Напоминание

Значение воды для всего живого на земле. Водоёмы в опасности".


Автор: Кулаков Владимир Геннадиевич
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №16"
Населённый пункт: Ставропольский край, Благодарненский район, с. Шишкино
Наименование материала: конспект
Тема: Значение воды для всего живого на земле. Водоёмы в опасности".
Раздел: начальное образование





Назад





Урок окружающего мира

Класс
2
УМК
«Гармония»
Учитель
Кулаков Владимир Геннадиевич
Тема: «
Водоемы. Значение воды для всего живого на земле. Водоемы в опасности».
Цели урока:
Образовательная: формировать представление о значении воды для человека и других живых существ; о разнообразии источников питьевой воды; формировать знание правил экологически грамотного и безопасного поведения на водоёмах. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к питьевой воде, желание сохранять красоту и чистоту местных водоёмов, формировать коммуникативные качества, культуру общения. Развивающая: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и систематизировать материал.
Планируемые результаты

Предметные:
-знать смысл понятий: питьевая вода, фильтрование воды; -находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой дея - тельности на природу; -участвовать в природоохранной деятельности.
Личностные:
-давать нравственную оценку отношению людей к природе.
Метапредметные:

Регулятивные УУД:
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; -адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносит необходи - мые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. 1

Коммуникативные УУД:
-вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; -аргументировать своё мнение.
Познавательные УУД:
-осознавать учебно-познавательную задачу; -осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций); -наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде таблицы.
Оборудование:
сосуд с водой, салфетка, вата, презентация по теме урока, карточки для групповой работы, карточки с названием водоёмов, интерактивная доска, листы самоконтроля, «Дерево творчества».
Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный момент.

Создание атмосферы психологической комфортности.
У природы живые краски, Пусть зеленеют парки и сады, И пусть живёт она без опаски. Пусть будет радостно от этой красоты! Пусть живут и звери, и птицы, Будем беречь природу: Пусть человека никто не боится! Землю, лес, поля и воду.

Береги свою планету, Ведь другой на свете нету! -Мне хочется, чтобы эти слова были для вас главными в течение всей вашей жизни. Настрой на работу.
Слайд1 .
Звучит пение птиц, шум леса.
(Л)
Внутренняя пози- ция школьника на уров- не положительного от- ношения к школе.
(Л)
Общее представле- ние о моральных нор- мах поведения. 2

II. Актуализация опорных знаний.

1. Работа на интерактивной доске и по физической карте.
По классу спрятаны листочки в виде капелек с числами от 1 до 3. - Ребята, в классе спрятаны «капельки»-листочки с номерами. Под номером зашифрован вопрос. Найдите листочки и назовите номер. 1. Назовите формы суши. 2. Сколько на Земле материков? Покажите. 3. Что называют Мировым океаном?
Слайд 2 .
Фронтальная работа. Учащиеся на интерактивной доске записывают названия и схематиче- ски рисуют форму суши.
(Р)
Адекватно оцени- вать свои достижения, осознавать возникаю- щие трудности и искать способы их преодоле- ния.
(П)
Использовать зна- ково-символические средства, в том числе модели и схемы для ре- шения задач.
III.Организация постановки цели, формулировка темы урока учащими-

ся.
- Ребята, подумайте и определите, что является источником жизни. Отгадайте загадку. Много ее – беда! Нужна нам всегда Мало ее – беда! Больше, чем еда. (Вода.) -Посмотрите на текст загадки и прочитайте 1 строчку. Когда так бывает? -Прочитайте 2 строчку. Когда без воды – беда? -Много ли на Земле воды? Какая вода нужна человеку, животным? - Как вы думаете, какова тема нашего урока? Какую цель поставим на урок? -Какие учебные задачи будем решать на уроке? (Дети высказывают предположе- ния, объясняя ход своих мыслей. Путём общего обсуждения делает- ся вывод, что источник жизни – вода).
Слайд 3-4 .
На интерактивной доске появляют- ся тема, цель, задачи урока.
Слайд 5.

(П)
Строить логическое рассуждение, включаю- щее установление при- чинно-следственных связей.
(П)
Создавать и преоб- разовывать модели и схемы для решения за- дач. 3

IV. Включение в систему знаний и повторения.

1.Игра “Вода — не вода”
-Дождь, ручей, туча, лед, болото, океан, лужа, река, радуга, озеро, снег, родник, море, град, облако, лодка, рыба, ванна, кит, чайник, зонтик, лягушка. — Вот мы и выяснили, что вода принимает разные формы и бывает в разных состояниях. Она то дождь, то снег, то облако, то буйное море, то твердый лед. А что, если бы вдруг вода исчезла? Об этом даже подумать страшно! Не было бы дождя и снега — высохли бы реки, озера и моря, погибли бы травы и деревья. Значит, не было бы рыб, птиц, зверей и человека!
2.Повторение изученного о водоёмах.
- Какие бывают водоемы?
Естественные
водоёмы созданы самой природой. Приведите примеры. (Река, озеро, море, океан…).
Искусственные
водоёмы создал человек. Приведите примеры. (Пруд, водохранилище, канал…)
-
Разделите водоёмы на две группы. Объясните ваш ответ Море, болото, родник, пруд, река, океан, водохранилище, озеро, канал. Работа в группах. Если учитель называет слово, обозначающее то, что содержит воду-дети поднимают обе руки; если предмет или явление имеет только отношение к воде — подни- мают одну руку. Если названный предмет или явление не имеют ни- какой связи с водой (ветер, камень) — руки поднимать не надо.
Слайд6 .
Фронтальная работа.
Слайд 7.
Работа в группах. Учащиеся рас- пределяют карточки с названиями водоёмов на две группы. Правиль- ность ответа проверяют с помо- щью интерактивной доски.
(Р)
Осуществлять по- шаговый контроль своих действий под ру- ководством учителя.
(К)
Принимать участие в работе парами и груп- пами.
(П)
Строить логическое рассуждение, включаю- щее установление при- чинно-следственных связей.
V. «Открытие» учащимися новых знаний.

1.Беседа о значении воды для человека.
— Как вы думаете, ребята, много ли воды на нашей планете, хватает ли ее всем? — Что такое глобус? Давайте посмотрим на глобус. —Каким цветом на глобусе обозначена суша? Каким цветом — вода? ––Чего больше: суши или воды? Да, много воды на нашей планете. — Скажите, где мы встречаем соленую воду? (Показ на глобусе океанов и
(Р)
Понимать выделен- ные учителем ориенти- ры действия в учебном материале.
(Л)
Формироватьин- терес к учебному мате- 4
морей.) — Покажите на глобусе реки, озера. Какая в них вода соленая или пресная? — Всякая ли вода годится для человека, для различных наших нужд? — Давайте проделаем такой опыт: Если мы представим, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровом сосуде (учитель показывает), то пресная вода уместится в половину стакана. Если я возьму 3 капельки пипеткой из этого стакана, то вот это и будет вся вода рек и озер нашей планеты Земля. Видите, как мало пресной воды. Живым существам — человеку, животным и растениям нужно много воды именно пресной, но пресной воды явно недостаточно на нашей планете. Есть такие места на Земле, где воды вообще нет. (Картина “Пустыня”.)
Минутка релаксации. Физминутка
-Что вы представили, когда слушали музыку композитора Мендельсона «Ве- сенняя песня». Какие звуки услышали?
2. Проведение практической работы (опыта) по фильтрованию

загрязнённой воды.
1) -Сейчас вы все становитесь научными сотрудниками – лаборантами, а я ваш научный руководитель. Сейчас мы с вами проведём эксперимент и по результатам выясним, легко ли получить чистую воду. 2)- Но сначала познакомимся с правилами работы в лаборатории. 3) –В каждой лаборатории ведётся журнал наблюдений. У нас с вами будет такой же. -Мы уже выяснили, что загрязнения бывают разные: естественные /во время половодья или проливных дождей/ это почва, песок, камни и т.д./, химические /сбросы с заводов и фабрик, удобрения с полей…/. -Сегодня мы разделимся на 2 группы и проверим естественные загрязнения и
Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10-11.
Работа в группах. Правила работы показаны на слайде, а также лежат на партах.
Слайд12.
Работа в группах. По окончанию работы должен быть заполнен каждой группой журнал наблюдений и сделаны вы- воды работы. риалу.
(К)
Принимать участие в работе группами.
(Р)
Принимать учебную задачу, соответствую- щую этапу обучения.
(К)
Аргументировать свою позицию и коор- динировать её с позици- ями партнёров в сов- местной деятельности.
(Л)
Формировать об- щее представление о моральных нормах по- ведения.
(Л)
Формировать способность осознавать 5
искусственные, поэтому каждая группа записывает свой вид загрязнений. После опыта вы должны ответить на вопрос: «Легко ли очистить воду от загрязнений?» Вид работы (фильтрование) -Прочитайте название вида работы. -Как вы считаете, от какого слова образовалось это слово? (фильтр) -Может кто-то знает, для чего нужен фильтр? (для очищения). -Вот и мы сегодня будем очищать воды при помощи фильтра из бумаги. -Посмотрите как это происходит на слайде. -Последнюю графу «Полученный результат» вы заполните в конце работы. 4) Опыт.
Вывод
: Естественные загрязнители удаляются легче, чем химические. -Вот мы и ответили на наш вопрос: легко ли очистить воду.
3. Работа с учебником.
Стр.50. - Прочитайте заголовок. Прочитайте текст и подготовьте ответ на вопрос. - Могут ли быть водоемы в опасности? - Обсудите этот вопрос в группах.
VI.Подведение итогов.

1.Редактирование предложений.
На слайде запись: Всему живому ___________ вода. Пресной воды на Земле _______. Необходимо _____________ расходовать воду. Краны в доме должны быть ____________. Нельзя ________________ водоемы.
Слайд 13.
На слайде подробный инструктаж по проведению опыта. Работа в группах. Каждая группа самостоятельно выполняет опыт и составляет ответ на данный во- прос. Один учащийся озвучивает мнение группы.
Слайды 14-17.

Слайд 18.
Работа в группах. Слова у детей на столах на карточ- ках:
нужна, мало, экономно, за-

крыты, загрязнять).
Дети опре- деляют нужные слова. Учитель ре- дактирует деформированные предложения на интерактивной доске. и оценивать свои мыс- ли, действия и выра- жать их в речи.
(П)
Строить логическое рассуждение, включаю- щее установление при- чинно-следственных связей.
VII. Контроль и самоконтроль
- Заполните, пожалуйста, лист самоконтроля
(Приложение 1)
. (Лист самоконтроля дети получают по разделам. В последней графе учи- тель выставляет свои баллы по итогам самостоятельных работ) - Какова была тема урока? Какие задачи нам удалось решить на уроке? Индивидуальная работа. Работа в листах самоконтроля. В данном листе ребенок ставит «+», «-», оценивая свои знания и действия по обозначенным крите-
(Р)
Осуществлять по- шаговый контроль своих действий под ру- ководством учителя. 6
- Что было трудно? Как преодолеть эти трудности? Что особенно удалось? риям.
VIII. Домашнее задание.
-Домашнее задание будет иметь творческий характер. Составьте памятки или нарисуйте плакаты о бережном расходовании питьевой воды и сохранении её чистоты.
IX. Рефлексия.
Мы очень много говорили о значении воды для всего живого на Земле. По- смотрите на картину. Пошёл дождь и на дереве появились листочки. Но ли- сточков может быть больше. И могут появиться плоды. Здесь понадобится наша помощь. -А закончить наш урок хочу теми же словами, что мы и начали его. Пусть зеленеют парки и сады, Пусть будет радостно от этой красоты! Будем беречь природу: Землю, лес, поля и воду.

Береги свою планету, Ведь другой на свете нету!
X. Организационный момент.

Слайд 19.
Дети оформляют «Дерево творче- ства»: Желтый листок - на уроке были непреодолимые трудности. Зеленый листок – трудности были, но они преодолены Яблоко - урок прошел плодотвор- но.
Слайд20-21.

(Л)
Формировать об- щее представление о моральных нормах по- ведения.
(Р)
Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
(Л)
Формировать способность оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи. 7


В раздел образования