Автор: Баранова Ирина Львовна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "школа №14" Населённый пункт: Казань Наименование материала: методическая разработка Тема: "Музыка и биология человека" Раздел: полное образование
Интегрированный урок (возрастная анатомия и физиология + музыка) на тему "Музыкотерапия"
Цель:
показать влияние искусства на здоровье человека.
Задачи:
дать ребятам представления о различных методах оздоровления и укрепления
здоровья музыкой и пением: восприятие музыки, дыхательная гимнастика,
исполнение песен; развивать представление о валеологии и
здоровьесберегающей педагогики; воспитывать навыки здорового образа
жизни, гуманизм, любовь к музыке и пению.
Оборудование:
фортепиано, проигрыватель, репродукции картин В.Васнецова “Аленушка”, В.
Поленова “Московский дворик”, И.Репина “Запорожцы пишут письмо
турецкому султану”, И.Айвазовского “Буря у мыса Аия”, песенники.
Словарь
урока:
музыкотерапия; арттерапия, эстетотерапия; здоровье, валеология.
Ход урока
На доске плакат: “Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье”. Г.Гейне. Учащимся
предлагается порассуждать на тему афоризма, дать определение слову “здоровье”.
Возможны варианты:
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а
не только отсутствие болезней.
Здоровье – это такое состояние организма, когда все его функции уравновешены с
окружающей средой.
Современный человек много страдает и мучается, испытывает отрицательные эмоции, которые
приводят к повышению артериального давления, потери аппетита, к замиранию сердца и
стенокардии, чувству постоянной усталости, головным болям.
Вопрос: как же выжить и сохранить здоровье?
На помощь приходят методы: арттерапия, эстетотерапия и музыкотерапия (написать на доске).
Ученики записывают эти термины в словарь:
Арттерапия – лечение изобразительным искусством.
Эстетотерапия – лечение красотой (архитектурные памятники, картины природы …).
Детям
предлагаются репродукции картин (см. выше), которые вызывают разные чувства у людей,
в сопровождении музыки.
Печаль
Спокойствие
Радость
Гнев
В.Васнецов
“Аленушка”
В.Д.Поленов
“Московский
дворик”
И.Репин “Запорожцы
пишут письмо турецкому
султану”
И.К.Айвозовский “Буря
у мыса Аия”
Глюк “Мелодия из
оперы “Орфей и
Эвридика”
Мендельсон
“Весенняя песня”
Мусоргский Гопак из
оперы “Сорочинская
ярмарка”
Рахманинов Прелюдия
Де диез минор.
Музыкотерапия – лечение музыкой.
Ребята дают информацию об истории развития музыкотерапии. Еще в древнем мире врачи
использовали музыку для лечения. Первый общепризнанный теоретик музыки Пифагор полагал,
что музыка способствует здоровью. Платон и Аристотель считали: …музыкальные лады
существенно отличаются друг от друга, так что при слушании у нас появляется различное
настроение; например, слушая одни лады мы испытываем более жалостное и подавленное
настроение, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся.
Демокрит рекомендовал слушать флейту при смертельных инъекциях.
В прошлом веке было доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку
нашего организма с помощью электромагнитных волн и изменять кровяное давление, частоту
сердечных сокращений и глубину дыхания.
С помощью ультразвуковых и эхографических установок было замечено, что на развитие
человека в пренатальном периоде оказывает влияние музыка: мелодический голос матери,
классическая музыка. После рождения у таких детей гуще растут волосы, кости становятся
более твердыми, быстрее появляются молочные зубы. В Японии провели эксперимент – 120
кормящих матерей слушали: одни – поп-музыку, другие – классику. У первых молоко
уменьшалось наполовину, у вторых количество молока увеличивалось на 20%.
Итальянцы лечили тарантизм (укус паука-тарантула) музыкой и танцами до полного
изнеможения, веря в то, что яд должен “вытанцовываться”.
Учитель приводит примеры использования классической музыки для лечения психических и
соматических заболеваний:
полное расслабление, восстановление жизненных сил можно получить, прослушивая
“Вальс” Д. Шостаковича, музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести Пушкина
“Метель”;
нормализует кровяное давление и сердечную деятельность “Свадебный марш
Мендельсона”, знаменитый полонез Огинского снимает головную боль и невроз;
музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей;
язва желудка исчезает при прослушивании “Вальса цветов” П.И. Чайковского;
музыка с использованием шума воды, прибоя (Римский-Корсаков, Григ) способствует
синтезу ДНК, подавлению микробов, повышению иммунитета.
Отмечен и вред музыки для здоровья:
рок-музыка, воздействуя ультра- и инфразвуками, которые мы не слышим, но которые
слышат все наши органы, способна разрушать мозг и порождать психические заболевания.
Многие психологи и психотерапевты считают, что рок-музыка является для человека
“звуковым ядом” или “гробом с музыкой”.
Звучание отдельных инструментов благотворно влияет на некоторые наши органы:
- гитара – на сердце
- домра – на печень
- медные духовые инструменты – на толстый кишечник.
Широкое распространение получила музыка в детском саду: музыкальные занятия, праздники и
развлечения, утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика.
Рекомендуется проведение
практического задания:
все ученики выполняют дыхательные упражнения под музыку
“Привет солнцу”, “Извергающийся гейзер”, “Недоеная корова”,
“Сытая лошадь”.
Музыка в жизни человека играет жизнеутверждающее значение, является невербальным
способом общения, помогает в психологическом анализе.
Задание
:
Выявить качества личности современного специалиста - экстравертность,
интровертность.
Ребята слушают фрагменты музыкальных произведений: “Утро” Э.Грига, “Первый концерт для
фортепиано с оркестром” (фрагмент) П. Чайковского
Выбирают наиболее понравившееся. Индикатором экстравертности следует считать “Утро”
Э.Грига.
Оздоровляющее значение имеет и песнопение. Об этом свидетельствует стихотворение
Е.Баратынского.
Е.
Баратынский:
Болящий дух врачует
песнопение.
Гармонии таинственная власть
Тяжелые искупит заблужденья
И укротит бунтующую страсть.
Душа певца согласно излитая,
Разрешена от всех своих
скорбей;
И чистоту поэзия святая
И мир отдаст причастнице своей.
Ребятам раздаются песенники со словами песен “Я люблю тебя, жизнь!” - музыка
Э.Колмановского, слова К.Ваншенкина и “Как здорово” - муз. и слова О.Митяева.
Заключение: обобщение и подведение итога урока будет заключаться в составлении синквейна
– краткого изложения большого объема учебного материала с помощью пяти строк.
Тема:
1. Музыкотерапия.
2. Два прилагательных.
3. Три глагола.
4. Фраза на тему.
5. Существительное – синоним теме.