________________________________________________________ Ф И О у ч е н и к а ____________________________________________________________ Какой материал урока был мне известен? Что нового я узнал на уроке? Чему я научился? Какую оценку поставил себе за урок и почему?


В раздел образования