Формирование базовых национальных ценностей "гражданственность и патриотизм" в условиях занятий тяжелой атлетикой"
Автор: Сибирев Борис Георгиевич Должность: тренер-преподаватель по тяжелой атлетике Учебное заведение: СДЮСШОР "Спартак" Населённый пункт: г.Нефтеюганск Наименование материала: статья Тема: Формирование базовых национальных ценностей "гражданственность и патриотизм" в условиях занятий тяжелой атлетикой" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детско-юношеская спортивная школа № 2
Методическая разработка (статья)
Формирование базовых национальных ценностей
«гражданственность и патриотизм» в условиях занятий
тяжелой атлетикой»
Выполнил:
тренер-преподаватель
по
тяжелой
атлетике
Сибирев
Борис Георгиевич
За последние годы в российском обществе произошли значительные
изменения,
которые
самым
непосредственным
образом
сказались
на
сознании
всех
социальных
групп
и
слоев
населения,
привели
к
потере
многими
людьми
объектов
их
социальной
ориентации,
идентификации.
Следствием
такой
модернизации
современного
российского
общества
является кризис идентичности, обострение проблем национально-культурной
идентичности и национального самосознания. В таких условиях возникает
попытка
найти
референтную
группу,
дающую
возможность
для
самоидентификации личности и ее ориентации в обществе, и чаще всего ее
находят
в
своем
этносе,
в
нации,
в
культуре.
Помочь
найти
такую
позитивную референтную группу для обучающегося должен каждый педагог.
Поэтому
вопросы
гражданского
воспитания
были,
есть
и
будут
самыми
важнейшими в педагогической деятельности. Бытует мнение, что тренер-
преподаватель
спортивных
дисциплин
отдалён
от
гражданско-
патриотического воспитания. Но это не так. Роль тренера наоборот очень
значительна.
В
процессе
активных
занятий
спортом
формируются
такие
качества,
как
ответственность,
аккуратность,
трудолюбие,
настойчивость,
целеустремленность.
Наличие
данных
качеств
у
человека
обеспечивает
уважительное
отношение
к
труду,
а
значит,
и
формируют
базовую
национальную ценность «труд и творчество».
Реализовать направление гражданского воспитания в условиях
спортивной
секции
помогает
и
педагогическая
идея:
«Популяризация
олимпийского движения в активной спортивной деятельности». Более важное
значение привитие физической культуры приобретает в детском возрасте,
когда ребёнок с самого раннего возраста приучается постоянно работать над
своим телом и формировать спортивный характер.
Включение
детей
в
олимпийское
движение
обеспечивает
системный
подход
и
обуславливает
духовно-нравственную
основу
воспитательной
работы. Дети не только становятся участниками многовековой традиции, но и
имеют
позитивные
ориентиры
и
конкретные
примеры
спортивных
достижений.
Знакомство
с
биографией
великих
спортсменов
позволяет
проиллюстрировать реализацию ценностных установок в реальной жизни,
показать идентичность известных людей и найденную ими референтную
группу.
Многолетняя спортивная подготовка юных тяжелоатлетов направлена не
только на достижение высоких спортивных результатов. Ее цель значительно
шире. Современный труд тренера-преподавателя и юного спортсмена должен
привести прежде всего к воспитанию высоких моральных и волевых качеств.
Спортивные тренировки и участие в соревнованиях уже сами по себе
воспитывают
нужные
черты
спортивного
характера.
Для
воспитания
нравственных
качеств
воспитательная
работа
с
юными
тяжелоатлетами
должна
проводиться
систематически
и
целенаправленно
на
всех
этапах
многолетней спортивной подготовки – от новичка до спортсмена высокого
класса. В процессе многолетней подготовки юных тяжелоатлетов тренеру
необходимо
последовательно
и
целенаправленно
воспитывать
у
своих
учеников высокое чувство патриотизма, любви к нашей великой Родине,
преданности
своему
коллективу,
где
они
тренируются,
спортивному
обществу, селу. Огромное значение в воспитательной работе с подростками
имеет
личный
пример
тренера.
Юный
спортсмен
хочет
видеть
в
своем
тренере не только сильного человека, образованного, хорошо знающего свое
дело
специалиста,
но
и
выдержанного,
культурного
человека,
готового
помочь своему воспитаннику в любой ситуации не только на тренировке, но
и вне ее.
Тяжелая атлетика - индивидуальный и специфический вид спорта. Она
не так эмоциональна, зрелищна как, например, спортивные игры, борьба,
бокс. Поэтому для подростков он менее привлекателен. Многие родители, а
часто
и
сами
ребята
почему-то
думают,
что
занятия
тяжелой
атлетикой
тормозят рост, отрицательно влияют на деятельность сердечнососудистой
системы, ухудшают зрение и т.п. при этом от незнания об этом виде спорта
глубоко заблуждаются.
При правильном и грамотном подходе к занятиям тяжелой атлетикой, в
которой
значительное
место
отведено
общей
физической
подготовке
не
приводит
к
развитию
плоскостопия,
торможению
роста,
искривлению
позвоночника и неправильному развитию всех частей тела. Во время занятий
тяжелой
атлетикой
происходит
специфическое
изменение
скелета,
не
присущее другим видам спорта, развивается сила, координация движений,
укрепляется
опорно-двигательный
аппарат.
Активная
мышечная
деятельность в подростковом возрасте оказывает благоприятное влияние на
совершенствование вегетативных функций.
Идентификации:
идентичный
–
тождественность,
вполне
сходный.
(схожести
национальной культуры (национального самосознания));
референтную
группу
–
группа
консультантов,
докладчиков
по
определенным вопросам, связанные с национальной культурой.
Умение тренера привлечь детей и подростков к занятиям тяжелой
атлетикой, вызвать у них интерес очень важно. Занятия необходимо строить
интересно, эмоционально, в каждую тренировку вводить элементы новизны:
максимальное использование снарядов, механизмов, аппаратов, имеющихся в
зале;
упражнения
для
развития
определенных
групп
мышц;
включение
спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол).