Напоминание

"Победить в цейтноте"


Автор: Суслова Ирина Фёдоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Никифоровская СОШ №1"
Населённый пункт: р.п. Дмитриевка, Тамбовская область
Наименование материала: Моя педагогическая философия
Тема: "Победить в цейтноте"
Раздел: начальное образование





Назад





Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия

«Победить в цейтноте»

«Победить в цейтноте»
Два мира есть у человека - Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Н.Заболоцкий. Да, мы, действительно, творим этот мир. Однако творчество у каждого свое. Мои коллеги сравнивают свою педагогическую деятельность с вдохновением композитора или художника, актёра или архитектора. А мне, как профессионалу шашечной игры, шаги педагогического воздействия видятся ходами турнирных партий. Удивительное сходство есть в деятельности учителя и шашечной игре! Стоит вглядеться внимательнее, и вы согласитесь, что легкое волнение и торжественная важность момента начала соревнований сродни сентябрьским линейкам и первым минутам урока, а всплески эмоций, переживаемых во время построения партии, сопоставимы с палитрой чувств, возникающих во время общения с детьми. Я твёрдо убеждена, что стать сильным педагогом - значит видеть личность ученика не только в данный момент, но и уметь строить траекторию ее развития, максимально учитывая индивидуальные особенности ребёнка. Так же, как и стать сильным шашистом - значит научиться видеть сильные и слабые стороны позиции, сложившейся на доске, и возможное их изменение в результате действий с обеих сторон. Игра в шашки гениально соединила в себе элементы искусства, науки, спорта. Случайностям в ней не место - лишь основательный расчет ходов поможет найти правильное решение и приведет к победе. И в педагогике на одну интуицию полагаться нельзя, только обдуманный выбор приёмов и методов на каждом уроке даст желаемый результат обучения. Со своими учениками я вступаю только в равноправные отношения. Мы вместе творим наши уроки, создавая свой стиль делового сотрудничества, учимся не мыслям, а мыслить. Поэтому каждый урок не похож на другие и по-своему интересен. Подобные отношения складываются и в шашечной игре. Соперника я представляю достойным партнёром, с которым мы из обманчивой простоты глубиной мысли создаем прекрасные партии, наслаждаясь духом творчества и мастерства. Игра во время соревнований ограничивается временем на обдумывание ходов. Случается, что именно несколько минут решают судьбу партии. И только хорошо вооруженный теорией шашист сможет сориентироваться в позиции на доске и выйти из цейтнота победителем. Общение педагога с детьми вызывает к жизни бесчисленное множество непредсказуемых
ситуаций, требующих от учителя немедленного реагирования. Именно поэтому расширение теоретических знаний по психологии и педагогике, самообразование, изучение новых педагогических и воспитательных технологий – это для меня возможность далекого и точного расчета, постоянный педагогический поиск, полет творческой фантазии и интуиции. Благодаря этому и возможны победы в «педагогическом» цейтноте, которые мы одерживаем вместе с учениками над проблемой урока или любой возникшей ситуацией в повседневной жизни. Я полагаю, что для формирования развитой личности, педагог должен быть творцом. Главные пути формирования личности – деятельность и общение. А значит и все главные умения педагога должны быть направлены на организацию деятельности детей, их общения друг с другом и с учителем. Однако, если процесс обучения очистить от мучительного поиска истины, от озарений, тупиков, безнадежности, восторга «эврик», ученик не станет активным субъектом педагогического взаимодействия. Именно поэтому я постоянно веду поиск таких методов обучения, при которых повышается инициативность учащихся, создаю комфортные условия на уроке, даю возможность ученикам почувствовать свою успешность и интеллектуальную состоятельность. Моя педагогическая деятельность – это «эврика» для меня, и для моих учеников. Шаблон убивает творчество и в шашечной игре. Излишнее увлечение известными вариантами ходов тормозит рост потенциала игрока, не дает ему раскрыться, Профессиональное увлечение шашками помогает мне в построении педагогического процесса, ведь чтобы прикоснуться к личности ребенка, нужен точный и дальновидный расчет, потому что цена хода в партии не сопоставима с ценой моих педагогогических шагов. На моем пути еще множество непроведённых уроков и несыгранных партий. Верю, что и моим ученикам, и моим партнерам по игре они будут доставлять истинно творческое наслаждение.
Привыкла я просчитывать ходы за шашечной доской.

Толковых комбинаций не вместить в блокноте.

Все это помогает мне порой

В учебно-воспитательной работе.

А цель ее – развить в ребенке личность.

Добро и свет ей каждый день дарить.

Все в жизни делать только на «ОТЛИЧНО».

В цейтноте этом - победить!
Ирина Фёдоровна Суслова, учитель начальных классов МБОУ «Никифоровская СОШ №1».


В раздел образования