Напоминание

Беседа по картинам к сказкам. Рисование с натуры рамки для картины" (2 класс).


Автор: Затеева Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ ШИ ОВЗ д. Удмуртский Сурвай
Населённый пункт: Кировская область Унинский район
Наименование материала: конспект урока
Тема: Беседа по картинам к сказкам. Рисование с натуры рамки для картины" (2 класс).
Раздел: начальное образование





Назад





Урок рисования во 2 классе «Беседа по картинам к сказкам.

Рисование с натуры рамки для картины»

Тема:
«Беседа по картинам к сказкам. Рисование с натуры рамки для картины» (2 класс).
Вид урока
: рисование с натуры.
Цель урока
: создать условия для знакомства с картинами художника В.М.Васнецова и рисования с натуры рамки для картины.
Задачи:
Образовательные:  Познакомить с картинами по темам русских народных сказок художника В.М. Васнецова;  развивать композиционные навыки, располагая изображение на середине листа бумаги; Коррекционно-развивающие:  формировать графические навыки в передаче пропорций предмета;  грамотно строить речевые высказывания. развивая мыслительные операции анализа и синтеза через организацию работы по анализу образца; Воспитательные:  развивать интерес к урокам изобразительного искусства;  поощрять самостоятельность, аккуратность в работе. Планируемые результаты для учащихся:  Личностные: проявляют интерес к картинам художника; испытывают уверенность в своих возможностях.  Метапредметные: Познавательные: понимают содержание картин в опоре на их образный смысл; Регулятивные: при выполнении работ следуют инструкции учителя и представленной в презентации; Коммуникативные: используют связные высказывания для выполнения своих действий и в беседе с учителем;  Предметные: узнают сюжеты сказок в картинах художника, учатся правильно располагать рисунок на листе бумаги.
Оборудование
: презентация; натура-рамка для картины; карандаш простой, цветные карандаши.
Ход урока.


I.

Организационный момент.
Проверка готовности к уроку (наличие альбомов, простых и цветных карандашей).
II
.
Мотивационный этап.
а) сообщение темы урока: - чему мы учимся на уроках рисования? (Учимся рисовать.) - а как называют человека, который рисует очень хорошо, его рисунки любит смотреть большое количество людей? (Этого человека называют художник.) - Сегодня мы познакомимся с художником В.М.Васнецовым и его картинами. Будем учиться рисовать красивую рамку для картины.
III. Основной этап.
1
.
ЗНАКОМСТВО С ХУДОЖНИКОМ И ЕГО КАРТИНАМИ. 1) автопортрет художника (
1 слайд).
Вы видите на экране художника. Его зовут Виктор Михайлович Васнецов. Он родился в селе Лопьял бывшей Вятской губернии.(это наша Кировская область, Зуевский район). Родина Васнецова до сих пор славится своими сказочниками, мастерами народного изобразительного творчества. Его отец был священником, поэтому и Виктор, хотел сначала быть священником, однако любовь к изобразительному искусству взяла верх. В 1867 году Виктор Васнецов приехал в Петербург, а в 1868-м поступил в знаменитую Петербургскую Академию художеств. Закончив её, Васнецов скоро становится знаменитым. Талант Васнецова ярко раскрылся в картинах, темы которых были подсказаны художнику русскими народными сказками. И он был первым, кто сумел их оживить в своих картинах. Его работы висят в самых известных музеях мира, они используются для оформления книг, открыток, плакатов и др. Картины Васнецова - это сама русская культура, русский дух. 2) рассматривание картин
( слайд2)
Посмотрите на эту картину. В основе этой картины лежит русская народная сказка. - Какая? (Это сказка «Иван царевич и Серый волк») -Как догадались? (На картине нарисованы Иван, волк, царевна). - Правильно, дети. В центре картины мы видим стразу трёх героев сказки. Иван Царевич, в роскошном королевском платье. Взгляд встревожен и
угрюмым. Он смотрит в глубину леса. Елена Прекрасная в объятиях Ивана Царевича. Она напугана. И, наконец, огромный и сильный серый друг Ивана – волк, который уносит от погони своих наездников. Он уже устал от продолжительной скачки и едва удерживается на ногах, спасая своих друзей. Сюжет картины подчёркивает тему сказки и фантазии народного русского творчества. Тем самым Васнецов пытается уйти от реального и настоящего, погружая зрителя в далёкое и неведомое сказочное прошлое.
(слайд 3)
- А как называется эта картина? (Это наверно ковёр- самолёт?) - Да, эта картина называется «
Ковер-самолет
» .Здесь мы видим летящий ковёр, на котором уверенно стоит герой сказки - Иван Царевич. В руках у него большая клетка, в которой находится Жар-Птица. По своему настроению картина очень спокойная и размеренная. В предрассветных сумерках можно увидеть бескрайние русские просторы. Немного унылые, тусклые краски пейзажа, которые, вместе с совами, являются символом опасных мест, где Ивану пришлось бы туго, не будь у него летающего ковра, подаренного Бабой-Ягой. Розовые оттенки, восходящего Солнца, показывают победу героя сказки, который преодолел все трудности, смог спастись от погони и выполнил поручение - поймал Жар-птицу, которая повадилась воровать яблоки в царском саду.
(слайд 4)

-
Какая это сказка? ( Сестрица Алёнушка и братец Иванушка). -Где Алёнушка? ( Алёнушка сидит на камне у пруда.) -Какое у неё настроение? ( Она грустная.) - Почему она грустная? ( Она потеряла своего братика.) Вы правы. Это картина «Алёнушка» - одна из самых больших удач художника. Она словно пропитана лиричностью образа девушки из известной сказки «Сестрица Алёнушка и братец её Иванушка». С тоскующим взглядом и уставшая от поисков братца, Аленушка сидит на большом камне у пруда, положив голову на колени. Тёмный лес обступил её со всех сторон и не хочет выпускать из своего плена. Слёзы Алёнушки падают прямо в пруд. Босая, с растрёпанными волосами, в стареньком и выцветшем сером сарафане, Алёнушка полна раздумий о своём братце. Вдруг баба-яга её брата оборотила в козлёночка. Васнецов замечательно описал пейзаж этой картины, наполнил окружающий его атмосферой тишины и грусти, тихо, спокойно. Алёнушка как бы растворяется в этой красоте красок художника и становится сама частью этого пейзажа. Даже пруд отражает героиню очень спокойно. Зритель чувствует: еще мгновение и сказка продолжится
2. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
(слайд5)
- Посмотрите внимательно на картины. Это наша «Алёнушка», но в чём разница? (На одной картине появилась рама.) - Какая картина смотрится лучше? ( Лучше в раме.) -Картины на стенах музеев, выставочных залов все в рамах. Почему? ?? - Рама привлекает внимание к изображению, становится чудесным окном в мир, сотворённый художником. а) Повторное привлечение внимания учащихся к предмету в целом. - Рам и рамок великое множество. А нужны ли они нам? Зачем? ( В рамки мы вставляем наши вышивки, поделки, рисунки) - Правильно, ваши поделки, вышивки в рамки смотрятся красивее, становятся единым целым, если, конечно, удачно рамку подобрали. б) Анализ предмета – Ребята, посмотрите на нашу рамку. Какого она цвета? (Она синяя.) – Какой она формы? (Она прямоугольная.) – Сравните стороны рамки. ( Длина у рамки больше, чем ширина. Не на много больше.) - что вы можете сказать о толщине рамки? ( Рамка не очень толстая.) - Скажите, что нам нужно для работы? ( нам нужны альбомы, простой карандаш и цветные карандаши). 3 . ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ В ПОСТРОЕНИИ РИСУНКА. Работа со слайдами. – Ребята, в альбомах у вас проставлены точки, которыми отмечена ширина рамки. Слайд 9 – Итак, с чего мы начнем работу? (соединим точки) Слайд 10. - Что будем делать дальше? (определим ширину рамки, поставим точки. Проведём к ним прямые линии. Соединим точки внизу.) Слайд 11. – Что мы делаем потом? (определяем ширину рамки, ставим точки. Соединяем прямыми линиями.) -Хорошо, а ещё нужно соединить уголки наших прямоугольников наклонными линиями.
Слайд 12. – Что мы делаем дальше? (Закрашиваем рамку синим цветом) – Ребята, давайте вспомним, с чего мы начнем работу? Что мы делаем потом? Затем? А потом? (дети самостоятельно описывают последовательность работы с опорой на технологические карты) 4. УКАЗАНИЕ К НАЧАЛУ РАБОТЫ. – Ребята, посмотрите, что лежит у вас на партах? Какие материалы мы будем использовать в работе? (бумага, карандаш, цветные карандаши,) – Ребята, давайте подумаем, как правильно положить альбом, чтобы рамка смотрелась красиво? (дети открывают альбомы и кладут так, как считают нужным). Молодцы, все сделали правильно.
Физкультминутка
За окном у нас мороз, Чтобы носик не замёрз (ладошкой трём нос) Ручками похлопаем, ( хлопаем ладошками себя по предплечьям) Ножками потопаем. (топаем) А теперь представим лето, (потягиваемся, вытянув руки вверх) Речку, солнышком согретой. ( руками показываем волны) Мы плывём, плывём, плывём, Дно ногами достаём. (показываем плавательные движения) Мы выходим из речушки, Направляемся к опушке. (маршируем) Там садимся на пенёк, продолжается урок. (садимся за парты)
Пальчиковая гимнастика


“Раз, два, три, четыре, пять” Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать! Крепкие, дружные, Все такие нужные. На другой руке опять: Раз, два, три, четыре, пять! Пальчики быстрые, Хотя не очень… чистые. (на первую строчку – по очереди загибаем пальчики на правой руке, на следующие четыре строчки – ритмично сжимать и разжимать кулачки, на шестую строчку – загибать поочередно пальцы на левой руке, на последние строчки – помахать пальчиками обеих рук) 5. РАБОТА УЧАЩИХСЯ НАД РИСУНКОМ (САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ)
Выполнение работы учащимися, во время работы учитель привлекает внимание учащихся к объекту изображения, предупреждает возможные ошибки, активизирует, стимулирует деятельность учащихся. Работа учащихся идет по следующим этапам: 1. соединение точек, проставленных учителем 2. определение ширины рамки, прорисовывание вертикальных линий и соединение линией внизу 3. определение ширины рамки, прорисовывание прямыми линиями 4. раскрашивание рамки. Словесный отчет о выполнении деятельности, дети, опираясь на свой рисунок, рассказывают последовательность выполнения работы.
VI.

Заключительный этап.
1) Подведение итогов урока, оценка деятельности учащихся. – Ребята, с каким художником я вас сегодня познакомила? (художник Васнецов.) А кто запомнил как его зовут? (Виктор Михайлович) Какие картины Васнецова вы запомнили? (перечисляют) Давайте посмотрим, какие рамочки у нас получились? (выставка работ учащихся) Учитель сначала предлагает ребятам определить самую красивую рамочку, а затем анализирует работы учеников, отмечает достигнутые успехи, допущенные ошибки. Во время анализа обращается внимание на правильность расположения объектов на листе бумаги, эстетичность работы, самостоятельность выполнения работы. 2) Выставление отметок с комментированием. 3) Окончание урока. – Ребята, я очень довольна вашей работой на уроке. Вы сегодня большие молодцы. Спасибо за работу.


В раздел образования