Автор: Суслова Ирина Фёдоровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Никифоровская СОШ №1" Населённый пункт: р.п. Дмитриевка, Тамбовская область Наименование материала: Моя педагогическая философия Тема: "Победить в цейтноте" Раздел: начальное образование
«Победить в цейтноте»
Два мира есть у человека -
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий.
Да, мы, действительно, творим этот мир. Однако творчество у каждого
свое.
Мои
коллеги
сравнивают
свою
педагогическую
деятельность
с
вдохновением композитора или художника, актёра или архитектора. А мне,
как
профессионалу
шашечной
игры,
шаги
педагогического
воздействия
видятся ходами турнирных партий.
Удивительное сходство есть в
деятельности учителя и шашечной игре!
Стоит вглядеться внимательнее, и вы согласитесь, что легкое волнение и
торжественная важность момента начала соревнований сродни сентябрьским
линейкам и первым минутам урока, а всплески эмоций, переживаемых во
время построения партии, сопоставимы с палитрой чувств, возникающих во
время общения с детьми.
Я
твёрдо
убеждена,
что
стать
сильным
педагогом
-
значит
видеть
личность ученика не только в данный момент, но и уметь строить траекторию
ее развития, максимально учитывая индивидуальные особенности ребёнка.
Так же, как и стать сильным шашистом - значит научиться видеть сильные и
слабые стороны позиции, сложившейся на доске, и возможное их изменение
в результате действий с обеих сторон. Игра в шашки гениально соединила в
себе элементы искусства, науки, спорта. Случайностям в ней не место - лишь
основательный расчет ходов поможет найти правильное решение и приведет
к
победе.
И
в
педагогике
на
одну
интуицию
полагаться
нельзя,
только
обдуманный выбор приёмов и методов на каждом уроке даст желаемый
результат обучения.
Со своими учениками я вступаю только в равноправные отношения.
Мы
вместе
творим
наши
уроки,
создавая
свой
стиль
делового
сотрудничества, учимся не мыслям, а мыслить. Поэтому
каждый урок не
похож на другие и по-своему интересен. Подобные отношения складываются
и в шашечной игре. Соперника я представляю достойным партнёром,
с
которым мы из обманчивой простоты глубиной мысли создаем прекрасные
партии, наслаждаясь духом творчества и мастерства.
Игра во время соревнований ограничивается временем на обдумывание
ходов. Случается, что именно несколько минут решают судьбу партии. И
только хорошо вооруженный теорией шашист сможет сориентироваться в
позиции на доске и выйти из цейтнота победителем. Общение педагога с
детьми
вызывает
к
жизни
бесчисленное
множество
непредсказуемых
ситуаций,
требующих
от
учителя
немедленного
реагирования.
Именно
поэтому расширение теоретических знаний
по психологии и педагогике,
самообразование,
изучение
новых
педагогических
и
воспитательных
технологий
–
это
для
меня
возможность
далекого
и
точного
расчета,
постоянный педагогический поиск, полет творческой фантазии и интуиции.
Благодаря этому и возможны победы в «педагогическом» цейтноте, которые
мы
одерживаем
вместе
с
учениками
над
проблемой
урока
или
любой
возникшей ситуацией в повседневной жизни.
Я полагаю, что для формирования развитой личности, педагог должен
быть
творцом.
Главные
пути
формирования
личности
–
деятельность
и
общение. А значит и все главные умения педагога должны быть направлены
на организацию деятельности детей, их общения друг с другом и с учителем.
Однако, если процесс обучения очистить от мучительного поиска истины, от
озарений,
тупиков,
безнадежности,
восторга
«эврик»,
ученик
не
станет
активным
субъектом
педагогического
взаимодействия.
Именно
поэтому
я
постоянно веду поиск таких методов обучения, при которых повышается
инициативность
учащихся,
создаю
комфортные
условия
на
уроке,
даю
возможность ученикам почувствовать свою успешность и интеллектуальную
состоятельность. Моя педагогическая деятельность – это «эврика» для меня,
и для моих учеников.
Шаблон убивает творчество и в шашечной игре.
Излишнее
увлечение
известными
вариантами
ходов
тормозит
рост
потенциала игрока, не дает ему раскрыться,
Профессиональное
увлечение шашками помогает мне в построении
педагогического процесса, ведь чтобы прикоснуться к личности ребенка,
нужен точный и дальновидный расчет, потому что цена хода в партии не
сопоставима с ценой моих педагогогических шагов.
На моем пути еще множество непроведённых уроков и несыгранных
партий. Верю, что и моим ученикам, и моим партнерам по игре они будут
доставлять истинно творческое наслаждение.
Привыкла я просчитывать ходы за шашечной доской.
Толковых комбинаций не вместить в блокноте.
Все это помогает мне порой
В учебно-воспитательной работе.
А цель ее – развить в ребенке личность.
Добро и свет ей каждый день дарить.
Все в жизни делать только на «ОТЛИЧНО».
В цейтноте этом - победить!
Ирина Фёдоровна Суслова,
учитель начальных классов
МБОУ «Никифоровская СОШ №1».