Значение воды для всего живого на земле. Водоёмы в опасности".
Автор: Кулаков Владимир Геннадиевич Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "СОШ №16" Населённый пункт: Ставропольский край, Благодарненский район, с. Шишкино Наименование материала: конспект Тема: Значение воды для всего живого на земле. Водоёмы в опасности". Раздел: начальное образование
Класс 2
УМК «Гармония»
Учитель Кулаков Владимир Геннадиевич
Тема: « Водоемы. Значение воды для всего живого на земле. Водоемы в опасности».
Цели урока:
Образовательная: формировать представление о значении воды для человека и других живых существ; о разнообразии источников питьевой
воды; формировать знание правил экологически грамотного и безопасного поведения на водоёмах.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к питьевой воде, желание сохранять красоту и чистоту местных водоёмов, формировать
коммуникативные качества, культуру общения.
Развивающая: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и систематизировать материал.
Планируемые результаты
Предметные:
-знать смысл понятий: питьевая вода, фильтрование воды;
-находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой дея -
тельности на природу;
-участвовать в природоохранной деятельности.
Личностные:
-давать нравственную оценку отношению людей к природе.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносит необходи -
мые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
1
Коммуникативные УУД:
-вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения;
-аргументировать своё мнение.
Познавательные УУД:
-осознавать учебно-познавательную задачу;
-осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций);
-наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде таблицы.
Оборудование: сосуд с водой, салфетка, вата, презентация по теме урока, карточки для групповой работы, карточки с названием водоёмов,
интерактивная доска, листы самоконтроля, «Дерево творчества».
Содержание урока, деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
I.Организационный момент.
Создание атмосферы психологической комфортности.
У природы живые краски, Пусть зеленеют парки и сады,
И пусть живёт она без опаски. Пусть будет радостно от этой красоты!
Пусть живут и звери, и птицы, Будем беречь природу:
Пусть человека никто не боится! Землю, лес, поля и воду.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
-Мне хочется, чтобы эти слова были для вас главными в течение всей вашей
жизни.
Настрой на работу.
Слайд1 .
Звучит пение птиц, шум леса.
(Л) Внутренняя пози-
ция школьника на уров-
не положительного от-
ношения к школе.
(Л) Общее представле-
ние о моральных нор-
мах поведения.
2
II. Актуализация опорных знаний.
1. Работа на интерактивной доске и по физической карте.
По классу спрятаны листочки в виде капелек с числами от 1 до 3.
- Ребята, в классе спрятаны «капельки»-листочки с номерами. Под номером
зашифрован вопрос. Найдите листочки и назовите номер.
1. Назовите формы суши.
2. Сколько на Земле материков? Покажите.
3. Что называют Мировым океаном?
Слайд 2 .
Фронтальная работа.
Учащиеся на интерактивной доске
записывают названия и схематиче-
ски рисуют форму суши.
(Р) Адекватно оцени-
вать свои достижения,
осознавать возникаю-
щие трудности и искать
способы их преодоле-
ния.
(П) Использовать зна-
ково-символические
средства, в том числе
модели и схемы для ре-
шения задач.
III.Организация постановки цели, формулировка темы урока учащими-
ся.
- Ребята, подумайте и определите, что является источником жизни. Отгадайте
загадку.
Много ее – беда! Нужна нам всегда
Мало ее – беда! Больше, чем еда. (Вода.)
-Посмотрите на текст загадки и прочитайте 1 строчку. Когда так бывает?
-Прочитайте 2 строчку. Когда без воды – беда?
-Много ли на Земле воды? Какая вода нужна человеку, животным?
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? Какую цель поставим на урок?
-Какие учебные задачи будем решать на уроке?
(Дети высказывают предположе-
ния, объясняя ход своих мыслей.
Путём общего обсуждения делает-
ся вывод, что источник жизни –
вода).
Слайд 3-4 .
На интерактивной доске появляют-
ся тема, цель, задачи урока.
Слайд 5.
(П) Строить логическое
рассуждение, включаю-
щее установление при-
чинно-следственных
связей.
(П) Создавать и преоб-
разовывать модели и
схемы для решения за-
дач.
3
IV. Включение в систему знаний и повторения.
1.Игра “Вода — не вода”
-Дождь, ручей, туча, лед, болото, океан, лужа, река, радуга, озеро, снег,
родник, море, град, облако, лодка, рыба, ванна, кит, чайник, зонтик, лягушка.
— Вот мы и выяснили, что вода принимает разные формы и бывает в разных
состояниях. Она то дождь, то снег, то облако, то буйное море, то твердый лед.
А что, если бы вдруг вода исчезла? Об этом даже подумать страшно! Не было
бы дождя и снега — высохли бы реки, озера и моря, погибли бы травы и
деревья. Значит, не было бы рыб, птиц, зверей и человека!
2.Повторение изученного о водоёмах.
- Какие бывают водоемы?
Естественные водоёмы созданы самой природой.
Приведите примеры. (Река, озеро, море, океан…).
Искусственные водоёмы создал человек.
Приведите примеры. (Пруд, водохранилище, канал…)
- Разделите водоёмы на две группы. Объясните ваш ответ
Море, болото, родник, пруд, река, океан, водохранилище, озеро, канал.
Работа в группах.
Если учитель называет слово,
обозначающее то, что содержит
воду-дети поднимают обе руки;
если предмет или явление имеет
только отношение к воде — подни-
мают одну руку. Если названный
предмет или явление не имеют ни-
какой связи с водой (ветер, камень)
— руки поднимать не надо.
Слайд6 . Фронтальная работа.
Слайд 7.
Работа в группах. Учащиеся рас-
пределяют карточки с названиями
водоёмов на две группы. Правиль-
ность ответа проверяют с помо-
щью интерактивной доски.
(Р) Осуществлять по-
шаговый контроль
своих действий под ру-
ководством учителя.
(К) Принимать участие
в работе парами и груп-
пами.
(П) Строить логическое
рассуждение, включаю-
щее установление при-
чинно-следственных
связей.
V. «Открытие» учащимися новых знаний.
1.Беседа о значении воды для человека.
— Как вы думаете, ребята, много ли воды на нашей планете, хватает ли ее
всем?
— Что такое глобус? Давайте посмотрим на глобус.
—Каким цветом на глобусе обозначена суша? Каким цветом — вода?
––Чего больше: суши или воды? Да, много воды на нашей планете.
— Скажите, где мы встречаем соленую воду? (Показ на глобусе океанов и
(Р) Понимать выделен-
ные учителем ориенти-
ры действия в учебном
материале.
(Л) Формироватьин-
терес к учебному мате-
4
морей.)
— Покажите на глобусе реки, озера. Какая в них вода соленая или пресная?
— Всякая ли вода годится для человека, для различных наших нужд?
— Давайте проделаем такой опыт:
Если мы представим, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровом
сосуде (учитель показывает), то пресная вода уместится в половину стакана.
Если я возьму 3 капельки пипеткой из этого стакана, то вот это и будет вся
вода рек и озер нашей планеты Земля. Видите, как мало пресной воды.
Живым существам — человеку, животным и растениям нужно много воды
именно пресной, но пресной воды явно недостаточно на нашей планете. Есть
такие места на Земле, где воды вообще нет. (Картина “Пустыня”.)
Минутка релаксации. Физминутка
-Что вы представили, когда слушали музыку композитора Мендельсона «Ве-
сенняя песня». Какие звуки услышали?
2. Проведение практической работы (опыта) по фильтрованию
загрязнённой воды.
1) -Сейчас вы все становитесь научными сотрудниками – лаборантами, а я
ваш
научный руководитель. Сейчас мы с вами проведём эксперимент и по
результатам выясним, легко ли получить чистую воду.
2)- Но сначала познакомимся с правилами работы в лаборатории.
3) –В каждой лаборатории ведётся журнал наблюдений. У нас с вами
будет такой же.
-Мы уже выяснили, что загрязнения бывают разные: естественные
/во время половодья или проливных дождей/ это почва, песок, камни и т.д./,
химические /сбросы с заводов и фабрик, удобрения с полей…/.
-Сегодня мы разделимся на 2 группы и проверим естественные загрязнения
и
Слайд 8.
Слайд 9.
Слайд 10-11.
Работа в группах.
Правила работы показаны на
слайде, а также лежат на партах.
Слайд12.
Работа в группах.
По окончанию работы должен
быть заполнен каждой группой
журнал наблюдений и сделаны вы-
воды работы.
риалу.
(К) Принимать участие
в работе группами.
(Р) Принимать учебную
задачу, соответствую-
щую этапу обучения.
(К) Аргументировать
свою позицию и коор-
динировать её с позици-
ями партнёров в сов-
местной деятельности.
(Л) Формировать об-
щее представление о
моральных нормах по-
ведения.
(Л) Формировать
способность осознавать
5
искусственные, поэтому каждая группа записывает свой вид загрязнений.
После опыта вы должны ответить на вопрос: «Легко ли очистить воду от
загрязнений?»
Вид работы (фильтрование)
-Прочитайте название вида работы.
-Как вы считаете, от какого слова образовалось это слово? (фильтр)
-Может кто-то знает, для чего нужен фильтр? (для очищения).
-Вот и мы сегодня будем очищать воды при помощи фильтра из бумаги.
-Посмотрите как это происходит на слайде.
-Последнюю графу «Полученный результат» вы заполните в конце
работы.
4) Опыт.
Вывод : Естественные загрязнители удаляются легче, чем химические.
-Вот мы и ответили на наш вопрос: легко ли очистить воду.
3. Работа с учебником.
Стр.50.
- Прочитайте заголовок. Прочитайте текст и подготовьте ответ на вопрос.
- Могут ли быть водоемы в опасности?
- Обсудите этот вопрос в группах.
VI.Подведение итогов.
1.Редактирование предложений.
На слайде запись:
Всему живому ___________ вода. Пресной воды на Земле _______.
Необходимо _____________ расходовать воду. Краны в доме должны быть
____________. Нельзя ________________ водоемы.
Слайд 13.
На слайде подробный инструктаж
по проведению опыта.
Работа в группах. Каждая группа
самостоятельно выполняет опыт и
составляет ответ на данный во-
прос. Один учащийся озвучивает
мнение группы.
Слайды 14-17.
Слайд 18.
Работа в группах.
Слова у детей на столах на карточ-
ках: нужна, мало, экономно, за-
крыты, загрязнять). Дети опре-
деляют нужные слова. Учитель ре-
дактирует деформированные
предложения на интерактивной
доске.
и оценивать свои мыс-
ли, действия и выра-
жать их в речи.
(П) Строить логическое
рассуждение, включаю-
щее установление при-
чинно-следственных
связей.
VII. Контроль и самоконтроль
- Заполните, пожалуйста, лист самоконтроля (Приложение 1) .
(Лист самоконтроля дети получают по разделам. В последней графе учи-
тель выставляет свои баллы по итогам самостоятельных работ)
- Какова была тема урока? Какие задачи нам удалось решить на уроке?
Индивидуальная работа.
Работа в листах самоконтроля.
В данном листе ребенок ставит
«+», «-», оценивая свои знания и
действия по обозначенным крите-
(Р) Осуществлять по-
шаговый контроль
своих действий под ру-
ководством учителя.
6
- Что было трудно? Как преодолеть эти трудности? Что особенно удалось?
риям.
VIII. Домашнее задание.
-Домашнее задание будет иметь творческий характер.
Составьте памятки или нарисуйте плакаты о бережном расходовании
питьевой воды и сохранении её чистоты.
IX. Рефлексия.
Мы очень много говорили о значении воды для всего живого на Земле. По-
смотрите на картину. Пошёл дождь и на дереве появились листочки. Но ли-
сточков может быть больше. И могут появиться плоды. Здесь понадобится
наша помощь.
-А закончить наш урок хочу теми же словами, что мы и начали его.
Пусть зеленеют парки и сады,
Пусть будет радостно от этой красоты!
Будем беречь природу:
Землю, лес, поля и воду.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
X. Организационный момент.
Слайд 19.
Дети оформляют «Дерево творче-
ства»:
Желтый листок - на уроке были
непреодолимые трудности.
Зеленый листок – трудности были,
но они преодолены
Яблоко - урок прошел плодотвор-
но.
Слайд20-21.
(Л) Формировать об-
щее представление о
моральных нормах по-
ведения.
(Р) Осуществлять
констатирующий и
предвосхищающий
контроль по результату
и по способу действия,
актуальный контроль на
уровне произвольного
внимания.
(Л) Формировать
способность оценивать
свои мысли, действия и
выражать их в речи.
7