Автор: Речицкая Ирина Владимировна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МКОУ "Орловская СОШ" Населённый пункт: с. Орлово Наименование материала: методическая разработка Тема: ПРОГРАМММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Раздел: среднее образование
Составила: учитель истории и обществознания МКОУ «ОРЛОВСКАЯ
СОШ» Новоусманского района Речицкая И.В.
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Форма: кружковое занятие.
Вид деятельности: познавательная деятельность.
Направление воспитания: гражданское, патриотическое.
Пояснительная записка
Программа направлена на воспитание у детей чувства гордости,
любовь
к
родной
земле,
привязанность
к
месту
своего
рождения,
уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Сориентирована
на учащихся начальных классов и может быть
реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с
группой детей из разных классов и параллелей.
Предназначена
для
организаторов
детского
досуга,
педагогов
дополнительного образования.
Цель
программы: формирование у детей знаний по заявленной
теме посредством организации социально-познавательной деятельности.
Задачи:
- раскрыть значение «малой родины» в жизни человека;
- знакомить учащихся с жизнью и деятельностью известных людей
своего села (посёлка, города)
-
научить
создавать
социальный
проект
в
рамках
духовного
и
нравственного обогащения и воспитания личности.
Тематическое планирование
№
Темы
Часы
Форма
1.
Моя малая Родина
Беседа – диалог, игра-
путешествие
2.
История посёлка.
Доклады, презентации,
экскурсия, оформление стенда.
3.
Особенности быта
родного края.
Комбинированное занятие,
экскурсия в краеведческий
музей
4.
Исторические
памятники родного
края.
Заочное путешествие, создание
поисково- исследовательского
проекта
5.
Природа родного
края
Экскурсия, фотовыставка
6.
Проблемы моего посёлка
Социальный проект
Итого
Содержание программы
Тема 1. «Моя малая Родина»
Понятие Родина. Что такое малая Родина? Кто такой патриот? Кого можно
считать патриотом.
Тема 2. «История моего посёлка»
Сбор материала об истории посёлка и интересных фактов из его жизни.
Обработка материала. Оформление стенда.
Тема 3. «Особенности быта родного края»
Особенности
быта
родного
края.
Традиции,
обычаи,
традиционная
национальная одежда.
Тема 4. «Исторические памятники родного края»
Экскурсия
к
историческим
памятникам
родного
края.
Обмен
впечатлениями.
Тема 5 «Природа родного края»
Природа родного края. Природные памятники, заповедники. Животные и
птицы родного края. Сбор материала для фотовыставки. Оформление
фотовыставки.
Тема 6. «Проблемы моего посёлка»
Разработка
социального
проекта:
выбор
проблемы,
сбор
материала,
обработка материала, оформление и защита проекта.
Контроль
Тема 1. Обсуждение итогов игры. Создание понятия портрета настоящего
патриота.
Тема 2. Обсуждение докладов, презентаций. Выявление достоверности
собранных материалов.
Тема 3. Обмен мнениями, написание мини сочинений на тему: «Традиции
и обычаи моей семьи»
Тема 4. Обобщение собранного материала. Создание и обсуждение
поисково- исследовательских проектов.
Тема 5. Проведение викторины.
Тема 6. Обсуждение проектов.
Контрольно-измерительные материалы.
К теме 2.
1) В каком селе Воронежской области находится всемирно известный
памятник эпохи Каменного века?
а) Ямное; б) Гремячье; в) Садовое; г) Костенки.
2) Из чего была выстроена первая древняя крепость Воронеж?
а) Из костей мамонта; б) Из камней; в) Из дерева;
г) Из глиняных кирпичей.
3) Кто жил в Ямской слободе города-крепости Воронежа в XVII веке?
а) Казаки; б) Рудокопы; в) Водопроводчики; г) Ямщики.
4) Как называют город Воронеж за его исторические заслуги?
а) «Люлька русской авиации»; б) «Колыбель русского флота»;
в) «Ясли русской артиллерии»; г) «Манеж русской кавалерии».
5) Сколько дней и ночей длились бои за освобождение Воронежа от
немецко-фашистских захватчиков?
а) 28; б) 120; в) 212; г) 900.
К теме 5.
Какой заповедник есть в Воронежской области?
а) Баронский; б) Княжеский; в) Графский; г) Королевский.
Какой лес Воронежской области Пётр Великий назвал «Золотой куст
России»?
а) Шипов лес; б) Теллермановский лес; в) Усманский бор;
г) Хреновской бор.
Какое животное является эмблемой Воронежского заповедника?
а) Выхухоль; б) Бобр; в) Лось; г) Волк.
Какое животное является главным объектом изучения, охраны,
восстановления и расселения в Хопёрском заповеднике Воронежской
области?
а) Лось; б) Выхухоль; в) Кабан; г) Зубр.
Назовите самое распространённое дерево воронежских лесов.
а) Сосна; б) Берёза; в) Дуб; г) Липа.
Список литературы
1.
Д.В.
Григорьев,
П.В.
Степанов
Внеурочная
деятельность
школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010.
2.
Примерные
программы
внеурочной
деятельности.
Начальное
и
основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов
и др. – М.: Просвещение, 2010.
3.
Бондаренко Е. Урок гражданина /Е. Бондаренко// Начальная школа:
Еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября», 2004
№31- с.2-5
4.
Научно-методический журнал «Спутник классного руководителя»,
2011 №2