Напоминание

"Приемы поэтапного формирования умений говорения на уроке английского языка"


Автор: Попова Наталья Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ СОШ №31
Населённый пункт: г.Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: Статья и разработка урока в 7 классе
Тема: "Приемы поэтапного формирования умений говорения на уроке английского языка"
Раздел: среднее образование





Назад





Приёмы поэтапного формирования умений говорения на уроке английского языка.

Попова Н.С.

Учитель английского языка

МОУ СОШ№ 31
Изменения в подходах к организации учебной деятельности учащихся на уроке иностранного языка меняет и подходы к структуре самого урока. Ещё несколько лет назад процесс овладения языком укладывался в определённую схему уроков, основанных на учёте этапов проработки материала: уроки формирования лексических навыков, уроки формирования грамматических навыков, уроки развития речевых навыков и умений, уроки развития неподготовленной творческой речи и представлял собой 2 этапа: этап формирования речевых навыков и этап формирования речевого умения. Опыт работы убеждал нас, что названных 2х этапов недостаточно. Мы обеспечивали усвоение лексических единиц, овладение необходимыми грамматическими навыками, но настоящих речевых высказываний мы, как правило, не получали. Сформированные навыки оставались сами по себе. Умение-это синтез навыков, когда речевой материал свободно комбинируется в зависимости от речевых нужд, используется без опор, в новых ситуациях. Современные учебники и УМК диктуют нам иную систему работы по овладению не языковым и речевым материалом по определённым темам, а работу по овладению языком как средством общения, где языковые навыки и речевые умения формируются и
развиваются комплексно, в процессе РД.
Развитие какого-то умения на определённом этапе является доминирующим, в то время как другие виды РД играют роль средств обучения. Говорение как доминанта устно-речевого общения опирается на умения чтения и аудирования, где прочитанный или прослушанный текст обеспечивает содержательную основу устного высказывания, а письмо способствует развитию умений фиксации мнений, аргументов, причин и т.д. Вполне понятно, что речевое умение (как способность управлять речевой деятельностью в условиях решения коммуникативных задач) не появится у учащихся само собой. Его нужно планомерно и целесообразно развивать по всем параметрам, присущим умению. Новый подход к обучению ИЯ в школе опирается на компетентностно- деятельностный подход, сущность которого заключается в том, что содержание обучения будет основой для формирования комплекса компетенций (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной), а
п р о ц е с с
освоения содержания будет носить деятельностный характер. Такая комплексность требует, прежде всего, коммуникативной направленности уроков, требующих соблюдения 5 принципов, лежащих в основе новой модели урока ИЯ и формирует поэтапное овладение коммуникативными компетенциями в области говорения: 1
1. Индивидуализация - учёт свойств учащегося как индивидуальности как средство создания мотивации и активности в учебной деятельности; 2. Речевая направленность – практическая ориентация урока, предполагающая мотиивированность высказывания и коммуникативную ценность фраз; 3. Ситуативность – язык развивается через ситуации и неотделим от них; 4. Функциональность – выдвижение на первый план
функции речевой единицы,
причём, эта функция не отрывается от языковой стороны, а является ведущей. Именно на функцию направлено сознание учащегося, форма усваивается непроизвольно. Речевые задачи должны представлять собой определённый набор функций, которые выполняет речь:  Сообщить (доложить, известить, объявить, рассказать … );  Объяснить (уточнить, охарактеризовать, показать, выделить …);  Одобрить (рекомендовать, посоветовать, подтвердить, похвалить, поблагодарить, поздравить, пожелать …);  Осудить (покритиковать, опровергнуть, возразить, отрицать...);  Убедить (доказать, уверить, побудить, обосновать, уговорить …);  Выяснить (расспросить, узнать, догадаться…). Эти функции и есть собственно цель обучения говорению. 5. Новизна – по форме речевого высказывания, по содержанию, по форме организации урока. Планируя урок, учитель отбирает тот речевой материал, который может обеспечить возможности говорения в заданной сфере общения. Резервом для увеличения времени на речевую практику является включение ЛЕ, подлежащих усвоению, в коммуникативно значимые высказывания, т.е. в речевую деятельность, а работа строится на многократных действиях с определённым набором ЛЕ, необходимых для решения сиюминутной КЗ. Это приводит к созданию у учащихся лексических стереотипов и обеспечивает условия, позволяющие развивать умения комбинировать лексический материал в новых ситуациях, умения решать новые КЗ, управлять межтемными связями ЛЕ. Отработка таких действий в пошаговых (узловых) подтемах основной темы учебника
позволяет вписывать получаемые лексические знания в структуры старых знаний
и происходит переструктурирование старых лексических знаний. Мне хотелось бы проиллюстрировать всё вышесказанное в некой модели работы над темой и над конкретным уроком в 7 классе по учебнику для углубленного изучения английского языка авторов О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой по теме “English – a language of the world” и показать поэтапную структуру организации учебной деятельности учащихся на уроке.
1й его компонент
-детальное представление о достигаемом уровне навыков и умений. Начиная работать над любой темой учебника, я анализирую содержание учебного материала и определяю узловые подтемы общей темы и планирую конечный результат: что я хочу получить как конечный речевой продукт (РП). Подтема 1: Почему важно учить английский язык? РП: диалог-интервью “ Why is it important to you to learn English?” и сообщение - объяснение “English is my favourite subject at school” 2
Подтема 2: Английский язык- язык мирового общения. РП: Сообщение-доказательство “English has taken the position of the world language ” с опорой на текст “An English-speaking World” Подтема 3: Современная жизнь невозможна без владения иностранным языком. РП: Дискуссия с аргументированной защитой своей точки зрения. Подтема 4: Способы изучения иностранного языка. РП: Сообщение о том, как учащиеся изучают английский язык в школе с опорой на текст “ Are you happy with the way you are taught English?” РП: письмо другу о самостоятельном изучении английского языка и трудностях в изучении английского языка. Подтема 5: Уроки иностранного языка в школе. РП: диалог с британским другом об уроках ИЯ; РП: сообщение-описание кабинета английского языка в школе. Учащиеся должны овладеть следующими речевыми функциями в конкретных заданиях:  Убедить в популярности английского языка в мире;  Доказать необходимость его изучения лично для каждого;  Рассказать как изучается английский язык на уроках и самостоятельно;  Описать кабинет английского языка;  Расспросить, узнать мнение/отношение к изучаемому языку и его роли в жизни учащихся.


компонент
–обеспечение учащихся темой, проблемой, речевой ситуацией, способствующими вызову коммуникативно-познавательного мотива говорения и коммуникативного намерения, а также обеспечение учащихся языковым и речевым материалом в форме коммуникативных вербальных и невербальных опор для успешного планирования и программирования иноязычного высказывания. Предлагаемый план урока
-
1й урок работы над темой, где важно сформулировать с учащимися коммуникативную задачу, которая и станет мотивом участия учащихся в общении – понятным и принимаемым каждым учащимся. Пока языковая компетенция по этой теме достаточно ограничена, урок направлен на обучение учащихся свободному комбинированию разнообразных опор, предлагающихся в отдельных заданиях и отобранных так, чтобы каждая языковая единица, вводимая на уроке была представлена функционально. Необходимо стараться, чтобы эти высказывания носили ярко-выраженный индивидуальный характер, хотя в сущности это всего лишь набор из готовых речевых блоков, предлагаемых учителем. Широкая сочетаемость таких блоков, подключаемых от задания к заданию позволяет варьировать высказывания в зависимости от коммуникативного намерения, а повторение практически одних и тех же структур и ЛЕ обеспечит их запоминание без специальных усилий.
Тема урока №1: “Why is it important to you to learn English?”
Цель урока: организовать деятельность учащихся по овладению речевым материалом по теме и включение его в речевое высказывание.
План

/Этапы

урока

Задача

данного

этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Учебный

материал
I.Введение в тему/контекст урока Обеспечить мотивационный аспект содержания обучения Вводит неразвёрнутую ситуацию “You know, children, some days ago I was walking Учащиеся видят связь между целью учебной д е я т е л ь н о с т и и е ё мотивом ЛЕ, изученные ранее 3
говорению a l o n g o u r s c h o o l corridor and heard two boys, suppose, fifth formers d i s c u s s i n g their problem with English.” II.Самоопредел е н и е в деятельности Учить учащихся участвовать н в коллективном обсуждении, создать предпосылки для успешного решения проблемы, визуализация идей Организует обсуждение: What problem did they face? You are quite right. But you see one of the boys said that he didn’t understand why he had to learn English. Could you explain to them why people learn English/ Учащиеся высказывают предположения: They got bad marks./didn’t do their homework/didn’t do their best in class/got note for the parents/break discipline at the lesson «Мозговой штурм» I t h i n k , I s u p p o s e , I g u e s s , I ’ m sure … ..because they want to: travel read books in the original listen to the s o n g s a n d understand them watch films c h o o s e a good job III Осмысление Обеспечить учащихся речевым материалом, необходимым для работы над темой и учить отбирать ЛЕ
в

соответствии

с

личной

программой

высказывания
Учить осуществлять речевые функции: подтвердить, опровергнуть, объяснить У ч и т е л ь в в о д и т лексический м а т е р и а л и о р г а н и з у е т е г о у п о т р е б л е н и е в коммуникативно- значимом контексте
Зад.1:
There are some comments made by different t e e n a g e r s w h y t h e y l e a r n English. Raise your hand when you hear the idea you could share
Зад. 2 :
Look through the list of the ideas made by teenagers. Do you agree with these arguments? Read any idea and express you a g r e e m e n t o r disagreement. Add s o m e m o r e information/ Учащиеся слушают и в ы б и р а ю т и д е ю , близкую для лично их ответа на поставленный вопрос. У ч а щ и е с я ч и т а ю т утверждения подростков и выражают л и ч н о е отношение к ним Модель: - I study English because my parents want me to do it. – No, I can’t say so. I study English because it is the main language of It is the main language of business, sports, science. I would like t o s t u d y abroad. I t i s interesting to learn English. I want to get good marks in English. My friend is k e e n o n English/ English is the world’s computer language …. Раздаточный материал- список выражений. Выражения согласия и несогласия. 4
Перед выполнением з а д а н и я у ч и т е л ь напоминает выражения согласия и несогласия. business, sports, science. I want to be an economist. IVОсновной этап урока Развитие речевого умения в ф у н к ц и я х ; сравнить убедить, обосновать. Развитие умений диалогического высказывания в функции расспросить. У ч и т е л ь у ч и т учащихся применять речевой материал в известных и новых ситуациях.
Зад.

3

:
Приём «Ранжирование» Different people have different reasons for s t u d y i n g f o r e i g n languages. Choose 3 arguments according to the importance for you.
Зад.

4

:
Связное высказывание без опоры. Some pupils in your group took part at E n g l i s h l a n g u a g e contest and had good results. They were asked to prepare a short article for our school newspaper “My favourite subject at school is English”. W h a t w o u l d y o u write? Give as many reasons as you could. Don’t consult the list of expressions.
Зад.5:
учитель организует управляемый диалог в форме « P a n e l Discussion” Imagine that you are TV reporters who want t o i n t e r v i e w t h e participants of the E n g l i s h l a n g u a g e contest. Please, reporters, ask the participants … -if they are good at English / have good marks in English -why English their favourite subject is -why they want to know English -if they need English Учащиеся
работают

в

парах:
Уч 1: As for me, I study English because … (указывает 3 причины по степени их важности) Уч 2: But I should say that I study English because Учащиеся представляют связное высказывание б е з о п о р ы п о предложенной ситуации. Учащиеся делятся на две группы. Работа ведётся в режиме T > Gr1 (TV r e p o r t e r s ) > G r 2 ( p a r t i c i p a n t s o f t h e contest) P1 (Gr1): Are you good at English? (fond of/keen on) P1(Gr2): Yes, I am good at English and always get good marks. Раздаточный материал- список выражений. Перевод косвенного в о п р о с а в прямой 5
i n t h e i r f u t u r e profession - w h y t h e y t h i n k English is important to study -if they have a pen- friend и т.д.
З а д . 6 :

Д и а л о г -

интервью
учитель организует парную работу и осуществляет выборочное оценивание учащихся У ч а щ и е с я в п а р а х представляют диалог- интервью с участниками о л и м п и а д ы п о иностранному языку V Объяснение домашнего задания Учить учащихся соотносить полученные з н а н и я с планируемой самостоятельной работой дома. Предлагает и объясняет домашнее задание: упр. 6 1 с.49 “Imagine that your little brother or sister doesn’t want to learn English. What will you tell him or her to e n c o u r a g e t h e i r learning English” П о л у ч а ю т з а д а н и е , выясняют детали по необходимости VI Контроль и оценка результатов деятельности. Развивать умения анализировать результаты сво его т р уд а , личные достижения по теме. Предлагает обсудить и т о г и у р о к а п о вопросам. Самостоятельно о ц е н и в а ю т с в о ю деятельность на уроке. Таким образом можно строить работу по обучению говорению, где через периодически повторяющиеся на протяжении каждой темы этапы каждый раз проходит определённая доза речевого материала, которая тренируется в речевых высказываниях с определённой коммуникативной задачей, мотивированных, личностно-ориентированных, функциональных и максимально ситуативных. Это требует от учителя иметь в своём арсенале систему приёмов, из которых можно моделировать коммуникативные блоки по темам. Их условно можно разделить на две группы:  Приёмы, направленные на обеспечение речевым материалом с целью соединения его единиц в различных конфигурациях в методических целях;  Приёмы, направленные на подготовку различных «коммуникативных мероприятий»: дискуссий, дебатов, проектов, «круглых столов», 6
конференций, интервью и т.д., способных активизировать учебно-речевую деятельность учащихся. В 1 группу приёмов можно включить:  Разнообразные графические организаторы в качестве опор для визуализации, поиска и структурирования идей, упорядочивания, планирования высказывания;  Задания типа: Read the comments, given by .. agree, disagree, add..; Prove/Explain/Support/Express; Arrange the ideas according to their importance; Classify and Comment; Give arguments “for” and “against”; Guess; Express the same in other words  Репликовые упражнения: утверждение – вопрос, утверждение – утверждение, утверждение – отрицание;  Сообщения по неразвёрнутым ситуациям и картинкам с неразвёрнутыми ситуациями. 2 группа приёмов:  Парная работа в парах сменного состава на основе текстов-опор с knowledge-gap, picture-gap, information-gap,  Групповая работа, основанная на belief/opinion-gap (разные т.зр. – выбираем единое мнение), reasoning-gap (разные доказательства – собрать и сопоставить)  Приёмы “story-telling”  «Брейтсторминг» цитат, пословиц;  Мини-дискуссии с игровым моделированием (разрешение конфликта, выбора решения, составление плана и т.д.)  Все виды “Opinion Poll” (ученики ходят по классу, собирая информацию по различным опросникам, анкетам и готовят результаты поиска); 7


В раздел образования