Автор: Головлева Анна Александровна Должность: мастер производственного обучения Учебное заведение: ГПОУ "ППЭТ" Населённый пункт: город Печора Республика Коми Наименование материала: Методическая разработка Тема: Урок-КВН Раздел: среднее профессиональное
Разработала
Головлева Анна Александровна,
мастер
п р о и з вод с т ве н н о го
обучения
Печора, 2015
Место урока в программе:
ПМ.01 Выполнение стрижек и укладок волос
ПМ.03. Выполнение окрашивания волос
Компетенции ПМ.01 Выполнение стрижек и укладок волос :
ПК 1.1 Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов
ПК 1.4 Выполнять укладки волос
ПК 1.6 Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и
коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
Компетенции ПМ.03. Выполнение окрашивания волос :
ПК 3.1 Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов
ПК 3.2 Выполнять окрашивание и обесцвечивания волос
ПК 3.3 Выполнять колорирование волос
ПК 3.4 Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов
Требования к результатам освоения темы
В ходе освоения профессиональной деятельности в рамках урока студенты должны:
иметь практический опыт:
организации подготовительных работ по обслуживанию клиентов при стрижке и окрашивании
волос;
выполнение стрижки, укладки, окрашивания, обесцвечивания и колорирования волос
красителями разных групп;
выполнения заключительных работ по обслуживанию клиентов;
уметь:
организовывать рабочее место;
подбирать препараты для окрашивания волос;
пользоваться парикмахерским инструментом;
выполнять все виды окрашивания в соответствии с инструкционно-технологической картой;
производить коррекцию выполненной работой;
выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов;
знать:
состав и свойства профессиональных препаратов;
современные направления моды в парикмахерском искусстве;
нормы расхода препаратов, времени на выполнение работ;
Цели урока:
Дидактические: формирование профессиональных и общих компетенций по дисциплинам:
«Стрижка и укладка волос», «Окрашивание волос».
Воспитательные:
сформирование
навыков
коммуникативной
культуры,
навыков
самостоятельной деятельности и самоконтроля.
Развивающие:
развитие
умений
осуществлять
основные
мыслительные
операции,
действовать самостоятельно, вести самоконтроль, работать в команде.
Место проведения урока: учебно-производственная мастерская по профессии Парикмахер.
Комплексно-методическое оснащение урока:
комплект учебно-методической документации;
раздаточный материал (задания на туры).
Межпредметные связи :
Естествознание
Специальный рисунок
Тип урока: урок обобщения знаний и умений по выполнению практических действий.
Форма проведения: урок-КВН.
Литература и иные информационные ресурсы: Основные источники:
Ветрова А. Парикмахер-стилист. Учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
Кулешкова О. Технология и оборудование парикмахерских работ. Учебник. – М.:
ПрофОбрИздат, 2007.
Плотникова И. Технология парикмахерских работ. Учебник. – М.: «Академия», 2011
Нормативно правовая основа методической разработки по профессии 43.01.02 Парикмахер
составляет:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
Сан ПиН 2.1.2.1199-03
Правила бытового обслуживания населения в РФ (в ред. Постановлений Правительства РФ от
02.10.1999 №1104, от 30.09.2000 №742, от 01.02.2005 №49)
Ход урока
№
п/
п
Наименование
этапа
Вре
мя,
мин
Цели и задачи этапов
Содержание этапа
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
1
Организационный
момент.
2
Создание
рабочей
атмосферы, настрой
деловой обстановки,
п л а н и р о в а н и е
и
организация
деятельности,
работы в группах.
Приветствие студентов, членов жюри, болельщиков.
Проверка присутствующих
Проверка готовности к уроку.
Объясняет
план
проведения
урока:
условия
и
правила
соревнования.
Организует 2 команды (студенты 2 и 3 курса).
Приветствие преподавателя.
Подготовка команд.
2
1
Т У Р
«Представление
команды».
3
Создание
доброжелательной
атмосферы.
Преподаватель
и
члены
жюри
слушают
приветствия
команд,
оценивают.
Студенты
представляют
свои
команды.
3
2
Т У Р
к о н к у р с
капитанов
«очУМЕЛЫЕ
Ручки».
30
Профессиональное
владение
инструмен-
тами
для
ук ладк и.
Знание
т ех н ол о г и -
ческого процесса.
Преподаватель и члены жюри оценивают:
умение владеть инструментом
качество укладки
соблюдение ТБ.
Задание: выполнить укладку волос на манекене при помощи
эл/щипцов.
В это время остальные команды выполняют задания 4-7.
Капит аны
команд ,
м е т од ом
жеребьёвки
выбирают
рабочее
место.
Выполняют
укладку
волос
на
манекене.
4
3 ТУР «Разминка».
5
Проверка
теоретических
знаний студентов.
Преподаватель задает вопросы (Приложение 1)
Жюри оценивает по ответам-эталонам.
Команды
отвечают
н а
вопросы (Приложение 1).
При
неверном
ответе
ход
передается другой команде
5
4
Т У Р
« Б и т в а
эрудитов».
10
Проверка
теоретических
знаний
студентов.
Контроль за работой команды.
Выдача задания-кроссворда для команд (Приложение 2).
Жюри оценивает по ответам-эталонам (Приложение 3).
Команды решают кроссворд
З а д а н и е
д л я
«группы
поддержки».
Проверка
т е о р е т и -
ческих знаний студен-
тов из числа зрителей.
Выдача задач по окрашиванию волос (Приложение 4)
Жюри
оценивает
по
ответам-эталонам
(Приложение
5)
–
правильное решение задач – дополнительные баллы командам.
-
6
5
Т У Р
« З о р к и й
глаз».
10
Знание
технологичес-
ких процессов и ТБ.
Помощники
из
числа
мастеров
производственного
обучения
показывают
действия
парикмахера,
допуская
при
этом
Студенты
выявляют ошибки или
нарушения ТБ и технологических
преднамеренные
ошибки
(нанесение
красителя
без
перчаток,
использование металлических инструментов при окрашивании и
т.д.).
Жюри оценивает по комментариям преподавателя.
режимов, дают правильный ответ.
7
6 ТУР
«Колорист»
5
Знание
технологичес-
к и х
п р о ц е с с о в
окраши-вания.
Преподаватель раздает командам стикеры с этапами работ.
Контроль
за
исполнением
заданий
со
стороны
преподавателя
и
членов жюри.
Команды выстраивают логичес-
кую цепочку технологического
процесса по темам:
«Первичное
окрашивание
в о л о с
к р а с и т е л я м и
1
группы».
«Повторное
окрашивание
в о л о с
к р а с и т е л я м и
1
группы».
Тему
в ы бирают
м е т од о м
жеребь-евки.
8
Подведение
итогов
урока.
5
Определение
уровня
у с в о е н и я
з н а н и й ,
аргументация
оценки
знаний студентов.
Вот и подошел к концу наш урок. Сейчас мы вместе подведем его
итоги.
Жюри
оглашает
результаты
за
каждый
тур
и
в
целом
за
урок
(Приложение 6).
Общая оценка урока, индивидуальная оценка каждого студента.
9
Рефлексия
5
Оценка
психологи-
ческого состояния сту-
дентов и уровня усво-
ения темы урока.
Вопрос: Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Свои впечатления на уроке обозначьте смайликами .
Самооценка работы.
Впечатления.
Приложение 1
3 тур «Разминка»
Задание данного тура выполняется на скорость. Отвечает команда, которая первая
подняла руку после прочтения вопроса. При положительном ответе, вы говорите
ДА, при отрицательном ответе даете пояснение, т.е. правильный ответ. Один
правильный ответ приносит команде 1 балл.
Верно ли, что…
1. Оптимальная температура воды при мытье головы 48˚С ( НЕТ , 38˚С-45˚С)
2. Укладка волос – это изменение структуры волос на непродолжительное время
( ДА )
3. Жесткую воду можно смягчить кипячением ( ДА )
4. При не рабочем положении ножниц большой палец находится в нижнем кольце, а
безымянный в верхнем кольце ( НЕТ , большой палец находится вне кольца)
5. Концентрированный тип прически характеризуется зачесанными назад волосами
( НЕТ , при данном типе прически все волосы зачесаны вверх к макушке –
наивысшей точке головы)
6. Идеальной формой лица является овал ( ДА )
7. Максимальная высота тушевки 3см ( НЕТ , 5 см)
8. К первичным цветам относятся – красный, синий, зеленый ( НЕТ , первичные
цвета – красный, синий, желтый; зеленый – вторичный цвет)
9. Красители 2 группы закрашивают седину ( ДА )
10. Колорирование – это частичное осветление волос ( Нет , это окраска волос в два и
более цвета).
Приложение 2
ВОПРОСЫ К КРОССВОРДУ:
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
5. Тип расчески, используемый для стрижки волос в мужском и женском зале.
6. Пигмент прямого действия, используемый в окраске волос для удаления нежелательных оттенков, или
для усиления цвета.
7. Форма идеального типа лица.
9. Метод филировки: Полуоткрытые ножницы вводят в прядь и скользят ими вдоль пряди по контуру лица.
10. Это часть прически, имеющая плавный изгиб и ограниченная с двух сторон кронами.
ПО ВЕРТИКАЛИ:
1. Древнее название парикмахера.
2. Операция восстановление структуры волос после химической обработки (окраски, химической завивки).
3. Парикмахерская процедура по удалению нежелательного цвета с волос.
4. Парикмахерская процедура по коррекции нежелательных оттенков на волосах.
8. Операция при стрижке волос, в результате которой создается четкая линия, ограничивающая волосы по
их естественному росту.
Приложение 3
ц
1
и
р
р
2
Приложение 4
ЗАДАЧА 1
Решить задачу.
Натуральная база – 5/3
Желание клиента – 5/75
ЗАДАЧА 2
Решить задачу.
Натуральная база – 7/0
Желание клиента – 10/1
ЗАДАЧА 3
Решить задачу.
Натуральная база – 7/1 (1 см)
Косметическая база – 9/3 (вымытый)
Желание клиента – 8/00
ЗАДАЧА 4
Решить задачу.
Натуральная база – 7/0
Желание клиента – 4/7 + красные пряди
ЗАДАЧА 5
Рассчитать количество и номер корректора, количество оксиданта.
Дано: Крем-краска 6/0 – 60 гр., 3 % Н
2
О
2
ЗАДАЧА 6
Решить задачу.
Натуральная база – 8/0
Желание клиента – 4/6 + белые пряди
ЗАДАЧА 7
Решить задачу.
Натуральная база – 5/0 (2 см)
Косметическая база – 5/6 (вымытый)
Желание клиента – 6/1 + белые пряди
ЗАДАЧА 8
Решить задачу.
Натуральная база – 8/3
Желание клиента – 11-12 УГТ + тонирование («теплый» блонд)
ЗАДАЧА 9
Решить задачу.
Косметическая база – 3/0
Желание клиента – 6/1
ЗАДАЧА 10
Решить задачу.
Натуральная база – 7/0 (2 см)
Косметическая база – 4/7 (вымытый)
Желание клиента – 4/7 + белые пряди
ЗАДАЧА 11
Решить задачу.
Косметическая база – 4/7 (вымытый)
Желание клиента – 7/1. Выполнить предварительную коррекцию цвета.
ЗАДАЧА 12
Решить задачу.
Косметическая база – 6/75 (вымытый)
Желание клиента – 5/6 + пряди фиалковые
ЗАДАЧА 13
Решить задачу.
Натуральная база – 8/0
Желание клиента – 107
ЗАДАЧА 14
Решить задачу.
Натуральная база – 6/41 (2 см)
Косметическая база – 6/44 (вымытый)
Желание клиента – 6/44
ЗАДАЧА 15
Решить задачу.
Косметическая база – 6/7 (вымытый)
Желание клиента – 6/7 + белые пряди
ЗАДАЧА 16
Решить задачу.
Косметическая база – 4/75
Желание клиента – 5/77 + красные пряди
Приложение 5
ЗАДАЧИ
ОТВЕТЫ
ЗАДАЧА 1
Решить задачу.
Натуральная база – 5/3
Желание клиента – 5/75
№ 1
Решить задачу.
Натуральная база – 5/3
Желание клиента – 5/75
Решение: 1) 5/75 + 3% Н
2
О
2
→ 1: 1→ 35' - 40'
2) Мытье, регенерация, сушка
ЗАДАЧА 2
Решить задачу.
Натуральная база – 7/0
Желание клиента – 10/1
№ 2
Решить задачу.
Натуральная база – 7/0
Желание клиента – 10/1
Решение: 1) UBP + 9% Н
2
О
2
→ 1: 2→ до 50'
2)
Мытье
головы
с
шампунем,
подсушить
полотенцем
3) Тонирование волос - 10/1 + 0/66 (корректор)
+ 1,5 % Н
2
О
2
→ 1: 2→ 20'
4) Мытье, регенерация, сушка.
ЗАДАЧА 3
Решить задачу.
Натуральная база – 7/1 (1 см)
Косметическая база – 9/3 (вымытый)
Желание клиента – 8/00
№ 3
Решить задачу.
Натуральная база – 7/1 (1 см)
Косметическая база – 9/3 (вымытый)
Желание клиента – 8/00
Решение: 1) 8/00 + 0/66 (корректор) + 6 % Н
2
О
2
→ 1: 1→ 35' - 40'
2) Мытье, регенерация, сушка.
ЗАДАЧА 4
Решить задачу.
Натуральная база – 7/0
Желание клиента – 4/7 + красные пряди
№ 4
Решить задачу.
Натуральная база – 7/0
Желание клиента – 4/7 + красные пряди
Решение: 1) Пряди – 55 + 6 % Н
2
О
2
→ 1: 1→
40'
2) Полотно – 4/7 + 3 % Н
2
О
2
→ 1: 1→ 35' - 40'
3) Мытье, регенерация, сушка.
ЗАДАЧА 5
Рассчитать
количество
и
номер
корректора,
количество оксиданта.
Дано: Крем-краска 6/0 – 60 гр., 3 % Н
2
О
2
№ 5
Рассчитать
количество
и
номер
корректора,
количество оксиданта.
Дано: Крем-краска 6/0 – 60 гр., 3 % Н
2
О
2
Решение: 6/0 (60гр) + 0/11 (10см) + 3 % Н
2
О
2
(60гр) → 1: 1→ 35' - 40'
ЗАДАЧА 6
Решить задачу.
Натуральная база – 8/0
Желание клиента – 4/6 + белые пряди
№ 6
Решить задачу.
Натуральная база – 8/0
Желание клиента – 4/6 + белые пряди
Решение: 1) Пряди – UBP + 6 % Н
2
О
2
→ 1: 2→
20'
2) Полотно – 4/6 + 3 % Н
2
О
2
→ 1: 1→ 35' - 40'
3) Мытье, регенерация, сушка.
ЗАДАЧА 7
Решить задачу.
Натуральная база – 5/0 (2 см)
№ 7
Решить задачу.
Натуральная база – 5/0 (2 см)
Косметическая база – 5/6 (вымытый)
Желание клиента – 6/1 + белые пряди
Косметическая база – 5/6 (вымытый)
Желание клиента – 6/1 + белые пряди
Решение: 1) Корни - UBP + 6 % Н
2
О
2
→ 1: 2→
10' - 20'
2) Полотно - UBP + 6 % Н
2
О
2
→ 1: 2→ 20' - 30'
3) Мытье с шампунем, сушка.
4) Пряди - UBP + 6 % Н
2
О
2
→ 1: 2→ 20' - 40'
5) Полотно – 6/1 + 0/11 + 3 % Н
2
О
2
→ 1: 1→ 35'
- 40'
6) Мытье, регенерация, сушка.
ЗАДАЧА 8
Решить задачу.
Натуральная база – 8/3
Желание клиента – 11-12 УГТ + тонирование
(«теплый» блонд)
№ 8
Решить задачу.
Натуральная база – 8/3
Желание клиента – 11-12 УГТ + тонирование
(«теплый» блонд)
Решение: 1) UBP + 9 % Н
2
О
2
→ 1: 2→ 30' - 40'
2) Мытье с шампунем, подсушить полотенцем
3) Тонирование – учащиеся предлагают свой
коктейль для «теплого блонда»
3) Мытье, регенерация, сушка.
ЗАДАЧА 9
Решить задачу.
Косметическая база – 3/0
Желание клиента – 6/1
№ 9
Решить задачу.
Косметическая база – 3/0
Желание клиента – 6/1
Решение: I способ: 1) UBP + 6 % Н
2
О
2
→ 1:
2→ до 50'
2) Мытье с шампунем, сушка.
3) 6/1 + 0/11 + 3 % Н
2
О
2
→ 1: 1→ 35' - 40'
6) Мытье, регенерация, сушка.
II способ: 1)Корректор цвета (смывка)
2) Мытье с шампунем, сушка.
3) 7/1 + 0/11 + 0/66+ 3 % Н
2
О
2
→ 1: 1→ 35' - 40'
4) Мытье, регенерация, сушка.
ЗАДАЧА 10
Решить задачу.
Натуральная база – 7/0 (2 см)
Косметическая база – 4/7 (вымытый)
Желание клиента – 4/7 + белые пряди
№ 10
Решить задачу.
Натуральная база – 7/0 (2 см)
Косметическая база – 4/7 (вымытый)
Желание клиента – 4/7 + белые пряди
Решение: 1) Пряди - UBP + 9 % Н
2
О
2
→ 1: 2→
20'
2) Полотно – 4/7 + 3 % Н
2
О
2
→ 1: 1→ 35' - 40'
3) Мытье, регенерация, сушка.
ЗАДАЧА 11
Решить задачу.
Косметическая база – 4/7 (вымытый)
Же л а н и е
к л и е н т а
–
7 / 1 .
В ы п о л н и т ь
предварительную коррекцию цвета.
№ 11
Решить задачу.
Косметическая база – 4/7 (вымытый)
Же л а н и е
к л и е н т а
–
7 / 1 .
В ы п о л н и т ь
предварительную коррекцию цвета.
Решение:
1)
Коррекция
цвета
(технология
выполнения)
2) Мытье, сушка
3) Мелирование волос (частое, мелкое) – UBP
+ 3 % Н
2
О
2
→ 1: 2→ 35' - 40'
4) Мытье, сушка
5) 8/1 + 0/66+ 3 % Н
2
О
2
→ 1: 1→ 35' - 40'
6) Мытье, регенерация, сушка.
ЗАДАЧА 12
Решить задачу.
Косметическая база – 6/75 (вымытый)
Желание клиента – 5/6 + пряди фиалковые
№ 12
Решить задачу.
Косметическая база – 6/75 (вымытый)
Желание клиента – 5/6 + пряди фиалковые
Решение: 1) Пряди UBP + 9 % Н
2
О
2
→ 1: 2→
до 50'
2) Полотно 5/6 + 3 % Н
2
О
2
→ 1: 1→ 35' - 40'
3) Мытье с шампунем, сушка.
4) Тонировка прядей 4 + 1,5 % →1: 1→ 30'
5) Мытье, регенерация, сушка.
ЗАДАЧА 13
Решить задачу.
Натуральная база – 8/0
Желание клиента – 107
№ 13
Решить задачу.
Натуральная база – 8/0
Желание клиента – 107
Решение: 1) 107 + 9 % Н
2
О
2
→ 1: 2→ 30' - 40'
2) Мытье, регенерация, сушка.
ЗАДАЧА 14
Решить задачу.
Натуральная база – 6/41 (2 см)
Косметическая база – 6/44 (вымытый)
Желание клиента – 6/44
№ 14
Решить задачу.
Натуральная база – 6/41 (2 см)
Косметическая база – 6/44 (вымытый)
Желание клиента – 6/44
Решение: 1) Корни – 6/44 + 6 % Н
2
О
2
→ 1: 1→
20'
2) Полотно – 6/44 + 3 % Н
2
О
2
→ 1: 1→ 15'
3) Мытье, регенерация, сушка.
ЗАДАЧА 15
Решить задачу.
Косметическая база – 6/7 (вымытый)
Желание клиента – 6/7 + белые пряди
№ 15
Решить задачу.
Косметическая база – 6/7 (вымытый)
Желание клиента – 6/7 + белые пряди
Решение: 1) Пряди UBP + 9 % Н
2
О
2
→ 1: 2→
до 50'
2) Мытье, регенерация, сушка.
ЗАДАЧА 16
Решить задачу.
Косметическая база – 4/75
Желание клиента – 5/77 + красные пряди
№ 16
Решить задачу.
Косметическая база – 4/75
Желание клиента – 5/77 + красные пряди
Решение: 1) Пряди 55 + 9 % Н
2
О
2
→ 1: 1→ 15'
2) Полотно – 5/77 + 6 % Н
2
О
2
→ 1: 1→ 15'
3) Мытье, регенерация, сушка.