Проект мобильный музей "Коломна – жемчужина Подмосковья"
Автор: Конон Ирина Николаевна Должность: педагог-организатор Учебное заведение: МБУ ДО "Центр внешкольной работы" Населённый пункт: Московская обл. г. Коломна Наименование материала: Методическая разработка Тема: Проект мобильный музей "Коломна – жемчужина Подмосковья" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
Методическое описание проекта на тему:
Мобильный музей
«Коломна – жемчужина Подмосковья»
г. Коломна, 2016 г.
Методическое описание проекта на тему:
Мобильный музей «Коломна – жемчужина Подмосковья».
Девиз проекта: «Сегодня – патриоты родного города, завтра – патриоты
страны».
Основная идея проекта : привлечение внимание к истории и культуре
родного города. Формирование нового человека – высоконравственного,
образованного, способного к самообразованию и творчеству.
1.
Введение.
Коломна - один из древнейших
городов Подмосковья,
изобилующий памятниками
архитектуры, древнейшие из
которых относятся к XIV веку.
Сохранившиеся до наших дней кремлевские башни, здания церквей и
соборов, шпили колоколен, усадебные застройки создают неповторимый
колорит русского провинциального города
.
2.
Актуальность проекта и его новизна.
В современном ритме жизни мы, обыватели, забываем об истинных
ценностях
и
порой
не
задумываемся
о
том,
что
останется
от
нас
в
назидание последующим поколениям людей.
1
Ведь если ребёнок знает историю и традиции родного города, имеет
представление
о
народных
промыслах,
умеет
воспринимать
предметы
старины
и нравственно относится к ним – это значит, что он патриот
нашей Родины. Ребенок осознает понятия «прошлое», «настоящее» время,
он
ощущает
себя
в
потоке
времени
продолжателем
дела
предков,
приобщается
к
таланту
и
мастерству
многих
поколений
и
бережно
относится ко всему тому, что они создали и оставили.
Интерес к историческим и художественным ценностям растёт день
ото дня, потому что они обладают свойством эмоционального воздействия
на мысли и чувства людей, участвуют в воспитании человека. Особое
место здесь занимает интерес к своей малой Родине, к повседневному
окружению, к истории того места, где ты живешь. Необходимо донести до
учащихся
такие
основополагающие
понятия
как:
Родина,
Отечество,
Отчизна, родной край. Это можно организовать через работу мобильного
музея.
Мобильный
музей
обладает
огромным
о б р а зо ват е л ь н о -
воспитательным
потенциалом,
так
как
он
сохраняет
и
экспонирует
историко-культурное наследие нашего города. Эффективное использование
этого
потенциала
для
воспитания
учащихся
в
духе
патриотизма,
гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из
важнейших
задач
музея.
Участвуя
в
поисково-собирательной
работе,
учащиеся постоянно соприкасаются с историей города.
Поэтому актуальность
проекта
мобильного
музея
«Коломна
–
жемчужина Подмосковья» очевидна. Во-первых, мы живем на земле с
богатой историей, где каждый из нас может стать носителем знаний о
своем родном крае, об исторических и духовных корнях, а так же стать
хранителем культурного наследия
через самопознание и раскрытие своих
возможностей, способностей.
Новизна
проекта
заключается
в
том,
что
содержание
работы
направлено на формирование у подростков мотивов совершенствования,
позволяющего
обеспечить
максимальное
развитие
и
мобилизацию
активности, и самостоятельности детей и подростков. Кроме того проект
предусматривает преемственность по сохранению исторических наследий
города.
В
проекте
апробирован
системный
подход
в
развитии
художественно-творческих способностей.
Цель:
ознакомление
учащихся
с
историей
культуры,
искусства,
достопримечательностями родного города через знакомство с музеями и
созданием макета мобильного музея «Коломна – жемчужина Подмосковья»
2
Задачи:
Обучающие:
- Научить умениям и навыкам изготовления макетной композиции.
- Познакомить с основами музейного дела.
- Познакомить с возможностями использования данной экспозиции.
Развивающие:
- Развить интерес учащихся к достопримечательностям и истории городов
Подмосковья.
- Развить художественно-эстетический вкус обучающихся.
- Развивать чувство прекрасного через показ мультимедиа.
Воспитывающие:
- Активизировать интерес к познанию многообразию мира.
-
Воспитывать
обучающихся
в
духе
личностного
достоинства,
гражданственности, патриотизма.
-
Формировать гражданские и патриотические
качества личности через
осознание культурных и исторических ценностей города.
3.
Выбор и обоснование проекта.
Сегодня утеряны многие духовные традиции. После бесед о родном
городе,
экскурсий
по
городу,
в
музей,
выбрали
тему
своего
проекта,
близкую
для
понимания
"Коломна
–
жемчужина
Подмосковья".
Для
обозначения
актуальности
и
значимости
предложенного
проекта
было
предложено
и
принято
единогласное
решение
о
старте
этого
проекта.
Данный проект создаст условия для более глубокого изучения данного
материала и может быть использован в рамках проведения мини-экскурсий
в образовательных учреждениях города.
Мобильный
музей «Коломна
–
жемчужина
Подмосковья»
дает
возможность введения взрослых и детей в особенный мир творческой и
проектно-исследовательской
деятельности
через
сочетание
учебных
дисциплин:
-
декоративно-прикладное
творчество
(лепка,
плетение,
традиционная
роспись, вышивка, вязание)
- художественное творчество (композиция, чувство цвета, колорита)
-
техническое
творчество
(конструирование,
работа
с
бумагой,
моделирование).
Вид проекта:
1.
По доминирующему методу: творческий;
2.
По продолжительности: долгосрочный;
3.
По количеству участников: групповой;
4.
По характеру участия учащихся в проекте: от зарождения идеи до
получения результата.
3
Этапы реализации проекта:
1.
Подготовительный
- создание инициативной группы,
- изучение материалов по проблеме проекта,
- разработка проекта
2. Практический
3. Аналитический
- проведение мониторинга,
- анализ и описание итогов реализации проекта.
Технологии, методы и приемы работы:
4
4.
Ожидаемые результаты проекта
1.
Сохранение
историко-культурного
наследия
родного
города,
как
одного из направлений воспитательной работы Центра.
2.
Повышение
уровня
ИКТ
компетентно сти
учащихся
и
педагогического коллектива.
3.
Повышение
уровня
воспитательной
работы
в
учреждении,
профессионального мастерства педагогических работников в области
воспитания.
Интерактивные
Интерактивные
Модульное обучение
Модульное обучение
Метод проектов
Метод проектов
Коммуникатиные
Коммуникатиные
Метод формирования
интеллектуально-
творческой личности
Метод формирования
интеллектуально-
творческой личности
Обучение в
сотрудничестве
Обучение в
сотрудничестве
Метод
проектов
Метод
проектов
Способ достижения
дидактической цели через
детальную разработку
проблемы, которая должна
завершиться вполне
реальным осязаемым
практическим результатом,
оформленным определенным
способом
Способ достижения
дидактической цели через
детальную разработку
проблемы, которая должна
завершиться вполне
реальным осязаемым
практическим результатом,
оформленным определенным
способом
Совокупность учебно-
познавательных приемов,
которые позволяют решать
ту или иную проблему в
результате самостоятельных
действий учащихся с
обязательной презентацией
этих результатов
Совокупность учебно-
познавательных приемов,
которые позволяют решать
ту или иную проблему в
результате самостоятельных
действий учащихся с
обязательной презентацией
этих результатов
Технология, которая
включает в себя
совокупность
исследовательских,
поисковых,
проблемных методов,
творческих по своей
сути
Технология, которая
включает в себя
совокупность
исследовательских,
поисковых,
проблемных методов,
творческих по своей
сути
4.
Повышение интереса учащихся к изучению истории своего родного
города, проявление чувства патриотизма, через систему творческого
участия в создании музея.
5.
Освоение учащимися приемов проектной, исследовательской и ИКТ
деятельности.
6.
Использование электронного формата для организации и проведения
выставок и тематических экскурсий.
7.
Презентация
итоговых
материалов
проекта
в
интернете,
СМИ
и
перед общественностью.
5.
Поэтапное изготовление мобильного музея
I.
Изготовление основы макета.
II.
Изготовление горельефа Маринкиной башни.
III.
Подписи и декорирование разводов экспозиции.
6. Перспективы дальнейшего развития.
Контроль
за
индивидуальным
развитием
познавательного
интереса
учащихся,
уровнем
развития
кругозора
через
рассказы о музеях родного города.
Посещение образовательных учреждений,
детских домов,
детских
садов
города
с
мобильными
музеями
с
целью
в о с п и т а н и я ,
ф о р м и р о в а н и я эмоционально-образного
воздействия на чувства и разум учащихся, обретения новых
знаний, закрепления и углубления имеющихся
и
закладки
основы патриотической личности.
7. Результативность применения технологии и/или методики.
В результате использованной технологии проектного обучения каждая
работа
сочетает
в
себе
несколько
стилей
художественного
творчества:
живопись и коллаж, скульптура и мозаика, лепка и живопись.
5
Наивысшую
оценку
получили:
малые
скульптурные
композиции
выполненные
в
смешанной
технике.
Технология
воспитания
духовной
культуры
включает
в
себя
метод
формирования
интеллектуально-
творческой личности, прививается уважение и любовь к близким, Родине,
воспитывается
чувство
патриотизма
на
основе
русских
народных
промыслов,
касающиеся
декоративного
и
изобразительного
искусства.
Воспитываются
эстетически
развитые
и
интеллектуально-творческие
личности.
В
результате
обучающиеся
создают
свои
неповторимые
произведения искусства, способные конкурировать в конкурсах высокого
уровня.
Используя педагогические технологии, учащиеся активно принимают
участие в областных, всероссийских конкурсах-выставках и становятся
победителями
и
призерами,
становятся
стипендиатами Губернатора
Московской области.
Мобиль
ный музей.
Архи
тектурный объект
«Мост будущего»
Ландшафтный объект
«Кафе-музей»
Мобильная авиабаза.
6
8. Литература
1.
Аронов А.А. Воспитывать патриотов. Книга для учителя. - М.:
Просвещение, 2009.- 175с.Божович Л.И. Личность и ее формирование в
детском возрасте – М.: Просвещение, 1998. – 412 с.
2.
Бутиков Г.П. Воспитательный потенциал российских музеев – СПб.:
Ассоциация музеев России, 1998. – 190 с.
3.
Ванслова Е.Г. Музей и культура. Экспериментальное методическое
пособие Е.Г.Ванслова. – М.: МИРОС, 1995. – 174 с.
4.
Воронин А.А. Музеи как креативное пространство культуры
//Философские исследования. – 1994.– №I. – С.69-84.
5.
Ванслова Е.Г., Юхневич М.Ю., Чумалова Т.П. Эстетическое
воспитание подрастающего поколения в музеях различных
профилей//Воспитание подрастающего поколения в музее: теория,
методика, практика. – М., 1999.
6.
Горчакова
Г.
, «Коломна в 1812 году» («Коломенская правда», № 80,
2012 год)
7.
Горчакова
Г.
, интервью с В. Мельниковым («Коломенская правда»,№
58, 2012 год)
8.
Коваль М.Ю. Дети в музее: размышления психолога. – М.,1989.
9.
Королева
О.
, «Новое творческое явление» («Благовестник», № 11,
2012 год)
10.
Музей в современной культуре. Сб. науч. тр. СПб Академии
культуры. – СПб., 1997.
11.
Мельников
В.
«Коломенская Русь» («Литературная газета», № 28, 2012
год)
12.
«От трагедии войны к культуре мира» (из опыта гражданско –
патриотической работы)//Воспитание школьников, №2, 2010.
13.
Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика.
Высшая школа, 2004.- 216с.
14.
Сафронова
Е.
«Коломенский альманах. 15 выпуск» (журнал «Знамя»,
№ 10, 2012 год)
15.
Стихотворения коломенских поэтов «Душа моя – не часть ли
мирозданья?» («Литературная газета», № 45, 2012 год)
16.
Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере
досуга. – СПб., 2003
7