НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Автор: Ибрагимова Ирина Владимировна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГБ ОУ РМ "Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья" Населённый пункт: Саранск Наименование материала: статья Тема: НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Раздел: среднее профессиональное
Одной из главных целей школьного образования является создание и
поддержание
психологических
условий,
обеспечивающих
полноценное
психическое и личностное развитие каждого ребенка. Следовательно, учебно-
воспитательный
процесс
становится
больше
ориентированным
на
личность
ученика, его индивидуальные возможности, способности и интересы.
Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни
человека.
С
каждым
годом
увеличивается
число
детей
с
всевозможными
нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы, особенно у детей,
имеющих
недостаточное
психологическое
развитие,
имеющих
худшие
адаптационные
возможности.
Психолого-педагогическая
коррекция
эмоционально-личностной
сферы
подростка
с
ОВЗ
(ограниченными
возможностями здоровья) – актуальная проблема коррекционно-развивающей
работы. [4, с. 29]
Эмоциональная
сфера
школьников
с
нарушением
интеллекта
характеризуется
незрелостью
и
недоразвитием
(Л.С.
Выготский,
К.С.
Лебединский,
К.
Левин,
С.Я.
Рубинштеин).
Эмоции
детей
недостаточно
дифференцированы:
переживания
примитивны,
полюсны
(дети
испытывают
удовольствие,
а
дифференцированных,
тонких
оттенков
переживаний
почти
нет). Свои эмоциональные проявления учащиеся не контролируют. [9, с. 65]
Проявление эмоций не зависит от качественного своеобразия структуры
дефекта, т.е. от принадлежности ребенка к определенной клинической группе.
Развитие
эмоций
у
детей
с
нарушением
интеллекта
в
значительной
мере
определяется
правильной
организацией
всей
их
жизни
и
наличием
специального
педагогического
воздействия,
осуществляемого
педагогами.
Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных проявлений
гнева,
обиды,
радости,
вырабатыванию
правильного
бытового
поведения,
закреплению
необходимых
для
жизни
в
семье
или
в
детском
учреждении
навыков
и
привычек,
а
также
позволяют
детям
сделать
первые
шаги
в
направлении контроля за своими эмоциональными проявлениями.
У детей с нарушением интеллекта наблюдается ряд проблем в развитии
эмоционально-волевой
сферы:
акцентуация
характера,
повышенная
агрессивность.
На
современном
этапе
существует
острая
практическая
необходимость найти причины, по которым дети с нарушением интеллекта
испытывают эмоциональный дискомфорт, обосновать специфику формирования
эмоционально-волевой сферы у детей с нарушением интеллекта. Проблема
эмоционального развития детей по праву признается одной из самых значимых
и дискуссионных. Прежде всего, это связано с альтернативностью понимания
термина
«эмоциональное
развитие»
в
различных
научно-теоретических
подходах
и
отдельных
концепциях.
В
основном,
ключевым
положением
существующих
теорий
является
противоборство
или
единство
двух
противоположных подходов в методологии изучения эмоций - когнитивного и
мотивационного. [3, с. 18]
Ввиду
незрелости
личности
детей
с
нарушением
интеллекта
и
их
неумения
выражать
свои
чувства,
принимать
чувства
других
людей
коррекционная
работа
начинается
с
занятий
направленных
на
повышение
коммуникативных навыков, на развитие у детей навыков общения, осознания и
выражения своих чувств понимания и принятия чувств, окружающих людей,
активизация механизмов самопознания, самовыражения.
В
связи
с
вышеперечисленными
фактами
и
проблемами
возникает
реальная практическая потребность в разработке коррекционно-развивающей
программы,
так
как
эта
категория
детей
нуждается
в
специально
организованных
условиях
психолого-педагогического
воздействия,
направленных
на
оптимизацию
и
нормализацию
развития
эмоциональной
сферы. [10, с. 89]
Коррекция
—
система
мероприятий,
направленная
на
исправление
недостатков психологического развития или поведения человека с помощью
специальных средств воздействия.
Коррекционные задачи требуют детальную проработку в связи с тем, что
большинство
детей,
имеют
сочетанные
эмоционального
нарушения
при
интеллектуальном нарушении, и также помимо недоразвитие речи и т.д. Все это
требует
от
психолога
комплексного
подхода
в
разработке
программы
сопровождения такой категории детей. [7, с. 138]
В
основе
работы
должна
лежать
личностно-ориентированная
модель
взаимодействия с детьми. При такой модели взаимодействия и психолог, и
ребенок в равной мере признаются в качестве субъектов психологического
процесса, обладают свободой деятельности, осуществляют свой выбор строить
через
свою
личность.
Основные
противоречия
преодолеваются
не
за
счет
принуждения, а посредством сотрудничества. В силу этого особую ценность
приобретают
такие
свойства
личности,
как
способность
к
самореализации,
творческому росту и инициативность как форма выражения отношений на
основе взаимопринятия и взаимопонимания. [12, с. 28]
Цель психологической коррекции эмоциональных нарушений у ребенка,
смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и
самостоятельности,
реакций,
эмоциональными
нарушениями,
таких
как
агрессивность,
повышенная
возбудимость,
тревожная
мнительность
и
др.
Значительный этап в работе по программе - коррекция самооценки, уровня
самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Важной
задачей
коррекционной
работы
направленной
на
развитие
эмоциональной
сферы
является
помощь
детям
в
адаптации
к
школе,
что
подразумевает,
в
частности,
развитие
эмоциональной
регуляции
поведения
детей,
предупреждение
и
снижение
тревожности
и
страхов,
повышение
уверенности в себе и т.д. [6, с. 64]
В младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит
формирование
произвольности,
внутреннего
плана
действий,
начинает
развиваться способность к рефлексии. Поэтому именно на этом этапе ребёнок
может успешно овладевать средствами и способами анализа своего поведения и
поведения других людей. Психологу необходимо формировать эмоциональную
стабильность и положительную самооценку у детей, концентрировать волю и
терпение при преодолении трудностей, возникающих в учебной деятельности и
во взаимоотношениях с различными людьми. Важно познакомить ребёнка с
эмоциями человека, обучить выражению своих эмоций так, чтобы они были
понятны
окружающим,
пониманию
по
внешним
проявлениям
чувств,
испытываемых другим человеком, анализу причин их возникновения, а также
развитие умения адекватно выражать свои эмоции. Научиться эмоционально
откликается
на
переживания
близких
людей,
детей,
персонажей
сказок,
историй, мультфильмов, спектаклей
В
условиях
кризиса
современного
общества
и
изменения
морально-
нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к
асоциальному
поведению,
а
вместе
с
ними
и
количество
правонарушений,
совершаемых несовершеннолетними. [1, с. 179]
Исходя
из
этого,
работая
с
подростками
необходимо
развитие
способности к самопознанию, саморазвитию и самореализации, повышение
мотивации
к
достижению
жизненных
целей.
подготовить
учащихся
к
осознанию и пониманию сложностей мира взрослых, показать, что взрослеть –
это проявление твердости характера, обладание такими качествами характера и
умениями, которые научат справиться с трудностями жизни; научить учащихся
анализировать
свои
возможности
и
преодолевать
трудности,
противостоять
непредвиденным
жизненным
ситуациям.
Необходимо
помочь
детям
лучше
узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства,
преодолеть неуверенность, страх; наиболее успешно и полно реализовать себя в
поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность.
Структура коррекционной программы включает в себя:
1.
Первичное диагностическое обследование уровня сформированности и
особенностей эмоциональной сферы детей;
2.
Направленное
коррекционное
воздействие
с
целью
оптимизации
нарушенных эмоциональных реакций и состояний детей;
3.
Заключительное
психодиагностическое
обследование
для
определения
эффекта коррекционного воздействия. [5, с. 49]
Занятия должны строится в доступной и интересной для детей форме.
Можно использовать следующие методы:
Имитационные
и
ролевые
игры
–
предполагают
различных
по
содержанию и статусу; проигрывание ролей противоположных обычным,
проигрывание своей роли.
Психогимнастические игры основываются на теоретических положениях
социально-психологического тренинга о необходимости особым образом
формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные
изменения.
В
психогимнастических
играх
у
детей
формируются:
принятие
своего
имени,
своих
качеств
характера,
своих
прав
и
обязанностей.
Эмоционально-символические
методы
–
групповое
обсуждение
различных
чувств.
Как
необходимый
этап
обсуждения
используются
детские рисунки, выполненные на тему чувств. Направленное рисование,
то есть рисование на определенные темы.
Релаксационные
методы
–
в
программу
включены
упражнения,
основанные
на
методе
активной
нервно-мышечной
релаксации,
дыхательные и визуально-кинестические техники.
Арт-терапевтические техники.
Этюды.
Элементы групповой дискуссии.
Техники и приёмы саморегуляции.
Метод направленного воображения.
Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в
связи
с
отсутствием
у
них
навыков
межличностного
общения
в
среде
нормальных
людей,
несформированность
потребности
в
таком
общении,
неадекватной
самооценкой,
негативным
восприятием
других
людей,
гипертрофированным
эгоцентризмом,
склонностью
к
социальному
иждивенчеству. [2, с. 201]
Формирование
эмоционально
-
волевой
сферы
является
одним
из
важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно
обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та
жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. [8, с. 143]
Необходимо помнить, что одной психологической коррекции никогда не
бывает
достаточно.
Работа
психолога,
тем
более
психолога
в
системе
специального образования, всегда должна сочетаться с деятельностью других
смежных специалистов – врача, логопеда, классного руководителя, воспитателя.
Именно
таким
образом
реализуется
междисциплинарный
принцип
коррекционной
работы
команды
специалистов,
индивидуализируется
вся
система сопровождения ребёнка в образовательном пространстве.
Список использованных источников
1.
Анн. Л. Психологический тренинг с подростками / Л. Анн // - СПб.: Питер, 2001 –
303 с.
2.
Готтман
Дж.,
Деклер
Дж.
Эмоциональный
интеллект
ребенка.
Практическое
руководство для родителей / И. Фербер // Владос, 2015 г. – 288 с.
3.
Кряжева
Н.Л.
Радуемся
вместе:
Развитие
эмоционального
мира
детей.
/
Н.
Л.
Кряжева // – Екатеринбург: У -Фрактория, 2006 г . – 64 с.
4.
Кузнецова
О,
Староверова
М.
Психолого-педагогическое
сопровождение
детей
с
расстройствами
эмоционально-волевой
сферы.
Практические
материалы
для
психологов, педагогов и родителей / О. Кузнецова // Владос, 2013 г. – 143 с.
5.
Лебединская К.С. Особенности эмоционально-волевой регуляции при умственной
отсталости /К.С. Лебединская // Спб: Речь, 2002. – 225с
6.
Левченко, Киселёва Н. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И.
Левченко // Национальный книжный центр, 2016 г. – 160 с.
7.
Микляева А. В. , Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция,
развитие / А. В. Румянцева // Сфера, 2001 г. – 201 с.
8.
Моргулец Г., Рассулова О. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников.
Диагностика, коррекция / О. Рассулова // Учитель, 2012 г. – 143 с.
9.
Рычкова
Н.А.
Дезадаптивное
поведение
детей
диагностика,
коррекция,
психопрофилактика / Н. А. Рычкова // М.: Москва, 2001. – 207 с.
10. Самохвалова
А.
Коммуникативные
трудности
ребенка
Проблема
диагностика
коррекция / А. Самохвалова // Спб.: Речь, 2011 – 432 с.
11. Смирнова
Т.П.
Психологическая
коррекция
агрессивного
поведения
детей.
Серия
«Психологический практикум». / Т. П. Смирнова // – Ростов н/Д: «Феникс». 2004. –
135 с.
12. Строганова
Л.
В.
Уроки
практической
психологии
в
начальной
школе
/
Е.
А.
Андрюкова // Центр педагогического образования, 2007 г. – 80 с.