Автор: Ханинева Оксана Викторовна Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин и общего фортепиано Учебное заведение: МБУДО ДШИ Населённый пункт: г. Апатиты, Мурманская область Наименование материала: Методическая разработка (сценарий) Новогоднего праздника для ДШИ Тема: Сценарий праздника "В ожидании Нового года" Раздел: дополнительное образование
Отдел по культуре и делам молодежи Администрации г. Апатиты
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
г. Апатиты
Сценарий праздника
«В ожидании Нового года»
для учащихся подготовительного отделения
(группы Г, Д, Е)
ДШИ г. Апатиты
Разработано преподавателем ДШИ г. Апатиты
Ханиневой О.В.
Детская школа искусств г.Апатиты
26 декабря 2015 г.
-2-
Сценарий праздника «В ожидании Нового года» для учащихся
подготовительного отделения ДШИ.
Цели: воспитание интереса к русскому народному поэтическому и
музыкальному искусству древности, уважения к народным традициям;
знакомство учащихся с историей происхождения масок, обычаев, связанных с
праздниками; развитие у детей навыков публичных выступлений на сцене,
приобщение учащихся к коллективному музыкальному творчеству,
установление взаимосвязей между отделениями ДШИ.
Автор сценария,
хормейстер,
ведущая —
Ханинева О.
Музыкальное
сопровождение —
Гилев Е.
Художественное
оформление —
Бушманова Е., Кощенко А.
Действующие лица и исполнители:
Ведущий —
Ханинева О., преподаватель ДШИ
Северный Олень — Тарновская Ю., учащаяся музыкального отделения
Дети —
учащиеся подготовительного отделения ДШИ
(группы Г, Д, Е)
-3-
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие ребята! Как прекрасна зимняя пора!
Ах, как хорош пушистый снег,
Летящий с высоты.
Он повисает на ветвях,
Как белые цветы.
Звенят сосульки в тишине –
Осколки хрусталя.
Уснули реки подо льдом,
Под снегом спят поля.
Рисует по утру мороз
Узоры на окне.
Друзья, хорошая зима
У нас в родной стране.
Вот
уже
совсем
скоро
наш
любимый
праздник
Новый
год!
Подарки.
угощения
за
праздничным
столом,
поздравления
и
фейерверки
с
хлопушками –это всё впереди! А без чего никак нельзя обойтись на
празднике?.. правильно, без особого, новогоднего настроения! Так давайте
его создадим! Я всех детей приглашаю на сцену. (дети выходят из зала)
Вот какие вы все нарядные и симпатичные! И уже готовы порадовать своих
мам и пап?. Прекрасно! И, несмотря на то, что наши ребята учатся в школе
искусств
всего
несколько
месяцев,
они
подготовили
для
вас,
дорогие
зрители-
родители,
бабушки
и
дедушки,
-настоящую
концертную
программу!
Исполняется русская народная песня «Гори-гори ясно».
Появляется Северный Олень
С.Олень:
Добрый день! Тут кто-то так звонко зазывал доброй песней, что я мигом
примчался на эти веселые звуки!,
Ведущий:
Здравствуй! А ты кто такой?
С.Олень:
Я- северный Олень, посланник Дедушки Мороза!
Я примчался по его поручению, чтобы проверить, как дети в вашей школе
искусств готовятся к Новому году. Это вообще-то работа у меня такая.
Ведущий:
Работа твоя - проверять детей?
С.Олень:
Не только. Я проверяю всех, всё и вся: как люди готовятся к этому важному
для всех событию. И сообщаю обо всём Деду Морозу.
Ведущий:
Ой, как серьезно. И что, просто так Новый год не наступит и Дед Мороз с
подарками не придет?
С.Олень:
Совершенно верно. Такой праздник надо заслужить. Особенно непослушным
шалунам…
Ведущий:
Ну, во-первых. дорогой Олень, у нас на подготовительном отделении детки
послушные. А во-вторых, хоть они и совсем недавно здесь учатся, кое-что мы
показать можем.
Ну что, ребята, познакомим Северного Оленя
с нашими песнями?..
Давайте вспомним золотую осень, когда вы только пришли к нам учиться.
Исполняется русская народная календарная песня «Осень-осень»
С.Олень:
Хорошая песня, веселая.. А знаете ли вы что-нибудь лирическое, задушевное?
Ведущий:
Мы исполним песню про липу,- осень бывает не только яркая и веселая!
Исполняется песня «Липа»
С.Олень:
Замечательная,
душевная
песня.
Стараетесь..
и
зал
у
вас
с
елочкой
наряженной вполне симпатичный..
Ведущий:
Мы рады, что тебе нравится!
С.Олень:
Я смотрю, тут у вас интересные предметы лежат, напоминающие
рога
(рассматривает разложенные музыкальные инструменты- рожки и заготовки
для них из коровьих рогов). Правда, они совсем не похожи на мои нарядные,
новогодние!
Ведущий:
Конечно,
эти
рога
необычные-
из
них
мастерят
музыкальные
духовые
инструменты- рожки. На рожках в России обычно и играли пастухи, под
его незатейливые звуки собирали стадо для выпаса. Но на рожках еще
любили играть во время веселых посиделок, на деревенских праздниках!
Рожок-
не
сложный
в
изготовлении
инструмент.
Он
представляет
собой
деревянную или роговую трубку, расширенную с одного конца, а сбоку
делаются отверстия.. оказывается, у нас в России до сих пор существуют
целые ансамбли из музыкантов- рожечников!
И наша следующая песня как раз про пастухов.
Исполняется песня «Пастушья»
С.Олень:
Молодцы, ребята, и про пастухов знаете! А загадки вы умеете разгадывать?..
А про зимушку?
Ведущий:
Я уверена, что наши дети знают отгадки!
Так, Олень, давай, загадывай!
С.Олень: (могут загадывать с ведущим по очереди) :
1) Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зимой)
2) Я как песчинка мал, а землю покрываю.
(Снег)
3) Не зверь, а воет.
(Вьюга, метель)
4) Без рук, без ног, а рисовать умеет.
(Мороз)
5) Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно.
(Лед)
6) Бел, да не сахар; нет ног, а идет.
(Снег)
7) Растет она вниз головою.
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет – заплачет она и умрет.
(Сосулька)
8) Детки сели на карниз и растут все время вниз.
(Сосульки)
9) В огне не горит и в воде не тонет. (Лед)
10) Мохнатенькая, усатенькая. Молоко пьет, песенки поет! (Кошка)
Ведущий:
А у нас и песня подходящая имеется! Вот послушай.
Исполняется песня « Киска»
С.Олень:
Ой, какие царапучие детки-котятки получились! А про волшебных котов
есть песенка?
Ведущий:
Ты имеешь в виду Котов-Баюнов?
С.Олень:
Точно!
Ведущий:
Ну, мы же готовились! Вот сейчас и хотим тебе спеть про такого сказочного
Кота!
Знаете, откуда пришли слова: «баю-бай», «Кот-Баюн», «баять», «байки»? – Из
глубокой древности. Баять – это значит говорить, рассказывать. И про
Кота-Баюна много песенок и сказок сложено, ведь он – помощник каждой
маме:
в
каждой
русской
избе
убаюкивал
и
нянчил
маленьких
детей,
мурлыча
и
завораживая,
рассказывал
им
свои
кошачьи
сказочные
истории…
Русская народная песня «Колыбельная коту»
С.Олень:
И песня оказалась волшебная! Так убаюкали, что в сон потянуло…
Ведущий:
А давайте сделаем паузу: и ты отдохнешь от проверок, и деткам передышка!
Дети проходят в зал
Но
пауза-то
у
нас
не
простая,
а
музыкальная!
Знаешь
ли
ты,
многоуважаемый Олень, что некоторые из наших детей уже учатся играть
на настоящем музыкальном инструменте? Хочешь послушать?
С.Олень:
(Кивает) Давайте!
Ведущий (объявляет инструментальные и вокальные номера):
Я приглашаю на сцену:
1) Тутарову Анастасию и ее преподавателя Силинскую С.А.
2) Морозова Алешу и ее преподавателя Паршину И.Л.
3) Соляник Машу
4) Калинину Ксению
Ведущий:
С.Олень:
Давайте поблагодарим наших солистов за прекрасную музыкальную паузу!..
Подождите! Я ведь тоже учился играть на рояле! Эх, вспомню-ка я школьные
годы чудесные…
С.Олень направляется к роялю и исполняет «Марш гномов»
Ведущий:
Наши аплодисменты господину Северному Оленю! Оказывается, помощники
Деда Мороза так же любят музыку, как и мы с вами.
Господин Инспектор, я вижу, у всех настроение хорошее, предлагаю на этом
проверку закончить и перейти к празднику.
Ведущий жестом приглашает С.Оленя занять место в зрительном зале.
С.Олень:
Ведущий:
Да, настроение отличное. Но вы, кажется, забыли, что я при исполнении
(служебных обязанностей)!.. Как вы думаете, Оксана Викторовна, смогут
ли ваши дети со мной в игру сыграть?
Давайте попробуем.
С.Олень/Ведущий:
Я считаю до пяти, не могу до десяти!
1, 2, 3, 4, 5 – выбегайте все опять!
Дети выходят на сцену
С.Олень:
Только сразу предупреждаю: игра трудная! Называется: «Ну-ка, повтори-ка!»
Ведущий:
С.Олень (начинает игру ):
Дети, слушайте Оленя. Мы будем показывать вам движения со словами, а вы
за нами повторяйте!
Начну я.
У медведя дом большой,
А у зайца – маленький.
Наш медведь домой пошел,
Поскакал и зайка!
Рыбки весело плескались,
В чистой свеженькой воде.
То согнутся, разогнутся,
То зароются в песке!
Ведущий:
А теперь я.
Прилетели птички,
Птички-невелички.
Весело скакали,
Зернышки клевали!
Ведущий:
Какие вы молодцы, ребята, ловко справились с заданием!
С.Олень:
Молодцы-то молодцы! А Вы, Оксана Викторовна, про главное-то испытание
забыли?
Ведущий:
Ой, и правда, забыла, что бывают контрольные вопросы - они самые трудные!
Дети, слушаем господина Северного Оленя.
С.Олень:
Итак, голубчики вы мои! Мальчики и девочки, зайчики и белочки! Ишь, как
глазки блестят, – все-то знать хотят!
Вы на любопытный нос
Получайте мой вопрос!
Какой праздник отмечали на Руси в старину в самый короткий зимний день,
22 декабря?
Дети:
День рождения Солнца – Коляда!
С.Олень:
Ух, ты! И это правильный ответ! Коляда!
Ведущий:
С.Олень:
Ведущий:
С.Олень:
Ведущий:
Праздник
Коляда,
день
рождения
Солнца,
действительно
приходится
на
зимнее солнцестояние в декабре-месяце. В этот период солнце завершало
свой годовой цикл и «рождалось» заново. Вместе с ним обновлялся и
жизненный цикл у Славян, наших предков. Они старались очиститься от
всего ненужного и печального, от хворей и болезней, от обид и старья.
Они
разводили
очистительные
костры
и
прыгали
через
огонь,
приговаривая:
«Батюшка-Огонь,
очисти
меня!».
После
этого
прыгали
через костер, призванный наполнить силой, - ведь впереди была долгая
х о л о д н а я
з и м а .
Праздник почитания солнца, Коляда, длился долго, захватывая Рождество
Христово.
Знаю-знаю! «Коляда, Коляда, накануне Рождества!».
Вот именно! И все жители славянских селений очень весело проводили это
время! Одним из главных ритуалов праздника было вождение Ряженых
вокруг села, чтобы оно было в благоденствии, с обильным урожаем.
Напомните нам, откуда пошло слово «ряженые»?
«Ряженые» – от слова наряжаться, рядиться в разные одежды. Например,
завернуть себя в шкуру животного или надеть на себя тулуп, вывернутый
мехом наизнанку. А основной атрибут ряженых – маска. В масках и
шкурах ходили молодые парни, юноши (молодые мужчины). Еще в давние
времена маски (личины) делали из меха, бересты, кожи, дерева. Были
объемные
маски-головы
(одинарные
или
сдвоенные).
Плоские
маски
закрывали только лицо. Позже «ряженые» появились и на придворных
маскарадах, в фантастических костюмах и личинах, которые вносили в
атмосферу
праздника
волнующий
акцент
тайны,
смутной
опасности.
Ряженые принимали участие в пародийных представлениях.
С.Олень:
А в кого рядились на селе? Чьи личины были самыми популярными?
Ведущий:
Самыми
древними
и
излюбленными
были
маски
быка,
козла
или
козы,
кабана, барана,- эти животные были символами плодородия у славян.
Парня, ряженого в маску животного, водили вокруг села. Рождественские
«хождения с козой» сопровождались плясками, заклинательными песнями.
А те, кто водил ее – хор колядников (колядовщиков), – а это молодежь и
дети, – пели благопожелания хозяину дома.
С.Олень:
Где коза ходит, – там жито родит.
Где коза хвостом, – там жито кустом,
Где коза ногою, там жито копною.
Ведущий:
Благодарю за помощь! Коза при этом вызывала переполох, брыкалась и
бодала девушек и детей! А ряженый козлом во главе процессии плясал и
пел, восхваляя хозяев.
В чудодейственную силу благословения ряженого верили безоговорочно.
А хор колядовщиков в сторонке не стоял: они желали хозяевам каждого дома
добра
и
счастья,
богатого
урожая,
и
здорового,
многочисленного
приплода!
Например:
Как у дядюшки Ивана хороша жена-разумница!
Хороша дочь-раскрасавица.
У тебя ли, сударин Иван, Свет Панкратович,
Не жена, а ясно солнышко,
Раскрасавица Дуняшенька,
Дочка умница-разумница.
У тебя казна несчетная,
Вороные кони борзые!
Век тебе, сударь, не стариться,
Ни о чем век не печалиться!
А за это хозяин должен был хорошенько их отблагодарить: пригласить в избу
погреться,
угостить
вкусностями-подарками,
которые
складывались
к
колядовщикам
в
мешок.
Жадного
хозяина
могли
высмеять
песенкой-
дразнилкой, а песни-поздравления назывались колядками.
С.Олень:
И что, вы хотите сказать, что ваши дети знают такую старинную песню-
колядку?
Ведущий:
Ну конечно! И сейчас мы ее споем для всех!
Календарная русская народная песня «Сею-вею, посеваю, с Новым годом
поздравляю!».
Ведущий:
Ну
что,
дорогой
посланник
Деда
Мороза,
понравились
тебе
наши
музыкальные подарки?.. А дети наши тебе понравились?
С.Олень:
Ведущий:
С.Олень:
Да… Детишки молодцы! Знают не только много песен, но и о временах года,
и загадки, и игры! Теперь я вижу, что они этот замечательный праздник -
Новый год – заслужили!
Теперь ты можешь возвращаться к Деду Морозу и сообщить, что ребята в
нашей
школе готовы к празднику, и Дед Мороз может отправляться в
путь!
Чтобы прийти в каждый дом с подарками!
Ведущий:
А
мы
с
ребятами
всех
поздравляем
с
наступающим
Новым
годом,
Рождеством, с праздником рождения нового Солнца –
Колядой! Желаем всем счастья и процветания!
С.Олень:
И
чтобы
в
каждой
семье,
у
каждого
человека
прибавилось
и
добра,
и
друзей…
Ведущий:
И детишек, и гостей!
Ведущий:
Давайте все вместе споем напоследок песню про наш северный Новогодний
лес!
Финал:
Песня «В новогоднем лесу»
Литература:
1.
И.А. Агапова, М.А. Давыдова «30 музыкальных занятий для
начальной школы».
2.
Сборник «Дождик, дождик, перестань!», «Русское народное
детское и музыкальное творчество». Составитель: Г. Науменко.
3.
«Эстетическое воспитание в начальной школе». Разработки
внеклассных мероприятий. Автор-составитель Ю.А. Вакуленко.
4.
Елкина Наталья Васильевна «1001 загадка».
5.
«В лесу родилась Елочка» – сборник стихов, загадок, пословиц,
песен.