Автор: Новикова Светлана Николаевна Должность: учитель биологии, географии, химии Учебное заведение: МБОУ Поселковая СОШ Населённый пункт: Поселок Новополтавский Азовского района Ростовской области Наименование материала: Исследовательская работа Тема: "Правильное питание - залог здоровья" Раздел: полное образование
Исследовательская работа по теме "Правильное питание - залог здоровья"
Введение.
1. Постановка проблемы.
Дети получили задание написать письмо для своих друзей одноклассников, где необходимо было
раскрыть свою точку зрения на следующие вопросы.
- Что такое здоровье и почему люди чаще всего желают друг другу именно здоровья?
- От чего зависит здоровье?
- Пожелайте друг другу здоровья, подберите для этого тёплые добрые слова.
Из писем был выделен один из главных факторов, отрицательно влияющий на здоровье -
неправильное питание.
2. Цели исследования:
1)
активизировать
познавательную
деятельность
учащихся
при
изучении
тем
раздела
«Здоровый образ жизни» по предметам биология, ОБЖ, физическое воспитание, химия
2) привлечь внимание к проблеме сбережения здоровья путём организации правильного
питания дома, в школьной столовой, буфете.
3) повысить уровень интеллектуального и творческого потенциала личности ребёнка.
3. Задачи исследования:
1) изучить научную информацию и проанализировать данные по теме исследования;
2) обобщить и систематизировать материал,
3) описать влияние неправильного питания школьника на его здоровье и дальнейшую
жизнь;
4) предложить свои способы решения проблемы,
5) провести комплекс мероприятий, направленный на решение данной проблемы,
6) разработать дидактический материал.
4. Объект, предмет и участники исследования. Актуальность. Гипотеза проекта.
Объект исследования : человек.
Предмет исследования : здоровье человека, влияние на здоровье неправильного питания.
Участники :
ученики
8-11
классов,
их
родители,
классные
руководители,
учителя
-
предметники.
Актуальность проекта обусловлена значением правильного питания в сохранении здоровья
школьника. Здоровье школьника - здоровье будущего поколения.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что неправильное питание вредит здоровью.
Правильное питание - залог здоровья.
5. Методы исследования:
- наблюдение,
- социологическое исследование (анкета),
- консультация фельдшера ФАП,
- сбор информации из книг, газет, журналов, сайтов Интернета,
- обработка информации,
- эксперимент,
- конкурс составление рационального меню на каждый день и в праздники,
- оформление результатов исследования в форме презентаций и публикаций,
- разработка серий классных часов по теме исследования,
- презентация результатов и защита проекта на уроке – конференции,
- выставка работ кружка « Хозяюшка»
II . Этапы реализации проекта.
1. Теоретическая часть.
Решение с детьми проблемных ситуаций:
1.Что такое правильное питание?
2. Какова роль витаминов в правильном питании?
3. Какое питание оказывает отрицательное влияние на здоровье?
4. Является ли переедание - вредной привычкой?
5. Сколько я должен весить?
Правильное питание - важное условие сохранения здоровья и работоспособности. Продукты
питания поставляют нашему организму все те вещества, которые необходимы для его роста,
поддержания всех физических и духовных функций. Правильное питание основано на том, что
нужно есть только при появлении чувства голода, а не аппетита.
Голод - голос, который говорит, что организму нужна пища.
Аппетит может возникнуть при мысли о любой пище, при виде пищи, при ощущении запаха
пищи.
Во время еды человек должен наслаждаться пищей, получать удовольствие.
Конечно, здоровью способствует не только удовлетворение от еды, но и способность пищи
удовлетворять потребности организма в соответствующих питательных веществах.
Большую роль для нашего здоровья играют витамины. Слово «Витамины» происходит от двух
латинских слов «вита», что означает «жизнь», и химического названия «амины», то есть
азотистые соединения - это жизненно важные вещества для человека. Без витаминов человек
жить
не
сможет.
При
длительной
нехватке
одного
или
нескольких
витаминов
у
человека
развивается состояние под названием авитаминоз. Характеризуется это состояние торможением
обменных процессов и ещё многочисленными нарушениями.
Витамины делятся на две группы - водорастворимые (С, В) и жирорастворимые (А, Д, Е, К).
Водорастворимые витамины не накапливаются в организме, поэтому нам приходится ежедневно
пополнять
их
запас.
А
жирорастворимые
витамины
какое-то
время
могут
сохраняться
в
организме.
Основной
источник
витаминов
-
продукты
животного
и
растительного
происхождения. Каждый витамин играет свою роль.
Название
витамина
Функции витамина
Продукты
А
Защищает верхние дыхательные пути от
болезнетворных микробов и вирусов, а
заодно поддерживает остроту зрения
Печень, яйца, сливочное масло, молочные продукты,
рыбий жир, морковь, горох, зеленый лук, щавель,
капуста, облепиха
В1
Они нужны для работы кишечника,
поддерживают определенные процессы в
обмене веществ, оказывают влияние на
функции нервной системы, на кожу и
слизистые оболочки. Недостаток витамина
В12 наносит вред клеткам крови
Хлеб, крупа, фасоль, орехи, свинина
В2
Молоко, кисло-молочные продукты, сыр, творог,
яйца, мяса, рыба, дрожжи
В6
Крупы, хлеб, мясо, картофель
В12
Мясо, печень, молочные продукты, яйца, птица, сыр
C
Поддерживает иммунитет и повышает
сопротивляемость организма простудам.
Это витамин витаминов
Шиповник, апельсины, черная смородина, абрикосы,
клюква, капуста, зеленый лук, красный перец,
лимон, томаты
D
Необходим для костного обмена веществ,
без этого витамина невозможно усвоение
кальция, который помогает сохранить
здоровыми кости и зуба
Масло сливочное молоко желтки яиц, печень
домашней птицы, сметана
E
Этот витамин является составной частью
наших клеток и выполняет важнейшую
защитную функцию против вредного
воздействия свободных радикалов, то есть
для профилактики рака и атросклероза
Орехи, масла, шпинат, подсолнечное масло и
семечки, цельные зерна
PP
Обеспечивает организм энергией
Рис, пшеница твердая, арахис, печень свиная,
скумбрия
В пище помимо питательных веществ содержатся так же микроэлементы (кальций, фосфор,
железо, йод и др.), которые участвуют в образовании костной и мышечной ткани, входят в состав
крови, нервов, гормонов, клеток внутренних органов. У каждого микроэлемента свой фронт
работы в организме. Так, железо активно участвует в снабжении клеток и тканей кислородом,
способствует нормальному росту и умственному развитию детей, защищает сердце, укрепляет
иммунную
систему
организма,
закрывая
дорогу
болезням.
Йод
поддерживает
функцию
щитовидной железы и способствует сохранению нормального обмена веществ, предотвращает
умственную задержку развития у детей. Необходимые человеку микроэлементы содержатся в
овощах, фруктах, морской капусте, а также в некоторых продуктах животного происхождения -
коровьем молоке, печени, яйцах, рыбе и других морепродуктах.
Переедание - вредная привычка. Наш организм перегружается от избыточного количества пищи!
Разнообразие
-
толчок
к
прожорливости.
Насилие
над
природой
ведет
к
губительным
последствиям. Необходимо есть пищу, включающую не многие виды продуктов: когда за один
раз мы употребляем один вид продуктов, мы едим меньше. Слишком много продуктов в один
приём осложняют процесс пищеварения. Наиболее усваивается пища. Состоящая из одного
компонента в один прием, например: утром - крахмал, в обед - белки или утром - картофель,
вечером - творог и яйцо.
Человек должен тщательно пережёвывать пищу. Импульс о насыщении желудка доходит до
головного мозга через 15 минут. Поэтому, если очень быстро кушать, можно съесть лишнее и
сильно переесть. А постоянное переедание - это прямой путь к ожирению.
С осторожностью нужно относиться к таким продуктам, как: шоколад, конфеты, гамбургеры,
чипсы, сладкие газированные напитки. Организм очень быстро привыкает к ним, и у человека
появляется потребность в постоянном употреблении этих продуктов. При неконтролируемом
поступлении пищи, организм не может справиться с излишками. Он перерабатывает ровно
столько, сколько необходимо для восстановления потраченных человеком сил. Лишняя пища
откладывается в организме в виде жира, и человек постепенно, иногда и не замечая этого,
набирает вес. С осторожностью нужно относиться к таким продуктам, как: шоколад, конфеты,
гамбургеры, чипсы, сладкие газированные напитки. Организм очень быстро привыкает к ним, и у
человека появляется потребность в постоянном употреблении этих продуктов.
Опасности «быстрой еды»:
- когда ешь на ходу, то запросто можно переесть;
- когда увлечённо смотришь интересный фильм или читаешь книгу, то запросто можно переесть;
- «быстрая еда» содержит много калорий;
- в быстрой еде много жира и соли;
- большое количество соли задерживает в организме излишнюю жидкость.
2. Социологические исследования.
1) «Рост - вес».
Соответствует ли энергия, поступающая с пищей, действительной потребности организма, легко
определить по правильному соотношению массы тела и его роста.
2) Анкетирование для учащихся.
На вопросы требовались ответы: да или нет.
Анкета
1. Завтракаете ли вы каждый день?
2. Часто ли ты ешь на завтрак молочную кашу?
3. Уходишь ли ты в школу без завтрака?
4. Ежедневно едите первые блюда?
5. Откажешься ли ты от супа на обед, заменив его
бутербродом?
6. Ежедневно едите первые блюда?
7. Едите ли вы ежедневно овощи и фрукты?
8. Что вы едите в промежутках между едой?
9. За какое время до сна вы ужинаете? Часто ли ты ешь перед
сном?
10. Разнообразно ли ваше меню в течение дня. Недели?
11. Какие продукты вы любите больше всего?
3. 2) Анкетирование для родителей.
1.
Все ли группы продуктов Вы используете в рационе питания своего ребенка?
2.
Используете ли Вы в рационе питания ребенка вредные продукты? Как часто? (чипсы, кола, чупа-чупс)
3.
Что чаще всего кушает ваш ребенок после прихода из школы и в выходные дни?
4.
Ужинает ли ваш ребенок перед сном: за час до сна/ за два часа до сна/ не ужинает (нужное подчеркнуть)
5.
Часто
ли
ест
Ваш
ребенок:
каши(да/нет),
яйца(да/нет),
молочные
продукты(да/нет),
жирную
и
жаренную
пищу(да/нет)
6.
Употребляет ли регулярно ваш ребенок: молоко, кефир, йогурт (да/нет)
7.
Сколько видов овощей и фруктов Ваш ребенок съедает каждый день?
8.
Какие напитки чаще пьет ваш ребенок: соки, газводу, соки, компот, настройка из трав, чай, мин.воду (нужное
подчеркнуть)
9.
Считаете ли вы, что пища, которую употребляет ваш ребенок дома, разнообразна и полезна для здоровья?
50%
21%
29%
3 раза
4 раза
6 раз
4.
Анализ анкет
:
1. Сколько раз в день вы едите
?
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ДА
НЕТ
2. Завтракаете ли каждый день?
3.Ежедневно едите первые блюда?
8,2
4. Едите ли вы ежедневно овощи и фрукты?
4. Аукцион рецептов «Здоровая пища для всей семьи»
5. Конкурс рисунков. Выпуск листовок с целью привлечения внимания к правильному
питанию.
6. Фотоотчет
7. Итоговая презентация.
Продукт проекта :
1) Выпуск книги с важной и полезной информацией о правильном питании.
2) Составление правильного меню для подростка.
Активной девочке каждый день необходимо:
150 граммов зерновых продуктов питания
2 чашки продуктов питания растительного происхождения
1 1/2 чашки фруктов
3 чашки молочных продуктов питания
150 граммов мясных и бобовых продуктов питания
5 чайных ложек масел
Активному мальчику каждый день необходимо:
200 граммов зерновых продуктов питания
3 чашки продуктов питания растительного происхождения
2 чашки фруктов
3 чашки молочных продуктов питания
200 граммов мясных и бобовых продуктов питания
6 чайных ложек масел
3)Рекомендации ученикам, родителям, работникам школы.
Пища должна быть свежей.
Продукты должны быть качественными, то есть как можно более натуральными.
Питание должно быть разнообразным и сбалансированным. Чем больше разных
продуктов включено в рацион, тем больше биологически активных веществ поступает в
организм.
Питание школьника должно быть оптимальным . При составлении меню обязательно
учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением
условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При
оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием
основных пищевых веществ.
Соблюдайте правило: совместимо - несовместимо. Белки и углеводы перевариваются в
разных отделах желудочно-кишечного тракта, и поэтому поступать в организм они должны
порознь, с интервалом в несколько часов.
В
рационе
должны
присутствовать
сырые
овощи
и
фрукты.
В
сырых
плодах
сконцентрирована живительная сила, в них сохраняется значительно больше витаминов и
микроэлементов, чем в варёных.
Помните о сезонности питания. Весной и летом необходимо увеличивать количество
растительной пищи. Зимой напротив целесообразно добавлять в рацион питания продукты,
богатые белками и жирами.
Ограничивайтесь
в
питании.
Переедание
снижает
работоспособность,
вызывает
усталость.
Завтрак должен состоять из трёх основных элементов: фрукты, зерновые и молочные
продукты.
Во время обеда обязательно накормите ребёнка супом или борщом. Первые блюда на
основе
овощных
или
мясных
бульонов
являются
сильными
стимуляторами
работы
рецепторов желудка. Это способствует улучшению процесса пищеварения.
Полдник и ужин должны быть лёгкими. Это могут быть овощные, фруктовые, молочные и
крупяные блюда.
С детства прививайте ребёнку культуру питания, и тогда он вырастет здоровым.
III. Заключение.
Выводы :
1.
Проведение
исследования
предусматривает
активное
и
посильное
участие
детей
в
разработке проекта.
2. Дети приобретают знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения.
3. Проект имеет практическую ценность, предполагает возможность решения актуальной
проблемы. Самое главное - сохранение здоровья подрастающего поколения.
4.
Практическое
использование
результатов
исследования
позволит
вести
работу
по
формированию у детей ответственного и бережного отношения к своему здоровью.