Напоминание

Индивидуальная программа коррекционных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звука [c].


Автор: Погребнова Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Ягодка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, Ямало - Ненецкий автономный округ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Индивидуальная программа коррекционных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звука [c].
Раздел: дошкольное образование





Назад





Индивидуальная программа коррекционных занятий по постановке, автоматизации и

дифференциации звука [c].

Цель:
Относительно педагога: Коррекция межзубного сигматизма (звука [с]), преодоление замкнутости путем подбора специальных игровых упражнений, формирование устойчивости внимания. Относительно ребенка: Научиться правильно произносить звук [с], ввести его в самостоятельную речь, расширить круг своих интересов. Совместная: Достижение правильного произношения звука [с], преодоление замкнутости через игровую деятельность.
Задачи:
- закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений, - продолжать формировать правильное речевое дыхание, - учить правильно произносить звук [с] с механической помощью и по подражанию, - автоматизировать и дифференцировать поставленный звук в самостоятельной речи, - развивать коммуникативные навыки, - развивать внимание, пространственную ориентировку, мелкую моторику.

Содержание работы
Тема, цель занятия Количество часов Предполагаемый результат каждого занятия Виды и способы деятельности Критерии оценивания результата Организация рефлексии 1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата, развитие силы и направление воздушной струи Цель: развивать подвижность артикуляционных органов, формировать длительную направленную холодную воздушную струю. (1-3ч.) Выработать направленную холодную воздушную струю, Развить необходимые для постановки звука артикуляционные движения и позы. Артикуляционная гимнастика: -Подготовительные упражнения-«Забор- окно-мост-забор», затем «холодный ветер», из положения «трубочка» подуть на ватку, султанчик, бумагу, из положения «забор» положить язык на нижнюю губу, вдоль языка на его середину положить зонд и надавить до образования желобка, с силой выдуть воздух, контроль- ладонь, ватка. - Физминутка Удерживает, не удерживает позы, правильно ли направляет воздушную струю, насколько сильно. Игры с мыльными пузырями. 2. Развитие мелкой моторики Цель: Развивать мелкие движения кистей рук и пальцев (1-3ч.) Выработать четкие движения пальцев рук, выполнение инструкций. Артикуляционная гимнастика (занятие 1) - Пальчиковая гимнастика «Здравствуй пальчик» - пальчиковая игра «Считалка» - разбирание по сортам семян, мозаек – по цвету - сжимание резиновой груши при одновременном направлении воздушной струи на определенные - физминутка - штриховка, рисование по пунктиру Правильность выполнения требуемых действий, точность плавность движений руки, координация движений кистей рук. Предложить раскрасить любимого сказочного героя в книжке – раскраске. Понаблюдать за выбором героя и цвета. 3. Разучить комплекс артикуляционных упражнений для постановки звука [c] Цель: Отработка правильных артикуляционных движений (1-3ч.) Разучить комплекс упражнений, подготовить артикуляционные органы к постановке звука [с] Артикуляционная гимнастика (занятие 1) - физминутку Комплекс арт. упражнений: -«забор-трубочка», -«лопата» - «горка» - «колесо» - «дудочка» - «качели» Следить за правильностью и способностью ребенка выполнять все упражнения Спросить у ребенка, какое упражнение тебе понравилось больше всего, а какое выполнить затрудняешься? 4. Знакомство с артикуляцией звука [c] Цель: познакомить с правильным укладом артикуляционных органов при произнесении звука [c] 1 ч. Добиться понимания ребенком правильного положения органов артикуляционного аппарата при произнесении звука [с] Комплекс арт. упражнений: (занятие 3) - дыхательная гимнастика Упр. «Сдуть снежинку», «Тепло - Холодно», «Шторм в стакане» - показ артикуляции перед зеркалом - показ профиля данного звука - показ положения языка кистью руки Правильность положения языка, губ, сила и точность воздушной струи Ребенку предлагается выбрать воздушный шарик, с нарисованным на нем «личиком» - выражающим
- пальчиковая гимнастика определенное эмоциональное состояние. Свой выбор объяснить. 5. Постановка и коррекция звука [с] Цель: поставить ребенку звук [c], добиться правильного воспроизведения звука в изолированном виде. (1 -3ч. ) Плавно без толчков, чисто, без вспомогательных движений произносить звук [с] Комплекс арт. упражнений: (занятие 3) - дыхательная гимнастика (работа над силой выдоха) - постановка звука с механической помощью: 1. удерживание кончика языка у нижних резцов шпателем 2. образование холодной струи воздуха. Упр. «Ледяная горка» - мимическая гимнастика (изобрази: кислый, сладкий, соленый, горький, горячий, холодный) - физминутка Упр. «Насос» Изобразить по показу логопеда шум насоса С-с-с-с-с-с Следить за силой выдоха, за правильностью произнесения звука [c] Похвалить ребенка за достижения в работе, отметить его старание, и дальнейшие успехи. 6. Автоматизация поставленного звука в речи Цель: ввести поставленный звук в слог, в слово, в предложение, развивать фонематическое восприятие. (2 -4ч.) Закрепить употребление поставленного звука в слогах, словах и предложениях, следить за правильностью произношения. Комплекс арт. упражнений: (занятие 3) - дыхательная гимнастика (работа над силой выдоха) Звук в слоге: (прямом и обратном) - повтори рифмовку (у стены стоит коса, СА-са-са; Страшно вечером в лесу су-су- су; Косточку принес Барбос ос-ос-ос и т.д.) - слоговые «свистелки»: СА-су-сы; сэ-со- сы; ис-ус-ис; ос-эс-ас; - физминутка Звук в слове (в начале, в середине, в конце): - повтори каждые три слова (самостоятельно по памяти) Напр: сад-сок- сом; Сухо-сани-садик; оса-коса-лиса; косы- бусы-усы; Упр. «Замени первый звук на [с]» - дом – сом; лук – сук; танки – санки; и т.д. - пальчиковая гимнастика - упр. «Разложи картинки» (ребенок получает картинки, отбирает Постоянно вести контроль за произношением звука [с] в разных позициях, обращать на это внимание ребенка, добиваться развернутых ответов на предложенную ситуацию, стимулировать эти ответы наводящими вопросами. На каждом занятии поощрять ответы ребенка, акцентировать внимание на успехах, проговаривать необходимость устранения трудностей для достижения положительного результата. На каждое занятие ребенок должен принести любимую игрушку, и в конце занятия рассказать педагогу, чем сегодня игрушка занималась вместе с ним.
сначала те из них, названия которых, начинаются со звука [c], а затем где звук в конце) - физминутка Звук в предложении - упр. «Закончи предложения» (используя картинки) У Сони есть…(косы, бусы, санки) На суку сидит…(сова, оса, соловей) В саду стоит …(сосна, скамейка, собака) - Игровое упражнение «Чего не хватает?» Предлагаются изображения в которых чего – то не хватает, ребенок должен назвать недостающую часть. - составь предложение по двум опорным словам (Стакан – сок, снег - санки) - физминутка 7. Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Цель: закрепление поставленного звука в самостоятельной речи ребенка, развитие памяти, внимания (1-2 ч.) Активное употребление звука [с] в самостоятельной речи, выделяя его среди других звуков. Комплекс арт. упражнений: (занятие 3) - дыхательная гимнастика (работа над силой выдоха) - подбор чистоговорок, скороговорок, стихотворений, рассказов на звук [c] (ребенок заучивает, пересказывает) - составление рассказа по серии и по сюжетной картинке. - инсценировки сказок - физминутки 1-2 раза - игры с пальцами 1-2 раза - игры с природным материалом 1-2 раза Следить за правильностью и дифференциацией поставленного звука в самостоятельной речи. Игра – сюрприз «Чудесный мешочек» Ребенок достает из мешочка игрушки, называет их, выбирает одну, самую понравившуюся и рассказывает педагогу, как он с ней будет играть. В итоге, педагог говорит об успехах ребенка, достижении им результата, выбранную игрушку ребенок получает в качестве подарка.

Сроки проведения первичной, промежуточной и итоговой диагностики.
Коррекционная работа проводится в течение учебного года, если рассматривать группы нарушенных звуков. - первичная - Сентябрь - промежуточная – Декабрь - итоговая - Май
Форма представления результата коррекционной работы.
Проводится анализ коррекционной работы, в начале учебного года и в конце, результаты заносятся в диагностическую карту.


В раздел образования