Автор: Сенцова Ольга Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 69" Населённый пункт: г. Воронеж Наименование материала: Формирование экологической культуры у дошкольников Тема: статья Раздел: дошкольное образование
Формирование экологической культуры у дошкольников
Общение
детей
с
природой
-
это
отдельные
взаимосвязанные
мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями
и животными. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько
этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость,
развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему
живому.
Разработанное
нами
проектирование
педагогического
процесса
экологического
образования
дошкольников
будет
способствовать
более
успешному
формированию
экологических
знаний
у
детей
дошкольного
возраста.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению
я
использовую
интегрированный
подход ,
предполагающий
взаимосвязь
исследовательской
деятельности,
музыки,
изобразительной
деятельности,
физической
культуры,
игры,
театральной
деятельности,
литературы,
моделирования,
просмотра
телепередач,
экскурсий,
а
также
организации
самостоятельной
деятельности
детей
т.е.
экологизацию
различных
видов
деятельности ребенка.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и
ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Обучающий процесс
был
организован
так,
чтобы
ребенок
имел
возможность
сам
задавать
вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.
Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного
восприятия ребенком окружающего мира. Циклы занятий, направлены на
формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о
растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и
экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Большое
значение
в
проектировании
педагогического
процесса
экологич е с кого
об ра зова ния
д ошкольников
с лед уе т
уд е л я т ь
исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В
процессе обучения мы обращали внимание на то, чтобы задействовать все
органы
чувств
ребенка,
а
не
только
слух
и
зрение.
Для
этого
детям
предоставляется возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты
и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.
Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни,
которое
сочетается
с
наблюдениями.
Воспитатель
с
детьми
регулярно
фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за
ней. В младших и средних группах взрослый помогает детям после прогулки
отыскать
картинки
с
явлениями
природы,
которые
наблюдали
на
улице.
Вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты,
«выпускают» ее погулять. В старших группах воспитатель учит ребят в
календаре
находить
и
закрашивать
дни
недели,
значками
обозначать
погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии
с их сезонным состоянием на данный момент [1].
В
разгар
зимней
подкормки
воспитатель
использует
календарь
наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц,
которых
видели
на
участке,
а
старшие
дети
обозначают
их
значками
-
галочками соответствующего цвета.
Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно
рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в
воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в
вазу
для
наблюдения
за
распусканием
почек,
развертыванием
молодых
листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или
цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый
интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения,
его зависимость от внешних условий жизни. Заполнение календаря - важная
совместная
практическая
деятельность,
в
процессе
которой
воспитатель
обучает
детей
находить
нужные
клеточки,
обозначать
значками
или
рисунками
те
явления
природы,
которые
они
наблюдали,
обучает
детей
умению
использовать
и
понимать
символы.
Особенно
ценно
то,
что
в
календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие
растений
при
соответствующих
условиях,
сезонные
изменения
живой
и
неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью,
на которой одновременно представлены все изменения.
Обучая детей, заполняя с ними тот или иной календарь, воспитатель
осуществляет познавательное общение с дошкольниками, - показывает, где и
что
надо
изобразить,
поясняет,
поправляет,
-
в
общем,
доброжелательно
помогает
им
освоить
это
дело.
Нет
сомнения,
что
такая
совместная
деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в
целом [1].
Общение
детей
с
природой
-
это
отдельные
взаимосвязанные
мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями
и животными. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько
этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость,
развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему
живому.
Важную
роль
в
экологическом
образовании
дошкольников
играет
практическая,
исследовательская
деятельность
в
природных
условиях.
К
сожалению,
современные
дети,
особенно
городские,
имеют
весьма
ограниченные возможности для общения с природой. А ведь экологическое
образование
должно
начинаться
с
объектов
ближайшего
окружения,
с
которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому,
что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия
деревьев, трав, закатов, рассветов: А этого не случится, если изучать природу
по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества [2].
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные
объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе
проектно-исследовательской деятельности.
Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в
процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется
сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями
детей,
содержанием
образовательных
программ
дошкольного
учреждения
(любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство)
[3].
Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность
определяется
педагогическим
коллективом
дошкольного
учреждения
в
зависимости от решаемых задач. Знания, полученные детьми на занятиях,
помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в
природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить
материал;
способствуют
формированию
экологически
грамотного,
безопасного для природы и здоровья человека поведения. Методика работы с
детьми
в
рамках
экологического
проекта
разрабатывается
на
основе
интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения,
экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с
литературными
произведениями,
сочиняют
свои
сказки
и
рассказы.
По
методике
экологического
проекта
может
работать
любое
дошкольное
учреждение,
независимо
от
его
вида
и
специализации.
Проект
можно
рассматривать как дополнение к любым общеобразовательным, комплексным
программам и парциальным программам экологического направления.
В проекте могут участвовать дети средней, старшей и подготовительной к
школе групп. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от их
возрастных особенностей. Дети среднего дошкольного возраста, естественно,
будут
выполнять
меньший
объем
работы,
использовать
самые
простые
методы наблюдений, обобщать результаты своих исследований, в основном в
виде
рисунков
и
коротеньких
рассказов.
Чем
старше
дети,
тем
меньше
руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и
формы
обобщения
материала,
становятся
более
разнообразными.
К
выполнению проекта привлекаются родители.
Литература
1. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в
детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / Под ред.
Ивановой А.И. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 56 с.
2.
Николаева
С.Н.
Воспитание
экологической
культуры
в
дошкольном
детстве / С.Н. Николаева. - М., 1995. - 168 с.
3. Экологическое воспитание дошкольников / Под ред. Сакирдановой Т. -
Симферополь, 2004. - 35 с.