урок математики в 6 классе "Противоположные числа"
Автор: Дик Наталья Николаевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МКОУ ООШ №18 Населённый пункт: п. Солони Наименование материала: методическая разработка Тема: урок математики в 6 классе "Противоположные числа" Раздел: среднее образование
Конспект урока по математике «Противоположные числа» 6 класс
Учебник: Математика: 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ [Н.Я.
Виленкин и др.] – 21-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2007. – 288 с.: ил.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Технологии:
здоровьесбережения,
проблемного
обучения,
развитие
исследовательских умений.
Виды
деятельности: фронтальная
работа
с
классом,
работа
с
текстом
учебника, работа у доски и в тетрадях.
Планируемые результаты:
Предметные – ввести понятие противоположных чисел, научиться правильно
употреблять термины «целое число» и «натуральное число», расширить понятие о
числе;
Метапредметные УУД –
Коммуникативные:
уметь
выслушивать
мнение
членов
команды,
не
перебивая, принимать коллективное решение.
Регулятивные:
формировать
целевые
установки
учебной
деятельности,
выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
Познавательные:
уметь
выделять
существенную
информацию
из
текстов
разных видов.
Личностные УУД – формирование навыков индивидуальной и коллективной
исследовательской деятельности.
Оборудование:
компьютер,
проектор,
раздаточный
наглядный
и
дидактический материал, портреты математиков.
Разработал учитель математики МКОУ ООШ №18
Дик Наталья Николаевна I квалификационной категории
п. Солони
2015 г.
Ход урока
1.
Организационный этап
Учитель: - Ребята! Сегодня у меня очень хорошее настроение! Надеюсь,
что
у
вас
оно
такое
же!
Возьмите
листы
настроения
и
оцените
свое
настроение по 10 бальной шкале.
- Итак, плохое настроение и лень умножим на нуль!
2.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
Учитель:
-
Выполните
задание.
Нужно
продолжить
цепочку
слов,
например:
1.
Длинный - короткий,
2.
Большой - ......., (маленький)
3.
Правда - …….., (ложь)
4.
Бедный - ......., ( богатый)
5.
Добро – ………, (зло)
6.
Горячий – ………, (холодный)
7.
Хорошо - …….. (плохо)
Учитель: - Как называются эти слова в русском языке? ( Антонимы-слова
с противоположными значениями.)
Учитель:
-
А
теперь
давайте
найдём
антонимы
в
разных
областях
знаний.
География (север-юг, гора-впадина).
Русский язык (слова-антонимы: добро-зло, белый - чёрный).
История (война-мир, прогресс-регресс, импорт-экспорт).
Биология (левая рука - правая рука).
Учитель: - Вы догадались, каким математическим понятием мы с вами
будем
сегодня
заниматься?
Как
мы
назовём
тему
нашего
урока?
(«Противоположные числа»).
- Вам что-нибудь известно о
противоположных числах? (Нет.
Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке?).
Какие числа называются противоположными?
Как расположены противоположные числа на координатной прямой?
Какое число противоположно самому себе?
Учитель:
-
Как
вы
думаете,
где
удобнее
всего
расположить
противоположные числа? (на координатной прямой).
-
С
именем
какого
математика
связано
понятие
координатная прямая? (Рене Декарт 1596-1650)
Рене Декарт – выдающийся французский философ, математик, биолог и
физик.
Его
труды
способствовали
признанию
отрицательных
чисел,
которые
появились гораздо позже натуральных чисел, и математики долго относились к ним
с недоверием.
Он предложил геометрическое истолкование положительных и
отрицательных чисел – ввел в 1637 году координатную прямую.
3.
Актуализация знаний.
Учитель: - Чтобы продолжить наш урок, нам необходимо вспомнить:
1.
Что такое координатная прямая? (Прямую с выбранными на ней
Разработал учитель математики МКОУ ООШ №18
Дик Наталья Николаевна I квалификационной категории
п. Солони
2015 г.
началом отсчета, единичным отрезком и направлением называют координатной
прямой).
2.
Что
называют
координатой
точки
на
прямой?
(Число,
показывающее положение точки на прямой, называют координатой этой точки).
3.
Какими числами являются координаты точек на горизонтальной
прямой, расположенных:
а) справа от начала координат; (положительными)
б) слева от начала координат? (отрицательными)
4.
Какую координату имеет начало координат? (нуль)
5.
Какими числами обозначают координаты точек на вертикальной
прямой, расположенных:
а) выше начала координат; (положительными)
б) ниже начала координат? (отрицательными)
Задача №1. (устно)
Учитель: - Из чисел -3,6; 5/7; -6/9; 0; 7; -81/9; 4,7; -100; 3
назовите сначала все отрицательные, а потом все положительные числа.
Задача №2. (устно)
Учитель: - Назовите три числа, расположенные на координатной прямой:
а) правее числа 5;
б) левее числа -6;
в) правее числа -11;
г) левее числа 25.
Задача №3.
Учитель: - Запишите координаты точек А, В, С, К, О, Е, Т, Н, если начало
отсчета - точка О.
Физкультпауза.
Учитель: - Теперь давайте немного разомнемся. Я даю вам задание, а вы
выполняете противоположное.
1. Наклоны влево: раз, два, три, четыре; вправо: раз, два, три, четыре.
2. Прыжки на левой ноге: раз, два, три, четыре; на правой: раз, два, три,
четыре.
3. Наклоны головы вверх-вниз.
4.Присели, встали.
4.
Первичное усвоение новых знаний.
Задача №4.
Учитель:
Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок длину
одной клетки тетради. Отметьте на этой прямой точки: А(-6), В(-1,5),
С(6), D(2), Е(-3), К(2,5).
Какие точки одинаково удалены от начала отсчёта и находятся по
разные стороны от нее? (А и С)
Чему равно расстояние (в единичных отрезках) от точки О (начала
отсчета) до точек А и С? (6 единичных отрезков)
Пусть нам надо выйти из пункта О и пройти расстояние 6 км (1 клетка
равна 1 км). Куда мы попадём? (В пункт А и С)
Разработал учитель математики МКОУ ООШ №18
Дик Наталья Николаевна I квалификационной категории
п. Солони
2015 г.
Как мы должны двигаться, чтобы попасть в эти пункты? (в
противоположных направлениях)
Значит числа 6 и -6 называются как…? (противоположными)
Число 6 противоположно какому числу? (-6), а число -6? (6)
Приведите еще примеры противоположных чисел.
Давайте обобщим все, что мы сегодня узнали о противоположных
числах? (расположены на координатной прямой, на одинаковом расстоянии
от начала отсчета, по разные стороны от него)
Чем отличаются противоположные числа? (знаками)
Попробуйте сформулировать определение, какие же числа называются
противоположными? (заполнить пропуски)
(Определение: Два числа, отличающиеся друг от друга только
знаками, называются противоположными.)
Прочитайте, что у вас получилось?
Откройте учебник п. 27 стр. 154-155 и найдите в тексте параграфа
определение противоположных чисел. Прочитайте. Сравните с тем,
что получилось у вас. Запишите определение в тетрадь.
Назовите еще одно число, противоположное числу 6.
Какой вывод можно сделать? (Для каждого числа есть только одно
противоположное ему число)
Назовите число, противоположное числу 0. (Число 0 противоположно
самому себе.)
Запишите, пожалуйста, в тетради памятку как обозначаются
противоположные числа.
Работа с учебником.
Прочитайте в учебнике на стр. 155 под рубрикой «Говори правильно».
Прочитайте двумя способами выражения: -с; -(-b); -(-4); -5 . (запись «-с»
можно прочитать двумя способами: «минус с» и «число, противоположное
числу «с»)
Каким числом может быть запись –с? (Запись –с может означать как
положительное, так и отрицательное число и число нуль.)
Разработал учитель математики МКОУ ООШ №18
Дик Наталья Николаевна I квалификационной категории
п. Солони
2015 г.
-а – число, противоположное числу а.
-(-а) – число, противоположное числу –а
-(-а)=а
Если а=7, то –а=-7;
если а=-9, то –а=9;
если а=0, то –а=0;
если а=-(-1), то –а=-1.
5.
Первичная проверка понимания и закрепление.
№926 (устно) Найдите числа, противоположные числам:
– 276; 124; – 321; 62; 9; – 1; 1; – 7,8; – 9; 0,5;
−
5
7
; 4
3
8
;
−
3
2
9
;
1
4
.
№927 (а, б, д) (с комментированием с места по очереди)
а) – (– 80) =*;
б) 3,5 = – *;
д) –( –
7
12
¿=¿
.
№928 (б) Найдите значение выражения:
k, если – k= 27; –35; 7,1; –6,9; 80; –90;
3
7
;
−
8
15
;3
1
6
.
№933 (а, б, в) Какие целые числа расположены на координатной прямой между
числами:
а) –8 и –5;
б) –3 и 0;
в) –2 и 2.
№
Вопрос
Ответ
1
Запишите число, расположенное на расстоянии 2
единицы левее нуля.
-2
2
Запишите число, расположенное на расстоянии 4
единиц правее нуля.
+4
3
Запишите число, не являющееся ни
положительным, ни отрицательным.
0
4
Запишите число, противоположное числу 6.
-6
5
Запишите число, противоположное числу – 9,8.
+9.8
6
Запишите число, противоположное самому себе.
0
7
Запишите все целые числа, которые находятся
между числами -1 и 3
0, 1, 2
8
Любое ли целое число является натуральным?
(запиши ДА или НЕТ)
Нет
ПРОВЕРЬТЕ, И ОЦЕНИ ДРУГ ДРУГА!
Разработал учитель математики МКОУ ООШ №18
Дик Наталья Николаевна I квалификационной категории
п. Солони
2015 г.
6.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
п. 27, №943, 945 (а, б)
7.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Учитель: - Ребята, вы сегодня хорошо и много работали! В начале урока вы
мне сказали, что хотите на этом уроке узнать:
Какие числа называются противоположными?
Как расположены противоположные числа на координатной прямой?
Какое число противоположно самому себе?
Узнали?
Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы на уроке?
Что в работе на уроке было наиболее интересным?
Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?
Оцените, пожалуйста, свое настроение на конец урока.
Оцените урок.
Разработал учитель математики МКОУ ООШ №18
Дик Наталья Николаевна I квалификационной категории
п. Солони
2015 г.