АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Занимательная психология саморазвития" ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ "Юный психолог"
Автор: Данилова Нина Константиновна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 8" Населённый пункт: г. Нижнекамск Республики Татарстан Наименование материала: методическая разработка Тема: АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Занимательная психология саморазвития" ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ "Юный психолог" Раздел: полное образование
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА НМР РТ
МБУ ДО «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ» ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
НМР РТ
СОГЛАСОВАНО
Директор МБУ ДО «ЦВР»
для одарённых детей НМР РТ
_____________З.А.Санникова
УТВЕРЖДЕНО
на методическом совете
протокол №______ от _________2015 г.
заведующий методическим отделом
__________________Г.И.Хизриева
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Занимательная психология саморазвития»
ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«Юный психолог»
Рассчитан на первый год обучения
для учащихся 13-14-летнего возраста
Составила: педагог-психолог
I квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 8»,
педагог дополнительного
образованияМБУ ДО ЦВР
Данилова Нина
Константиновна
Нижнекамск, РТ
2015 г.
Пояснительная записка
Настоящая
дополнительная
образовательная
программа
детского
объединения
«Юный
психолог»
для
воспитанников
13-15-летнего
возраста
составлена на основе примерной образовательной программы «Занимательная
психология саморазвития» и авторской программы Т.В.Кунигель «Активизация
внутренних ресурсов», с учетом документов:
-
Федеральный
Закон
Российской
Федерации
«Об
образовании
в
Российской Федерации» от 29.12.2012 г.№ 273-ФЗ;
- Закон Республики Татарстан «Об образовании» от 19.10.1993г. (в ред. от
19.06.2006 № 41-ЗРТ);
- Закон Республики Татарстан «О государственных языках Республики
Татарстан и других языках в Республике Татарстан» от 28.07.2004 г. №44-
ЗРТ;
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» от 29.08.2013 г.,
№1008;
- «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей» от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 (с
изменениями от 11.12.2006 № 06-1844);
- Конвенция ООН «О правах ребёнка», 1989 г.;
-
Федеральный Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях
прав
ребёнка
в
Российской
Федерации»
от
09.07.1998
г.,
(с
изм.,внесенными Федеральным законом от 27.07.2011 г. № 252-ФЗ);
- Постановление Руководителя ИК НМР РТ «Об утверждении Стандарта
качества
муниципальной
услуги
по
предоставлению
дополнительного
образования детям в многопрофильных организациях дополнительного
образования детей, подведомственных управлению образования ИК НМР
РТ»;
-
Санитарно-эпидемиологические
правила
и
нормативы
СанПиН
2.4.4.3172-14;
- Устав МБУ ДО «Центр внешкольной работы» для одарённых детей НМР
РТ.
Программа рассчитана на 3 месяца (4 ч. в неделю). Образовательная программа
соответствует
требованиям
федерального
государственного
образовательного
стандарта.
Количество воспитанников – 15 человек в группе, занятия проводятся 2
раза в неделю по 2 часа.
Необходимо
раскрыть
цели
образовательной
деятельности,
обосновать
отбор содержания и последовательность изложения материала, охарактеризовать
формы работы с детьми и условия реализации программы.
1.Направленность дополнительной образовательной программы.
Данная
образовательная
программа
по
направленности
является
социально-
педагогической.
2.Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой
программы в образовательный процесс:
актуальность – Подростковый возраст называют критическим возрастом (в
широком смысле слова). Главная особенность подросткового возраста – резкие,
качественные
изменения,
затрагивающие
все
стороны
развития
личности:
стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков,
свидетельствующих
о
желании
утвердить
свою
самостоятельность,
независимость,
личную
автономию.
Основные
проблемы
психологического
развития подростка в этот период:
· развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях,
поступках, формирование привычных навыков самоанализа;
· формирование интереса к другому человеку как к личности;
·
формирование
широкого
спектра
способностей
и
интересов,
определение
круга устойчивых интересов;
· формирование нового уровня мышления, логической памяти, устойчивого
внимания;
·
развитие
чувства
собственного
достоинства,
внутренних
критериев
самооценки;
·
развитие
форм
и
навыков
личностного
общения
в
группе
сверстников,
способов взаимопонимания
·
развитие
навыков
личностного
общения
в
группе
сверстников,
способов
взаимопонимания и толерантности;
·
развитие
моральных
качеств,
форм
сочувствия
и
сопереживания
другим
людям.
практическая
значимость-
Очень
часто
педагоги
сталкиваются
с
психологическими
проблемами,
как
отдельных
детей,
так
и
коллектива
(школьного класса) в целом. Эти проблемы накладывают огромный отпечаток на
весь
педагогический
процесс.
Педагогическая
целесообразность
настоящей
программы заключается в том, что её реализация содействует решению данных
проблем
и
позволяет
улучшить
психологическую
атмосферу
в
учебных
коллективах.
связь программы с уже существующими по данному направлению-
Т.В. Кунигель в программе «Активизация внутренних ресурсов» рассматривает
проблемы современного подростка: несформированность мотивации к учебе
или труду, низкий уровень познавательной активности, отсутствие внутреннего
стимула к развитию. Программа занятий имеет цель раскрытие внутренних
ресурсов подростков. Задачей все занятий является создание условий, в которых
подросток будет заинтересован во всех позитивных изменениях в себе и в своей
жизни.
вид программы - экспериментальная; Настоящая программа призвана помочь
подростку
разобраться
в
тех
изменениях,
которые
происходят
в
нём,
и
предложить пути решения проблем, с которыми он сталкивается в своей жизни.
новизна -
Новизна данной
программы
заключается
в
том,
что
в
ней
выстраивается единая линия занятий, рассчитанных на решение всего комплекса
вопросов, которые волнуют подростков в данном возрасте.
Занятия проходят не в лекционной форме, а в форме игры и тренинга, что
создаёт наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия
материала.
У
подростков
появляется
возможность
в
спокойной
игровой
атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в
безопасной обстановке апробировать определённые роли.
3. Цель и задачи программы.
Цель программы является диагностика, коррекция и оптимизация личностного
развития подростков на основе игровых групповых форм работы.
Задачи программы:
Обучающие:
· формирование базовых понятий из области психологии общения, психологии
эмоций,
конфликтологии,
этнопсихологии
и
психологии
познавательных
процессов;
· формирование интереса к прикладным психологическим знаниям.
Развивающие:
· развитие навыков эффективного общения;
· развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение
чувств других людей;
· развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;
· развитие познавательных процессов.
Воспитательные:
· повышение уровня рефлексивности;
· создание мотивации для дальнейшего саморазвития воспитанников;
· сплочение подростков;
· формирование взаимного доверия;
· формирование толерантности.
4.Отличительные особенности программы:
Образовательная
программа
«Занимательная
психология
саморазвития»
разработана
с
учётом
имеющегося
опыта
выявления
индивидуальных
особенностей детей. На основе проведённого исследования были выделены
запросы, интересы и теоретические знания детей, что позволило адаптировать
программный материал к практическим запросам современных подростков.
Программа включает в себя следующие блоки: тренинг командообразования,
тренинг
коммуникативных
навыков,
занятия,
направленные
на
развитие
толерантности,
тренинг
личностного
роста,
тренинг
профессионального
самоопределения.
Тренинги разрабатывались на основе работ Л. М. Анн, И. В. Вачкова, А. Г.
Грецова, А. Г. Лидерс и др.
.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
Программа
составлена
таким
образом,
чтобы
подростки
смогли
не
только
уяснить и прослушать материал, но и на практике его отработать и закрепить.
Оптимальная
возраст детей и их психологические особенности - 13-15 лет
Складываются собственные моральные установки и требования, которые
определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками.
Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или
иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и
правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они
способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной
деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу,
упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их
жизнь, тем более она им нравится.
Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно
относятся к расхождениям между словами и делами старших . Они все
настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений
и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.
вид детской группы экспериментальная, ее состав – постоянный;
особенности набора детей – свободный;
количество обучающихся – 15 человек;
5.Режим занятий:
Программа рассчитана на период с 1 марта по 31 мая – 52 часа
количество часов и занятий в неделю – 2 занятия по 2 часа
периодичность за нятий – 2 раза в неделю
Формы и режим занятий
В данной образовательной программе используются следующие формы занятий.
1. Психологические игры и упражнения:
большие ролевые игры; игры-переживания; деловые игры;
психогимнастика;
упражнения на отработку различных навыков.
2. Различные методы тренинга:
ролевая игра; мозговой штурм; моделирование практических ситуаций;
работа в малых группах; семинар; метод кейсов и т. д.
3. Групповые дискуссии, беседы.
4. Информационные блоки.
5. Психологические тесты.
6. Элементы арт-терапии.
7. Элементы сказкотерапии.
8. Элементы телесно-ориентированной терапии.
Структура занятия
I этап. Психологическое вхождение учащихся в занятие: ритуал приветствия.
II этап. Разминка: вхождение в эмоциональный контакт/ Актуализация
проблемы.
III этап. Основной этап работы: информационный блок, отработка и развитие
навыков.
IV этап. Завершающий этап: рефлексия, ритуал прощания.
Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа с 10-15-минутным перерывом.
Для
проведения
занятий
необходимо
хорошо
проветриваемое,
светлое
помещение, в котором есть возможность рассадить участников не только в круг,
но и за парты.
Учащиеся на протяжении всего курса ведут тетрадь записей, где они фиксируют
значимые для них моменты, обработку и интерпретацию тестов и методик,
схемы и основные тезисы.
Этапы педагогического контроля
Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки
качества образования
Виды контроля
Формы контроля
1. Текущий контроль
Устный опрос
Работа с карточками
Письменная проверка
Тестовые задания
2. Итоговый контроль
Практическая лабораторная
работа
Контрольная работа
Тестовые задания
Защита проекта
№
Какие знания, умения,
навыки
контролируются
Форма контроля
Сроки
1
применять на практике
индивидуальные и групповые
коммуникативные навыки;
Мониторинг
март
2
методика определения своего
темперамента,
профессиональной
ориентации, конфликтности,
толерантности;
Тест -опросник
апрель
3
Разработка и реализация
проекта по защите здоровья –
физического и
психологического;
Защита проекта
май
Также
подростки
получают
распечатанные
материалы
с
результатами
диагностики на момент начала курса и на момент его окончания, что позволяет
наглядно увидеть динамику группы и отдельно каждого члена группы.
Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести в процессе
занятий по программе:
По окончании курса обучения воспитанники должны:
знать:
- базовые понятия из области общей и социальной психологии, психологии
общения, психологии эмоций, конфликтологии, этнопсихологии и психологии
познавательных процессов;
- виды конфликтов и пути их преодоления;
- эффективные формы работы в команде;
- методику определения своего темперамента, профессиональной ориентации,
конфликтности, толерантности;
- методику работы с психолого-диагностическим материалом;
- проблемы современного общества, такие как ВИЧ , и наркомания: пути
заражения, этапы развития, возможности защитить себя и своих близких;
- виды социальной активности подростков;
- методику и технику проведения опроса в школе;
уметь:
- работать «в кругу», применяя новые методы работы (не столь часто
используемые на уроках);
- взаимодействовать сообща, совместными усилиями добиваясь определённых
результатов и находя новые решения проблем и ситуаций;
- доверять друг другу и регулировать свое поведение, исходя из правил
тренинговой работы;
- применять на практике индивидуальные и групповые коммуникативные
навыки;
- защищать себя и своё здоровье;
- высказывать и аргументировать свою позицию, при этом уважая мнение и
позицию другого человека;
- разрабатывать и реализовывать собственный проект;
- применять в жизни принципы толерантности;
- самостоятельно развивать внимание, память, воображение, образное и
логическое мышление.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей по данной
программе:
Постоянный индивидуальный и групповой контроль осуществляется во
время проведения всех занятий: наблюдение за динамикой развития группы, за
развитием
индивидуальных
качеств
и
отработкой
навыков
и
умений,
получением обучающимися необходимой информации.
Педагог-психолог отслеживает результаты и эффективность работы для каждого
подростка отдельно. Проверка осуществляется следующими путями:
· с помощью сравнительного анализа результатов психодиагностики отдельных
подростков и динамики развития группы; при помощи тестов;
·
в
ходе
длительного
наблюдения
за
индивидуальной
и
групповой
деятельностью;
· в ходе получения обратной связи.
-в
ходе
участия
в
выставках,
конкурсах,
соревнованиях,
учебно-
исследовательских конференциях.
В конце каждого раздела обучающимся раздается печатный материал, который
они хранят в папке, заполняемой по мере прохождения следующих разделов.
Формы подведения итогов реализации программы
По
окончании
курса
воспитанники
самостоятельно
разрабатывают
опросник,
который
корректируется
вместе
с
педагогами
и
апробируется
на
ровесниках. Подросткам предоставляется возможность самостоятельно выбрать
тему исследования, составить вопросы для опроса. Педагог здесь выступает в
роли
советчика
и
информатора.
Такая
форма
подведения
итогов
вызывает
значительный
эмоциональный
подъём
у
подростков.
Ведь
получив
свободу
выбора, они используют все полученные на занятиях знания. Самостоятельность
в
выборе
повышает
чувство
ответственности
у
обучающихся,
а
также
мобилизует творческий потенциал подростков.
Формой
подведения
итогов
является
организация
выставки
обработанных
результатов в рисуночно-схематической форме. Эта форма подведения итогов
позволит увидеть, как были освоены полученные навыки, как ребята чувствуют
себя
в
роли
юного
психолога,
насколько
корректно
составляют
вопросы
и
насколько
инициативно
подходят
к
подготовке
собственного
социального
проекта.
№ Продолжительность
занятия
Периодичность
в неделю
Кол-во час.в
неделю
Кол-во часов
за период
1.
2 часа
2 раза
4 часа
52 часа
Учебно-тематический план по занимательной психологии на 52 часа
№
Наименованиеи раздела, темы
Всего
часов
Теория
Практик
а
1.
Вводное занятие «Зачем мы здесь
собрались?»
2
1
1
2.
Раздела « Тренинг формирования
эффективной команды»
8
4
4
2.1
.
«Формирование чувства «Мы»
1
1
2.2
.
«Сплочение и доверие»
1
1
2.3
«Портрет нашей группы»
1
1
2.4
«Путешествие»
1
1
3.
Раздел « Тренинг коммуникативных
навыков»
14
7
7
3.1
.
«Общение и умение слушать»
1
1
3.2
.
«Средства общения»
1
1
3.3
«Общение без слов»
1
1
3.4
«Наши эмоции и чувства»
1
1
3.5
«Конфликты и причины их
возникновения»
1
1
3.6
«Навыки публичных выступлений»
1
1
3.7
«Отработка навыков публичных
выступлений»
1
1
4.
Раздел «Тренинг развития
толерантности»
6
3
3
4.1
«Толерантная личность»
1
1
4.2
«Знакомство со стереотипами»
1
1
4.3
«Быть принятыми другими –не значит
быть как все»
1
1
5
Раздел « Тренинг личностного роста»
2
6.1
Профориентационная игра
«Перспектива»
1
1
6.2
Профориентационная диагностика
1
1
7
Раздел «Профилактика социальных
заболеваний»
4
2
2
7.1
Профилактический семинар «Жизнь без
наркотиков реальная возможность»
1
1
7.2
Аукцион ценностей
1
1
8
Раздел «Социальное творчество»
4
2
2
8.1
Разработка социального проекта
1
1
8.2
Реализация проекта
1
1
9.
Итоговое занятие «Чему мы научились»
2
1
1
Итого часов:
52
26
26
Дидактические материалы
Раздел 1. Вводное занятие.
Демонстрационный материал:
· большие листы с определениями;
· рисунок дерева (размер А1).
Раздаточный материал:
· карточки с изображением яблок, которые будут крепиться к дереву.
Раздел 2. Тренинг формирования эффективной команды.
Раздаточный материал:
· бланки опросников, листы;
· верёвка;
· «плоты» – листы картона или линолеума размером 35 на 35 см (5 шт.).
Раздел 3. Тренинг коммуникативных навыков.
Демонстрационный материал:
· плакат с основными определениями;
· вырезки из журналов.
Раздаточный материал:
· бланки опросников;
· карточки с описанием ситуаций;
· карточки с заданиями.
Раздел 4. Тренинг «Развитие толерантности».
Демонстрационный материал:
· плакат с основными определениями;
· бланк опросника (на ватмане А1).
Раздаточный материал:
· бланки тестов;
· карточки с заданиями;
· текст для релаксации;
· материал для составления коллажа.
Аудиозаписи:
· «Релаксация».
Раздел 6. Профилактика социальных заболеваний.
Демонстрационный материал:
· плакат с основными определениями;
· плакат с изображением человека и его органов;
· разноцветные липкие листы бумаги;
· вырезки из журналов;
· плакаты;
· некоторые медикаменты (таблетки);
· текст письма.
Раздаточный материал:
· бланки опросников;
· карточки с текстами;
· карточки с описанием ситуаций.
Аудиозаписи:
· кассета с записью медленной музыки.
Раздел 7. Карта жизни: тренинг профессионального самоопределения.
Демонстрационный материал:
· плакат с основными определениями;
· плакат с формулой.
Раздаточный материал:
· бланки тестов;
· карточки с текстами;
· карточки с описанием ситуаций;
· бланки опросника.
Раздел 9. Итоговое занятие.
Демонстрационный материал:
· диаграммы;
· цветные материалы.
Раздаточный материал:
· обработанные результаты опросника; бланки тестов.