Напоминание

Метапредметные навыки


Автор: Илютченко Нина Афанасьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №16 г.Бирюсинска
Населённый пункт: г.Бирюсинск
Наименование материала: Мастер класс
Тема: Метапредметные навыки
Раздел: начальное образование





Назад





Учитель начальных классов

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории

первой квалификационной категории

Илютченко Нина Афанасьевна

Илютченко Нина Афанасьевна


Формирование

Формирование

метапредметных УУД в

метапредметных УУД в

образовательной

образовательной

деятельности на уроках

деятельности на уроках

литературного чтения.

литературного чтения.




Что такое метапредметы и принцип

метапредметности?

Метапредметы –это предметы отличные от

предметов традиционного цикла, это новая

образовательная форма, которая

выстраивается поверх традиционных

предметов в, ее основе лежит

мыследеятельностный тип интеграции

учебного материала и принцип рефлексивного

отношения к базисным организованностям

мышления.Ученик на данных уроках учится

учиться.Здесь создаются условия для

того.чтобы ученик начал рефлектировать

собственный процесс работы:что именно он

мысленно проделал.как двигался.к каким

результатам пришел

Универсальность Универсальность метапредметов метапредметов Метапредметные результаты формируются Метапредметные результаты формируются за счет реализации программы за счет реализации программы формирования универсальных учебных формирования универсальных учебных действий и программ всех без действий и программ всех без исключения учебных исключения учебных предметов.Важнейшей задачей предметов.Важнейшей задачей современной системы образования современной системы образования является формирование совокупности является формирование совокупности «универсальных учебных действий» «универсальных учебных действий»

Понятие «универсальные

Понятие «универсальные

учебные действия»:

учебные действия»:
 В широком значении термин «универсальные В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального и активного присвоения нового социального опыта. опыта.  В узком значении термин «универсальные В узком значении термин «универсальные учебные действия» это совокупность способов учебные действия» это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию формирование умений, включая организацию учебного процесса. учебного процесса.

Компоненты учебной

Компоненты учебной

деятельности:

деятельности:
1) Познавательные и учебные мотивы. 1) Познавательные и учебные мотивы. 2) Учебная цель. 2) Учебная цель. 3) Учебная задача. 3) Учебная задача. 4) Учебные действия и 4) Учебные действия и операции. операции.

К метапредметным универсальным

К метапредметным универсальным

учебным действиям относятся:

учебным действиям относятся:
 Регулятивные (организация учебной Регулятивные (организация учебной деятельности) деятельности)  Познавательные (общеучебные, Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение логические, постановка и решение проблемы) проблемы)  Коммуникативные (социальная Коммуникативные (социальная компетентность и учёт позиции компетентность и учёт позиции других людей) других людей)

Ключевые компетенции:
 ценностно-смысловые ценностно-смысловые  общекультурные общекультурные  учебно-познавательные учебно-познавательные  информационные информационные  коммуникативные коммуникативные  социально-трудовые социально-трудовые  личностное самосовершенствование личностное самосовершенствование
Образовательные компетенции: Образовательные компетенции:  изучать; изучать;  искать; искать;  думать; думать;  сотрудничать; сотрудничать;  приниматься за дело; приниматься за дело;  адаптироваться. адаптироваться.

Современный человек, человек

Современный человек, человек

будущего не может жить без

будущего не может жить без

книги. Чтение в его жизни – это

книги. Чтение в его жизни – это

важнейший способ восхождения,

важнейший способ восхождения,

самосовершенствования,

самосовершенствования,

самообразования.

самообразования.





Ш.А.Амонашвили

Ш.А.Амонашвили


Цель уроков литературного чтения:

Цель уроков литературного чтения:
Сформировать младшего школьника Сформировать младшего школьника как сознательного читателя, как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной чтения, способами самостоятельной работы с книгой, обладающего работы с книгой, обладающего определённой начитанностью. определённой начитанностью.

Задачи уроков чтения:

Задачи уроков чтения:
 Развивать интерес к чтению и расширять круг чтения; Развивать интерес к чтению и расширять круг чтения;  Сформировать навык чтения, позволяющий свободно Сформировать навык чтения, позволяющий свободно владеть и применять любую литературу; владеть и применять любую литературу;  Полноценное восприятие любого вида текстов и их Полноценное восприятие любого вида текстов и их специфики; специфики;  Самостоятельно работать с книгой и выбирать Самостоятельно работать с книгой и выбирать нужный материал; нужный материал;  Воспитывать средствами чтения у ученика Воспитывать средствами чтения у ученика метапредметные компетенции. метапредметные компетенции.

Виды упражнений:

Виды упражнений:
1. Упражнения, направленные на развитие памяти и 1. Упражнения, направленные на развитие памяти и оперативного поля зрения. оперативного поля зрения. 2. Упражнения, направленные на развитие 2. Упражнения, направленные на развитие познавательных процессов. познавательных процессов. 3. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его 3. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям. частям. 4. Упражнения, способствующие правильному и 4. Упражнения, способствующие правильному и грамотному чтению. грамотному чтению. 5. Упражнения, направленные на формирование умений 5. Упражнения, направленные на формирование умений сознательного чтения. сознательного чтения. 6. Упражнения, направленные на запоминание 6. Упражнения, направленные на запоминание содержания прочитанного. содержания прочитанного. 7. Упражнения, развивающие гибкость и быстроту чтения 7. Упражнения, развивающие гибкость и быстроту чтения вслух и «про себя». вслух и «про себя». 8. Упражнения, направленные на совершенствование 8. Упражнения, направленные на совершенствование навыка по скорочтению. навыка по скорочтению. 9. Различные виды чтения для совершенствования 9. Различные виды чтения для совершенствования навыка и интереса к этому предмету. навыка и интереса к этому предмету.

Упражнения, направленные на развитие

Упражнения, направленные на развитие

памяти и оперативного поля зрения:

памяти и оперативного поля зрения:

1) Упражнения по чтению по системе

1) Упражнения по чтению по системе

работы И.Т.Федоренко и

работы И.Т.Федоренко и

В.Н.Зайцева:

В.Н.Зайцева:
 жужжащее чтение; жужжащее чтение;  ежедневные пятиминутки по чтению; ежедневные пятиминутки по чтению;  чтение перед сном; чтение перед сном;  чтение по кадрам; чтение по кадрам;  чтение с убыстрением темпа; чтение с убыстрением темпа;  чтение с отрывом взгляда от текста. чтение с отрывом взгляда от текста.

2) Зрительные диктанты, которые

2) Зрительные диктанты, которые

разработаны профессором

разработаны профессором

И.Т.Федоренко:

И.Т.Федоренко:
Зрительные диктанты пишутся ежедневно. В Зрительные диктанты пишутся ежедневно. В одном наборе по шесть предложений. одном наборе по шесть предложений. Например, предложения набора № 1: Например, предложения набора № 1: 1. Тает снег. 1. Тает снег. 2. Идёт дождь. 2. Идёт дождь. 3. Небо хмурое. 3. Небо хмурое. 4. Коля заболел. 4. Коля заболел. 5. Запели птицы. 5. Запели птицы. 6. Поле опустело. 6. Поле опустело.

Упражнения, направленные на развитие

Упражнения, направленные на развитие

познавательных процессов (мышления,

познавательных процессов (мышления,

внимания, восприятия):

внимания, восприятия):

1.

1.
Сколько спряталось слов в этом ряду букв? Сколько спряталось слов в этом ряду букв? Волчишкоткрытоященокночь Волчишкоткрытоященокночь
2.

2.
Поставь слоги на место, так чтобы получились слова. Поставь слоги на место, так чтобы получились слова. РАБ КО ЛИК РАБ КО ЛИК РЕ МО РЕ МО РО МАТ СЫ РО МАТ СЫ
3.

3.
Игра «Расшифруй слова». Надо поставить буквы на Игра «Расшифруй слова». Надо поставить буквы на место так, чтобы получились правильные слова: место так, чтобы получились правильные слова: МАшиКАн ткВыа огЕЦуР роДога ЧОКсунДУ МАшиКАн ткВыа огЕЦуР роДога ЧОКсунДУ ЗИНАкор ЗИНАкор
4.

4.
Прочитай слова или предложения справа налево. Прочитай слова или предложения справа налево. ьдевдем цяаз клов асил комерет ьдевдем цяаз клов асил комерет ! ьтатич ьтему ошорох каК ! ьтатич ьтему ошорох каК

Упражнения, вырабатывающие

Упражнения, вырабатывающие

внимание к слову и его частям:

внимание к слову и его частям:
1) Орфографическое чтение. 1) Орфографическое чтение. 2) Найти слова с заданной орфограммой, на 2) Найти слова с заданной орфограммой, на заданную тему. заданную тему. 3) «Воображаемое письмо». 3) «Воображаемое письмо». 4) Составление словариков. 4) Составление словариков. 5) Составление сборника упражнений. 5) Составление сборника упражнений. Составление собственных орфографических Составление собственных орфографических упражнений на основе прочитанных текстов упражнений на основе прочитанных текстов произведений. Этот вид работы предлагает произведений. Этот вид работы предлагает отбор учащимися языкового материала. отбор учащимися языкового материала.

Упражнения, способствующие

Упражнения, способствующие

правильному и грамотному чтению:

правильному и грамотному чтению:
1) Чтение слов в предложении начиная с конца. 1) Чтение слов в предложении начиная с конца. Солнце и ветер. Солнце и ветер. Разденет человека прежде кто, ветром с Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся - припекло только. Человек разделся распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё. (Л.Н.Толстой) вовсе и - солнце припекло ещё. (Л.Н.Толстой)
2) Чтение каждого слова в предложении 2) Чтение каждого слова в предложении справа налево. справа налево. заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин тенялгзв ан угудар, кясв юеястеубюл. тенялгзв ан угудар, кясв юеястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос. отч ано еевисарк огомас ацнлос. окшынлоС и тировог: «ыТ ависарк - отэ окшынлоС и тировог: «ыТ ависарк - отэ адварп, он ьдев зеб янем и игудар ен адварп, он ьдев зеб янем и игудар ен теавыб». А агудар окьлот ястёемс ад ёще теавыб». А агудар окьлот ястёемс ад ёще ещуп ястилавх. адгоТ окшынлос ещуп ястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс аз учут - и агудар ьсолидрессар и ьсолатярпс аз учут - и агудар алапорп. (К.Д.Ушинский) алапорп. (К.Д.Ушинский)
3) 3) «Заколдованное слово» «Заколдованное слово» (первое слово (первое слово читается обычно, второе или подчёркнутое − читается обычно, второе или подчёркнутое − справа налево): справа налево): Ворон и лисица. Ворон и лисица. Ворон Ворон лыбод лыбод мяса мяса косук косук и сел на и сел на оверед оверед . . Захотелось Захотелось ецисил ецисил мяса, она мяса, она алшодоп алшодоп и и говорит: говорит: - Эх, - Эх, норов норов ! Как ! Как юртомсоп юртомсоп на тебя, по твоему на тебя, по твоему утсор утсор да красоте только бы тебе да красоте только бы тебе мёрац мёрац быть! быть! И верно был бы И верно был бы мёрац мёрац , если бы у тебя , если бы у тебя солог солог был. был. Ворон Ворон лунизар лунизар рот и рот и лароаз лароаз , что было мочи. , что было мочи. осяМ осяМ упало. упало. ацисиЛ ацисиЛ подхватила и подхватила и тировог тировог : : - Ах, - Ах, норов норов , коли бы ещё у тебя , коли бы ещё у тебя му му был, быть был, быть бы тебе бы тебе мёрац мёрац . (Л.Н.Толстой) . (Л.Н.Толстой)

Упражнения, направленные на

Упражнения, направленные на

формирование умений сознательного

формирование умений сознательного

чтения:

чтения:
1) Чтение текста с добавлением 1) Чтение текста с добавлением недостающего окончания, слога. недостающего окончания, слога. На рек__ в завод__ раскрылись бел__ На рек__ в завод__ раскрылись бел__ лилии и жёлт__ кувшинки. Буйно цветёт лилии и жёлт__ кувшинки. Буйно цветёт над вод__ водян__ кашка. Дик__ ут__ над вод__ водян__ кашка. Дик__ ут__ вывела из осоки своих ут__, учит их вывела из осоки своих ут__, учит их пла___ и ловить мо___. Летят над вод__ пла___ и ловить мо___. Летят над вод__ бел__ и син__ стре___, и гудит над бел__ и син__ стре___, и гудит над цветущей кашк__ деловит__ пче__. цветущей кашк__ деловит__ пче__. (И. Соколов-Микитов) (И. Соколов-Микитов)
2) Поиск в тексте смысловых несуразностей при 2) Поиск в тексте смысловых несуразностей при чтении. чтении. В одном домике жила у хозяев пушистая корова В одном домике жила у хозяев пушистая корова Мурка. Хозяева её очень любили и часто угощали Мурка. Хозяева её очень любили и часто угощали парным молотком и жареной репой. Однажды парным молотком и жареной репой. Однажды Мурка решила погулять - подышать свежим Мурка решила погулять - подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. Неожиданно из-под крыльца замурлыкала. Неожиданно из-под крыльца выскочила морковка с длинным хвостом. Мурка выскочила морковка с длинным хвостом. Мурка ловко поймала её и съела. На дворе было весело: ловко поймала её и съела. На дворе было весело: шумно чирикали озорные веники, плавали в лужах шумно чирикали озорные веники, плавали в лужах домашние утюги, а на заборе стоял красивый домашние утюги, а на заборе стоял красивый пастух и гордо кукарекал. Вдруг из собачьей пастух и гордо кукарекал. Вдруг из собачьей конторы вылезла большая злая селёдка. Она конторы вылезла большая злая селёдка. Она увидела корову и стала сердито летать. Мурка увидела корову и стала сердито летать. Мурка испугалась и убежала в дым. (Л. Каминский) испугалась и убежала в дым. (Л. Каминский)

Упражнения, направленные на

Упражнения, направленные на

запоминание содержания прочитанного:

запоминание содержания прочитанного:
Самарский вариант обучения пересказу текста: Самарский вариант обучения пересказу текста:  Чтение отрывка текста длительностью 1 – 2 Чтение отрывка текста длительностью 1 – 2 минуты. Текст читает вслух учитель или минуты. Текст читает вслух учитель или сильный ученик, остальные следят по книгам. сильный ученик, остальные следят по книгам.  Осознание и осмысление прочитанного, ответы Осознание и осмысление прочитанного, ответы на вопросы учителя. Вопросов должно быть не на вопросы учителя. Вопросов должно быть не более 3 – 4. более 3 – 4.  Запись на доске 4 – 7 ключевых слов. Запись на доске 4 – 7 ключевых слов.  Образцовый пересказ текста сильным учеником Образцовый пересказ текста сильным учеником и прослушивание его классом. и прослушивание его классом.  Жужжащий пересказ в парах. Жужжащий пересказ в парах.  Пересказ текста слабым или средним Пересказ текста слабым или средним учеником. учеником.

Упражнения, развивающие гибкость и

Упражнения, развивающие гибкость и

быстроту чтения:

быстроту чтения:
Упражнения по системе работы И.Т.Федоренко Упражнения по системе работы И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко: и И.Г.Пальченко:  Многократное чтение (не более 3-х раз один Многократное чтение (не более 3-х раз один отрывок). отрывок).  Чтение в темпе скороговорки, на том же Чтение в темпе скороговорки, на том же отрывке текста (упражнение длится 30 секунд). отрывке текста (упражнение длится 30 секунд).  Выразительное чтение того же отрывка, с Выразительное чтение того же отрывка, с переходом на незнакомую часть текста. переходом на незнакомую часть текста. Все упражнения проводятся не индивидуально, Все упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, то есть ученики читают а коллективно, то есть ученики читают одновременно (каждый в своём темпе, но одновременно (каждый в своём темпе, но вполголоса). вполголоса).

Упражнения, совершенствующие навык

Упражнения, совершенствующие навык

по скорочтению

по скорочтению
(из опыта работы (из опыта работы М.И.Омороковой): М.И.Омороковой):  Чтение «Буксир» Чтение «Буксир»  «Чтение-спринт» «Чтение-спринт»  Чтение «Кенгуру» Чтение «Кенгуру»  Чтение «Разведка» Чтение «Разведка»  Чтение «Молния» Чтение «Молния»  Чтение за диктором Чтение за диктором  Чтение со счётом слов Чтение со счётом слов

Чтение со счётом слов.

Чтение со счётом слов.
При чтении незнакомого текста учащиеся на При чтении незнакомого текста учащиеся на максимальной для них скорости, помимо чтения максимальной для них скорости, помимо чтения подсчитают количество прочитанных слов и подсчитают количество прочитанных слов и одновременно ищут ответы на вопросы текста. одновременно ищут ответы на вопросы текста. После чтения должны назвать количество После чтения должны назвать количество прочитанных слово и ответить на вопросы к прочитанных слово и ответить на вопросы к тексту. В 1 классе вопросов должно быть не более тексту. В 1 классе вопросов должно быть не более 3-х, во 2 классе – не более 4-х, в 3-4 классах – не 3-х, во 2 классе – не более 4-х, в 3-4 классах – не более 5-ти. более 5-ти. Цель этого упражнения – загрузить Цель этого упражнения – загрузить уши учащихся посторонней работой – счётом уши учащихся посторонней работой – счётом слов. Они приучаются читать только глазами. слов. Они приучаются читать только глазами. Первый вопрос к учащимся после чтения о Первый вопрос к учащимся после чтения о количестве слов в тексте. Ответ можно считать количестве слов в тексте. Ответ можно считать отличным, если расхождение между названным и отличным, если расхождение между названным и действительным числом не превышает 2 %, действительным числом не превышает 2 %, хорошим – от 5 % до 10 %, при условии что дети хорошим – от 5 % до 10 %, при условии что дети ответили на вопросы по содержанию текста. ответили на вопросы по содержанию текста.

Виды чтения, для совершенствования

Виды чтения, для совершенствования

навыка и интереса к данному

навыка и интереса к данному

предмету:

предмету:
 сплошное; сплошное;  выборочное; выборочное;  комментированное; комментированное;  аналитическое; аналитическое;  просмотровое; просмотровое;  по ролям; по ролям;  ознакомительное; ознакомительное;  поисковое; поисковое;  изучающее; изучающее;  библиографическое. библиографическое.

Диагностика по литературному чтению

Диагностика по литературному чтению

2 класса.

2 класса.


Спасибо всем за внимание !

Спасибо всем за внимание !


В раздел образования