Игра как средство формирования страноведческой культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Шерина Ольга Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ № 19 Населённый пункт: Кемерово Наименование материала: статья Тема: Игра как средство формирования страноведческой культуры у детей старшего дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
Игра как средство формирования страноведческой культуры у
детей старшего дошкольного возраста.
Шерина Ольга Александровна
воспитатель
МАДОУ № 19
г. Кемерово, Россия
Аннотация: статья посвящена вопросу формирования страноведческой
культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством игры.
В
нашей
стране
огромное
внимание
стали
уделять
не
только
образованию
в
целом,
но
и
образовательному
процессу
в
дошкольных
учреждениях.
В
федеральном
государственном
стандарте
дошкольного
образования
определяется
задача
приобщения
детей
к
социокультурным
нормам, традициям семьи, общества и государства; возникает необходимость
формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о
многообразии
культур
стран
и
народов
мира,
в
результате
которого
осуществляется социокультурное развитие ребенка. Дошкольное образование
готовит
подрастающее
поколение
к
многоплановому
развитию
детей
в
различных
социокультурных
условиях.
Одним
из
важных
направлений
в
развитии детей является формирование страноведческой культуры - знание
культурных
традиций
своего
и
других
народов.
Все
это
актуализирует
проблему формирования страноведческой культуры у детей на социально-
педагогическом
уровне. Актуальность обозначенной проблемы обусловила
создание
работы:
«Игра
как
средство
формирования
страноведческой
культуры у детей старшего дошкольного возраста».
Цель
работы
-
рассмотреть
возможности
игры
в
формировании
страноведческой
культуры
у
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Определены следующие задачи работы:
1.
Изучить
психолого-педагогические
аспекты
формирования
страноведческой культуры детей старшего дошкольного возраста.
2.
Рассмотреть
особенности
страноведческого
во спит ания
дошкольников.
3.
Раскрыть возможности игры в познании страноведческой культуры
детей старшего дошкольного возраста.
В работах таких исследователей как Н.Я. Большунова, Т.В. Соколова,
О.В.
Федоскина,
отмечается,
что
социокультурное
развитие
человека
определяется
способностью
соизмерять
свою
жизнь
с
социокультурными
образцами. По мнению О.В. Федоскиной, социокультурное развитие человека
осуществляется в процессе вхождения в контекст современной культуры,
присвоения общечеловеческих и отечественных ценностей, социальных норм
и
традиций.
При
этом
происходит
выстраивание
своей
жизненной
траектории, обретение опыта и свободного самоопределения.
Педагогическая
идея
работы заключается
в
определение
путей
повышения
эффективности
образовательного
процесса,
направленного
на
формирование
страноведческой
культуры
детей
старшего
дошкольного
возраста
путем
активного
использования
игровых
методик
в
учебном
процессе.
Учитывая
возрастные
и
индивидуальные
особенности
дошкольников, необходимо использовать в качестве методического приёма
игру, позволяющую создать ситуацию, в которой ребёнок станет активным
у ч а с т н и ком
о б р а з о в ат е л ь н о го
п р о ц е с с а . Игра
-
я в л е н и е
многофункциональное. Она,
во-первых,
способствуют
формированию
мотивации
учения;
во-вторых,
повышает
образовательные
возможности
страноведения как учебного предмета. Поэтому воспитатели очень серьезно
относятся к игре как к важнейшему средству воспитания ребенка, детского
коллектива. Цели,
которые
ставят
перед
ребёнком
взрослые,
для
него
слишком
абстрактны,
поэтому
всё
обучение
вынуждено
строится
как
уд о в л е т в о р е н и е
п о з н а в а т е л ь н ы х ,
и г р о в ы х ,
л и ч н о с т н ы х ,
психофизиологических
потребностей
и
возможностей
ребёнка.
Игра
для
детей - это способ познания окружающего мира. Для детей дошкольного
возраста игры имеют исключительное значение: игра для них и учеба, и труд,
и серьёзная форма воспитания. Никакой другой материал не обладает таким
обучающим потенциалом, как игра.
С помощью игры дошкольники открывают для себя новые познания о
мире, узнают культуру и традиции других народов, но это не самое главное.
Суть в том, чтобы ребенок понял, как удивителен и прекрасен мир и в
дальнейшем тянулся к последующим знаниям самостоятельно. Правильно
организованное страноведческое дошкольное образование дает возможность
детям выявить социокультурные ориентиры, которыми они в последующем
смогут
пользоваться.
Основными
компонентами
формирования
страноведческой
культуры
дошкольников
в
процессе
познания
культуры
народов мира являются:
- познавательно-нормативный (представления о культуре своей страны;
культуре других народов, стран; знания в области норм поведения, общения в
соответствии с культурой общества (общее и специфическое));
- эмоционально-ценностный;
- коммуникативно-творческий (соблюдение правил взаимодействия в
повседневной
практике
общения,
владение
средствами
общения;
знание
иностранного языка в соответствии с возрастом и задачами воспитания);
творческое применение познаваемого в продуктивной деятельности.
Формирование
страноведческой
культуры
у
детей
старшего
дошкольного возраста – одна из главных задач в детском саду. Закладывать
основы страноведения, воспитывать толерантность, необходимо начинать с
дошкольного
возраста,
когда
у
детей
только
начинает
формироваться
характер, отношение к миру, окружающим людям.
Таким образом, результаты работы позволяют сделать вывод о том, что
использование
игры
в
формировании
страноведческой
культуры
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
является
эффективным
инструментом.
Дошкольники расширяют свой кругозор с помощью игры в путешествия по
миру.
Библиографический список
1. Ашиков, В. «Азбука мира»: программа воспитания толерантности и
основ
культуры
мира
для
детей
ст.
дошк.
возраста
/В.
Ашиков,
С.
Ашикова //Дошкольное воспитание. –2006. - №4.
2.
Вострухина,
Т.
Формирование
толерантности
у
участников
педагогического процесса /Т. Вострухина //Дошкольное воспитание. – 2010. -
№3.
3 . Гареева А. М., Данилова Ж. В. Игровые занятия для языкового
развития детей. Средняя группа / под редакцией доктора педагогических
наук, профессора В.Ф Габдулхакова. – М.: Национальный книжный центр,
2012.
4. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском
саду». – М.: Линка-Пресс, 2003.
5.
Орлова,
М.
Формирование
толерантности
у
дошкольников
/М.
Орлова //Дошкольное воспитание. 2003. - №11.
6. Почухаева. М. Первые шаги к толерантности: [современные подходы
к воспитанию толерантного сознания у дошкольников] /М. Почухаева, О.
Лисютенко //Школьный психолог. – 2009. - №20.
7. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию
памяти, внимания, мышления у дошкольников. - М.: АРКТИ, 2008.
8. Федоскина О.В. Педагогические средства социокультурного развития
младших школьников в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук. М.,
2004. 245 с.