Напоминание

"Музыка и биология человека"


Автор: Баранова Ирина Львовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "школа №14"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Музыка и биология человека"
Раздел: полное образование





Назад




Интегрированный урок (возрастная анатомия и физиология + музыка) на тему "Музыкотерапия"
Цель:
показать влияние искусства на здоровье человека.
Задачи:
дать ребятам представления о различных методах оздоровления и укрепления здоровья музыкой и пением: восприятие музыки, дыхательная гимнастика, исполнение песен; развивать представление о валеологии и здоровьесберегающей педагогики; воспитывать навыки здорового образа жизни, гуманизм, любовь к музыке и пению.
Оборудование:
фортепиано, проигрыватель, репродукции картин В.Васнецова “Аленушка”, В. Поленова “Московский дворик”, И.Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, И.Айвазовского “Буря у мыса Аия”, песенники.
Словарь

урока:
музыкотерапия; арттерапия, эстетотерапия; здоровье, валеология.
Ход урока

На доске плакат:
“Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье”. Г.Гейне. Учащимся предлагается порассуждать на тему афоризма, дать определение слову “здоровье”.
Возможны варианты:
 Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.  Здоровье – это такое состояние организма, когда все его функции уравновешены с окружающей средой. Современный человек много страдает и мучается, испытывает отрицательные эмоции, которые приводят к повышению артериального давления, потери аппетита, к замиранию сердца и стенокардии, чувству постоянной усталости, головным болям.
Вопрос:
как же выжить и сохранить здоровье? На помощь приходят методы: арттерапия, эстетотерапия и музыкотерапия (написать на доске). Ученики записывают эти термины в словарь:  Арттерапия – лечение изобразительным искусством.  Эстетотерапия – лечение красотой (архитектурные памятники, картины природы …). Детям предлагаются репродукции картин (см. выше), которые вызывают разные чувства у людей, в сопровождении музыки.
Печаль

Спокойствие

Радость

Гнев
В.Васнецов “Аленушка” В.Д.Поленов “Московский дворик” И.Репин “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” И.К.Айвозовский “Буря у мыса Аия” Глюк “Мелодия из оперы “Орфей и Эвридика” Мендельсон “Весенняя песня” Мусоргский Гопак из оперы “Сорочинская ярмарка” Рахманинов Прелюдия Де диез минор.
Музыкотерапия
– лечение музыкой. Ребята дают информацию об истории развития музыкотерапии. Еще в древнем мире врачи использовали музыку для лечения. Первый общепризнанный теоретик музыки Пифагор полагал, что музыка способствует здоровью. Платон и Аристотель считали: …музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании у нас появляется различное настроение; например, слушая одни лады мы испытываем более жалостное и подавленное настроение, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся.
Демокрит рекомендовал слушать флейту при смертельных инъекциях. В прошлом веке было доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма с помощью электромагнитных волн и изменять кровяное давление, частоту сердечных сокращений и глубину дыхания. С помощью ультразвуковых и эхографических установок было замечено, что на развитие человека в пренатальном периоде оказывает влияние музыка: мелодический голос матери, классическая музыка. После рождения у таких детей гуще растут волосы, кости становятся более твердыми, быстрее появляются молочные зубы. В Японии провели эксперимент – 120 кормящих матерей слушали: одни – поп-музыку, другие – классику. У первых молоко уменьшалось наполовину, у вторых количество молока увеличивалось на 20%. Итальянцы лечили тарантизм (укус паука-тарантула) музыкой и танцами до полного изнеможения, веря в то, что яд должен “вытанцовываться”. Учитель приводит примеры использования классической музыки для лечения психических и соматических заболеваний:  полное расслабление, восстановление жизненных сил можно получить, прослушивая “Вальс” Д. Шостаковича, музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести Пушкина “Метель”;  нормализует кровяное давление и сердечную деятельность “Свадебный марш Мендельсона”, знаменитый полонез Огинского снимает головную боль и невроз;  музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей;  язва желудка исчезает при прослушивании “Вальса цветов” П.И. Чайковского;  музыка с использованием шума воды, прибоя (Римский-Корсаков, Григ) способствует синтезу ДНК, подавлению микробов, повышению иммунитета.
Отмечен и вред музыки для здоровья:
 рок-музыка, воздействуя ультра- и инфразвуками, которые мы не слышим, но которые слышат все наши органы, способна разрушать мозг и порождать психические заболевания. Многие психологи и психотерапевты считают, что рок-музыка является для человека “звуковым ядом” или “гробом с музыкой”. Звучание отдельных инструментов благотворно влияет на некоторые наши органы: - гитара – на сердце - домра – на печень - медные духовые инструменты – на толстый кишечник. Широкое распространение получила музыка в детском саду: музыкальные занятия, праздники и развлечения, утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика. Рекомендуется проведение практического задания: все ученики выполняют дыхательные упражнения под музыку “Привет солнцу”, “Извергающийся гейзер”, “Недоеная корова”, “Сытая лошадь”. Музыка в жизни человека играет жизнеутверждающее значение, является невербальным способом общения, помогает в психологическом анализе. Задание : Выявить качества личности современного специалиста - экстравертность, интровертность. Ребята слушают фрагменты музыкальных произведений: “Утро” Э.Грига, “Первый концерт для фортепиано с оркестром” (фрагмент) П. Чайковского Выбирают наиболее понравившееся. Индикатором экстравертности следует считать “Утро” Э.Грига. Оздоровляющее значение имеет и песнопение. Об этом свидетельствует стихотворение Е.Баратынского.
Е. Баратынский: Болящий дух врачует песнопение. Гармонии таинственная власть Тяжелые искупит заблужденья И укротит бунтующую страсть. Душа певца согласно излитая, Разрешена от всех своих скорбей; И чистоту поэзия святая И мир отдаст причастнице своей. Ребятам раздаются песенники со словами песен “Я люблю тебя, жизнь!” - музыка Э.Колмановского, слова К.Ваншенкина и “Как здорово” - муз. и слова О.Митяева. Заключение: обобщение и подведение итога урока будет заключаться в составлении синквейна – краткого изложения большого объема учебного материала с помощью пяти строк.
Тема:
1. Музыкотерапия. 2. Два прилагательных. 3. Три глагола. 4. Фраза на тему. 5. Существительное – синоним теме.


В раздел образования