Напоминание

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ И ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.


Автор: Гирченко Ксения Анатольевна
Должность: преподаватель обж,бжд
Учебное заведение: ФКПОУ "Оренбургский государственный экономический колледж- интернат"Минтруда России
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: Статья
Тема: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ И ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ФКПОУ «Оренбургский государственный экономический колледж-

интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской

Федерации
НА ТЕМУ: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ И ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. Выполнила: Гирченко Ксения Анатольевна Преподаватель ФКПОУ «ОГЭКИ» Минтруда России \
Оренбург 2016 г.


Содержание
Введение……………………………………………………………………3 стр. 1. Технологии сохранения здоровья…………………………………….. .5 стр. 2. Перспективные технологии развития здоровья……………………….8 стр. Заключение…………………………………………………………………12 стр. Список литературы………………………………………………………...14 стр. 2

Введение
В современном мире очень остро встала проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья молодёжи. Данная тема является очень актуальной в России , поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. В последние годы в России произошло заметное ухудшение здоровья студентов и школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго выпускника выявлено нескольких хронических заболеваний. Не случайно возросло внимание и к здоровью школьников и студентов, потому что здоровье растущего поколения – важнейший показатель процветания общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Рост числа заболеваний за последние годы стремительно набирает темпы. Одинаково с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения учащихся. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения образования без потерь здоровья учащихся. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно преподаватель может сделать для учащихся в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого нужно обучиться здоровьесберегающим и здоровьеразвивающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе, и на своих уроках, и в общей программе работы учебного заведения. 3
Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии? Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же здоровьесберегающие образовательные технологии связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачей, то к ним будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе. Главная цель любого преподавателя состоит в следующем: создать условия для включения учащегося в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления и способности к развитию собственного здоровья. 4

1.

Технологии сохранения здоровья
Перед тем как начать разговор о здоровьесберегающих технологиях, нужно понять что же такое “технология”.
Технология
- это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную пошаговую ступень, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом ступени, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: определённость и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, оценки результатов. Так давайте же разберём что же такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающие технологии
– это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в образовании: учащихся, педагогов и родителей. Задача здоровьесберегающих технологий в образовании применительно к учащемуся – обеспечение высокого уровня реального здоровья и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения студента к здоровью и жизни человека, знаний о 5
здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей учащемуся самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья преподавателей и валеологическому просвещению родителей. В колледже разработана технология здоровьесбережения, задачами которой являются: 1. Сохранение и укрепление здоровья студентов на основе комплексного и системного использования доступных для колледжа средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе. 2. Обеспечение активной позиции учащихся в процессе получения знаний о здоровом образе жизни. 3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих студентов в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Здоровьесберегающие образовательные технологии
наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с учащимися о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, студенты приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях. 6
Так же к здоровьесберегающим технологиям относят рациональное распределение урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся. Физиологически обоснованной является продолжительность урока. Рекомендуется проведение физкультминуток в течении дня с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся (фазы умственного беспокойства). Такая работа необходимо для повышения умственной работоспособности учащихся и снятия у них мышечного статического напряжения. Сдвоенные уроки не рациональны, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные, контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке. Подготовка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения
2.

Перспективные технологии развития здоровья
7
Одним из наиболее значимых по влиянию на здоровье человека факторов, является персонифицированный стиль (или образ) его жизни. Он определяется историческими, социально-экономическими факторами, национальными и религиозными традициями, условиями жизни и личностными особенностями. Понятие здоровый образ жизни объединяет все, то, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья. Он подразумевает такие характеристики как: благоприятное социальное окружение; духовно- нравственное благополучие; оптимальный двигательный режим; закаливание организма; рациональное питание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий; положительные эмоции. Приведенные характеристики позволяют говорить о том, что здоровый образ жизни человека это часть общей культуры личности, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье. Необходимость формирования культуры здоровья через образование как социальный институт, привело к возникновению нового научного направления - валеологии, а так же различных педагогических технологий связанных с вопросами формирования ценностного отношения к своему здоровью, обобщивших представления о здоровье, здоровом образе жизни, ориентированном на здоровьесбережение. Ряд современных концептуальных разработок построения образовательных систем в философско-психологическом осмысления 8
человеческой индивидуальности и ее развития в образовании, модификации поведения с использованием знаний аксиологии и синергетики и формирования здоровья на основе установленных естественнонаучных закономерностей его накопления и стабилизации, позволяют очертить ведущие положения, определяющие необходимо сть в в е д е н и я здоровьеразвивающих (или ранее называемых здоровьесберегающими) технологий в образование, которым отводят ведущую роль в гуманизации образования и реализации здравоцентристской парадигмы здоровья человека третьего тысячелетия - эпохи расцвета культуры здоровья. Ведущим основанием необходимости внедрения здоровьеразвивающих педагогических технологий в детские и другие образовательные учреждения, которые бы смогли своим содержанием, средствами и методами снять острейшую проблему современности, наметившуюся антропологическую катастрофу человека, особенно в раннем онтогенезе (деградацию его телесной, психической и нравственной сфер) - является резкое снижение здоровья детей и подростков. Оно связанно, прежде всего, с низкой валеологической культурой населения.
Здоровьеразвивающие образовательные технологии
, реализуемые на основе личностно-развивающих ситуаций, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся обретают навыки совместного жития и эффективного взаимодействия. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции, становления самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей. Под здоровьеразвивающей образовательной технологией понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, 9
укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовании. В эту систему входят: 1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными. 2. Учет особенностей возрастного развития и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности учащихся данной возрастной группы. 3. Создание благоприятного эмоционально - психологического климата в процессе реализации технологии. 4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности. Несмотря на различия в трактовках понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» и использование некоторыми авторами понятия «здоровьеразвивающие педагогиче ские т е х н о л о г и и » (подчеркивающего развивающий, формирующий потенциал и функционал образования), мнения специалистов сходятся в необходимо сти проектирования здоровьеформирующей среды являющейся важнейшим элементом работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Нам представляется правомерным утверждение о том, что сам термин можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. 10

Заключение
11
Одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса выступает создание здоровьесберегающей среды. В основу разработки концептуальных направлений здоровьесберегающей среды заложены следующие задачи: – формирование здоровья учащихся на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного учебного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе; – использование в образовательной деятельности духовно-нравственного и культурного потенциала города, микрорайона, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры; – конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих учащихся в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала; – обеспечение активной позиции в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, может

выступать:
– непосредственное обучение элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие элементарных культурно-гигиенических навыков; – реабилитационные мероприятия (фитотерапия, витаминотерапия, ароматерапия, ингаляция, функциональная музыка, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги); 12
– специально организованная двигательная активность ученика (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии). Подготовка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учереждения.
Список литературы
13
1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход // Школа здоровья. 2012. Т. 7. №2 2. Здоровьесберегающее образование: теор. и приклад, аспекты: сб. ст. / Перм. гос. пед. ун-т [и др.]. –Пермь: Кн. мир; Звезда, 2012. –205 с. 3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. –М., АРКТИ, 2013. 4 . Соловьева Н.И. Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и основы организационно-методические подходы ее реализации. ЭКО.-2014.№ 17.-С 23-28. 5. Кукушин В.С.Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя.(Серия «Учение с увлечением»).-Ростов н /Д: изд-во «Феникс», 2014.-384с. 6. Пенин, Г. Н. Духовно-нравственные традиции Санкт- Петербургского училища глухонемых как ценностные ориентиры воспитания учащихся / Г. Н. Пенин, Н. М. Крутицкая // Инклюзия и особый ребёнок: система ценностей: материалы ХХ Международной конференции «Ребёнок в современном мире. Ценностный мир детства». – СПб.: Изд-во РГПУ им А.И.Герцена, 2013. – С.59 – 65. 14


В раздел образования