Автор: Гащенко Валентина Александровна Должность: учитель математики Учебное заведение: МОУ "Гимназия№1" Населённый пункт: г.Печора, Республика Коми Наименование материала: Статья, презентация, видео Тема: Формирование УУД на уроке математики Раздел: среднее образование
Формирование универсальных учебных действий на уроке математики.
Каникулы - прекрасное время. Представляется возможность ощутить,
что жизнь состоит не только из самостоятельных и контрольных работ,
родительских собраний, электронных дневников, ЕГЭ и ГИА. Зато не стоит
забывать, что наши ученики тоже ощущают это в течение всего учебного
года. Есть песенка с такими словами: « А мы не знали, что жизнь промчится,
а эта алгебра не пригодится…» Сочинившие её, конечно, учили что-то в
школе, доказывали теоремы, решали задачи, может быть знали, что такое
логарифм, несомненно, сдали экзамен по предмету, но вот только не
разобрались, зачем они это делали. Возможно, что с ними об этом не
говорили, это не обсуждали, об этом не спорили. За доказательствами и
формулами, которым учат в школе, стоит несокрушимая логика. И главное
заключается не в решении арифметических задач, пятью пять всегда будет
двадцать пять. Всё дело в том, чтобы понять, как устроены различные
правила, позволяющие решать математическую задачу
.
(слайд №1)
Федеральный государственный образовательный стандарт постулирует цели
современного российского образования как развитие личности обучающихся
на основе усвоения универсальных учебных действий, освоения и познания
мира. Именно по сформированности учебных действий можно и должно
судить об образовательном результате: если успешно формируются УУД,
значит идет процесс развития личности и достигаются цели образования.
Универсальное учебное действие – это путь достижения цели,
опирающийся на культурно выработанный способ, в основании которого
лежит конкретный алгоритм, порядок шагов. Получается, что для того
чтобы целесообразно применять определенное универсальное действие,
учащийся должен понимать его предназначение, различать
его существенные и несущественные стороны, выделять обязательные и
необязательные этапы выполнения. Говоря иначе, сформировать УУД –
значит передать ученику во владение и пользование различные способы
действия регулятивного, коммуникативного, познавательного характера.
(слайд №2) Познавательные учебные действия делятся на общеучебные,
логические и направленные на то, чтобы уметь сформулировать
проблему и решить её. (слайд №3) Из общеучебных УУД я хочу
остановиться на умении структурирования знаний, создания алгоритмов,
формулировании познавательной цели, выборе наиболее эффективных
способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий. Эти
УУД приобретаются в различных учебных ситуациях: это и ситуация-
проблема, ситуация- иллюстрация, ситуация- оценка, ситуация- тренинг.
Задачи, позволяющие формировать эти действия следующие: (слайд
№4)
1)
задачи и проекты выстраивания стратегии поиска решения задачи;
2)
задачи на сериацию, сравнение и оценивание;
3)
задачи и проекты на проведение экспериментального исследования;
4)
задачи на проведение теоретического исследования.
В предложенном видеоматериале представлен фрагмент одного из
уроков алгебры в 7 классе по теме «Разложение многочленов на множители».
Тема самая сложная в 7 классе, сопровождается множеством ошибок, вместе
с тем, является очень важной для дальнейшего изучения алгебры. И так,
начало урока, присоединяйтесь к работе.