Воспитание у дошкольников познавательного интереса к чтению
Автор: Сенцова Ольга Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 69" Населённый пункт: г. Воронеж Наименование материала: статья Тема: Воспитание у дошкольников познавательного интереса к чтению Раздел: дошкольное образование
Воспитание у дошкольников познавательного интереса к чтению
Мы живём в эпоху, когда ребёнок, начиная с раннего возраста, получает
колоссальный объём информации, в основном пассивно воспринимая её из
СМИ. Для детей врагом №1 мы – взрослые считаем телевизор, компьютер.
Иное дело -чтение! Это активный вид деятельности. Больше того, когда
ребёнок
остаётся
один
на
один
с
книгой,
он
включается
в
творческий
процесс. Чтение – прекрасный способ организовать досуг ребёнка с пользой
для
его
общего
развития.
Чем
раньше
он
начнёт
читать,
тем
больше
вероятность того, что вырастет образованным человеком.
Но как же приобщить ребёнка к книге, к чтению? Научить сложному
искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребёнок должен ярко,
эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображённые события,
страстно
переживать
их.
Только
приученный
к
книге
ребёнок
обладает
бесценным
даром
легко
«входить»
в
содержание
услышанного
или
прочитанного. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир
человеческих
чувств,
радостей
и
страданий,
отношений,
побуждений,
мыслей, поступков, характеров. Она учит «вглядываться» в человека, видеть
и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга,
оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Задача взрослого – отрыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе
книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый,
чтобы
привлечь
к
книге
ребёнка,
должен
сам
любить
литературу,
наслаждаться
ею
как
искусством,
уметь
передавать
свои
чувства
и
переживания детям.
Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что
неизбежно
влияет
на
литературное
развитие
ребёнка,
формирование
его
литературного
опыта
на
этапе
дошкольного
детства,
на
воспитание
отношения к книге. Поэтому необходимо выбирать для чтения хорошие,
проверенные
временем
книги,
написанные
литературным
языком,
талантливые и остроумные. Главное, чтобы сюжет был ярким, динамичным
и легко запоминающимся. Желательно, чтобы картинки были на каждой
страничке – тогда ребёнок не заскучает и не потеряет интереса к сюжету.
Иллюстрации помогают детям дошкольного возраста лучше воспринимать
текст и представлять воочию героев произведения. Иллюстрации в детских
книгах
должны
быть
понятными,
добрыми,
красочными.
Вся
детская
литература должна быть у ребёнка всегда под рукой, чтобы в любой момент
он мог достать нужную ему книжку. Детские книги не должны быть слишком
толстыми и тяжёлыми. Бумага должна быть хорошего качества, с отлично
пропечатанными буквами, чтобы зрение маленького читателя не портилось.
Дошкольники изначально тянутся к чтению. Ведь для них это совершенно
новый
род
деятельности.
Ребёнок
воспринимает
почти
как
волшебство
момент,
когда
из-под
его
пока
неуверенной
ручонки
на
бумаге
появятся
буквы, из которых складываются слова. И эти слова он сам сможет прочесть.
А сколько радости доставляет ребёнку прочитанная вывеска на магазине,
аптеке. И наша цель – не убить в ребёнке желание читать.
Как сделать чтение для дошкольников увлекательным?
Можно записать чтение «юного читателя» или пересказ прочитанной
истории на магнитофон. Потом он с удовольствие будет слушать на плёнке.
Приобрести кассету со сказками и такую же книгу с яркими картинками.
Ребёнок сам сможет слушать запись, одновременно рассматривая картинки.
Надеть на руку куклу из кукольного театра, которая тоже будет «слушать»
сказку с ребёнком. Кукла может комментировать прочитанное, высказывать
предположения о том, что будет дальше, вступая в диалог с ребёнком.
Не торопить начинающего читателя. У каждого ребёнка свой ритм и он
должен приобщиться к чтению в своём темпе.
Не
ругать
дошкольника
за
выдумки,
если
он
водит
пальчиком
вдоль
строчек
и
говорит,
что
может
«всё-всё
здесь
прочесть».
Дошкольники
–
настоящие исследователи, у которых свои методы освоения окружающего
мира.
Не прекращать практику совместного чтения даже когда ребёнок научится
читать сам. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у
ребёнка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснить
малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное – такое чтение
очень сплачивает детей с взрослыми.
Дошкольники
по
природе
любознательны,
необходимо
поощрять
их
попытки узнать, понять, определить. Впоследствии живой интерес может
сыграть решающую роль в пристрастии к чтению. От взрослого в большей
степени зависит то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или
встреча с книгой в дошкольном возрасте мелькнет случайным, ничего не
значащим эпизодом в его жизни.