Внеурочная деятельность. "Шахматы". (Из опыта работы)
Автор: Рябинина Людмила Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ Новотроицкая СОШ Населённый пункт: Воронежская область Таловский район п.Новотроицкий Наименование материала: Статья Тема: Внеурочная деятельность. "Шахматы". (Из опыта работы) Раздел: начальное образование
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«ШАХМАТЫ»
( из опыта работы)
«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных
способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из
элементов умственной культуры.
Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное
воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов
работы». /№1,стр.7/
В. Сухомлинский
Игра, наука, искусство, спорт…
Шахматный мир огромен, многолик и сложен. По сути, это целая страна,
живущая по своим законам. И на редкость справедливым, надо признать! У
этой страны имеется своя история, свято хранимая и передающаяся из
поколения в поколение. Стремительные темпы научно-технического
прогресса, появление сложнейших автоматизированных устройств и
вычислительных комплексов, роботизированных технологических участков в
разных отраслях производства, неуклонный рост разнообразной научной
информации и другие технические новшества не проходят бесследно для
школы. Напротив, они оказывают на нее самое непосредственное влияние.
Во всем мире растет понимание того, что школа уже не может обеспечить
своих воспитанников знаниями на все случаи жизни. Поэтому центральное
место в системе школьного образования занимает развитие учащихся,
формирование у них таких качеств творческой личности, которые помогли бы
им активно участвовать в последующей учебной и трудовой деятельности.
Новые образовательные стандарты второго поколения несут с
собой принципиально новые положения о целях, содержании, условиях
реализации образовательных программ, об оценке результативности
образовательного процесса, о методах, отражающих системно
-деятельностный подход к преподаванию учебных дисциплин, об
особенностях современного подхода к воспитанию и социализации
школьников.
Конечно, шахматы не единственное средство развития
творческих способностей и здоровьесбережения учащихся. Ведь ни для кого
ни секрет, что наши дети стали слишком много времени проводить у
компьютера, а за шахматной доской будет больше пользы для ума и
здоровья и отвлечет от вредного влияния улицы.
Если проанализировать историю шахмат, можно увидеть, что
многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в очень
раннем возрасте А. Карпов, Х. Р. Капабланка – в 4года, М. Чибурданидзе – в
5 лет, Г. Каспаров, Б. Спасский – в 6-летнем возрасте, А. Алехин, М.Таль – к 7
годам.
«Такое раннее прикосновение к древней игре помогло Б.
Спасскому, А. Карпову, Г. Каспарову стать чемпионами мира и среди юношей
и среди взрослых». /№2, Стр.3/
Министерство образования РФ рекомендует факультативный
курс «Шахматы, первый год», для учащихся начальной школы.
Урок шахмат в школе? Да нужен ли он? « Наши дети и так загружены», -
скажут некоторые. А я считаю, что нужен, ведь игра в шахматы в большей
степени способствует развитию у детей представлений, а игровой опыт
ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку
зрения другого человека. Эта игра формирует произвольность действий по
доброй воле самого ребенка, организует его чувства и нравственные
качества. Шахматы в школе не столько игра, а рационально построенный
процесс обучения шахматным азам в формах, доступных для детей каждой
возрастной группы. Использование шахмат как средства обучения позволяет
наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в
древней игре. Процесс обучения азам мудрой игры способствует развитию у
детей ориентирования на плоскости, формированию аналитико
-синтетической деятельности, учит детей запоминать, сравнивать, обобщать
и предвидеть результаты своей деятельности. Еще содействует
совершенствованию таких ценнейших качеств, как усидчивость,
внимательность, самостоятельность, .изобретательность и др.
В должной мере не оценено еще и то важнейшее
обстоятельство, что шахматные уроки помогают не отстать в психическом
развитии детям, живущим в сельской местности. Они приоткрывают дорогу
к творчеству детям-инвалидам и ребятам с различными функциональными
отклонениями.
Директора школ России ратуют за преподавание шахмат в их
школах. В нашей средней школе созданы все необходимые для этого
условия. Оформлен шахматный кабинет с большой демонстрационной
доской и фигурками, выпиленными старшими кружковцами много лет назад,
шахматные часы и 12 комплектов шахмат, имеется занимательная шахматная
литература, портреты выдающихся шахматистов с их биографиями. В
кабинете оформлена папка «Наши достижения», где собраны грамоты,
полученные ребятами за победы в районных соревнованиях. Кубки и призы
занимают достойное место на стенде. Кружковцами ведется «Летопись
кружка «Шахматы» Новотроицкой СОШ», с фотографиями призеров
командных первенств и победителей в личном зачете.
Работа кружка насчитывает не один десяток лет. Знакомство с
шахматами начинается с детьми пяти-шести летнего возраста, когда они
начинают ходить в школу в подготовительный класс. Сначала малыши
знакомятся с историей развития шахмат, т.е. отправляются в сказочное
путешествие с главными героями Леной Слониковой и Алешей Ладейкиным
– двоюродными братом и сестрой в «Страну Шахматных Чудес». Малышей
ждут невероятные приключения. Вот как сказала о знакомстве с шахматами
известная шахматистка.
«Когда меня научили играть в шахматы, они мне казались волшебным,
сказочным миром. Затем я серьезно занялась шахматами, но волшебными
они так для меня и остались».
М. Чибурданидзе, пятикратная чемпионка мира
по шахматам среди женщин. /№2, стр.13/
Дальнейшая работа идет с первоклассниками по программе
«Шахматы, первый год», она предусматривает – 33 занятия /одно занятие в
неделю/. Прорабатывается самый элементарный шахматный материал,
конечно, в занимательной форме: загадки про шахматные фигуры,
угадывание фигурок по описанию, по форме на ощупь «Волшебный
мешочек», расставление партии на скорость, заучиваются небольшие
шуточные стихи о шахматах, проводятся костюмированные праздники «В
Шахматном королевстве».
Летом в школе работает лагерь отдыха с дневным пребыванием, где
для ребят организуются шахматные баталии на открытом воздухе под тенью
тополей. С большим удовольствием в этом принимают участие ребята из
других школ, приехавшие к дедушкам и бабушкам на каникулы.
Ежегодно в школе проходят внутри школьные соревнования по
шахматам по круговой системе, чтобы дать возможность желающим дольше
поиграть. Победителей награждают на Новогоднем празднике по
возрастным категориям. Отстаивать честь школы на районных соревнованиях
отправляются сильнейшие. Вот наши результаты за несколько лет.
Место
2005г
2006г
2007г
2008г.
2009г.
2010г.
2011г.
2012г.
2013г.
1место
+
2место
+
+
+
+
+
+
3место
+
4место
5место
+
Это результаты командные. Команда состоит из пяти человек: четыре
мальчика и одна девочка. Принимать участие могут учащиеся младшего и
среднего звена. Юноши и девушки – старшеклассники встречаются в личном
первенстве.
Вот результаты личников.
Место
2005г
2006г
2007г
2008г
2009г.
2010г
2011г
2012г
2013г
1место
+
+
+
+
+
2место
+
+
+
+
Об успехах команды МОУ Новотроицкой СОШ ежегодно печатаются
заметки в районной газете «Заря». В прошлом учебном году в школу
приезжали корреспондент газеты со съемочной группой. У кружковцев брали
интервью и сфотографировали команду.
В Стандартах второго поколения целью обучения становится
общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Шахматы
подходят для этого как нельзя лучше, конечно, шахматистом станет далеко не
каждый, да это и не нужно. Пусть ребятам будет просто интересно. «Нельзя
же, на самом деле, все время учить шахматам, надо найти час, чтобы просто
рассказать о них». Это слова гроссмейстера Д. Бронштейна./№3, стр.4/.Не
рассказано о шахматах еще очень и очень много. Да вряд ли и понято до
конца. Вот мы и учим, и рассказываем…
Руководитель кружка «Шахматы» Л. И. Рябинина.
Литература.
1. Шахматы – школе. Сост. Б. С. Гершунский , А. Н. Костьев. – М.,
Педагогика,1991.
2. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы – М. «Просвещение»,1991.
3. Черняк В.Г. Тайна игры королей, М., »Молодая гвардия»,1989.
4. Стандарты второго поколения.
5. Сухин И. Волшебные фигуры – М., Новая школа,1994.