ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ И ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Автор: Гирченко Ксения Анатольевна Должность: преподаватель обж,бжд Учебное заведение: ФКПОУ "Оренбургский государственный экономический колледж- интернат"Минтруда России Населённый пункт: г. Оренбург Наименование материала: Статья Тема: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ И ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. Раздел: среднее профессиональное
ФКПОУ «Оренбургский государственный экономический колледж-
интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации
НА ТЕМУ: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ И ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩИЕ
ТЕХНОЛОГИИ.
Выполнила:
Гирченко Ксения Анатольевна
Преподаватель ФКПОУ «ОГЭКИ»
Минтруда России
\
Оренбург 2016 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………3 стр.
1. Технологии сохранения здоровья…………………………………….. .5 стр.
2. Перспективные технологии развития здоровья……………………….8 стр.
Заключение…………………………………………………………………12 стр.
Список литературы………………………………………………………...14 стр.
2
Введение
В
современном
мире
очень
остро
встала
проблема
сохранения
и
целенаправленного формирования здоровья молодёжи. Данная тема является
очень
актуальной
в
России
,
поскольку
связана
напрямую
с
проблемой
безопасности
и
независимости.
В
последние
годы
в
России
произошло
заметное
ухудшение
здоровья
студентов
и
школьников.
По
данным
исследований, лишь 10% выпускников
могут считаться здоровыми, 40%
имеют различную хроническую патологию. У каждого второго выпускника
выявлено нескольких хронических заболеваний.
Не случайно возросло внимание и к здоровью школьников и студентов,
потому
что
здоровье
растущего
поколения
–
важнейший
показатель
процветания общества и государства, отражающий не только настоящую
ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Рост числа заболеваний за последние годы стремительно набирает
темпы. Одинаково
с экологическими, социальными и наследственными
факторами
формированию
этих
заболеваний
способствует
большое
психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения,
трудности
организации
здоровьесберегающего
обучения
учащихся.
На
современном этапе актуальной становится задача обеспечения образования
без потерь здоровья учащихся.
Педагогическая общественность все больше осознает, что именно
преподаватель может сделать для учащихся в плане сохранения здоровья
больше, чем врач. Но для этого нужно обучиться здоровьесберегающим и
здоровьеразвивающим
образовательным
технологиям,
позволяющим
работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в
том
числе,
и
на
своих
уроках,
и
в
общей
программе
работы
учебного
заведения.
3
Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в
расширенном
смысле
можно
понимать
все
технологии,
использование
которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если
же здоровьесберегающие образовательные технологии связывать с решением
более
узкой
здоровьесберегающей
задачей,
то
к
ним
будут
относиться
педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого
или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им
безопасные
условия
пребывания,
обучения
и
работы
в
образовательном
процессе.
Главная цель любого преподавателя состоит в следующем: создать
условия для включения учащегося в процесс творчества и найти методы,
адекватные
его
психофизиологическим
особенностям,
помогающие
формированию
позитивного
мышления
и
способности
к
развитию
собственного здоровья.
4
1.
Технологии сохранения здоровья
Перед тем как начать разговор о здоровьесберегающих технологиях,
нужно понять что же такое “технология”.
Технология - это инструмент профессиональной деятельности
педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным
– педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том,
что
она
имеет
выраженную
пошаговую
ступень,
включает
в
себя
набор
определенных
профессиональных
действий
на
каждом
ступени,
позволяя
педагогу
еще
в
процессе
проектирования
предвидеть
промежуточные
и
итоговые
результаты
собственной
профессионально-педагогической
деятельности.
Педагогическую технологию отличают: определённость и четкость
цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания,
форм,
способов
и
приемов
его
реализации;
использования
совокупности
средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики
для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели,
оценки результатов.
Так давайте же разберём что же такое здоровьесберегающие
технологии?
Здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные
на
решение
приоритетной
задачи
современного
образования
-
задачи
сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического
процесса в образовании: учащихся, педагогов и родителей.
Задача здоровьесберегающих технологий в
образовании
применительно
к
учащемуся
–
обеспечение
высокого
уровня
реального
здоровья
и
воспитание
валеологической
культуры
как
совокупности
осознанного отношения студента к здоровью и жизни человека, знаний о
5
здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической
компетентности,
позволяющей
учащемуся
самостоятельно
и
эффективно
решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи,
связанные
с
оказанием
элементарной
медицинской,
психологической
самопомощи
и
помощи.
Применительно
к
взрослым
-
содействие
становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального
здоровья преподавателей и валеологическому просвещению родителей.
В колледже разработана технология здоровьесбережения, задачами
которой являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья студентов на основе комплексного и
системного
использования
доступных
для
колледжа
средств
физического
воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции учащихся в процессе получения знаний о
здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих
студентов в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее
значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье
учащихся. Главный их признак – использование психолого-педагогических
приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и
бесед с учащимися о необходимости соблюдения режима дня, о важности
гигиенической
и
двигательной
культуры,
о
здоровье
и
средствах
его
укрепления,
о
функционировании
организма
и
правилах
заботы
о
нем,
студенты приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания
правил
безопасного
поведения
и
разумных
действий
в
непредвиденных
ситуациях.
6
Так же к здоровьесберегающим технологиям относят рациональное
распределение
урока.
От
правильной
организации
урока,
уровня
его
гигиенической
рациональности
во
многом
зависит
функциональное
состояние
учащихся
в
процессе
учебной
деятельности,
возможность
длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне
и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и
о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья.
А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся.
Физиологически обоснованной является продолжительность урока.
Рекомендуется
проведение
физкультминуток
в
течении
дня
с
развитием
первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся (фазы
умственного
беспокойства).
Такая
работа
необходимо
для
повышения
умственной
работоспособности
учащихся
и
снятия
у
них
мышечного
статического
напряжения.
Сдвоенные
уроки
не
рациональны,
за
исключением
тех
случаев,
когда
проводятся
лабораторные,
контрольные
работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении
программы по лыжной подготовке.
Подготовка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих
технологий
должна
стать
приоритетным
направлением
в
деятельности
каждого образовательного учреждения
2.
Перспективные технологии развития здоровья
7
Одним из наиболее значимых по влиянию на здоровье человека
факторов, является персонифицированный стиль (или образ) его жизни. Он
определяется
историческими,
социально-экономическими
факторами,
национальными
и
религиозными
традициями,
условиями
жизни
и
личностными особенностями. Понятие здоровый образ жизни объединяет
все,
то,
что
способствует
выполнению
человеком
профессиональных,
общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья
условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и
укреплении индивидуального и общественного здоровья. Он подразумевает
такие характеристики как: благоприятное социальное окружение; духовно-
нравственное благополучие; оптимальный двигательный режим; закаливание
организма;
рациональное
питание;
личная
гигиена;
отказ
от
вредных
пристрастий; положительные эмоции.
Приведенные характеристики позволяют говорить о том, что здоровый
образ жизни человека это часть общей культуры личности, которая отражает
его
системное
и
динамическое
состояние,
обусловленное
определенным
уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных
ценностей,
приобретенных
в
результате
воспитания
и
самовоспитания,
образования,
мотивационно-ценностной
ориентации
и
самообразования,
воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и
психофизическом здоровье.
Необходимость формирования культуры здоровья через образование
как
социальный
институт,
привело
к
возникновению
нового
научного
направления - валеологии, а так же различных педагогических технологий
связанных
с
вопросами
формирования
ценностного
отношения
к
своему
здоровью, обобщивших представления о здоровье, здоровом образе жизни,
ориентированном на здоровьесбережение.
Ряд современных концептуальных разработок построения
образовательных
систем
в
философско-психологическом
осмысления
8
человеческой индивидуальности и ее развития в образовании, модификации
поведения
с
использованием
знаний
аксиологии
и
синергетики
и
формирования
здоровья
на
основе
установленных
естественнонаучных
закономерностей
его
накопления
и
стабилизации,
позволяют
очертить
ведущие
положения,
определяющие
необходимо сть
в в е д е н и я
здоровьеразвивающих
(или
ранее
называемых
здоровьесберегающими)
технологий в образование, которым отводят ведущую роль в гуманизации
образования и реализации здравоцентристской парадигмы здоровья человека
третьего тысячелетия - эпохи расцвета культуры здоровья.
Ведущим основанием необходимости внедрения здоровьеразвивающих
педагогических технологий в детские и другие образовательные учреждения,
которые
бы
смогли
своим
содержанием,
средствами
и
методами
снять
острейшую
проблему
современности,
наметившуюся
антропологическую
катастрофу
человека,
особенно
в
раннем
онтогенезе
(деградацию
его
телесной, психической и нравственной сфер) - является резкое снижение
здоровья
детей
и
подростков.
Оно
связанно,
прежде
всего,
с
низкой
валеологической культурой населения.
Здоровьеразвивающие образовательные технологии , реализуемые на
основе личностно-развивающих ситуаций, относятся к тем жизненно важным
факторам, благодаря которым учащиеся обретают навыки совместного жития
и
эффективного
взаимодействия.
Предполагают
активное
участие
самого
обучающегося
в
освоении
культуры
человеческих
отношений,
в
формировании
опыта
здоровьесбережения,
который
приобретается
через
постепенное
расширение
сферы
общения
и
деятельности
учащегося,
развитие
его
саморегуляции,
становления
самосознания
и
активной
жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования
ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Под здоровьеразвивающей образовательной технологией понимает
систему,
создающую
максимально
возможные
условия
для
сохранения,
9
укрепления
и
развития
духовного,
эмоционального,
интеллектуального,
личностного
и
физического
здоровья
всех
субъектов
образовании.
В
эту
систему входят:
1.
Использование
данных
мониторинга
состояния
здоровья
учащихся,
проводимого
медицинскими
работниками,
и
собственных
наблюдений
в
процессе
реализации
образовательной
технологии,
ее
коррекция
в
соответствии с имеющимися данными.
2. Учет особенностей возрастного развития
и разработка образовательной
стратегии,
соответствующей
особенностям
памяти,
мышления,
работоспособности, активности учащихся данной возрастной группы.
3. Создание благоприятного эмоционально - психологического климата в
процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности
учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья,
работоспособности.
Несмотря на различия в трактовках понятия «здоровьесберегающие
образовательные
технологии»
и
использование
некоторыми
авторами
понятия
«здоровьеразвивающие
педагогиче ские
т е х н о л о г и и »
(подчеркивающего развивающий, формирующий потенциал и функционал
образования),
мнения
специалистов
сходятся
в
необходимо сти
проектирования
здоровьеформирующей
среды
являющейся
важнейшим
элементом работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Нам
представляется правомерным утверждение о том, что сам термин можно
рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной
технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность
тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняя
традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком
здоровьесбережения.
10
Заключение
11
Одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического
процесса
выступает
создание
здоровьесберегающей
среды.
В
основу
разработки
концептуальных
направлений
здоровьесберегающей
среды
заложены следующие задачи:
– формирование здоровья учащихся на основе комплексного и системного
использования
доступных
для
конкретного
учебного
учреждения
средств
физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем
воздухе;
– использование в образовательной деятельности духовно-нравственного и
культурного
потенциала
города,
микрорайона,
ближайшего
окружения,
воспитание детей на традициях русской культуры;
– конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих
учащихся в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;
– обеспечение активной позиции в процессе получения знаний о здоровом
образе жизни.
В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, может
выступать:
–
непосредственное
обучение
элементарным
приемам
здорового
образа
жизни
(оздоровительная,
пальцевая,
корригирующая,
дыхательная
гимнастика,
самомассаж)
и
простейшим
навыкам
оказания
первой
медицинской
помощи
при
порезах,
ссадинах,
ожогах,
укусах;
а
также
привитие элементарных культурно-гигиенических навыков;
–
реабилитационные
мероприятия
(фитотерапия,
витаминотерапия,
ароматерапия, ингаляция, функциональная музыка, лечебная физкультура,
массаж, психогимнастика, тренинги);
12
–
специально
организованная
двигательная
активность
ученика
(физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры,
спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья,
выход на природу, экскурсии).
Подготовка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих
технологий
должна
стать
приоритетным
направлением
в
деятельности
каждого образовательного учереждения.
Список литературы
13
1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-
ориентированный подход // Школа здоровья. 2012. Т. 7. №2
2. Здоровьесберегающее образование: теор. и приклад, аспекты: сб. ст. /
Перм. гос. пед. ун-т [и др.]. –Пермь: Кн. мир; Звезда, 2012. –205 с.
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе
учителя и школы / Н.К. Смирнов. –М., АРКТИ, 2013.
4
.
Соловьева
Н.И.
Концепция
здоровьесберегающей
технологии
в
образовании и основы организационно-методические подходы ее реализации.
ЭКО.-2014.№ 17.-С 23-28.
5. Кукушин В.С.Современные педагогические технологии. Начальная школа.
Пособие для учителя.(Серия «Учение с увлечением»).-Ростов н /Д: изд-во
«Феникс», 2014.-384с.
6.
Пенин,
Г.
Н.
Духовно-нравственные
традиции
Санкт-
Петербургского
училища глухонемых как ценностные ориентиры воспитания учащихся /
Г. Н. Пенин, Н. М. Крутицкая // Инклюзия и особый ребёнок: система
ценностей:
материалы
ХХ
Международной
конференции
«Ребёнок
в
современном мире. Ценностный мир детства». – СПб.: Изд-во РГПУ им
А.И.Герцена, 2013. – С.59 – 65.
14