"Общее грамматическое значение союзов. Союзы сочинительные и подчинительные"
Автор: Емельяненко Наталья Викторовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 Населённый пункт: Ноябрьск, ЯНАО Наименование материала: конспект Тема: "Общее грамматическое значение союзов. Союзы сочинительные и подчинительные" Раздел: среднее образование
Емельяненко Н.В., учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ
№ 3, г. Ноябрьск, ЯНАО
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тип урока: урок постановки и решения УЗ (учебной задачи)
Цели:
• актуализировать понятие о союзе как части речи, выражающей связи между
однородными словами в предложении и между частями сложного предложения;
• создать условия для формирования понятий о сочинительных и подчинительных
союзах;
• продолжать формирование УУД: познавательных (умение выдвигать гипотезы,
анализировать, сравнивать, строить причинно-следственные связи, объяснять),
регулятивных (умение осуществлять оценку и взаимооценку, самоконтроль),
личностных (осознавать личностную значимость владения методами научного
познания, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом),
коммуникативные (устанавливать рабочие отношения, с достаточной полнотой
выражать свои мысли, работать в группе);
• способствовать формированию научного мировоззрения;
• способствовать воспитанию у учащихся уважительного отношения к родителям, а
также внимательности, аккуратности, самостоятельности
Учебник : В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова, И.Г.Маркидонова «Руссский
язык. 6 класс. Книга 2», Москва, издательство «Вита-пресс», 2009
Пояснительная записка
к
уроку
русского
языка
«Общее
грамматическое
значение
союзов.
Союзы
сочинительные и подчинительные» (6 класс).
Учебник: «Русский язык. 6 класс» (В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, И.Г. Маркидонова,
Т.В. Некрасова) в двух частях. М.: Вита-Пресс, 2009
Согласно программе русского языка в системе РО Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова
изучение морфологии начинается в 6 классе (раздел «Морфология» 56 часов: «Слово как
грамматическая единица языка (введение в изучение морфологии) (14 часов), «Служебные
части речи» - 42 часа). В результате изучения вводного раздела ученики
получают
представление
о
слове
как
лексической
и
грамматической
единице
языка,
о
грамматических формах как средстве выражения грамматических значений слов и об
общем
грамматическом
значении
слов
как
особой
словоразличительной
категории.
Изучение
темы
«Союз»
идёт
после
темы
«Предлог»,
что
позволяет
учащимся
осуществлять перенос знаний и действий по аналогии с ранее изученной темой.
Тип предложенного урока – урок постановки и решения УЗ (учебной задачи).
Особенностями такого урока в системе РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова являются
действия учителя и учащихся, направленные на создание ситуации, когда ученики
сталкиваются с недостаточностью своего знания для решения возникшей задачи, а
учитель организует поиск нового способа действия, нового знания. Педагог задаёт логику
поиска, однако освоение этой логики невозможно без самостоятельного (в группе)
решения учащимися учебных задач. Функция учителя в этом случае состоит в
организации совместных действий детей как внутри одной группы, так и между группами.
В структуре урока этого типа можно выделить три компонента:
1. Анализ условий решения задачи.
2. Собственно решение задачи, конструирование нового способа действия.
3. Рефлексия.
Ход урока
Методический комментарий
1
Организационный момент
2.
Повторение изученного.
Учитель: Ребята, мы начинаем урок с самостоятельной
работы. На партах у вас листочки, давайте прочитаем
предложение.
Текст: Каждый твой шаг, каждый твой поступок в
течении_ всей жизн_ о_зываются в материнском или
отцовском сер_це радостью или болью, счастьем или
страданием, а человеческий дол_ детей — пл_титъ
родителям за их безграничн_ любовь и преданность
тем же: забот_ми, любовью и преданностью.
В.А.Сухомлинский.
Учитель: Не правда ли, мудрое изречение? Как вы
понимаете слова известного педагога Сухомлинского?
Ученики: В этом предложении говорится о связи между
родителями и детьми. Родители всю жизнь заботятся о
нас, переживают, и мы должны платить им тоже любовью,
заботой.
Учитель: Я бы хотела, чтобы вы запомнили эти слова и
руководствовались ими в дальнейшей жизни.
Посмотрите, пожалуйста, на предложение и
сформулируйте задание.
Ученики: Мы изучаем морфологию, служебные части
речи, изучили предлог и частицу. Надо найти их в тексте,
вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы.
Учитель: Да, хорошо. Подпишите свои листочки и
оцените себя. Один ученик работает у доски.
Учитель: Проверяем. Какие у вас есть вопросы к Тане?
Есть ли у неё ошибки? При написании каких слов вы
затруднялись?
Ученики задают вопросы по орфографии.
Учитель: Какому общему правилу подчиняется
написание орфограмм в большинстве слов?
Ученики: Слабую позицию проверяем сильной в той
же морфеме - это основное правило орфографии.
Учитель: Все ли предлоги и частицы Таня нашла в
предложении?
Докажите, что в течение - это предлог.
Ученики: Соединяет два слова, изменяя окончание
Этап проверки знаний. Создание
«ситуации успеха»
Самооценка
Учащимся предоставляется
возможность задавать вопросы в
случае затруднения.
Учитель требует аргументированного
объяснения. Учащиеся при этом
используют известные знания.
существительного, показывает грамматическую
зависимость существительного от глагола.
Учитель: Докажите, что же - частица.
Ученики: Вносит в предложение дополнительный
оттенок, является усилительной.
Ученик получает оценку.
Учитель: Мы проверили работу, и вы можете оценить
себя объективно. Нормы оценок на доске:
5 - без ошибок, 4 - 1-2 ошибки, 3 - 3-4 ошибки.
Учитель: Кто оценил себя на «5»? на «4»? Кто
выполнил работу на «5»? «4»? «3»?
3. Работа по теме урока.
Учитель: А есть ли в нашем предложении ещё служебные
слова?
Ученики: Да. Союзы и, или, а
Учитель: На сегодняшнем уроке речь будет идти о
союзах. Вспомните, с чего мы начинаем изучение любой
части речи?
Ученики: С определения ОГЗ (общего грамматического
значения)
Учитель: Каково ОГЗ союзов?
Учитель: Наш вопрос я запишу на доске, а вы
поработайте в группах с предложением и установите ОГЗ
союзов.
Ученики работают в группах, на листах рисуют схемы.
Учитель проверяет работу групп.
Две первых группы вывешивают схемы, объясняют.
Идёт обсуждение.
В результате обсуждения появляется схема:
[ ],О [ ]
Учитель: Каково же ОГЗ союзов? Что такое союз?
Проверим себя по учебнику.
Учитель: Итак, ОГЗ союзов мы определили. Но ведь
нельзя сказать, что это совсем не знакомая нам часть речи,
многие союзы мы знаем «в лицо». Что вам известно о
союзах?
Ученики: Союзы бывают сочинительные и
подчинительные.
Учитель: А как вы разграничиваете, где союз
сочинительный, а где подчинительный?
Версии учеников.
Учитель: Какая учебная задача стоит перед нами?
Используется рефлексивный
контроль и оценка.
Формулировка учебной задачи
Этап моделирования
Работа с учебником, уточнение
формулировки
Конкретизация учебной задачи.
Работа по преобразованию модели.
Сочетание индивидуальной работы с
активным участием учащихся класса.
Ученики: Подумать, как отличить сочинительный союз
от подчинительного.
Вопрос записывается на доске, ученики работают в
группах.
Для анализа учитель раздаёт листочки с предложениями:
1 )Мы то карабкались на гору, то шли косогором, то
снова спускались в долину.
2) Дул сильный ветер, и деревья на берегу качались и
жалобно скрипели.
3)
Сердце сильно забилось, потому что я увидел
знакомые улицы.
Учитель может подсказать, что надо обратить внимание
на работу союзов, составить схемы предложений.
Группа, готовая первой, выходит к доске, вывешивает
схемы, объясняет.
Примерные схемы:
Сочинительные союзы:
[
] ,
О
[ ]
И
Подчинительные союзы:
[ ],О
( ).
Примерное объяснение: Союзы выполняют две работы.
Мы проработали предложения, определили работу
союзов. В первом предложении союз то соединяет
однородные сказуемые, он сочинительный. Во втором
предложении союз и соединяет части сложного
предложения и однородные члены, он сочинительный. В
третьем предложении союз потому что соединяет части
сложного предложения, он подчинительный. Таким
образом, сочинительные союзы могут быть в простом и
сложном предложении. А подчинительные - только в
сложном. У сочинительных союзов две работы, а у
подчинительных -одна.
Учитель
оценивает
работу
групп,
подводит
итоги
обсуждения.
4.Закрепление.
Учитель: Вы знаете, что союзы часто встречаются в
речи. Теперь я проверю, как вы умеет полученные знания
применять на практике. Задания: закончите предложения,
помня о наших выводах о работе союзов; по одному
началу можно составить несколько предложений.
Листочки с предложениями у вас на парте.
Предложения:
1)Я посмотрел на клен...
2)Охотники разожгли костёр...
3)Мы осматриваем центр города...
4)
Учитель:У кого получились предложения с
однородными членами?
У кого сложносочиненные? У кого
сложноподчиненные?
Ученики зачитывают составленные предложения.
5.
Итоги урока.
Учащиеся
подводятся
к
самостоятельному выводу.
Первичное закрепление.
Творческая работа.
Обобщение.
Закрепление.
Учащиеся возвращаются к
поставленной учебной задаче,
планируют работу на следующие
уроки.
Подведение итогов урока
(рефлексия).
Учитель:
Подведем
итоги
урока.
Какие
задачи
мы
решили на уроке?
Оценивается работа учеников.
Учитель:Можем ли мы сказать, что знаем теперь о
союзах всё? Над чем будем работать на следующих
уроках?
Ученики : Правописание союзов, группы союзов,
морфологический разбор союзов
(при ответе ученики вспоминают работу над изучением
предлогов и частиц).
Учитель : Это будет на следующих уроках, а пока
запишите домашнее задание: выписать из
художественного текста 6 предложений с сочинительными
и подчинительными союзами, указать их работу.
Подводя итоги урока, учитель выставляет оценки за
работу на уроке.