Автор: Русина Ольга Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ БСОШ №5 Населённый пункт: Камчатский край, Усть-Большерецкий район, с.Кавалерское Наименование материала: методическая разработка Тема: рабочая программа по русскому языку Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Большерецкая средняя общеобразовательная школа № 5
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ БСОШ №5
_______________Л.Линник
________________________
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5 КЛАСС
ФГОС
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
на 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель
русского языка
и литературы
Русина Ольга Николаевна
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии
с
ФГОС
основного
общего
образования,
на
основе
примерной
Программы
основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку
к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов Т.А.Ладыженской,
М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др (М: Просвещение, 2015)
Цели обучения
Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку,
сознательного отношения к языку как духовной ценности, средство общения
и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков,
готовности
и
способности
к
речевому
взаимодействию
и
взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, основных нормах русского литературного
языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга
используемых грамматических средств;
формирование
умений
,
анализировать,
опознавать,
классифицировать
языковые факты, осуществлять информационный поиск;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Данные цели обусловливают
решение следующих задач
развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение,
письмо;
формирование
универсальных
учебных
действий:
познавательных,
регулятивных, коммуникативных;
формирование
прочных
орфографических
и
пунктуационных
умений
и
навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Общая характеристика программы
Программа построена с учётом принципов системности, научности и
доступности,
а
также
преемственности
и
перспективности
между
различными
разделами курса. Уроки спланированы с учётом знаний, умений и навыков по
предмету.
Соблюдая
преемственность
с
начальной
школой,
предусматривается
обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности,
быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям.
Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей
учащихся.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по
развитию
речи
распределены
между
грамматическим
материалом.
Это
обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение
русского языка в нашей стране и за её пределами. Для повторения в начале и в
конце года выделяются специальные часы.
Разделы учебника содержат значительное количество упражнений разного
уровня сложности, к которым прилагаются интересные и разнообразные задания,
активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов
решаются
и
другие
задачи:
речевого
развития
учащихся,
формирование
общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать
последовательность действий, контролировать и др.).
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в
сотрудничестве,
проблемного
обучения,
развития
исследовательских
навыков,
информационно-коммуникативные, здоровьесбережения и т.д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков
являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме
устного,
фронтального
опроса,
контрольных,
словарных
диктантов,
предупредительных,
объяснительных,
выборочных,
графических,
творческих,
свободных, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ,
комплексного
анализа
текстов;
итоговый
–
итоговый
контрольный
диктант,
словарный диктант, комплексный анализ текста.
Место предмета
На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 170 часов за учебный
год
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса
Учащиеся должны знать:
основные сведения о языке, изученные в 5 классе;
роль
русского
языка
как
национального
языка
русского
народа,
государственного языка РФ и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация
речевого общения;
основные
признаки
разговорной
речи,
научного,
публицистического,
официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-
делового стилей и разговорной речи;
признаки
текста
и
его
функционально-смысловых
типов
(повествования,
описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные
нормы
русского
литературного
языка
(орфоэпические,
лексические,
грамматические,
орфографические,
пунктуационные);
нормы
речевого этикета;
Учащиеся должны уметь:
различать
разговорную
речь,
научный,
публицистический,
официально-
деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и
стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять
с
помощью
словаря
значение
слов
с
национально-культурным
компонентом;
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель,
тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения
(изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации;
свободно
пользоваться
лингвистическими
словарями,
справочной литературой;
воспроизводить
текст
с
заданной
степенью
свернутости
(план,
пересказ,
изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат,
выступление, письмо, расписка, заявление);
осуществлять
выбор
и
организацию
языковых
средств
в
соответствии
с
темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть
различными
видами
монолога
(повествование,
описание,
рассуждение)
и
диалога
(побуждение
к
действию,
обмен
мнениями,
установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать
нормы
построения
текста
(логичность,
последовательность,
связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к
фактам
и
явлениям
окружающей
действительности,
к
прочитанному,
услышанному, увиденному;
соблюдать
в
практике
речевого
общения
основные
произносительные,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного
языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать
нормы
русского
речевого
этикета;
уместно
использовать
паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её
правильности,
находить
грамматические
и
речевые
ошибки,
недочеты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
Учащиеся
должны
использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному
языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения
коммуникативных
потребностей
в
учебных,
бытовых,
социально-культурных ситуациях общения;
увеличения
словарного
запаса;
расширения
круга
используемых
грамматических
средств;
развития
способности
к
самооценке
на
основе
наблюдения за собственной речью;
использования
родного
языка
как
средства
получения
знаний
по
другим
учебным предметам и продолжения образования.
Используемый учебно-методический комплекс
Т.А.Ладыженская,
М.Т.Баранов,
Л.А.Тростенцова
и
др.
Русский
язык.
5
класс:
Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях
(М: Просвещение, 2015)
Распределение учебных часов по разделам программы
№
раздела
Раздел программы
Количество часов
1
Язык и общение
3 (в т.ч. 1 р.р.)
2
Вспоминаем, повторяем, изучаем
26 (в т.ч.1 к.р.+5р.р.)
3
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
27 (в т.ч.2 к.р+3 р.р.)
4
Фонетика. Орфоэпия. Графика.
Орфография. Культура речи
18 (в т.ч.1 к.р.+5 р.р)
5
Лексика. Культура речи
18 (в т.ч. 2к.р.+5 р.р.)
6
Морфемика. Орфография. Культура речи
23 (в т.ч. 1к.р.+3р.р)
7
Морфология. Орфография. Культура речи:
49
Имя существительное
18 (в т.ч. 1к.р.+4 р.р.)
Имя прилагательное
12 (в т.ч. 1 к.р.+3 р.р.)
Глагол
19 (в т.ч. 2 к.р.+4 р.р.)
8
Повторение и систематизация изученного
6
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 5 КЛАССЕ
170
ч (5 ч в неделю)
№
ур
Дата
проведения
Тема урока
Примечание
План
Факт
ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ
(2+1р.р.)
1
Язык и человек. Язык и речь
2
Язык и его единицы
3
Р.р . Композиционные и языковые приз-
наки стиля речи
ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ
(21+5 р.р.)
4
Звуки и буквы. Произношение и право-
писание
5
Орфограмма
6
Правописание проверяемых безударных
гласных в корне слова
7
Правописание непроверяемых
безударных гласных в корне слова
8
Правописание проверяемых согласных
в корне слова
9
Правописание непроизносимых
согласных в корне слова
10
Буквы и, у, а после шипящих
11
Разделительные ъ и ь
12
Раздельное написание предлогов с
другими словами
13
Р.р. Текст
14-
15
Р.р. Обучающееизложение
(по Г. А.Скребицкому, упр. 70)
16
Части речи
17
Глагол
18
Правописание –тся и ться в глаголах
19
Личные окончания глаголов
20
Р.р. Тема текста
21
Имя существительное как часть речи
22
Падежные окончания существительных
23
Имя прилагательное как часть речи
24
Местоимение как часть речи
25
Р.р. Основная мысль текста
26
Р.р. обучающее сочинение-описание по
картине А.А. Пластова «Летом»
27
Повторение изученного в начальных
классах
28
Контрольный диктант №1 с
грамматическим заданием по теме
«Повторение изученного в начальных
классах»
29
Анализ ошибок, допущенных в контрольном
диктанте
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
(24+3 р.р.)
30
Синтаксис. Пунктуация
31
Словосочетание
32
Способы выражения грамматической
связи в словосочетании
33
Разбор словосочетания
34
Р.р. Сжатое изложение (упр.127)
35
Виды предложений по цели
высказывания
36
Виды предложений по интонации
37
Члены предложения. Главные члены
предложения. Подлежащее
38
Сказуемое
39
Тире между подлежащим и сказуемым
40
Дополнение
41
Определение
42
Обстоятельство
43
Знаки препинания в предложениях с
однородными членами
44
Обобщающие слова в предложениях с
однородными членами предложения
45
Предложения с обращениями
46
Р.р . Письмо
47
Р.р. Контрольное сочинение-описание
по картине Ф.П.Решетникова
«Мальчишки»
48
Контрольный диктант №2 с
грамматическим заданием по теме
«Синтаксис простого предложения»
49
Анализ ошибок, допущенных в
контрольном диктанте
50
Знаки препинания в сложном
предложении
51
Синтаксический разбор сложного
предложения
52-
53
Прямая речь. Знаки препинания в
предложениях с прямой речью
54
Диалог
55
Контрольный диктант №3 с
грамматическим заданием по теме
«Синтаксис и пунктуация»
56
Анализ ошибок, допущенных в
контрольном диктанте
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
(13+5 р.р.)
57
Фонетика. Гласные звуки
58
Согласные звуки. Согласные
твёрдые и мягкие
59
Позиционные чередования глас-
ных и согласных
60
Р.р. Повествование
61-
62
Р.р. Обучающее изложение с эле-
ментами описания
(К.Г.Паустовский «Шкатулка»)
63
Согласные звонкие и глухие
64
Графика. Алфавит
65
Обозначение мягкости согласных с
помощью мягкого знака
66-
67
Двойная роль букв е,ё,ю,я
68
Орфоэпия
69
Фонетический разбор слова
70
Повторение по теме «Фонетика.
Орфоэпия. Графика
71
Контрольный тест №1 по теме
«Фонетика. Орфоэпия. Графика»
72
Анализ ошибок, допущенных в
контрольном тесте
73
Подготовка к сочинению-
описанию предметов,
изображённых на картине
Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты,
птица»
74
Сочинение. Описание предметов,
изображённых на картине
Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты,
птица»
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
(13+5 р.р.)
75
Слово и его значение
76-
77
Однозначные и многозначные слова
78-
79
Прямое и переносное значение слова
80-
81
Омонимы
82
Синонимы
83
Синонимы, их роль в речи
84
Р.р. Подготовка к сочинению по картине
И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»
85
Р.р. Контрольное сочинение-описание
по картине И.Э.Грабаря
«Февральская лазурь»
86
Антонимы
87
Подготовка к подробному изложению
(К.Г.Паустовский «Первый снег»)
88-
89
Написание подробного изложения
(К.Г.Паустовский «Первый снег»)
90
Повторение по теме «Лексика. Культура
речи»
91
Контрольный тест №2 по теме
«Лексика. Культура речи»
92
Анализ ошибок, допущенных в
контрольном тесте
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
(20+3 р.р.)
93
Р.р. Выборочное изложение с
изменением лица
94
Морфема. Изменение и образование
слов.
95
Окончание. Основа слова
96
Корень слова
97
Корень слова
98
Приставка
99
Р.р. Сочинение-рассуждение «Секрет
названия»
100
Анализ ошибок, допущенных в
сочинении
101
Суффикс
102
Чередование звуков
103
Беглые гласные
104
Варианты морфем
105
Морфемный разбор слова
106
Правописание гласных и согласных в
приставках
107
Буквы з и с на конце приставок
108
Буквы а-о в корнях –лаг-лож-
109
Буквы а-о в корне -раст-рас-
110
Буквы ё-о после шипящих
111
Буквы и-ы после ц
112
Повторение по теме «Морфемика»
113
Контрольный диктант №4 с
грамматическим заданием по теме
«Морфемика»
114
Анализ ошибок, допущенных в
контрольном диктанте
115
Р.р. Сочинение-описание по картине
П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»
с последующим анализом работы
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
(37+11 р.р.)
Имя существительное
(14+4 р.р.)
116
Имя существительное как часть речи
117
Р.р. Доказательства в рассуждении
118
Имена существительные одушевлённые
и неодушевлённые
119
Имена существительные собственные и
нарицательные
120
Р.р. Элементы рассуждения. Сжатое
изложение (упр.513
121
Род имён существительных
122
Имена существительные, которые
имеют форму только множественного
числа
123
Имена существительные, которые
имеют форму только единственного
числа
124
Три склонения имён существительных
125
Падеж имён существительных
126
Правописание гласных в падежных
окончани-ях имён существительных в
единственном числе
127
Множественное число имён
существительных
128
Правописание о-е после шипящих и ц в
окон-чаниях существительных
129
Морфологический разбор имени
существи-тельного
130
Р.р. Подготовка к написанию сочинения
по картине Г.Г. Нисского «Февраль.
Подмосковье»
131
Р.р. Сочинение-описание по картине
Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»
132
Контрольный диктант №5 с
грамматическим заданием по теме
«Имя существительное»
133
Анализ ошибок, допущенных в
контрольном диктанте
Имя прилагательное
(9+3 р.р.)
134
Имя прилагательное как часть речи.
Особен-ности употребления имени
прилагательного в речи
135
Правописание гласных в падежных
окончани-ях имён прилагательных
136
Правописание гласных в падежных
окончани-ях имён прилагательных
137
Р.р. Описание животного
138
Р.р. Контрольное подробное изложение
(А.И.Куприн «Ю-ю»)
139
Анализ ошибок, допущенных в
изложении
140
Прилагательные полные и краткие
141
Р.р. Описание животного. Устное
сочинение по картине А.Н. Комарова
«Наводнение»
142
Морфологический разбор имени
прилагательного
143
Повторение по теме «Имя
прилагательное»
144
Контрольный диктант №6 с
грамматическим заданием по теме
«Имя прилагательное»
145
Анализ ошибок, допущенных в
контрольном диктанте
Глагол
(15+4р.р.)
146
Глагол как часть речи
147
Не с глаголами
148
Неопределённая форма глагола
149
Виды глагола
150
Буквы у-и в корнях с чередованием
151
Р.р. невыдуманный рассказ о себе
с последу-ющей самопроверкой
152
Прошедшее время
153
Настоящее время
154
Будущее время
155
Правописание безударных личных
окончаний глагола
156
Морфологический разбор глагола
157
Р.р. Сжатое изложение с
изменением формы лица (упр.688)
158
Мягкий знак после шипящих в
глаголах 2-го лица единственного
числа
159
Употребление времени
160
Р.р. Употребление «живописного
настоящего в речи» (упр. 696,697)
161
Повторение по теме «Глагол»
162
Контрольный диктант №7 с
грамматическим заданием по
теме «Глагол»
163
Анализ ошибок, допущенных в
контрольном диктанте
164
Р.р. сочинение-рассказ по рисунку
(упр.701)
ПОВТОРЕНИЕ
И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (6 Ч)
165
Орфограммы в корне слова
166
Орфограммы в приставках
167
Итоговый контрольный диктант
168
Анализ ошибок, допущенных в
итоговом контрольном диктанте
169
Орфограммы в окончаниях
существительных, прилагательных,
глаголов
170
Знаки препинания в простом и сложном
предложении