Разработка рабочей программы по Информатике и ИКТ для учащихся 10-11 классов.
Автор: Хребтова Ирина Васильевна Должность: учитель информатики и икт Учебное заведение: МБОУ СОШ №70 Населённый пункт: Краснодар, Краснодарский Край Наименование материала: Статья Тема: Разработка рабочей программы по Информатике и ИКТ для учащихся 10-11 классов. Раздел: полное образование
Хребтова Ирина Васильевна
Учитель информатики и ИКТ
МБОУ СОШ №70 г. Краснодар
Разработка рабочей программы по информатике и ИКТ для учащихся 10-11
классов
Курс информатики – один из основных предметов, способный дать
обучающимся методологию приобретения знаний об окружающем мире и о
себе, обеспечить эффективное развитие общеучебных умений и способов
интеллектуальной
деятельности,
становление
умений
и
навыков
информационно-учебной
деятельности
на
базе
средств
ИКТ.
Наряду
с
математикой, физикой, биологией, химией, курс информатики закладывает
основы естественно-научного мировоззрения, необходимого обучающимся.
Эта
наука
обладает
междисциплинарными
связями
как
на
уровне
понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.
Целесообразность
использования
информационных
технологий
в
учебно-воспитательном
процессе
определяется
тем,
что
с
их
помощью
наиболее
эффективно
реализуются
такие
дидактические
принципы
как
научность,
доступность,
наглядность,
сознательность
и
активность
обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и
средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками,
социализация
обучаемого
(В.П.Беспалько,
Т.А.Ильина,
М.В.Кларин,
Н.Д.Никандров, А.И.Уман и др.).
В
настоящее
время
возросла
потребность
в
учителе,
способном
модернизировать содержание своей деятельности посредством критического,
творческого её освоения и применения, достижений науки и передового
педагогического опыта.
Начиная работу по разработке рабочей программы курса информатики
для
учащихся
10-11
классов
необходимо
изучить
все
нормативные
документы.
Для
каждого
образовательного
учреждения
должна
быть
разработана рабочая программа, которая должна содержать:
1.
пояснительную записку;
2.
общую характеристику учебного курса;
3.
описание места учебного курса в учебном плане школы;
4.
содержание учебного курса;
5.
тематическое планирование;
6.
описание
учебно-методического
и
материально-технического
обеспечения образовательного процесса.
Основываясь на вышеизложенном хочу предложить коллегам рабочую
программу по информатике, разработанную на основе авторской программы
Н.Д.Угриновича «Информатика и ИКТ для старшей школы (10-11 классы)»,
базовый
уровень,
опубликованной
в
сборнике
«Программы
для
общеобразовательных
учреждений.
Информатика.
2-11
классы»-
Москва,
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
1. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие
цели основного общего образования с учетом специфики учебного
предмета;
Данная программа составлена в соответствии с:
Федеральным
законом
от
29
декабря
2012
года
№273-ФЗ
«Об
образовании в Российской Федерации»;
Федеральным
компонентом
государственных
образовательных
стандартов
начального
общего,
основного
общего
и
среднего
(полного)
общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 05.03.2004 № 1089 (для VI-XI) классов (ФКГОС -2004);
Письмом министерства образования и науки Краснодарского края
№
47-10474/15-14
от
17.07.2015
г.
«О
рекомендациях
по
составлению
программ
учебных
предметов,
курсов
и
календарно-тематического
планирования»
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы
Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ » для старшей школы (10-11 класс),
базовый
уровень,
опубликованной
в
сборнике
«Программы
для
общеобразовательных
учреждений.
Информатика.
2-11
классы»,
Москва,
БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса;
Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в
школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных
в новой концепции Федерального государственного стандарта для старшей
школы.. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности
учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития
познавательных
интересов
и
творческих
способностей,
воспитания
черт
личности, ценных для каждого человека и общества в целом.
Изучение предмета информатики в старшей
школе
на базовом
уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование
информационной
и
алгоритмической
культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве
обработки информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
развитие
алгоритмического
мышления,
необходимого
для
профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений
составлять
и
записывать
алгоритм
для
конкретного
исполнителя;
формирование
знаний
об
алгоритмических
конструкциях,
логических
значениях и операциях; знакомство с языком программирования Turbo Pascal
7.0 и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной;
формирование
умений
формализации
и
структурирования
информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии
с
поставленной
задачей
—
таблицы,
схемы,
графики,
диаграммы,
с
использованием соответствующих программных средств обработки данных.
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного
поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения
соблюдать нормы информационной этики и права.
Изучение предмета в 10-11
классе направлено на достижение
следующих целей:
освоить
систему
базовых
знаний, относящейся
к
роли
информации в природе и обществе, связанных с научными представлениями
об информации, информационных процессах, информационных моделях и
системах ;
овладеть
методами
познания процессов и явлений в природе,
обществе,
технике
путём
сбора
и
систематизации
информации,
современными методами решения задач;
сформировать представление об общенаучных и общекультурных
аспектах
информатики:
моделировании,
алгоритмизации
и
программировании;
освоить
основные
методы
информатики :
с и с т е м н о -
информационный анализ, информационное моделирование; променять их в
решении учебных и практических задач;
освоить
основные подходы
к
анализу
и
использованию
информации,
получаемой
с
помощью
средств
массовой
информации
и
коммуникации;
приобрести
знания
и
умения
в
области
информационной
безопасности личности, государства и общества;
освоить
навыки
системного
использования
ИКТ
и
средств
информатизации в процессе решения учебных и практических задач;
сформировать
представление
об
основных
информационных
системах в природе, обществе и технике;
сформировать
представление
о б
а л г о р и т м а х
и
программировании, развить навыки построения и использования программ
на практике;
развить
навыки
проектной
деятельности
при
решении
задач
с
комплексным применением различных информационных технологий;
Задачи, решаемые в курсе информатики 10-11 класса на базовом
уровне:
формирование понятий, которые вносят свой вклад в обеспечение
целостного
восприятия
окружающего
мира,
развитие
научного
мировоззрения;
о бе с п еч е н и е
с о ц и а л и за ц и и
у ч а щи хс я
в
с о в р е м е н н о м
информационном
обществе
(информационные
ресурсы
общества,
информационная безопасность, социальные информационные технологии);
подготовка школьников к будущей профессиональной деятельности
с использованием методов и средств информатики.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении
общих
закономерностей
функционирования,
создания и
применения
информационных
систем,
преимущественно
автоматизированных.
С точки
зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира,
расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем
самым
значительное
расширение
и
углубление
межпредметных
связей
информатики с другими дисциплинами. С точки
зрения деятельности, это
дает
возможность
сформировать
методологию
использования
основных
автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач,
связанных
с
анализом
и
представлением
основных
информационных
процессов.
Особенности методики преподавания информатики в 10-11 классе
на базовом уровне
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока
проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется
компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных
практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25
мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
Курс обучения предмета Информатика и ИКТ рассчитан по примерной
программе на 68 учебных часов согласно учебному плану МБОУ СОШ №70.
4. Содержание учебного предмета, курса
Содержание учебного курса по информатике и ИКТ в 10 классе
Информация и информационные процессы
Информация
в
природе.
Человек
и
информация.
Информационные
процессы
в
технике.
Количество информации ка
к ме р а уменьшения
неопределенности знания. Алфавитный подход к
определению количества
информации.
Информационные технологии
Кодирование
и
обработка
текстовой
информации.
Форматирование
документов в текстовых редакторах. Системы оптического распознавания
документов.
Кодирование
графической
информации.
Растровая
графика.
Векторная
графика.
Кодирование
звуковой
информации.
Компьютерные
презентации.
Представление
числовой
информации
с
помощью
систем
счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.
Практические работы
1. Кодировки русских букв.
2. Создание и форматирование документа
3. Перевод с помощию онлайновых словаря и переводчика.
4.
Сканирование «бумажного» и
распознавание электронного
текстового документа
5. Кодирование графической информации.
6. Растровая графика
7. Трехмерная векторная графика.
8. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного
черчения КОМПАС
9. Создание флэш-анимации
10. Создание и редактирование оцифрованного звука
1 1 . Ра з р а б о т к а мул ьт и м ед и й н о й ин т е р а к т и в н о й презентации
«Устройство компьютера»
12. Разработка презентации «История развития ВТ»
13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью
калькулятора
14. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных
таблицах
11. Построение диаграмм различных типов
Коммуникационные технологии
Локальные компьютерные сети.
Глобальная
компьютерная
сеть
Интернет.
Подключение
к
Интернету.
Всемирная
паутина.
Электронная
почта. Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио,
телевидение
и Web – камеры в Интернете. Геоинформационные системы в
Интернете.
Поиск
информации
в
Интернете.
Электронная
коммерция
в
интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка
разметки гипертекста.
Практические работы
1. Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети
2. Создание подключения к Интернету
3. Подключения к Интернету и определение IP-адреса
4. Настройка браузера
5. Работа с электронной почтой
6.
Общение
в
реальном
времени
в
глобальной
и
локальных
компьютерных сетях
7. Работа с файловыми архивами
8. Геоинформационные системы в Интернете
9. Поиск в Интернете
10. Заказ в Интернет-магазине
11. Разработка сайта с использованием Web-редактора
Повторение
Повторение по теме «Информационные технологии»
Содержание учебного курса по информатике и ИКТ в 11 классе
Компьютер как средство автоматизации информационных
процессов
История развития вычислительной техники. Архитектура
персонального компьютера. Основные характеристики операционных систем.
Операционная система Windows. Операционная система Linux. Защита от
несанкционированного доступа к информации. Биометрические системы
защиты. Физическая защита данных на дисках. Защита от вредоносных
программ. Компьютерные вирусы и защита от них. Хакерские утилиты и
защита от них.
Практические работы:
1.
Виртуальные компьютерные музеи
2.
Сведения об архитектуре компьютера
3.
Сведения о логических разделах дисков
4.
Значки и ярлыки на Рабочем столе
5.
Настройка графического интерфейса для операционной системы
Linux
6.
Установка пакетов в операционной системе Linux
7.
Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи
8.
Защита от компьютерных вирусов
9.
Защита от сетевых червей
10. Защита от троянских программ
11. Защита от хакерских атак
Моделирование и формализация
Моделирование как метод познания. Системный подход в
моделировании. Формы представления моделей. Формализация. Основные
этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование
физических моделей. Исследование астрономических моделей. Исследование
алгебраических моделей. Исследование геометрических моделей
(планиметрия, стереометрия). Исследование химических моделей.
Исследование биологических моделей.
Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)
Табличные базы данных. Система управления базами данных.
Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Использование
формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных.
Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.
Сортировка записей в табличной базе данных. Печать данных с помощью
отчетов. Иерархические базы данных. Сетевые базы данных.
Практические работы:
1.
Создание табличной базы данных
2.
Создание формы в табличной базе данных
3.
Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и
запросов
4.
Сортировка записей в табличной базе данных
5.
Создание отчета в табличной базе данных
6.
Создание генеалогического древа семьи
Информационное общество
Право в Интернете. Этика в Интернете. Перспективы развития
информационных и коммуникационных технологий.
Повторение. Подготовка к ЕГЭ
Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и
программное обеспечение. Алгоритмизация и программирование. Основы
логики и логические основы компьютера. Моделирование и формализация.
Информационные технологии. Коммуникационные технологии.
5.
Тематическое планирование;
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
Авторская
программа
Рабочая
программа
10
класс
11 класс
1
Введение «Информация и
информационные процессы»
4
4
2
Информационные технологии
13
13
3
Коммуникационные технологии
16
16
4
Компьютер как средство
автоматизации информационных
процессов
11
11
5
Моделирование и формализация
8
8
6
Базы данных. Системы управления
базами данных (СУБД)
8
8
7
Информационное общество
3
3
8
Повторение, подготовка к ЕГЭ
7
1
4
ВСЕГО
70
34
34
Перечень
практических
работ, требования к подготовке учащихся по
предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.
Список контрольных работ:
10 класс:
Контрольная работа №1 по теме: «Информационные технологии»
Контрольная
работа
№2
по
теме:
«Коммуникационные
технологии»
11 класс:
Контрольная
работа
№
1
по
теме:
«Моделирование
и
формализация»
Контрольная
работа
№
2
по
теме:
«Базы
данных.
Системы
управления базами данных (СУБД)»
6. Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательной деятельности;
Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
Информатика и ИКТ. учебник для 10 класса. Угринович Н.Д.-М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Информатика и ИКТ. учебник для 11 класса. Угринович Н.Д.-М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Преподавание
курса
«Информатика
и
ИКТ»
в
основной
и
старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей. Угринович Н.Д.-
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Windows-CD. Компьютерный практикум на CD-ROM. Угринович
Н.Д.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Информатика и ИКТ , практикум (8-11) Угринович Н.Д, Босова
Л.Л., Н.И. Михайлова – М. БИНОМ Лаборатория знаний, 2011
Информатика.
Программы
для
общеобразовательных
учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/ составитель М.Н.Бородин.
– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Информатика:
ГИА
2012:
Контрольные
тренировочные
материалы для 9 класса с ответами и комментариями ( Серия «Итоговый
контроль: ГИА») / С.М.Авдошин, Р.З.Ахметсафина, О.В.Максименкова. – М.;
СПб.: Просвещение, 2012.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства
вывода
звуковой
информации
—
наушники
для
индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства
для
ручного
ввода
текстовой
информации
и
манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства
для
записи
(ввода)
визуальной
и
звуковой
информации: сканер, фотоаппарат, видеокамера, диктофон, микрофон.
Интернет ОС Windows или Linux.
Содержание курса информатики и ИКТ базового уровня в старшей
школе является продолжением базового курса основной ступени обучения и
призвано
более
полно,
чем
в
основной
школе,
раскрыть
содержание
информатики как фундаментальной научной дисциплины. В связи с этим
приоритетными объектами изучения становятся информационные системы и
информационные технологии