Напоминание

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА


Автор: Ибрагимова Ирина Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБ ОУ РМ "Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: Саранск
Наименование материала: статья
Тема: НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Следовательно, учебно- воспитательный процесс становится больше ориентированным на личность ученика, его индивидуальные возможности, способности и интересы. Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы, особенно у детей, имеющих недостаточное психологическое развитие, имеющих худшие адаптационные возможности. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностной сферы подростка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – актуальная проблема коррекционно-развивающей работы. [4, с. 29] Эмоциональная сфера школьников с нарушением интеллекта характеризуется незрелостью и недоразвитием (Л.С. Выготский, К.С. Лебединский, К. Левин, С.Я. Рубинштеин). Эмоции детей недостаточно дифференцированы: переживания примитивны, полюсны (дети испытывают удовольствие, а дифференцированных, тонких оттенков переживаний почти нет). Свои эмоциональные проявления учащиеся не контролируют. [9, с. 65] Проявление эмоций не зависит от качественного своеобразия структуры дефекта, т.е. от принадлежности ребенка к определенной клинической группе. Развитие эмоций у детей с нарушением интеллекта в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого педагогами. Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию правильного бытового поведения, закреплению необходимых для жизни в семье или в детском учреждении навыков и привычек, а также позволяют детям сделать первые шаги в направлении контроля за своими эмоциональными проявлениями. У детей с нарушением интеллекта наблюдается ряд проблем в развитии эмоционально-волевой сферы: акцентуация характера, повышенная агрессивность. На современном этапе существует острая практическая необходимость найти причины, по которым дети с нарушением интеллекта испытывают эмоциональный дискомфорт, обосновать специфику формирования эмоционально-волевой сферы у детей с нарушением интеллекта. Проблема эмоционального развития детей по праву признается одной из самых значимых и дискуссионных. Прежде всего, это связано с альтернативностью понимания термина «эмоциональное развитие» в различных научно-теоретических подходах и отдельных концепциях. В основном, ключевым положением существующих теорий является противоборство или единство двух противоположных подходов в методологии изучения эмоций - когнитивного и мотивационного. [3, с. 18] Ввиду незрелости личности детей с нарушением интеллекта и их неумения выражать свои чувства, принимать чувства других людей коррекционная работа начинается с занятий направленных на повышение
коммуникативных навыков, на развитие у детей навыков общения, осознания и выражения своих чувств понимания и принятия чувств, окружающих людей, активизация механизмов самопознания, самовыражения. В связи с вышеперечисленными фактами и проблемами возникает реальная практическая потребность в разработке коррекционно-развивающей программы, так как эта категория детей нуждается в специально организованных условиях психолого-педагогического воздействия, направленных на оптимизацию и нормализацию развития эмоциональной сферы. [10, с. 89] Коррекция — система мероприятий, направленная на исправление недостатков психологического развития или поведения человека с помощью специальных средств воздействия. Коррекционные задачи требуют детальную проработку в связи с тем, что большинство детей, имеют сочетанные эмоционального нарушения при интеллектуальном нарушении, и также помимо недоразвитие речи и т.д. Все это требует от психолога комплексного подхода в разработке программы сопровождения такой категории детей. [7, с. 138] В основе работы должна лежать личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми. При такой модели взаимодействия и психолог, и ребенок в равной мере признаются в качестве субъектов психологического процесса, обладают свободой деятельности, осуществляют свой выбор строить через свою личность. Основные противоречия преодолеваются не за счет принуждения, а посредством сотрудничества. В силу этого особую ценность приобретают такие свойства личности, как способность к самореализации, творческому росту и инициативность как форма выражения отношений на основе взаимопринятия и взаимопонимания. [12, с. 28] Цель психологической коррекции эмоциональных нарушений у ребенка, смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, реакций, эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Значительный этап в работе по программе - коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Важной задачей коррекционной работы направленной на развитие эмоциональной сферы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе и т.д. [6, с. 64] В младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии. Поэтому именно на этом этапе ребёнок может успешно овладевать средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей. Психологу необходимо формировать эмоциональную стабильность и положительную самооценку у детей, концентрировать волю и терпение при преодолении трудностей, возникающих в учебной деятельности и
во взаимоотношениях с различными людьми. Важно познакомить ребёнка с эмоциями человека, обучить выражению своих эмоций так, чтобы они были понятны окружающим, пониманию по внешним проявлениям чувств, испытываемых другим человеком, анализу причин их возникновения, а также развитие умения адекватно выражать свои эмоции. Научиться эмоционально откликается на переживания близких людей, детей, персонажей сказок, историй, мультфильмов, спектаклей В условиях кризиса современного общества и изменения морально- нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. [1, с. 179] Исходя из этого, работая с подростками необходимо развитие способности к самопознанию, саморазвитию и самореализации, повышение мотивации к достижению жизненных целей. подготовить учащихся к осознанию и пониманию сложностей мира взрослых, показать, что взрослеть – это проявление твердости характера, обладание такими качествами характера и умениями, которые научат справиться с трудностями жизни; научить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности, противостоять непредвиденным жизненным ситуациям. Необходимо помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх; наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность. Структура коррекционной программы включает в себя: 1. Первичное диагностическое обследование уровня сформированности и особенностей эмоциональной сферы детей; 2. Направленное коррекционное воздействие с целью оптимизации нарушенных эмоциональных реакций и состояний детей; 3. Заключительное психодиагностическое обследование для определения эффекта коррекционного воздействия. [5, с. 49] Занятия должны строится в доступной и интересной для детей форме. Можно использовать следующие методы:  Имитационные и ролевые игры – предполагают различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей противоположных обычным, проигрывание своей роли.  Психогимнастические игры основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. В психогимнастических играх у детей формируются: принятие своего имени, своих качеств характера, своих прав и обязанностей.  Эмоционально-символические методы – групповое обсуждение различных чувств. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на тему чувств. Направленное рисование, то есть рисование на определенные темы.
 Релаксационные методы – в программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные и визуально-кинестические техники.  Арт-терапевтические техники.  Этюды.  Элементы групповой дискуссии.  Техники и приёмы саморегуляции.  Метод направленного воображения. Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированность потребности в таком общении, неадекватной самооценкой, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. [2, с. 201] Формирование эмоционально - волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. [8, с. 143] Необходимо помнить, что одной психологической коррекции никогда не бывает достаточно. Работа психолога, тем более психолога в системе специального образования, всегда должна сочетаться с деятельностью других смежных специалистов – врача, логопеда, классного руководителя, воспитателя. Именно таким образом реализуется междисциплинарный принцип коррекционной работы команды специалистов, индивидуализируется вся система сопровождения ребёнка в образовательном пространстве. Список использованных источников 1. Анн. Л. Психологический тренинг с подростками / Л. Анн // - СПб.: Питер, 2001 – 303 с. 2. Готтман Дж., Деклер Дж. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей / И. Фербер // Владос, 2015 г. – 288 с. 3. Кряжева Н.Л. Радуемся вместе: Развитие эмоционального мира детей. / Н. Л. Кряжева // – Екатеринбург: У -Фрактория, 2006 г . – 64 с. 4. Кузнецова О, Староверова М. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Практические материалы для психологов, педагогов и родителей / О. Кузнецова // Владос, 2013 г. – 143 с. 5. Лебединская К.С. Особенности эмоционально-волевой регуляции при умственной отсталости /К.С. Лебединская // Спб: Речь, 2002. – 225с 6. Левченко, Киселёва Н. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И. Левченко // Национальный книжный центр, 2016 г. – 160 с. 7. Микляева А. В. , Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие / А. В. Румянцева // Сфера, 2001 г. – 201 с. 8. Моргулец Г., Рассулова О. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников. Диагностика, коррекция / О. Рассулова // Учитель, 2012 г. – 143 с. 9. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей диагностика, коррекция, психопрофилактика / Н. А. Рычкова // М.: Москва, 2001. – 207 с.
10. Самохвалова А. Коммуникативные трудности ребенка Проблема диагностика коррекция / А. Самохвалова // Спб.: Речь, 2011 – 432 с. 11. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». / Т. П. Смирнова // – Ростов н/Д: «Феникс». 2004. – 135 с. 12. Строганова Л. В. Уроки практической психологии в начальной школе / Е. А. Андрюкова // Центр педагогического образования, 2007 г. – 80 с.


В раздел образования