"Приемы поэтапного формирования умений говорения на уроке английского языка"
Автор: Попова Наталья Сергеевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МОУ СОШ №31 Населённый пункт: г.Комсомольск-на-Амуре Наименование материала: Статья и разработка урока в 7 классе Тема: "Приемы поэтапного формирования умений говорения на уроке английского языка" Раздел: среднее образование
Приёмы поэтапного формирования умений говорения на уроке английского языка.
Попова Н.С.
Учитель английского языка
МОУ СОШ№ 31
Изменения
в
подходах
к
организации
учебной
деятельности
учащихся
на
уроке
иностранного языка меняет и подходы к структуре самого урока. Ещё несколько лет назад
процесс овладения языком укладывался в определённую схему уроков, основанных на
учёте этапов проработки материала: уроки формирования лексических навыков, уроки
формирования
грамматических
навыков,
уроки
развития
речевых
навыков
и
умений,
уроки развития неподготовленной творческой речи и представлял собой 2 этапа: этап
формирования речевых навыков и этап формирования речевого умения.
Опыт работы убеждал нас, что названных 2х этапов недостаточно. Мы обеспечивали
усвоение лексических единиц, овладение необходимыми грамматическими навыками, но
настоящих
речевых
высказываний
мы,
как
правило,
не
получали.
Сформированные
навыки оставались сами по себе.
Умение-это
синтез
навыков,
когда
речевой
материал
свободно
комбинируется
в
зависимости от речевых нужд, используется без опор, в новых ситуациях.
Современные учебники и УМК диктуют нам иную систему работы по овладению не
языковым и речевым материалом по определённым темам, а работу по овладению языком
как
средством
общения,
где
языковые
навыки
и
речевые
умения
формируются
и
развиваются комплексно, в процессе РД. Развитие какого-то умения на определённом
этапе является доминирующим, в то время как другие виды РД играют роль средств
обучения.
Говорение как доминанта устно-речевого общения опирается на умения чтения и
аудирования, где прочитанный или прослушанный текст обеспечивает содержательную
основу устного высказывания, а письмо способствует развитию умений фиксации мнений,
аргументов, причин и т.д.
Вполне
понятно,
что
речевое
умение
(как
способность
управлять
речевой
деятельностью в условиях решения коммуникативных задач) не появится у учащихся само
собой. Его нужно планомерно и целесообразно развивать по всем параметрам, присущим
умению.
Новый
подход
к
обучению
ИЯ
в
школе
опирается
на компетентностно-
деятельностный подход, сущность которого заключается в том, что содержание обучения
будет
основой
для
формирования
комплекса
компетенций
(речевой,
языковой,
социокультурной,
компенсаторной,
учебно-познавательной),
а п р о ц е с с освоения
содержания будет носить деятельностный характер.
Такая комплексность требует, прежде всего, коммуникативной направленности уроков,
требующих соблюдения 5 принципов, лежащих в основе новой модели урока ИЯ и
формирует поэтапное овладение коммуникативными компетенциями в области говорения:
1
1.
Индивидуализация - учёт свойств учащегося как индивидуальности как средство
создания мотивации и активности в учебной деятельности;
2.
Речевая
направленность
–
практическая
ориентация
урока,
предполагающая
мотиивированность высказывания и коммуникативную ценность фраз;
3.
Ситуативность – язык развивается через ситуации и неотделим от них;
4.
Функциональность – выдвижение на первый план функции речевой единицы,
причём, эта функция не отрывается от языковой стороны, а является ведущей. Именно на
функцию направлено сознание учащегося, форма усваивается непроизвольно. Речевые
задачи должны представлять собой определённый набор функций, которые выполняет
речь:
Сообщить (доложить, известить, объявить, рассказать … );
Объяснить (уточнить, охарактеризовать, показать, выделить …);
Одобрить (рекомендовать, посоветовать, подтвердить, похвалить, поблагодарить,
поздравить, пожелать …);
Осудить (покритиковать, опровергнуть, возразить, отрицать...);
Убедить (доказать, уверить, побудить, обосновать, уговорить …);
Выяснить (расспросить, узнать, догадаться…). Эти функции и есть собственно цель
обучения говорению.
5.
Новизна – по форме речевого высказывания, по содержанию, по форме организации урока.
Планируя урок, учитель отбирает тот речевой материал, который может обеспечить
возможности говорения в заданной сфере общения. Резервом для увеличения времени на
речевую практику является включение ЛЕ, подлежащих усвоению, в коммуникативно
значимые высказывания, т.е. в речевую деятельность, а работа строится на многократных
действиях с определённым набором ЛЕ, необходимых для решения сиюминутной КЗ. Это
приводит
к
созданию
у
учащихся
лексических
стереотипов
и
обеспечивает
условия,
позволяющие развивать умения комбинировать лексический материал в новых ситуациях,
умения решать новые КЗ, управлять межтемными связями ЛЕ.
Отработка таких действий в пошаговых (узловых) подтемах основной темы учебника
позволяет вписывать получаемые лексические знания в структуры старых знаний и
происходит переструктурирование старых лексических знаний.
Мне хотелось бы проиллюстрировать всё вышесказанное в некой модели работы над
темой и над конкретным уроком в 7 классе по учебнику для углубленного изучения
английского языка авторов О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой по теме “English – a language
of
the
world”
и
показать
поэтапную
структуру
организации
учебной
деятельности
учащихся на уроке.
1й его компонент -детальное представление о достигаемом уровне навыков и умений.
Начиная работать над любой темой учебника, я анализирую содержание учебного
материала и определяю узловые подтемы общей темы и планирую конечный результат:
что я хочу получить как конечный речевой продукт (РП).
Подтема 1: Почему важно учить английский язык? РП:
диалог-интервью
“
Why is it
important to you to learn English?” и сообщение - объяснение “English is my favourite subject
at school”
2
Подтема 2: Английский язык- язык мирового общения. РП: Сообщение-доказательство
“English has taken the position of the world language
”
с опорой на текст “An English-speaking
World”
Подтема 3: Современная жизнь невозможна без владения иностранным языком. РП:
Дискуссия с аргументированной защитой своей точки зрения.
Подтема 4: Способы изучения иностранного языка. РП: Сообщение о том, как учащиеся
изучают английский язык в школе с опорой на текст “ Are you happy with the way you are
taught English?” РП: письмо другу о самостоятельном изучении английского языка и
трудностях в изучении английского языка.
Подтема 5: Уроки иностранного языка в школе. РП: диалог с британским другом об
уроках ИЯ; РП: сообщение-описание кабинета английского языка в школе. Учащиеся
должны овладеть следующими речевыми функциями в конкретных заданиях:
Убедить в популярности английского языка в мире;
Доказать необходимость его изучения лично для каждого;
Рассказать как изучается английский язык на уроках и самостоятельно;
Описать кабинет английского языка;
Расспросить, узнать мнение/отношение к изучаемому языку и его роли в жизни
учащихся.
2й
компонент
–обеспечение
учащихся
темой,
проблемой,
речевой
ситуацией,
способствующими
вызову
коммуникативно-познавательного
мотива
говорения
и
коммуникативного
намерения,
а
также
обеспечение
учащихся
языковым
и
речевым
материалом в форме коммуникативных вербальных и невербальных опор для успешного
планирования и программирования иноязычного высказывания.
Предлагаемый план урока
- 1й урок работы над темой, где важно сформулировать с
учащимися
коммуникативную
задачу,
которая
и
станет
мотивом
участия
учащихся
в
общении – понятным и принимаемым каждым учащимся.
Пока языковая компетенция по этой теме достаточно ограничена, урок направлен на
обучение учащихся свободному комбинированию разнообразных опор, предлагающихся в
отдельных заданиях и отобранных так, чтобы каждая языковая единица, вводимая на уроке
была
представлена
функционально.
Необходимо
стараться,
чтобы
эти
высказывания
носили ярко-выраженный индивидуальный характер, хотя в сущности это всего лишь
набор из готовых речевых блоков, предлагаемых учителем. Широкая сочетаемость таких
блоков,
подключаемых
от
задания
к
заданию
позволяет
варьировать
высказывания
в
зависимости от коммуникативного намерения, а повторение практически одних и тех же
структур и ЛЕ обеспечит их запоминание без специальных усилий.
Тема урока №1: “Why is it important to you to learn English?”
Цель урока: организовать деятельность учащихся по овладению речевым материалом
по теме и включение его в речевое высказывание.
План
/Этапы
урока
Задача
данного
этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Учебный
материал
I.Введение
в
тему/контекст
урока
Обеспечить
мотивационный
аспект
содержания
обучения
Вводит
неразвёрнутую
ситуацию “You know,
children,
some
days
ago
I
was
walking
Учащиеся
видят
связь
между
целью
учебной
д е я т е л ь н о с т и
и
е ё
мотивом
ЛЕ,
изученные
ранее
3
говорению
a l o n g
o u r
s c h o o l
corridor and heard two
boys,
suppose,
fifth
formers
d i s c u s s i n g
their
problem
with
English.”
II.Самоопредел
е н и е
в
деятельности
Учить
учащихся
участвовать
н
в
коллективном
обсуждении,
создать
предпосылки
для
успешного
решения
проблемы,
визуализация
идей
Организует
обсуждение:
What
problem
did
they face?
You
are
quite
right.
But you see one of the
boys said that he didn’t
understand why he had
to learn English.
Could
you
explain
to
them why people learn
English/
Учащиеся
высказывают
предположения:
They got bad marks./didn’t
do
their
homework/didn’t
do their best in class/got
note for the parents/break
discipline at the lesson
«Мозговой штурм»
I
t h i n k ,
I
s u p p o s e ,
I
g u e s s ,
I ’ m
sure …
..because they
want to:
travel
read books in
the original
listen
to
the
s o n g s
a n d
understand
them
watch films
c h o o s e
a
good job
III Осмысление
Обеспечить
учащихся
речевым
материалом,
необходимым
для
работы
над
темой
и
учить
отбирать
ЛЕ в
соответствии
с
личной
программой
высказывания
Учить
осуществлять
речевые
функции:
подтвердить,
опровергнуть,
объяснить
У ч и т е л ь
в в о д и т
лексический
м а т е р и а л
и
о р г а н и з у е т
е г о
у п о т р е б л е н и е
в
коммуникативно-
значимом контексте
Зад.1: There are some
comments
made
by
different
t e e n a g e r s
w h y
t h e y
l e a r n
English.
Raise
your
hand
when
you
hear
the
idea
you
could
share
Зад. 2 : Look
through
the
list
of
the
ideas
made by teenagers. Do
you
agree
with
these
arguments?
Read
any
idea
and
express
you
a g r e e m e n t
o r
disagreement.
Add
s o m e
m o r e
information/
Учащиеся
слушают
и
в ы б и р а ю т
и д е ю ,
близкую
для
лично
их
ответа на поставленный
вопрос.
У ч а щ и е с я
ч и т а ю т
утверждения подростков
и
выражают
л и ч н о е
отношение к ним
Модель:
- I study English because
my parents want me to do
it. – No, I can’t say so. I
study English because it is
the
main
language
of
It is the main
language
of
business,
sports,
science.
I
would
like
t o
s t u d y
abroad.
I t
i s
interesting
to
learn English.
I want to get
good
marks
in English.
My
friend
is
k e e n
o n
English/
English is the
world’s
computer
language ….
Раздаточный
материал-
список
выражений.
Выражения
согласия
и
несогласия.
4
Перед
выполнением
з а д а н и я
у ч и т е л ь
напоминает
выражения
согласия
и несогласия.
business, sports, science. I
want to be an economist.
IVОсновной
этап урока
Развитие
речевого умения
в
ф у н к ц и я х ;
сравнить
убедить,
обосновать.
Развитие умений
диалогического
высказывания
в
функции
расспросить.
У ч и т е л ь
у ч и т
учащихся
применять
речевой
материал
в
известных
и
новых
ситуациях.
Зад.
3
: Приём
«Ранжирование»
Different
people
have
different
reasons
for
s t u d y i n g
f o r e i g n
languages.
Choose
3
arguments according to
the importance for you.
Зад.
4
: Связное
высказывание
без
опоры.
Some
pupils
in
your
group
took
part
at
E n g l i s h
l a n g u a g e
contest and had good
results.
They
were
asked
to
prepare
a
short
article
for
our
school newspaper “My
favourite
subject
at
school
is
English”.
W h a t
w o u l d
y o u
write?
Give
as
many
reasons as you could.
Don’t
consult
the
list
of expressions.
Зад.5: учитель
организует
управляемый
диалог
в
форме
« P a n e l
Discussion”
Imagine
that
you
are
TV reporters who want
t o
i n t e r v i e w
t h e
participants
of
the
E n g l i s h
l a n g u a g e
contest.
Please, reporters, ask
the participants …
-if
they
are
good
at
English
/
have
good
marks in English
-why
English
their
favourite subject is
-why
they
want
to
know English
-if they need English
Учащиеся
работают
в
парах:
Уч 1: As for me, I study
English because …
(указывает 3 причины по
степени их важности)
Уч 2: But I should say that
I study English because
Учащиеся
представляют
связное
высказывание
б е з
о п о р ы
п о
предложенной ситуации.
Учащиеся делятся на две
группы. Работа ведётся в
режиме
T
>
Gr1
(TV
r e p o r t e r s )
>
G r 2
( p a r t i c i p a n t s
o f
t h e
contest)
P1 (Gr1): Are you good at
English? (fond of/keen on)
P1(Gr2): Yes, I am good
at English and always get
good marks.
Раздаточный
материал-
список
выражений.
Перевод
косвенного
в о п р о с а
в
прямой
5
i n
t h e i r
f u t u r e
profession
- w h y
t h e y
t h i n k
English is important to
study
-if
they
have
a
pen-
friend и т.д.
З а д . 6 :
Д и а л о г -
интервью
учитель
организует
парную
работу
и
осуществляет
выборочное
оценивание учащихся
У ч а щ и е с я
в
п а р а х
представляют
диалог-
интервью с участниками
о л и м п и а д ы
п о
иностранному языку
V
Объяснение
домашнего
задания
Учить
учащихся
соотносить
полученные
з н а н и я
с
планируемой
самостоятельной
работой дома.
Предлагает
и
объясняет
домашнее
задание:
упр. 6 1 с.49
“Imagine
that
your
little
brother
or
sister
doesn’t
want
to
learn
English. What will you
tell
him
or
her
to
e n c o u r a g e
t h e i r
learning English”
П о л у ч а ю т
з а д а н и е ,
выясняют
детали
по
необходимости
VI Контроль и
оценка
результатов
деятельности.
Развивать
умения
анализировать
результаты
сво его
т р уд а ,
личные
достижения
по
теме.
Предлагает
обсудить
и т о г и
у р о к а
п о
вопросам.
Самостоятельно
о ц е н и в а ю т
с в о ю
деятельность на уроке.
Таким образом можно строить работу по обучению говорению, где через
периодически повторяющиеся на протяжении каждой темы этапы каждый раз
проходит
определённая
доза
речевого
материала,
которая
тренируется
в
речевых
высказываниях
с
определённой
коммуникативной
задачей,
мотивированных,
личностно-ориентированных,
функциональных
и
максимально ситуативных. Это требует от учителя иметь в своём арсенале
систему приёмов, из которых можно моделировать коммуникативные блоки
по темам. Их условно можно разделить на две группы:
Приёмы, направленные на обеспечение речевым материалом с целью
соединения его единиц в различных конфигурациях в методических целях;
Приёмы, направленные на подготовку различных «коммуникативных
мероприятий»:
дискуссий,
дебатов,
проектов,
«круглых
столов»,
6
конференций, интервью и т.д., способных активизировать учебно-речевую
деятельность учащихся.
В 1 группу приёмов можно включить:
Разнообразные
графические
организаторы
в
качестве
опор
для
визуализации,
поиска
и
структурирования
идей,
упорядочивания,
планирования высказывания;
Задания типа: Read the comments, given by ..
agree, disagree, add..;
Prove/Explain/Support/Express; Arrange the ideas according to their importance;
Classify and Comment; Give arguments “for” and “against”; Guess; Express the
same in other words
Репликовые
упражнения:
утверждение
–
вопрос,
утверждение
–
утверждение, утверждение – отрицание;
Сообщения
по
неразвёрнутым
ситуациям
и
картинкам
с
неразвёрнутыми ситуациями.
2 группа приёмов:
Парная работа в парах сменного состава на основе текстов-опор с
knowledge-gap, picture-gap, information-gap,
Групповая
работа,
основанная
на belief/opinion-gap
(разные
т.зр.
–
выбираем единое мнение), reasoning-gap (разные доказательства – собрать и
сопоставить)
Приёмы “story-telling”
«Брейтсторминг» цитат, пословиц;
Мини-дискуссии с игровым моделированием (разрешение конфликта,
выбора решения, составление плана и т.д.)
Все
виды
“Opinion
Poll”
(ученики
ходят
по
классу,
собирая
информацию
по
различным
опросникам,
анкетам
и
готовят
результаты
поиска);
7